14 НОЯ, 19:24 МСК
USD (ЦБ)    98.3657
EUR (ЦБ)    104.2901


Зачем Россия отдает Забайкалье в аренду Китаю?

25 Июня 2015 10075 82 Экономика
Зачем Россия отдает Забайкалье в аренду Китаю?

Предоставление дальневосточных земель в аренду Китаю набирает все большие обороты. Что дает это экономике региона? В чем особенности сотрудничества с Китаем? Каковы итоги многолетнего опыта России и других стран мира?

Сотни тысяч гектаров – на 49 лет

В начале июня 2015 года правительство Забайкальского края подписало протокол о намерениях с Huae Xingbang («Хуаэ Синбан», 100-процентной «дочкой» китайской компании Zoje Resources Investment). Согласно документу, 115 тыс. гектаров залежных земель и пастбищ в Нерчинско-Заводском, Улетовском, Сретенском, Шилкинском районах и на территории Агинского Бурятского округа, а также Могойтуйская промзона будут сданы в аренду на 49 лет для реализации животноводческих проектов и выращивания кормовых, зерновых, масличных и других культур, а также лечебных трав для фармакологии. Соответствующий договор может быть подписан уже весной 2016 года. Если дела пойдут успешно, то с 2019 года компания возьмет в аренду еще 200 тыс. гектаров. Все вместе составит почти половину территории каря.

Китайский инвестор готов вложить 24 млрд руб. – что составляет больше половины годового бюджета Забайкальского края. Ставка за гектар составит 250 руб., таким образом краевой бюджет ежегодно будет получать 28,8 млн руб. Помимо этого увеличатся и налоговые поступления, поскольку обязательным условием договоренностей является постановка создаваемых предприятий на налоговый учет по месту работы. Не удивительно, что такие инвесторы кажутся весьма привлекательными для края с дефицитом бюджета около 4 млрд руб.

«Речь идет в будущем о создании совместного предприятия. С нашей стороны – это земля, с их стороны – это деньги. С нашей стороны – жесточайший контроль за технологией возделывания», – пояснил губернатор Забайкальского края Константин Ильковский. Он пообещал также, что не менее 50% рабочих мест, созданных при реализации этого проекта должно быть предоставлено местным жителям.

Китайская сторона, впрочем, рассчитывает скорее на свою рабочую силу. «Важно понять, как стороны будут решать вопрос о внедрении высококвалифицированных китайских рабочих в Россию. Даже если будет использоваться современная техника и оборудование, все это очень трудоемко. Жителей в Забайкалье мало, есть серьезная нехватка рабочей силы. Если привлекать ее с европейской части страны, потребуется увеличение зарплат в несколько раз. Если не решить вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве не может быть и речи» – заявил старший советник Китайского института международных стратегических исследований Ван Хайюнь в «Газете Хуаньцю шибао».

Жители края к инициативе властей отнеслись настороженно. Собственники земель волнуются, что будет с их паями на сельхозземли. Главы поселений, мучительно изыскивающие средства на жизненно важные нужды муниципалитетов, аренду одобряют, но вовсе не единодушно. Есть и те, кто указывает на отсутствие у китайских инвесторов четких бизнес-планов и сомневается в их обещаниях. Настораживает недостаток информации. «Дьявол в мелочах. А детали сделки пока неизвестны. Например, непонятно, будет ли индексироваться арендная плата. Если она зафиксирована в рублях, то это провал. Мы не знаем, сколько будет стоить рубль через год, не говоря уже о 49 годах. Возможно, надо привязать аренду к доллару или к золоту. И второе: по-хорошему надо создавать с китайцами совместное предприятие. Земля была бы вкладом российской стороны, а прибыль при этом делилась бы поровну», – заявляет доктор экономических наук Никита Кричевский. Российские политики и экономисты считают, что привлечение китайских инвесторов может оказаться полезным, но площади, предлагаемые им в аренду должны быть гораздо меньше, а срок аренды не превышать 10 лет. Значительная часть россиян опасается, что ширящаяся аренда земель может послужить началом китайской экспансии, и рассматривает подобные сделки как торговлю родиной.

Правительство пытается успокоить население. «На сегодняшний день у нас около 40% земель сельхозназначения в целом не используется и не обрабатывается. И то, что сегодня такое большое количество земли в регионах, где эта земля не обрабатывается, берется другим государством в аренду, думаю, страшного ничего в этом нет», – считает председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков. Владимир Путин на недавнем ПМЭФ отметил, что России «сам Бог велел» сотрудничать с Китаем, поскольку мы соседи и отстаиваем общие ценности на международной арене. Глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что препятствий для освоения сельхозземель китайскими инвесторами нет, но сохраняется запрет на их работу в 200-километровой приграничной зоне. При этом он как-то упустил из виду, что в аренду передаются именно земли, примыкающие к границе. Общероссийский народный фронт привлечение инвестиций, в принципе, одобряет, но настаивает на публичном обсуждении вопроса. Минсельхоз на всякий случай решил подстраховаться и заявил, что о предстоящей сделке ему ничего не известно. Остается только удивляться смелости и инициативе губернатора Забайкалья. Который, в свою очередь, заверяет, что земля не передается никому в аренду, а с Китаем был совершен «обмен взаимовыгодными обещаниями».

Долгосрочное сотрудничество

Между тем, взбудораживший народ проект вполне укладывается в стратегию российско-китайского партнерства, которая реализуется уже давно – планомерно и без лишнего шума. Еще в 2009 году была принята Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009 – 2018 годы.

Документ предусматривает 205 ключевых совместных проектов в приграничных регионах двух стран. Практически все проекты на территории нашей страны основаны на добыче дальневосточного и восточносибирского сырья. Россия готова отдать в совместную разработку месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы станут создавать на северо-востоке своей страны производства олова, свинца, мебели, огнезащитных дверей, медных листов и кирпича. По сообщению представителей китайских властей, с разрешения правительств КНР и РФ китайские предприниматели могут открывать в России промышленные и сельскохозяйственные зоны, включая зоны обработки, разведения, строительства, вырубки леса и оптовых рынков.

Китай покупает российские месторождения. Еще в 2005 году, вопреки протестам местного населения, компании «Лунэн» было продано Березовское железорудное месторождение – всего за 315 млн руб.. Разработка его, вопреки условиям контракта, так и не началась, но сотрудничество продолжается. В марте нынешнего года вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что Китай может получить контроль над стратегическими нефтяными месторождениями.

В 2011 году Китаю было сдано в аренду под вырубку 1 млн гектаров леса. Рослесхоз выразил готовность предоставить китайской стороне любую информацию о запасах древесины в России, а также о способах ее освоения. По данным Природоохранной прокуратуры, под вырубку попало больше половины государственного лесного фонда Амурской области. По оценке Всемирного фонда защиты природы, вырубки такого масштаба угрожают исчезновением лесов. В 2013 году Государственная лесная служба Забайкальского края сообщила о передаче в аренду еще более 2 млн гектаров леса в Тунгиро-Олекминском районе (около 40% территории района) – снова вопреки многочисленным протестам местных жителей. На тот момент в аренде у китайских лесозаготовителей уже находилось около 40% территории Могочинского района, сроком на 49 лет, и около 9% площади Красночикойского района на 25 лет.

Российские сельхозземли еще в 2011–2012 гг. предлагались в аренду по смешной цене – 50 руб. за гектар. В 2010 году Китай арендовал в России 426,6 тыс. гектаров приграничных земель. Помимо этого 146,6 тыс. гектаров пахотной земли уже находилось в распоряжении администрации города Муданцзян. По данным «Синьхуа», всего за один год «владения» этого города в России выросли на 42%. Помимо этого, администрация Муданцзяна выступает также оператором 16 зерноперерабатывающих предприятий на Дальнем Востоке (от элеваторов до мукомольных предприятий). Народное правительство провинции Хэйлунцзян арендует на российском Дальнем Востоке 150 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, а в Еврейской автономной области – 430 тыс. гектаров.

Длительная аренда земли – 50 лет по умолчанию – была предусмотрена еще в 2012–2013 годах, когда Минэкономразвития предложило создать госкорпорацию по развитию Сибири и Дальнего Востока, с огромными полномочиями и без каких бы то ни было конкретных обязательств. От этой идеи правительству тогда пришлось отказаться – возможно, чтобы не возбуждать излишнее недовольство народа. Но основные положения перекочевали в принятый в конце 2014 года закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». По решению правительства РФ, ТОР создаются сроком на 70 лет, который может быть в случае необходимости продлен. Закон допускает принудительное изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, а также иного имущества в целях размещения объектов инфраструктуры ТОР. Получается, что право собственности на этих территориях фактически упраздняется – в интересах инвесторов. Объекты инфраструктуры ТОР могут размещаться и на землях лесного фонда. Инвесторы могут рассчитывать на субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам в размере до 100% от ставки рефинансирования. Для них предусмотрены льготные ставки арендной платы, налоговые льготы, особый режим государственного и муниципального контроля, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Помимо прочего, резиденты ТОРов смогут привлекать иностранную рабочую силу безо всяких квот и разрешений (статья 18).

Китайские методы

Собственных сельхозземель Китаю уже давно не хватает. Площадь их неуклонно сокращается как из-за роста городов и промзон, так и в результате истощения и загрязнения. Уровень использования химический удобрений китайскими аграриями – один из самых высоких в мире. Ежегодно около 12 млн тонн продукции, выращенной в стране, оказывается заражено тяжелыми металлами из-за общего загрязнения воды и почвы. По данным Комитета по вопросам народонаселения, ресурсов и окружающей среды Китая, еще в 2005 году 70% рек и озер считались загрязненными. В провинции Гуандун не загрязнено лишь 11% почвы. В районе озера Тай в дельте реки Янцзы загрязнена треть всех площадей, в провинции Хубэй заражено 40 тыс. гектаров – порядка 10% от общей площади.

В России результаты китайских сельхозпроектов тоже вполне ощутимы. Еще в 2011 году на совещании в Экспертном управлении администрации президента РФ была озвучена информация, что плодородная земля, побывавшая в аренде у китайских партнеров, находится в таком плачевном состоянии, что на ней не растут даже сорняки. В том же 2011 году площадь загрязненных земель в Красноярском крае увеличилась почти вдвое – до 1601 гектаров. В Приморском крае, по итогам 2012 года, 1,27 тысяч гектаров сельхозземель оказались заняты свалками; ущерб от деятельности одной только китайской агрофирмы, арендовавшей участок в 107 га, составил 158 млн руб.: содержание в почве пестицидов превысило предельно допустимую концентрацию в 2,4 раза. Результаты проверок Россельхознадзором китайских овощеводческих хозяйств в Краснодарском крае в 2014 году шокировали тогдашнего губернатора Кубани Александра Ткачева. «Практически китайские аграрии просто травили нашу землю и воду, производили опасные для здоровья людей овощи. Только в одном из районов края было выявлено 40 тыс. кв. м ядовитых китайских теплиц», – заявил он, добавив, что большинство китайских рабочих после окончания визы никуда не уезжают, пополняя ряды нелегальных мигрантов.

Китайская экспансия

Россия – далеко не единственная страна, где Китай скупает земли и ресурсы. Он планомерно осваивает Казахстан, проложив нефтепроводы и контролируя уже 40% добычи и переработки нефти. В ближайшие годы, если верить прогнозам канадской разведывательной службы (CSIS), Китай планирует «выкупить у Казахстана и работающих в республике иностранных компаний практически все месторождения нефти». Аренда сельхозземель в Казахстане тоже расширяется, хотя правительство и старается ее не афишировать. Утечка информации о возможной передаче в аренду 1 млн гектаров земель на юге страны, в самых густонаселенных областях, стоила кресла одному вице-министру, а президенту Нурсултану Назарбаеву пришлось сказать, что сделка отменена – впрочем, скорее всего, лишь на время.

Китайские компании увеличивают площади, арендуемые в Таджикистане – тоже, кстати, на 49 лет. На Украине срок аренды 3 млн гектаров, которые могут быть предоставлены Китаю, и вообще запредельный – 99 лет. Договор, правда, может быть расторгнут любой из сторон – но не раньше, чем через 50 лет. За аренду земель, сопоставимых по площади с Бельгией или Арменией, Китай заплатит 3 млрд долларов, а если спустя 50 лет договор будет продлен, то еще столько же.

С 2008 года Китай арендует земли в Танзании, Камеруне (10 тыс. гектаров), Зимбабве (100 тыс. гектаров), Конго (2,8 млн гектаров), Замбии (2 млн гектаров), Бразилии и Аргентине. И наши ближайшие соседи, и заморские страны объясняют выгоды столь сомнительных сделок одинаково: земли пустуют, денег нет, пахать некому – а тут такая польза. Без сомнения, дело это столь выгодное, что Эфиопия, даже несмотря на быстрый рост населения и острую нехватку продовольствия, продолжает за бесценок сдавать земли в аренду – пока, правда, не Китаю, а Саудовской Аравии.

Скупка или аренда сельхозземель практикуется не только Китаем, но и многими другими странами. Цель их – обеспечить свою продовольственную безопасность и наладить прямые поставки продовольствия в страну, чтобы снизить зависимость от международного рынка. Такая плантаторская неоколониальная политика не предусматривает ни создания рабочих мест для местного населения, ни внедрения современных технологий в местном агросекторе. Некоторые страны, такие как Новая Зеландия или Бразилия, уже поняли это и стараются ограничить аграрный аутсорсинг. Бразилия в последние десятилетия активно поддерживает и развивает аграрный сектор, и в итоге сегодня именно она является главным поставщиком продовольствия в Китай. Российское правительство, судя по всему, предусматривает для нашей страны совсем иной, африканский, путь развития.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
М
16.09.2023 1 0
МВ:

Ни в коем случае, ни какой аренды наших земель китайцами не должно быть. Что мы оставим своим потомкам? Наши предки, путем неимоверных трудов осваивали земли, сохранили их для нас, и мы не вправе разбазаривать за "стеклянные бусы и зеркальца" это народное достояние.

И
27.03.2023 0 2
Ирина:

а сдругой стороны посмотреть, то наши сами ничего не делают, и другим не дают делать. "Сам не ам и другим не дам." Дак пусть хоть люди китайские пользуются. мы та сами одеты во всё китайские вещи. Еще их же и обсуждаем.

А
23.10.2019 6 0
Александра:

Категорически нельзя допустить даже возможность аренды земель китайцами на 49 лет, в конце концов земля окажется в их полном владении и никогда не вернется обратно во владение России. Это настоящее завоевание земель без войны. Это ОГРОМНАЯ ОШИБКА. О КАКИХ 28,8 миллионах идет речь? Это разве деньги?! Это позор для России. Испокон веков все российские правители старались присоединять земли , а тут теперь раздаем задарма! Это ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Регионалтные власти этих областей срочно надо сменить, сбросить и назначить умных, экономически грамотных и настроенных патриотически

Ю
08.08.2019 3 0
Юрий хант.:

И какие выводы? Я думаю ой как дорого нам это обойдется. И не одному поколению.

S
10.11.2018 2 0
s:

Зачем Россия отдает Забайкалье в аренду Китаю? Просто расселяются евреи. В природе ничто никому не принадлежит. Кругом одни евреи. Даже канадский флаг стилизованная Менора.

Т
16.07.2018 7 0
Татьяна:

Будет все очень плохо потому, что мы много болтаем, возмущаемся и ничего не делаем. Власть привыкла к нашей покорности и раболепству. Мужики, хватит пить, пора что то делать!!!

Т
09.06.2018 4 0
Татьяна:

Страшно и обидно что в нашей стране нет настоящего хозяина.ведь наша страна это наш дом ,который рушат растаскивают по кусочкам .а чиновники способствуют этому .

О
09.06.2018 5 0
Оксана:

Танзания, Камерун, Конго, Замбия??? Танзания - 67,9% населения за чертой бедности; Камерун - 30% уровень безработицы; Конго - уровень безработицы 53%; Замбия - 60,5% населения за чертой бедности. Нам готовят ту же участь? Я голосовала за ВВП. Сейчас уже очень жалею об этом. А не нужно ли нам было обратиться к мировому опыту развитых стран, а не отсталых и развивающихся? Жесточайший контроль за китайцами с нашей стороны? И это говорят те, кто пишет законы для своего личного обогащения? Контроль будет только один - вовремя переведенное на счета чиновников бабло с китайской стороны! И еще, как и в каких объемах в договорах с Китаем прописаны ответственности сторон? Имеем ли мы право досрочно разорвать договор при невыполнении Китаем этих обязательств (например, при отравлении земель). Почему такие договора не выносят на референдумы? Ответ простой - народ не согласиться. "Утром мажу бутерброд - сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло и компот не льется в рот" (Л. Филатов)

Б
22.03.2018 8 0
Болотова Дора Михайловна:

Скоро Китай завладеет Забайкальем!!! Отравит все вокруг, вырубит весь лес, все чем мы гордимся, славимся все что нам оставили наши деды все отдали им!!! Сами выживаем растим детей на копеечную зарплату, наши природные ресурсы все что осталось в нашей стране!!! И это продали!!! Слов нет одни маты лезут из уст!!! А они потом на нас войной пойдут! Тогда что за 49 лет весь Китай будет в нашей стране!!! Рукой махнуть! Очень жалко, сердце болит за природу, видя какими массами вывозят леса!!! Ведь Ванга все это предсказала, что часть России будет их, что война будет. За детей страшно!!!

С
14.03.2018 4 0
Сергей:

Чиновники,просрали всю страну,и сколько ещё это будет длиться?

В
25.02.2018 6 0
Виталий:

И вообще, за последние 15 лет весь БЕСПРЕДЕЛ с Улиц ушел во власть!!! Ни одного обещания не было выполнено!!! Только пыль в глаза пускают перед выборами! За что же воевали наши ПРЕДКИ??? КОГДА ВЛАСТЬ НАСЫТИТЬСЯ????? КОГДА ЖЕ НАЧНУТ ДУМАТЬ О СВОЕМ НАРОДЕ???????? МОЖЕТ ИМ ПОРА ЗАКОНЧИТЬ ИГРУ В МОНОПОЛИЮ???!!! И К СЛОВУ: КИТАЙЦЫ БЕРУТ РОСИЯН НА РАБОТУ НА ПЕРВЫЙ ГОД, ПОКА ОФОРМЛЯЮТ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СВОИХ, А ПОТОМ ТАК ЖЕ УВОЛЬНЯЮТ РОССИЯН ЗА НЕ НАДОБНОСТЬЮ И ЭТО большая РЕАЛЬНОСТЬ!!! Очень скоро Китайцев в России будет больше чем РОССИЯН!!! Власти завышают цифры о рождаемости и Молчат о невероятной СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ о приславутых Вирусах и тд, !!! Когда же наконец Россию возглавит настоящий хозяин дома??? Человек ценящий своё слово и который будет сдерживать его и свои обещания!!! Мужик сказал, мужик сделал!!!

В
25.02.2018 5 0
Виталий:

Власти и не планировали жить в России, поэтому им плевать что будет с землями и населением!!! Наши же власти истребляют в первую очередь пенсионеров и наших детей Пищей качество которой почему то НИКТО из Всемогущих не может контролировать! Зачем им париться, они не знают вкуса с прилавков народных магазинов!!! Плюс завышение цен и нищие пенсии и ЗП, работы нет!!! Ощущение что реальной картины никто не хочет замечать!!! Попробовали бы сами хоть неделю прожить на прожиточный минимум питаясь из общественных магазинов или своим детям питания купить с памперсами этого же качества на 590 руб! Властям нужна страна рабов и только!!!

Л
18.02.2018 7 0
Людмила:

Я считаю:"Это предательство по отношению к России и к народу"

С
13.02.2018 1 3
Свектлана:

По большому счёту, разве мы хорошие хозяева? Не берегли мы эти земли - просто рук и кое-чего ещё не хватало, и сейчас не хватает. А китайцы - дети природы, не очень рачительные, к сожалению. А им-то где жить и чем кормиться? Со временем, когда поймут, что это и их планета, надеюсь, станут заботливее.

И
08.02.2018 4 0
Иван:

Я думаю что нас продают.Те кто думает не о родене а о своём кормане. Это верхние эшелоны власти у которох нет совести и патриотизма. Я не понимаю куда смотрит наш призедент.У меня создаётся впечатление что Курильские острова продали японцам род придлогом совместного развития а Дальний Восток и Забайкалье и Сибирь Китайцам

О
05.02.2018 1 0
Олимпиада:

Господи помоги Нам уцелеть. Как страшно.китайцы ? Я их очень боюсь. Они просто чужие. Землю губят. Как саранча.Как же в СССР земли леса все сохранили. А почему не бережом сейчас. Ужас. что дал ь. ше будет.

В
19.01.2018 3 0
ВЛАДИМИР НЕПОМНЯЩИЙ:

Просто едет захват Русской Земли без всякого военного вторжения извне . И косоглазые купят у русских и бурятских продажных олигархов всю Благодать Божью Матушку Землю с Красавцем Байкалом . Уже давно всем СМИи ТВ про Республику БУРЯТИЮ не говорят ни чего, даже погоду говорят про Читу и сразу же Иркутск.

Т
06.09.2017 1 0
татьяна:

предатели

В
05.08.2017 6 0
вячеслав:

Солженицын сказал: Большего вреда чем нанес нашему Отечеству Ельцин ,не один правитель за всю историю России,все только умножали и прибавляли территории,а нынешние продолжают сдавать в аренду земли за мизерные цены на 50 лет не считаясь с мнением народа и зная что после китайцев эти земли на многие поколенья будут непригодны для ведения земледелия,а леса превратятся в пустыни!!!

О
11.07.2017 5 1
Ольга Л.:

Путин с Медведевым набивают карманы, им все равно что будет через 49лет ведь их уже не будет. А что будет с нами им глубоко наплевать.

С
05.07.2017 10 0
Сергей:

Только лишенные разума и предатели могут торговать своей родиной. И почему бы Путину и прочим из нашей элиты не сдать свои собственные земли на 49 лет китайцам в аренду. Кто вообще и на каком основании имеет право сдавать земли страны принадлежащие народу? Они вообще народ спросили? Есть много способов как привлечь своих фермеров и население к эксплуатации пустующих земель и получать с них прибыль. А готовую продукцию продавать тем же китайцам, что намного выгодней. Почему не предлагают своим фермерам и населению осваивать эти земли на льготных условиях?

Л
04.06.2017 6 1
Любовь:

У власти -враги народа и страны. "Крысятник" - за решетку, России - адекватное, грамотное, честное правительство.... И в светлое будущее.

Л
01.06.2017 11 0
Людмила:

Путин,ты что творишь? Тебя проклянут потомки...опомнись.

В
14.05.2017 7 1
Василий Теркин:

пройдет 50 лет и эти земли Россия уже не получит и Путина с Медведевым тогда не будет.

Н
28.04.2017 12 0
НИКОЛАЙ:

Дорогие земляки!Не пускайте китайцев в наши земли!!!Они уничтожат вс е на корню-им нужна сиеминутная выгода, а что останется нашим детям и внукам?Политика Путина и Медведева любой ценой приобрести сторонников своей политики...Они готовы за бесценок продать/ОТДАТЬ/любые наши территориитолько бы заручиться "дружбой".Бюджет трещит по швам,поступлений нет,процветает воровство и казнокрадство,а наши олигархи жируют...Не думайте что китайцы принесут новые технологии в наше производство,и не один русский не будет работать в созданных китайцами предприятиях...Они временщики .где бы они не находились-только выгода!Создавайте такие условия для китаез,чтобы они бежали без оглядки снаших земель!И да поможет вам БОГ!

С
07.04.2017 3 0
сергей:

рыба гниет с головы и россия исчезает со столитсы

Ш
01.03.2017 10 0
Шабанов Юрий :

Лучше Москву сдавать в аренду лет на пятьдесят а Сибирь пока сама себя кормит и Москву тоже.

К
08.02.2017 4 0
Крулевская Татьяна:

Нет настоящих хозяев на этой земле!

Р
28.01.2017 3 0
Раб Божий:

А почему эта так заботливая наша власть Москву и Питер не здают. Да и ещё пускай кормятся от аренды земель, а с бюджета наши с вами народные деньги, пускай не воруют не на сытные!!!

Д
30.12.2016 10 0
Денис:

Да! Специально развалили леспромхозы! Китайцы теперь рулят! Почему-то не так давно лес готовили сами и экспорт и для себя люди работали строились клубы детсады итд да все строилось теперь не выгодно стало....! Забайкальский край как колония стала! Людям за то живущим в деревне даже деляну леса с трудом дадут выписать о чем речь! О какой пользе где она на конкретном примере покажите.....! Согласен на столь долгий про и на таких условиях тренда это полный маразм!!!!!!!!!

В
16.09.2016 21 3
Виталий:

Голосуйте за Единую Россию и наши внуки будут жить в великом Китае и говорить по китайски

З
15.05.2016 0 0
ЗАБАЙКАЛЕЦ:

Наблюдая за тем, какое стало отношение с "Верхов" в отношении к населению Забайкалья - земли готовят к ПРОДАЖЕ..., народ в рабство, если не успеют к тому моменту сбежать с РОДНОЙ ЗЕМЛИ!...

З
15.05.2016 12 1
ЗАБАЙКАЛЕЦ:

Наблюдая за тем, какое стало отношение с "Верхов" в отношении к населению Забайкалья - земли готовят к ПРОДАЖЕ..., народ в рабство, если не успеют к тому моменту сбежать с РОДНОЙ ЗЕМЛИ!...

З
09.04.2016 22 1
Землемер:

Россиянам аренду на 49 лет не разбежались давать, а китайцам, смотри-ка ты, пожалуйста! Продажное правительство.

С
23.03.2016 7 4
Святобор:

Во всем виноват народ. В России по всем городам организуется Совет Народной власти. Всем нужно поддерживать и участвовать в данных советах. Народ - власть принадлежит народу, Конституция РФ ст.3.

Е
03.03.2016 15 0
Елена:

Китайцы уже наарендовали Краснодарский край, и после их аренды Черноземье засветилось белой соленой корочкой, а про Красноярский край и говорить не приходится!!! А Забайкалье - это ж таблица Менделеева вся, как на ладони! Они из-за неё камня на камне не оставят там, перероют, как кроты, а засыпать да облагораживать не станут. Ведь это же не их, чужое... И превратится все Забайкалье в рудник "Хапчеранга", который в годы войны 80% олова давал стране, а люди там и в близ лежащих селах до сих пор вымирают от пыльных бурь тяжёлых металлов. И, ведь, никто им никаких льгот не дает. Это только Хиросиму, Нагасаки и Фокусиму мы отлично знаем и видим, а что у себя творится и может произойти не замечаем. Слишком уж это близко - все расплывается в глазах от предвкушения дивидентов за аренду! На дворе 21 век, а мы все живем по русским поговоркам "В своем глазу бревна не вижу, а вот в чужом - иголку я узрю", "Лишь бы мне было хорошо, а после меня - хоть потоп", а уж русский АВОСЬ - так и, вообще, бальзам на душу!

В
19.02.2016 19 1
вова дурак:

Вова продал родину

А
18.02.2016 9 1
александр:

нам нужен жесткий но справедливый президент. если бы им был я , первое что бы я сделал это ввел смертную казнь за коррупцию, как в Китае и вообще пересмотрел конституцию по многим пунктам, а то вообще народ бояться перестал, уже итак разворовали много. Расхитителям РОССИИ сметрь

С
16.02.2016 6 1
Сергей:

Аляску давайте вернем , тоже сдали на 100 лет, а возвращать не кто не собираетса

В
06.02.2016 5 1
вова:

а кто вас спрашивать будет россияне, ваш вождь как делает, свое где-то отдает, а чужое КРЫМ ДОНБАСС АБХАЗИЯ ОСЕТИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЕ ворует, у других стран, позор вам.....

Ф
30.01.2016 12 1
Федосеева Анна Михайловна:

Я категорически против того, чтобы давать землю китайцам в аренду!!!! Они уже отравили наши земли, выращивая свои овощи!!!! Уже есть опыт! Например, в Бурятии, там, где были их теплицы 100 лет ничего расти не будет! А контролировать их никто не будет, это у нас так принято!!!Почему не спрашивают у народа, согласны ли мы?! Да их близко не надо допускать до наших земель!!!! Они быстро здесь создадут семьи и расплодятся!!! А потом вправе будут сказать, что это их земля! Как это не понимает президент и правительство?! Я просто в шоке!!! Я думала это очередная утка, пиар -ход против президента!!!

А
17.01.2016 11 0
андрей:

я против продажи русских земель. но нас еденицы, говоришь людям, а люди не верят.

В
08.01.2016 13 1
ваня:

вот истенное лицо путина предки веками собирали . мало таго вор на воре так земли стали раздавать.

З
19.12.2015 6 4
Зыкова Светлана Ивановна:

Я уважаю нашего президента и согласна с внешней политикой им проводимой. Но такой расклад об аренде забайкальских земель меня встревожил. Я думаю ни один русский человек с этим не согласен. Многие из нас деградировали на фоне внутренней политики, но патриотические чувства в нас не умерли. Обратите наконец внимание на жизнь простого русского человека!!! Не загоняйте нас в дальний тёмный угол. На мой взгляд нужны большие экономические реформы, чтобы русский человек мог работать на благо Родины, как было раньше. В.В.Путин часто говорит: "Надо работать, а не говорить"- примерно так. Дак дайте нам возможность работать.

П
08.12.2015 13 0
Павлов Адексей Константинович г. Ростов-на-Дону пе:

Я думаю что наше правительство во главе Её председателем с ума сошло от хапанья дармовых денег, дербанят Русь Матушку. Не стыда ни совести. Когда это было чтобы нашу я повторяю НАШУ, завоёванную нашими предками, землю отдавали!? Кто им дал право, у народа спросили ?. Да лучше я опять в лаптях ходить буду, но земли и грамм не отдам. Китайцам? они выполняю заветы своего великого Кормчего, потихоньку десятилетиями отхватить Российские земли по Урал По моему наш уважаемый Президент слишком увлёкся внешней политикой,Как-бы во всемирной любви не захлебнутся в слезах своего народа, который доверил ему Русь МТУШКУ.

Ч
02.12.2015 10 0
честь и дух:

Вова Путин глазки три! Какая земля,ускоглазые будут везде вилками затыкают,гнать их надо поганой метлой вместе с губернатором З.б.к.р.

О
05.11.2015 14 0
олег:

считаю это возмутительным фактом, торговать родиной не позволим, В.В Путин что происходит, какая аренда на 49 лет вы что с ума сошли

О
28.10.2015 11 0
Обозленный Москвич:

Власти начинают откровенно беспределить и распродавать земли , при том абсолютно забивая на мнение народа и на внутренние проблемы, которые, как я вижу, решать никто не собирается, лезем в Сирию, дабы вшивым патриотам показать по любимому продажному каналу свеженькие новости, Украина нынче не актуальна, а тем временем , пока происходит подобный мрак, у народа за спиной, как последние крысы, пилят налоги между собой, урезают все , что только можно, принуждая народ жить как тупой скот, люди деградируют и большая часть многострадальной страны абсолютно не врубается в происходящее, в пьяном угаре орут КРЫМ НАШ!!! и поют отвратительные псевдо-патриотические песенки на тему Сирии, пока над страной несутся эти пламенные и до рвоты потрясающие композиции, наш ни с кем несравнимый предводитель распродает земли Китаю, чиновников уводят от страшного правосудия( и в правду страшного - парня,укравшего 3 курицы гриль посадили на 3 года тюрьмы), сажают на новые , такие же высокопоставленные места или эквивалентные старым! А теперь скажите мне, это ли не беспредел? Самый натуральный, можно дальше продолжать набивать себя ватой от властей, но имейте в виду, что молчанием вы поддерживаете действия этих "слуг народа", я не говорю уже про тех, кто до сих пор верит и поддерживает действующую власть, вы, к сожалению, такие же бездушные, глупые, невежественные homosapiens. P.S В конце света я начинаю видеть выход.

З
14.10.2015 7 1
забайкалка:

то что сейчас происходит не поддаётся никакому разумному объяснению, как Путин сказал что России «сам Бог велел» сотрудничать с Китаем, поскольку мы соседи и отстаиваем общие ценности на международной арене - понятно что сотрудничать полезно, но с огромным трудом понимается, что распродажа страны - это и есть сотрудничество, ещё понятно, что из КНР были бы приглашены учёные, специалисты разных отраслей для помощи в строительстве, разработках и т.д. Откуда образовались пустующие земли в Заб. крае? От никудышной зкономической политики власти страны. Так всё к этому и подводилось, а последнее время семимильными шагами нынешний засланный для разрушения края губернатор активно воплощает в жизнь подписанный 30 декабря 2014л. Путиным указ о ТОРах, . Так по этому указу КНР вообще будет хозяином в крае, а мы кто? их прислужники? Это лучший вариант, а вообще то мы им нужны будем? Нет. Тихим сапом идёт подготовка к сдаче земель в крае, что делать в этом случае? Местные предприниматели жалуются, что кредит на развитие дела взять невозможно. Желающие трудиться на земле есть, а она для друзей из-за кордона, тем значит можно где хотят когда хотят сколько хотят. Вот как так? И кто решит этот вопрос, если спущено сверху? Что делать, чтобы остановить этот безпредел? Кто поможет в сохранении земель?

С
05.10.2015 3 2
Саня:

Ни какой аренды,иш что удумали... Лесом этот Китай

М
24.09.2015 7 0
Маргарита:

Я против аренды, проведите голосование, не ваша земля она принадлежит народу и соответственно решать не хапугам. Вкладывайте деньги которые есть у госкдарства, у чиновников, предпренимателей , а то дома уже солить можно будет. И деньги которое государство выделят на развитие сельского хозяйства, можно отчитаться типо скот умер, а деньги в карман. Наказывать, так чтоб другим было не повадно.

М
24.09.2015 10 0
Маргарита:

Варвары, пришли к власти и разбазаривают, что не создавали и не завоевывали. Китайца используют такую химию, что потом ничего не растет, почему то в Китае эти химикаты запрещены, а у нас используйте. Бюджет конечно будет пополняться, особенно в Москве, там-же "голодранцев" содержать надо. Жаль, что нет человека который прекратил бы этот бред. Как будут жить наши дети? При советском союзе многое было лучше, элементарно русского человека, работника ценили, а сейчас гастарбайтеры(душевая раб сила) Иногда задумываюсь за что деды воевали?

Е
21.09.2015 8 0
Евгений:

Дурости нашей власти может позавидовать может позавидовать любой идиот отдавать территорию своей страны в аренду это верх шизофрении боюсь даже предположить до какой дурости додумается еще наша власть в погоне за наживой если в Забайкалье не хватает рабочей силы отправьте туда половину московских дармоедов может они хоть так узнают географию России а заодно проветрят мозги а если без желчи рассуждать то нашей власти надо не раскидываться деньгами прикрываясь геополитикой а создавать условия для нормальной жизни не только в Москве но и по всей России а что касается китайцев так они хуже саранчи когда они нажодятся на чужой территории надо всегда помнить золотое правило нет ничего более постояного чем временное кормите себя сами если не жотите чтобы вас отравили

С
14.09.2015 3 0
Серёга:

А деньги от аренды земли пойдут на благоустройство нашего края? Кто деньгами будет распоряжаться, ни кто до сих пор на эту тему не говорит.?Какая истинная цель аренды?

М
21.08.2015 0 2
михаил.:

а чему удивляться? хотели свободы пи...деть, путешествовать и рынка. вот и получили. сами способны лишь на две первые части, во власть не попасть, так что, не хрена ныть. дело делать надо! удивляет бездеятельность силовиков.

К
17.08.2015 0 0
Кирилл:

Эдуард, потому что монголы не дураки, отдавать свою землю Китаю...

Э
16.08.2015 0 0
Эдуард:

Почему ближайший сосед Китая Монголия выпала из статистики "аренды"?

А
12.08.2015 0 0
АРИЕЦ:

Хреновато, но может быть ещё хреновее!

Н
10.08.2015 2 0
Наблюдатель:

Государство управлять эффективно не хочет, оно хочет эффективно воровать!

М
09.08.2015 0 0
Маргарита :

Эта затея наверно из пятой колоны какойто предатель родины мог затеять такое под советом америки Апотом руские должны проливать кровь вернуть обратно земли берегите свои земли и свой народ Думать головой сто раз отмерить

М
09.08.2015 3 0
Маргарита:

Думаем вся это затея очень плохо резадть милионы гектаров леса это преступление разбазаривать землей за бесцены это преступление пере страной перед своего народа .Неизвесно какие правители будут что будет нельзя заключать контракты на 50 лет Можно 50 гектаров на 5лет потом если хорошо продлить еще на 5 лет Вот я в Италии работаю они заключали сомной договор работы на 2 года а потом если им понравится еще на 2 года

Л
09.08.2015 4 0
Лариса:

Что же вы делаете?!Отдавать такие земли России!Да это же преступление,тем более кому,"дай палец,они и руку откусят".Они наплодились,территории уже не хватает,вот они и решили переселиться.Вы совершаете преступление.Не смейте этого делать.Уже Аляску отдали!Преступники!Сами осваиваете.

В
04.08.2015 3 0
виктор:

больные на всю голову,через 49 лет-получите,если получите--мертвую землю в лучшем случае.прощай самостоятельность и территория.

В
03.08.2015 2 3
Вова:

Так нам надо броться за Крым и ДНР, а не Сибирь.

О
31.07.2015 0 8
Олег:

Бла-бла-бла не дадим, мы против, Россию распродают... Как собаки на сене. Сам не ам и другому не дам. Нет среди вас ни одного государственника. Самим работать лень и другим не дадим.

Н
28.07.2015 1 1
Николай:

250 рублей за гектар сельхозземли - это бесценок! Особенно если не проводить ежегодную индексацию. Через 50 лет восстановление отравленных земель обойдется России в гораздо большую сумму, чем 250 р/га! Что касается населения: хватит стонать, милые русские женщины, рожайте и растите своих детей, россиян! При нормальных родителях (не алкоголиках и не наркоманах) еще ни один ребенок не умер с голода! Тогда и стонов по "захваченным" землям не будет: сами у себя их заберем и будем жить! Не будет наших потомков - не будет России!

Н
28.07.2015 2 0
Наталья:

Вообще россиян что не спрашивают хотим ли мы этого??? Я ПРОТИВ! Пусть лучше земля пустует, а если такая неухоженая- строить тюрьмы там и пусть зеки осваивают...чушь какая, никакой аренды! и точка!!не позорьтесь

Г
26.07.2015 4 0
Галина Брунерс:

Нельзя допускать.чтобы китайцы заселялись в Сибири,скупали земли и ресурсы.Недавно была в Москве,на экскурсии в Кремле.В кремлёвских соборах тысячи экскурсантов-китайцы.Русских людей в Кремле мало,почему наши древние соборы так интересуют китайцев?Неужели они все крестились в православных Храмах?Видела рекламу "идеальной пары"-русская жена и китайский муж.Русские женщина красивые,добрые,хорошие хозяйки и матери -хранительницы домашнего очага. Китайские мужчины целеустремлённые, хорошие работники,добытчики средств ,смогут содержать жену и детей. Дорогие русские женщины,россиянки! Многие уже уехали в Германию,Канаду, США.Не надо выходить замуж за китайцев.Ведь дети будут не русские!Они через 50 лет выживут наших внуков и правнуков из Сибири!

О
26.07.2015 4 0
ольга:

Санкт-Петербург: О какой аренде идет речь, это насаждение территории китайцами и затем потеря. А наше население будет вытеснено или в худшем случае превратиться в рабов. Ни в коем случае нельзя этого допустить!

Е
23.07.2015 3 0
Елена:

наверное китайцы нас уничтожат своими ядовитыми овощами , и от рака будут умирать не дожив до совершеннолетия . Я категорически не покупаю ничего китайского , всё одноразовое .

В
23.07.2015 4 0
Валя:

Напомню детскую сказку:Была у Зайца избушка,пустил он Лису, и оказался на улице.

В
22.07.2015 7 0
Валерий:

Ну, во-первых, общество пассивно не из-за того что замёрзло, а из-за того что зомбировано через СМИ, Медиа и прочее. Тема о психотропном оружии не на пустом месте. Во-вторых, если Путин реально патриот и собиратель земель Русских, а не член какого-то там нибудь ордена (Массонского и прочее), то это удар по его иммиджу. И нынешнее доверие населения в 89% может опуститься до 0.89%, как кто то уже заметил. И в-третьих, и самое главное. За 49 лет туда понаедет и расплодится столько китайцев что местные русские там будут расстворены и вытеснены и потом последует сценарий Косово, Чечни, ДНР и ЛНР. Провозгласят себя какой нибудь автономией, республикой и т.д. И материковый Китай непременно их признает и немедленно введёт туда войска в отличие от нас. И мыльный пузырь великой россии сдуетя. Всё наше величие и мощь - это недра что простираются от Уральских гор на север и на восток. С Китаем воевать это не 3 мировая а тот Апокалипсис о котором говорил не только Настрадамус. Нам или смириться и превратиться в нынешнюю Украину или ни себе, ни людям. Хлоп, и на смену 5 нынешней рассе Ариев придёт лет так через надцать миллионов другая расса - 6. И так будет продолжаться пока правители планеты Земля не поумнеют до планетарного масштаба. А Русь продают давно, когда нами стали управлять Европейцы через своего Троянского коня - Петю Романова. Ненадолго обламились на Сталине. Он оказался не из массонкого клана а из бандитской братвы. А бандиты залётным на своей территории кормитья не дают.

А
20.07.2015 3 0
Алмаз:

Аляску "сдали в аренду" американцам, теперь Забайкалье - китайцам.Какую взятку получили?

Т
13.07.2015 3 0
Татьяна Заречная:

Я не верю в жёсткий контроль за технологией возделывания !!! А вот коррупция расцветёт махровым цветом ! Россию распродают!

С
05.07.2015 0 0
Сергей:

К этому: «Согласно документу, 115 тыс. гектаров залежных земель и пастбищ в Нерчинско-Заводском, Улетовском, Сретенском, Шилкинском районах и на территории Агинского Бурятского округа, а также Могойтуйская промзона будут сданы в аренду на 49 лет для реализации животноводческих проектов и выращивания кормовых, зерновых, масличных и других культур, а также лечебных трав для фармакологии. Соответствующий договор может быть подписан уже весной 2016 года. Если дела пойдут успешно, то с 2019 года компания возьмет в аренду еще 200 тыс. гектаров. Все вместе составит почти половину территории каря.» Давайте разберемся. 115.000 Га. 1 Га = 100x100 м = 0.01 км^2. 115.000 Га = 1.150 км^2 Т.е. 115.000 Га – это квадрат размером примерно 34 на 34 км. По той же логике, 200.000 Га = 2000 км^2 (квадрат 45 на 45 км). 115.000 Га + 200.000 Га = 315.000 Га, или 3.150 км^2 Площадь Забайкальского края: 431.892 км^2 (43.189.200 Га) Мне одному кажется, что почти половина от 431.892 это немного больше, чем 3.150? (к слову – это меньше одного процента, а если точнее - 0.72%, никак не почти 50%)

А
03.07.2015 4 0
Аркадий Оксанов:

Мне нравится удивление некоторых: Россию сбывают на сторону уже 25 лет, а они , наконец-то... И не либералы.. Россию сбывают чекисты. Сначала они отодрали от исторической России половину. По простой причине: им было никак не справиться с республиками -там были сильные национальные элиты и слабые силы у московских чекистов. Потом они договорились с США о том, что ядерный потенциал сохранит только Россия - это было на руку США и им: не было расползания ядерного оружия, и Россия становилась единственной ядерной державой на постсоветском пространстве(заодно сократились бывшие российские базы с ядерным оружием). Потом они стали дарить зарубежью российские ресурсы: ныне Россия вдвое беднее РСФСР 1990 года, но при этом исчерпаны самые удобные для добычи запасы нефти, т.е. всё, что выкачали, не принело России никакой пользы. Попутно они разворовывали Россию: из неё вывезено несколько годовых ВВП. Они сначала отдали Абрамовичу громадные нефтезапасы, а потом купили их у него за 13 миллиардов долларов. "Крепкий рубль" был ещё одним способом грабежа России: реально рубль был эквивалентен 40-45 рублей за доллар, но "друзья" и "свои" обменивали на доллар всего 20-25 рублей, т.е. получали 100-150% прибыли. Они же распродали за рубеж всё российское секретное оружие, научили Китай и Индию (не только) делать такие российские ракетные комплексы, которые получше , чем то, что у США. Китай получил множество российских месторождений. Так стОит ли плакать по волосам, когда давно продали и пропили голову?

В
03.07.2015 5 0
Владимир Сербиненко:

Раньше ходили слухи что наши реформаторы хотят продать территорию России до Урала, а оказывается ЭТО НЕ СЛУХИ начинают продавать пока под видом аренды. Аренда на 49 лет это фактически передача этой территории Китаю!

И
03.07.2015 2 0
ирина:

Аляску уже отдавали в аренду Америке Рожденные !!! 250 руб за гектар земли? причем через 49 лет? Что будет стоить этот рубль ? Так хотелось верить в становление России А Россию распродают .причем так дешево Может выделить тысяч 25 и купить 1000 гектаров в Сибири? так ведь гражданам России никто не продаст

А
02.07.2015 2 0
АЛЕКСАНДР:

но вот и все и Россию РАЗВАЛИВАЮТ ПРОДАЮТ

С
28.06.2015 3 0
Сергей:

Самостоятельное выращивание продуктов питания, это основа безопасности страны, отдавать земли с/х назначения другой стране считаю преступлением против своего народа.

А
26.06.2015 5 1
Аркадий Оксанов:

Зато "крымнаш"... Редакция журнала с энергией, достойной всяческого одобрения, печатает статьи, правдиво рисующие положение в России. Но, увы, КПД этих статей очень низкий: всякие игори, олеги, наблюдатели и прочие одобрямсы остатся при своих представлениях о российской жизни. Одобрение Путина уже достигло 89%. И это требует попытки объяснения. Такое возможно, если общество находится в состоянии, близком к точке замерзания. Аналогия из физики: при замерзании вещества резко снижается разброс скоростей не только движения, но даже и колебаний атомов или молекул, вещество перестаёт реагировать на такие воздействия, как сила тяжести (течение жидкости) или внешнее давление ( передача внешнего давления газа на все стенки сосуда). Нечто подобное происходит и с обществом. В России ныне удалось так заморозить общество, что оно уже неспособно реагировать на любые внешние и внутренние воздействия. Но общество ли это? Скорее, общество распалось до атомарного уровня: каждый сам по себе, нет никакой реакции на воздействия власти. Возможно, одобрямс продолжит рост - ещё есть 11%. В СССР информация была под запретом, но "температура" общества была столь велика, что существовал самиздат, переделывали радиоприёмники, для того, чтобы слушать заглушаемые "голоса" - и анекдоты, в которых высмеивалась ложь режима. Несколько лет российской свободы позволили чекистам (которые раньше всё глушили) догадаться, что нужно просто подморозить общество, и тогда любая ненужная информация просто не будет восприниматься большинством. Так и получилось... Ныне интернет доступен очень многим, там есть всё - только читай. Но оказалось, что консеватизм обшества вырос настолько, что читают только то, что освящено телевизором. Позиция очень выгодная: "У меня такое мнение, и мне совсем не интересно, соответствует ли оно реальности, или нет" То, что ты не один с такой "логикой", что есть и другие, подобные тебе, защищает от самообвинения себя в тупости, непонимании, консерватизме и даже в непатриотизме и русофобии. Поэтому такое большинство, с одной стороны, замкнуто в себе и невосприимчиво к невыгодной для себя информации, с другой стороны "квазиобъединено" в большинство населения. Замёрзла вся страна, власть может делать всё. что считает выгодным для себя. Ныне уже не смешна анекдотическическая реакция вопрос на: "Завта всех вас будут вешать": "А верёвку и мыло с собой принести?" Ныне сами устроят "субботник", чтобы построить виселицы. Ясно же, что война нынешнекй России против Запада - это самоубийство. Но есть ли хотя бы несколько процентов россиян, которые даже просто не хотят такой войны? Ясно, что Крым - не только шаг к этой войне, но и бессмысленный шаг: Россия давно потеряла столько ( и продолжает терять), что Крым - ничтожная компенсация. Россия потерчяла 14 республик, половину населения, громадные природные ресурсы, ведущую роль в мире, потеряла идеологию - и это далеко не все потери. Может ли Крым что-то компенсировать? История ничему не научила: среди тех, кто погиб в первые дни Отечественной, большинство перед войной рвали глотки: ""Малой кровью и на чужой территории!!!". Погибли они на своей территории, очень большой кровью, немногие даже похоронены. Ныне - точное подобие. Всё это толкает на размышления о влиянии роли различий во взлядах граждан страны на её судьбу. Позволю себе высказать несколько предположений. Начнём с середины... Ныне в некоторых странах позиции населения близки к "фифти-фифти", например, в США. Малейший перевес в демократической стране приводит к победе одной из сил. И это позволяет власти, организованной этой силой, проводить свою политику, не обращая внимания на противников. Это показал в США Обама: несмотря на то, что опросы показывали несогласие с его действиями большинства населения, внутренний консерватизм демократов (кстати, недовольных многим у Обамы) не позволял им голосовать за его противника из "другой" партии. Причем, это было свойственно вовсе не малообразованным людям, наоборот, высокообразованная часть общества, традиционно считавшая себя демократами, поддержала Обаму при повторонм избрании. Внутренний консевратизм оказался сильнее понимания реальности. Вывод: такое не очень хорошо,оно способствует длительному диктату одной силы, имеющей ничтожное большинство. Нехорошо и с другой строны: небольшой перевес противников "победителей" в условиях демократи не только приводит их к победе, но эта победа становится радикальным переломом в политике страны. В тех же США такое произошло при победе Рейгана с его чрезменым экономическим либерализмом. Особенно сильно это казалось в Англии: реформы Тэтчер во многом были чрезмеными, потом пришлось их корректировать. Таким образом, такой "паритет" замораживает страну и способствует "зигзагам" в политике и экономике. При демократии, повторяю. России это не угрожает: нет демократии и нет общества. Вторая проблема: какое соотношение позиций способствует равномерному развитию? При двухпартийной демократической системе, очевидно: перевес позиций одной группы, заставляющий при этом считаться и позицией другой. Интересный пример - Клинтон в США: считается, что принимая решение он ориентировался на результаты опросов населения. И демократ Клинтон провёл очень жёсткую "республиканскую" реформу вэлфера, на которую боялись решиться даже самые "правые" республиканцы. И не проиграл. Но такя практика имеет существенный недостаток: руководство страны отстаёт от перспектив, идёт на поводу у сложившегося мнения населения. Мне кажется, что в этом отношении показателенн Рузвельт: его реформы были не просто демократическими, но, во многом, социалистическими - и это при постоянном противодействии враждебного ему Конгресса. Секрет в том, что Рузвельт был очень сильным лидером, который умел видеть далеко вперёд. Не случайно, многие считают, что Вторая мировая в том виде, как она сложилась, была выгодна только США: гитлеровский фашизм был уничтожен, СССР ослаблен и стал даже временным союзником США, Британская империя и остальные империи рухнули, а США относительно малой кровью, завоевали себе ведущее место в мире. Сравним с СССР... Не говоря о морали, Сталин сделал блестящий ход, получив с помощью очень "дешёвого" договора с Гитлером громадное приращение территории (в истории России такого договорного варианта, вроде, не было). Потом у Сталина был шанс получить ещё больше, присоединившись к Тройственному союзу: проливы, часть Ближнего востока и даже Индиии. Но "жадность фраера сгубила": его претензии были столь велики, что после визита Молотова с этими претензиями, Гитлер подписал план "Барбаросса" - ему показалось, что было "выгоднее" воевать с Россией, чем отдать ей столько. А если в стране нет демократии? Какое количество недовольных приводит к революции? Опыт царской России называет две цифры: Февральская революция точно имела много противников самодержавия (партии, армия, интеллигенция, многие рабочие и даже крестьяне); Октябрьская - минимальную цифру: большевиков было ничтожно мало в сравнении с другими партиями.Но они обладали "пассионарностью", Ленин был очень сильной личностью - они победили. Такое - закон Парето: 20:80- для Феврельской революции, и правило Парето 99:1 или 90: 9:1 ( когда незначительное, но очень активное меньшинство, "ведёт" за собой малооктивное или просто пассивное большинство. По закону Парето 20% активных противников вполне способны повернуть ситуацию. Характенрный пример: горбачёвский референдум о сохранеии СССР : большинство высказалось за сохранение СССР. Но СССР легко развалило меньшинство (даже не по закону Парето, а по правилу Парето) и совершенно не странно то, что это решение одобрили чуть ли не единогласно. Потом дошло: ныне почти поровну тех, кто одобряет развал, и тех, кто не одобряет. Был ли третий путь? Был - компромисс: сохранение тесного союза из большинства республик бывшего СССР при реформирование всего того, что мешало "империи" - КПСС, чекизма, советского капитализма и фашизма. Кстати, в СССР было множество сторонников компромиссного пути. Не было соотношения по закону Парето? Возможно. Но, скорее всего, соотношение сил было слишком различным: за развалом стояли сильнейшие чекисты, их поддерживала "демшиза" из "интеллигенцуии" ( а это национальное предательство); коммунисты и часть правящей элиты не могли по многим причинам поддержать здравомыслие. Можно найти множество исторических аналогий (или прецедентов) того, как подобным образом рушились внешне устойчивые режимы. Пожалуй, все "цветные революции" происходят по закону Парето ( и даже при меньшем количестве противников, если они активны). Говорить о решающем воздействии каких-либо стран на возниковение "цветной революции" - нелепость - это может быть только катализатором (т.е. даже не по правилу Парето). Такая революция всегда требует наличия не менее 10-20% проивников власти. Иное дело - переворот: тут правило Пирето не работает (см. историю). Октябрь 1993 года - переворот ( силовой вариант, отмена Конституции, информационный беспредел). Нынешнее - последствия переворота. Страшные последствия. Трёх- или многопартийная система при демократии... Очень часто "третья сила" оказывается решающей, особенно, если две другие занимают непримиримые позиции. Так пришёл к власти Гитлер: социал-демократы и коммунисты предали Германию из-за своей непримиримости. Многое определяет способность лидеров к взвешенному компромиссу и к отказы от собственных амбиций ради интересов страны. Но, увы, как редко это бывает... Как влияет демократия и тирания? Вероятно, что при демократии всё решается мирно и без всякой революции, просто на выборах. При ограничении демократии очень вероятен вариант "цветной революции". Тирания способна привести к кровавой революции. А переворот? Переворот реален при небольшой группе несогласных, близкой к власти и обладающей большой силой (даже физической - табакерка). В этом отношении советую прочитать интервью Юрия Фельштинского (http://kasparov.org/material.php?id=55885B6668CCD) в части, касающейся " чекистского политбюро" в нынешней России. Т.е. у России сейчас нет шансов ни на "цветную революцию", ни даже на переворот, больше шансов на замену Путина кем-то из этого "политбюро" или по решению "политбюро". Внешний вариант или серьёзный экономический крах - это другое: он может породить в России либо правило Парето, либо даже закон Парето. Есть ли панацея от ошибок? Пока не видно. Ясно одно: необходим механизм демократии, ко это вовсе не панацея. Важнейшее: информированность и ответственность населения. Если каждый из игорей, олегов и наблюдателей поймёт, что он лично отвечает за всю страну, отвечает перед предками и потомками, если этот каждый будет стремиться понять правду (ныне это намного легче, чем было в прошлом), если он готов поступиться своей сиюминутной выгодой от режима ради страны, как и положено настоящему патриоту - у России есть шансы. Учтите, господа: Время - очень жестокий критерий, а "юмор Времени" "безобразен". Ныне мы можем беспощадно оценить тупость своих бывших кумиров, от Сталина и его окружения, до комсомолок в красных косынках. Вам хочется такой оценки и для себя? И для ваших нынешних кумиров? Это зависит от вас самих.

С
25.06.2015 3 0
Сибиряк:

я считаю ни в коем случае нельзя отдавать землю, иначе мы потеряем эти территории, причем за бесценок

Показать еще комметарии (75)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more