Налоги, инфляция и другие причины, по которым бензин в России будет дорожать и окажется в дефиците
Резкий рост розничных цен на бензин с начала лета стал рекордным с октября 2014 года, когда вмешаться в ситуации пришлось президенту и своими словами опустить цены. Почему на этот раз топливо дорожает столь стремительно?
Где и как растет цена
Президенту Владимиру Путину стоило бы, как и в декабре 2014 года, обратить внимание на резкий рост стоимости автомобильного бензина, который продолжается почти месяц и уже становится «политически нежелательным». По данным Росстата, за прошедший месяц цены производителей бензина выросли на 10,5% (с начала года рост на 21,8%). Это можно считать рекордом после мартовского повышения на 8,2%, а также приближением к пику октября 2014 года.
Неожиданный скачок оптовых цен в июне-июле раньше ожиданий привел к росту стоимости бензина в рознице – аналитики прогнозировали его на конец августа – начало сентября. В правительстве также предполагали другие темпы роста. Первый вице-премьер Аркадий Дворкович в январе говорил о повышении цен на бензин и дизтопливо в пределах 10% по итогам года. Возможно, тогда еще сохранялся эффект от возмущения президента.
Но в июне Росстат фиксировал подорожание АИ-76 и АИ-80 на 16,7%, АИ-95 на 10,6% и АИ-92 на 10,3%. Рост потребительских цен на бензин в первом месяце лета был отмечен в 72 регионах России. Наибольший показатель зафиксирован в Республике Тыва – 5,8%. В Москве он составил 1,2%, в Санкт-Петербурге – 0,4%. В Чеченской республике и Волгоградской области произошло снижение на уровне 0,3%.
Что влияет на цены
На стоимости бензина в рознице, прежде всего, сказалось поднятие цен производителями. Так, например, в Ленинградской области цены нефтеперерабатывающих заводов выросли на 3,2%, а в Омской – на 17,3 процента. В то же время в Тюменской и Сахалинской области, а также в Якутии цены остались на уровне мая 2015 года. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что повышение оптовых цен происходит потому, что вертикально интегрированные компании сами добывают, производят и сбывают топливо. Но на самом деле это результат налогового маневра в нефтяной отрасли, который повышает стоимость добычи и переработки, но стимулирует чистый экспорт.
Регулятор призвал нефтяные компании увеличить отгрузки бензина мелкооптовыми партиями независимым трейдерам. В противном случае ФАС пригрозила антимонопольными расследованиями, но законного рычага, чтобы повлиять на компании, у регулятора нет. Особые претензии у регулятора нашлись к «Башнефти», которая сократила переработку на 18% в пользу экспорта нефти. В связи с этим ФАС подготовила документы для возбуждения дела. В «Башнефти» ответили на это увеличением переработки на 200 тыс. тонн в июле.
Однако подорожание идет по всей цепочке – от скважины до пистолета бензоколонки. Цены производителей нефти только за июнь выросли на 6,8% (с начала года на 45,4%). И это несмотря на тот факт, что стоимость марки Brent снизилась за тот же период на 3%. Здесь нужно снова обратиться к налоговой составляющей и понять, почему падение цен на нефть не делает бензин дешевле.
Российский топливный союз (РТС) в начале 2015 года подсчитал, что 60% розничной цены бензина приходится на платежи государству (НДПИ, акциз, НДС – 23,12%, 17,09% и 20% соответственно). При этом до 2018 года в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли НДПИ вырастет в 1,7 раза. Как отметил вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев, России грозит дефицит бензина «в результате налоговой политики, которая стимулирует отказ от переработки в пользу максимизации экспорта. Эту модель запустили наши регулирующие ведомства». Растет и стоимость перекачки топлива по трубопроводам – 0,8% за июнь (с начала года 4,4%).
Следующее звено – розница. По оценке компании «Алгоритм. Топливный интегратор», доходность розничной торговли бензином снизилась с 25 до 10%. Согласно подсчетам РТС, затраты на содержание заправок составляют 7,60% стоимости литра бензина. Как отмечает аналитик АТИ Виктор Костюков, 10% – это граница рентабельности АЗС. Поэтому заправочные станции также будут поднимать цены.
Кроме производства и сбыта на конечную цену влияет инфляция. Если в 2014 году при годовой инфляции в 10% рост цен на бензин составил около 3 руб. за литр, то при ожидаемой инфляции около 15% годовой прирост цен не может быть меньше 3 руб., отмечает Костюков. Поэтому до конца года бензин может подорожать еще на 2-2,5 руб. за литр.
Дополнительный фактор роста цен на бензин – превышение спроса над предложением, которое наблюдается на бирже СпбМТСБ. По словам начальника управления контроля ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, россияне стали больше путешествовать по стране на собственных машинах, что привело к повышению спроса. Вдобавок к этому на ремонт ушли несколько НПЗ, а Белоруссия – крупный поставщик бензина на российский рынок – из-за девальвации рубля и внутренних цен, которые не соответствуют экономике местных предприятий, с мая почти не экспортировала топливо в Россию.
Сложившиеся в последнее время высокие цены на российском рынке снова сделали его привлекательным для Белоруссии, и страна в июле экспортировала 94 тыс. тонн АИ-92. Но если по АИ-92 для белорусских производителей сложился паритет с экспортом в другие страны – 38 тыс. руб. за тонну, то с АИ-95 – 41,75 тыс. руб. – его пока нет и им выгоднее направлять топливо на иные рынки.
Чем утешиться
Государственное рейтинговое агентство РИА Рейтинг бодро сообщает, что цены на бензин в России на начало второго полугодия остаются самыми низкими среди 33 стран Европы. Так, к примеру, если в России литр АИ-95 стоил в начале июля 35,7 руб., то в Нидерландах в пересчете на российский рубль он обошелся бы в 103,9 руб. Аналитики агентства отмечают, что в первой половине текущего года цены на топливо росли по всей Европе «вслед за увеличением цен на нефть».
По видимости, россиян должно успокаивать, что в соседнем Казахстане АИ-95 стоил в начале июля 39,2 руб. за литр, а в Белоруссии средняя цена составляла 43,6 руб. Но в то же время Казахстан обошел Россию по стоимости дизельного топлива – 29 руб. за литр против 34,6. Отдельно отмечается, что быстрее всего бензин дорожал на Украине, где цены с начала года выросли на 21%.
Но Россия все стремительнее движется в сторону Европы. В рамках налогового маневра снижаются вывозные пошлины на нефть, что подтягивает внутренние цены на нефтепродукты к европейскому уровню. Кроме того активно идет дискуссия о переходе на новый класс топлива – «Евро-5». Ожидается, что переход к новому экологическому стандарту произойдет в 2016 году. «Удорожание бензина никак не связано с переходом на потребление более высоких экологических классов автомобильного бензина», – заверяет министр энергетики России Александр Новак.
Тем не менее ряд аналитиков сомневается, что перейти удастся в следующем году. Это объясняется тем, что не все крупные компании успели модернизировать свои НПЗ, а без их участия рынок бензина может недосчитаться 2 млн тонн топлива. Но в Минэнерго все же собираются оценить баланс автомобильного топлива на следующий год. Если бензина «Евро-5» окажется недостаточно, то будет разрешено хождение четвертого класса, заверяют в министерстве. При этом в ФАС уже готовы просить правительство о продлении оборота «Евро-4» на 2016 год. Это как минимум поможет сдержать рост в 2016 году, а пока аналитики не видят ни стабилизации текущего роста, ни тенденций к снижению цен.
Написать комментарий
Ну вот и хорошо успокоили россиян, а то мы то думали что уж совсем все плохо, оказывается в Европе цены выше и нам есть еще куда стремиться в этом вопросе, только вот почему то ни чего не говорят про европейские зарплаты и пенсии. Интересно когда в России так оперативно начнут подтягивать их к уровню европейских ?