22 ДЕК, 11:50 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


МАКС-2015. Что показал российский авиасалон вопреки санкциям?

1 Сентября 2015 9662 1 События и факты
МАКС-2015. Что показал российский авиасалон вопреки санкциям?

30-го августа в подмосковном Жуковском завершился очередной XII авиасалон МАКС-2015. Посетители отмечают более скромную экспозицию и состав участников, нежели на предыдущих авиасалонах МАКС-2013 и МАКС-2011. Санкции сыграли в этом определенную роль, но только ли в них дело?

Чем богаты, тем и рады

Первое, что отмечают посетители МАКС-2015, – это потеря в зрелищности по сравнению с предыдущими МАКС-ами. В небе зрители могли наблюдать лишь технику преимущественно российского производства. Из иностранцев можно было увидеть Airbus A350 и китайский «Юнь-12F», из пилотажных групп – латвийскую «Baltic Bees». Не было французской, итальянской и китайской пилотажных групп. Хотя китайский павильон был существенно больше, нежели в прошлый раз.
Всего в МАКС-2015 участвовало 760 компаний. Из них 609 – российские, а 151 – иностранные. Ряд стран – Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания – в этом году отказались от павильонов, хотя в авиасалоне участвуют некоторые компании из этих стран: Bombardier, Lufthansa Technik, Rolls Royce, Pratt & Whitney и пр.
Из новинок можно отметить продукцию корпорации «Тактическое ракетное вооружение», представившей целую линейку новых авиационных ракет с очень серьезными характеристиками. Планируется, что через 2–3 года эта техника будет запущена в крупносерийное производство и принята на вооружение. Впервые на МАКС-2015 были показаны комплексы систем радиоэлектронной борьбы, созданные в России. Они стали поступать на вооружение ВС РФ в этом году.
Из гражданской авиации единственным самолетом, находящемся в крупносерийном производстве, был Сухой Суперджет 100.

Посчитали – прослезились

Открывая авиасалон, президент РФ Владимир Путин анонсировал подписание крупных соглашений. В тот же день был подписан контракт между Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) на поставку 32 Сухой Суперджет 100 с опционом еще на 28 машин.
Общая стоимость контракта с учетом опциона – 2 млрд долларов. Лайнеры будут передаваться в аренду российским и зарубежным перевозчикам, среди которых авиакомпании «Ямал», «Red Wings», «Якутия», «Тувинские авиалинии», «Бурятские авиалинии», а также SCAT из Казахстана.

Внешэкономбанк договорился с авиастроителями о финансировании поставок десяти SSJ 100 мексиканской авиакомпании Interjet, Аэрофлот также высказал намерение купить 20 Суперджетов. Однако чтобы достичь запланированного выпуска 60 машин в год, этих объемов все же недостаточно. И тут ситуацию может исправить разве что возможное подписание контракта с Ираном на 100 Суперджетов в случае снятия со страны санкций.
В целом же количество подписанных контрактов на гражданскую авиатехнику, по сравнению с МАКС-2013, упало почти в пять раз: 60 против 278. А выручка ОАК снизилась с 9 млрд долларов до 2 млрд долларов.
И если ситуация с поставками авиатехники для нужд ВС РФ выглядит удовлетворительно, то с гражданской авиацией дело обстоит гораздо сложнее.

Как так получилось?

Во времена СССР парк машин советского производства осуществлял до 30% мировых авиаперевозок. Но с распадом империи позиции эти были утрачены. Авиапром теперь уже России постигла та же участь, что и остальные отрасли экономики (кроме, разве что, добывающих) – деградация. Причин тому множество: и общий разрыв наработанных связей, и отсутствие финансирования, и лоббирование частных (в том числе иностранных) интересов в ущерб российскому производителю.
Так, например, в разгар кризиса 2008 года генеральный директор компании «Сибирь» Владислав Филев сообщает, что компания полностью отказывается от эксплуатации отечественных самолетов в пользу авиатехники западного производства. В целях экономии. А причина тому – дороговизна топлива. Это в нефтедобывающей стране. В результате, активный флот «Сибири» сокращается более чем наполовину. «На прикол» становятся все лайнеры отечественного производства, менее экономичные по заверению перевозчика. Компенсировать единовременный отказ от такого обширного парка «Сибирь» сможет с помощью «код-шеринга» (соглашения о совместном выполнении рейсов), заключаемого с иностранными перевозчиками.
И какое решение принимает в этой ситуации правительство? Пытается разобраться с необоснованно растущими ценами на топливо? Отнюдь. Решено «.кредитовать за счет госсредств приобретение топлива и вообще осуществление всей текущей деятельности авиакомпаний-перевозчиков». Вот так..
А вот Аэрофлот в 2006 году покупал импортную авиатехнику, потому что 57% доходов компании на тот момент составляли доходы от продажи билетов за рубежом, т.е. основными пассажирами Аэрофлота являлись иностранные граждане, а они ориентированы на зарубежные самолеты. Достаточная это причина чтобы угробить собственный авиапром? Несомненно.
«К сожалению, даже наши новые самолеты, выпускаемые на наших заводах, имеют определенные проблемы, и я недавно убедился в этом на личном опыте», – заявил Дмитрий Медведев и потребовал от производителей начать «вкалывать, а не деньги требовать». Таков был общий тон заседания Совета безопасности, на котором в 2011 году обсуждалось финансирование и развитие отечественного авиапрома до 2020 года.

Тем временем

В том же 2011 году, когда руководство нашей страны проявляло заботу о здоровье граждан, отказываясь покупать самолеты российского производства, США заключили с Китаем контракты на 45 млрд долларов. И среди них – поставка 200 самолетов производства американской компании Boeing на общую сумму в 19 млрд долларов. Не менее успешно продвинули американцы свою авиацию в Индонезии и других странах региона.
Да и на сегодня у Boeing планы в отношении Китая наполеоновские. Авиастроитель прогнозирует, что Китай за 20 лет закажет 6330 самолетов на сумму 950 млрд долларов, сообщает «Чайнадейли». А по данным Reuters, в текущем году авиакомпания Hainan Airlines (Хайнаньские авиалинии) планирует купить у Boeing 30 пассажирских самолетов B787-9 на сумму порядка 7,7 млрд долларов.

А у нас санкции
Что же касается российского авиапрома, то наше печальное положение стало хорошо понятно в истории с Добролетом, когда прошлым летом «единственная низкобюджетная авиакомпания России "Добролет" приостановила продажу билетов и полеты по всем внутренним направлениям.. Европейцы аннулировали заключенные с авиакомпанией договоры лизинга на самолеты Boeing 737−800NG. Кроме того, западные партнеры приостановили техобслуживание, страхование воздушных судов, а также отказались предоставлять аэронавигационную информацию», – сообщило издание «СвободнаяПресса».

Как говорится, «легким движением руки». Да, в тот момент нам удалось решить проблему путем подключения другой «дочки» Аэрофлота – компании «Оренбургские авиалинии». Но уровень зависимости от «доброй воли» зарубежных «партнеров» стал очевиден. И насколько серьезна и чем чревата такая зависимость подробно объяснил в интервью этому же изданию председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.«Тотальная эксплуатация западных воздушных судов привела к полному разрушению российского гражданского самолетостроения. За счет самолетов западного производства мы обеспечиваем 95% пассажирооборота..Обслуживание "Боингов" и "Эйрбасов" осуществляется на Западе. Оттуда же поставляются и комплектующие, там происходит подготовка пилотов. В случае с "Добролетом" западная организация, которая уполномочена поддерживать летную годность судов, просто отказалась это делать», – говорит Олег Смирнов. И история с Добролетом – лишь «предупредительный выстрел».
Что делать?
Производство судов гражданской авиации, за исключением Суперджета, измеряется единицами в год. Говорить о полном импортозамещении тут не приходится – по крайней мере, за ближайшие пару лет. Но и говорить, что ситуация совершенно безнадежна, тоже несправедливо: дело в том, что западные производители так же зависят от нас в поставках титановых и композитных деталей для своей авиатехники. И чрезмерное «увлечение» санкциями может нанести существенный ущерб обеим сторонам.
На сегодняшний день мы имеем единственный крупносерийный самолет – Суперджет. Да, он создавался как совместный проект с итальянцами для европейского рынка, при этом проиграл тендер на поставку даже в самой Италии. Да, он на 80% состоит из западных комплектующих и за время существования проекта успел «освоить» несколько бюджетов. И разработкой почему-то занимается КБ, которое к гражданской авиации не имеет никакого отношения, при том, что не у дел оказываются всемирно известные Ильюшин, Туполев и т.д. Вопросов больше, чем ответов. Но ничего другого в достаточных количествах мы на сегодняшний день предложить ни своим, ни иностранным авиаперевозчикам не можем. И в связи с этим обстоятельством «разворот на восток» – мера необходимая. Кроме поставок Суперджета, развивается проект с Китаем по созданию двухдвигательного лайнера на 250-300 пассажиров, более чем наполовину состоящего из композитных материалов и способного выполнять полеты на расстояние до 12 тыс. километров, а эта машина уже может стать конкурентом Boeing 787 Dreamliner и Airbus А350. К совместным разработкам проявляют интерес и Индия, и Турция, и другие страны. Так, с Индией у нас есть два базовых совместных проекта в самолетостроении. Это истребитель пятого поколения и «ЭмТиЭй» – многофункциональный транспортный самолет.
Также весной этого года правительством было принято решение выделить из бюджета 27 млрд руб. на поддержку российских компаний, занимающихся авиализингом. И это должно способствовать уходу от валютной формы лизинга, принятой у наших лизинговых компаний.
Да, работа предстоит колоссальная, но, как известно из нашей же истории, все возможно. Была бы на то политическая воля.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
О
07.09.2015 0 0
Олег:

Не сразу Москва строилась. Наверстаем ещё и обгоним.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more