24 НОЯ, 13:02 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Китай и Россия отметили День Победы без Запада: нефть и газ – за еду и оборудование?

12 Мая 2015 9664 0 Экономика
Китай и Россия отметили День Победы без Запада: нефть и газ – за еду и оборудование?

Укрепление альянса России и Китая выглядит особенно демонстративным на фоне ухудшения отношений с западными партнерами. Каковы основные направления сотрудничества? Какие «плюсы» получает Россия от разворота на Восток? Можно ли считать это партнерство взаимовыгодным?

От парада до маневров

Недавний визит в Россию председателя КНР Си Цзиньпина, приуроченный к празднованию 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне, явно преследовал не только экономические, но и политические цели. На фоне показательного бойкота, объявленного параду в Москве лидерами большинства стран Запада, китайский руководитель четко обозначил неизменные приоритеты Поднебесной: от независимой экономической политики до выгодного взаимодействия в самых разных сферах – финансовой, промышленной и даже военной.

И торжественный марш китайских солдат на Параде Победы, и заход китайских кораблей в Черное море для участия в праздничных мероприятиях в Новороссийске, и очередные российско-китайские учения в Средиземном море в середине мая, – все это должно послужить сигналом для потенциальных оппонентов России и Китая. На фоне укрепления военного партнерства США и Японии и показательных маневров НАТО в Черном море такая демонстрация российско-китайского сотрудничества вполне оправданна и своевременна, считают политологи.

Нефть и газ – за еду и оборудование?

По итогам переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина было подписано свыше 30 документов. Большинство из них уточняют и развивают соглашения, которые были достигнуты в предыдущие годы. Наиболее значимые договоры касаются поставок российского газа а также совместных проектов в электроэнергетике, авиапроме, транспортной инфраструктуре и финансовом секторе. Чтобы судить о выгодах конкретного соглашения, необходимо знать его детали – а они, как правило, известны лишь узкому кругу непосредственных участников. Кроме того, не исключено, что уступки по тому или иному контракту помогают заключить очень важное соглашение, выгоды от которого полностью компенсируют возможные убытки от, казалось бы, невыгодных договоров. Тем не менее, попробуем оценить общую направленность достигнутых соглашений.

На сегодня российско-китайское сотрудничество носит несколько однобокий характер. Россия интересует Китай, в основном, как поставщик сырья и энергоресурсов. Импорт российской техники Китай старается свести к минимуму, предпочитая копировать российские разработки. О неравноправном партнерстве наглядно свидетельствует структура двусторонней торговли. В последние годы экспорт китайских товаров на российский рынок увеличивался, а российских товаров Китай импортировал все меньше, спад начался в конце 2012 когда, отмечает бывший торговый представитель РФ в КНР Сергей Цыплаков (ныне глава представительства Сбербанка в Пекине). При этом товарная структура российского импорта сужалась и расширить ее за последние 5 лет так и не удалось, поясняет эксперт. В 2014 году Россия резко, на 36%, увеличила поставки нефти в КНР, так что доля поставок нефти в общем объеме российского экспорта составила 60% (вместе с нефтепродуктами – 71,6%). И чуть меньше 30% нашего экспорта составляет продукция высоких технологий и химические товары. Со стороны же Китая в 2014 году порядка 50% экспорта в Россию составили машины и оборудование и довольно значительную долю – сельхозпродукция. При этом Китай активно стремится нарастить поставки продовольствия и расширить их географию. Не ограничиваясь традиционными дальневосточными покупателями, Китай намерен поставлять сельхозпродукцию и в западные российские регионы и готов решать проблемы доставки.

В качестве потенциала для дальнейшего роста товарооборота Китай рассматривает, в основном, увеличение поставок российских углеводородов, причем в весьма значительных масштабах. В 2014 году товарооборот между странами, по российской статистике, составил более 88 млрд долларов, по китайской – 95 млрд долларов. В нынешнем году Китай хочет увеличить этот показатель до 100 млрд долларов, а к 2020 году довести его до 200 млрд долларов. Как заявил директор департамента Евразии министерства коммерции КНР Лин Цзи, удвоению товарооборота будет способствовать развитие энергетического сектора, заключение новых «контрактов по газу, увеличение объема поставок сырой нефти из России». Еще одним важным фактором роста товарооборота станет развитие перерабатывающего сектора КНР, «взаимопоставки сельхозпродукции и ведение нескольких крупных проектов, строительство сельскохозяйственной инфраструктуры».

Российские эксперты в этом вопросе солидарны с китайцами. Товарооборот в размере 200 млрд долларов – это более чем реальная цифра, считает руководитель аналитического департамента QB Finance Артем Деев По его мнению, ключевым катализатором для количественного расширения товарооборота выступит развитие энергетического сектора, при этом определяющая роль должна быть отведена заключению новых контрактов на поставку газа, а также сырой нефти из России.

Техника и сотрудничество

В качестве попыток изменить этот неблагоприятный для России тренд могут рассматриваться недавнее соглашение о лизинге «интернационального» Sukhoi Superjet 100, переговоры о поставке ракетных двигателей и прошлогодние договоры о поставке новейших ракетных комплексов С-400 и другого вооружения (в 2014 году Китай закупил его на 1,4 млрлд долларов).

Конечно, по стоимости эти соглашения несопоставимы с нефтяными и газовыми контрактами. Так, сумма сделки на поставку не менее 6 ракетных комплексов оценивается более чем в 3 млрд долларов. Столько же получит и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) от совместной российско-китайской лизинговой компании за поставку 100 самолетов в течение 3 лет. Таким образом, каждый самолет обойдется Китаю несколько дешевле рыночной стоимости, которая составляет более 35 млн долларов, однако эти скидки могут быть оправданы размером заказа: он более чем вдвое превышает общее количество самолетов, которые на сегодняшний день компания передала покупателям. Кроме того, этот контракт поможет вывести российские самолеты на азиатский рынок и занять порядка 10% рынка региональных самолетов Китая, в чем ГСС, конечно, заинтересована.

При этом любые поставки российской техники сопряжены с риском копирования, поэтому продажа новейшего вооружения у многих вызывает вопросы. Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник в отставке Семен Багдасаров считает, что Россия идет на это ради заключения масштабных нефтегазовых контрактов, но «никто, похоже, не задумывается, что будет при таком подходе через 10–15 лет». Правда, военный эксперт Виктор Мясников утверждает, что концерн ПВО «Алмаз-Антей», производящий С-400, копирования не боится, поскольку постоянно совершенствует свою продукцию и, кроме того, уверен, что освоить российские секретные технологии в Китае не смогут. Помимо этого, во всех новых контрактах содержатся ссылки на межправительственное российско-китайское соглашение об охране интеллектуальной собственности. Впрочем, многие специалисты сомневаются в его действенности.

Вместо того чтобы покупать готовую российскую технику, Китай предпочитает наладить ее производство у себя (именно так он, возможно, поступит с ракетными двигателями) или перенимать российские технологии в ходе совместных разработок – как это планируется для широкофюзеляжного самолета и тяжелого вертолета. Разработка самолета обойдется в 13–20 млрд долларов. Предполагается, что расходы Китай и Россия поделят пополам, однако точный объем вложений предстоит еще скорректировать с учетом того, насколько велик окажется научно-технический задел у каждой из сторон. Казалось бы, российским компаниям гораздо полезнее наладить производство новой техники самостоятельно, ведь это обещает неплохой доход. Спрос на широкофюзеляжные самолеты, по оценке ОАК, до 2033 г. может составить около 8 тыс. единиц. В основном потребуются пассажирские самолеты (более 7 тыс.), при этом на Азиатско-Тихоокеанский рынок приходится больше половины общего спроса (около 4 тыс. самолетов), из них порядка 1000 самолетов может быть востребовано на внутреннем рынке Китая. Однако к настоящему моменту в результате госполитики, проводимой последние пару десятилетий, единственной программой ОАК в широкофюзеляжном сегменте остался Ил-96, который выпускается поштучно по заказу госструктур. Таким образом, совместные проекты с Китаем являются, по сути, чуть ли не единственной возможностью возрождения и развития отечественной промышленности. Что же касается возможного производства российских двигателей в Китае, то тут вопрос спорный и необходимо все тщательно взвесить.

Финансы

Среди подписанных в начале мая документов – соглашения между китайскими и российскими финансовыми структурами о создании механизмов (в том числе и российско-китайского инвестбанка), которые позволят российским компаниями кредитоваться в китайских банках. Какие именно проекты и компании и под какие проценты смогут получить кредит, пока не сообщается, однако общая направленность ясна: дешевых кредитов для отечественных производителей в России по-прежнему не предвидится. Раньше за ними отправлялись на Запад, теперь нуждающихся разворачивают на Восток, так что для отечественной экономики, по большому счету, мало что изменится.

Более детально сообщается о кредитных соглашениях с участием трех крупнейших российских банков (ВЭБа, ВТБ и Сбербанка) на общую сумму свыше 12 млрд долларов. Интересно, что цифра эта примерно сопоставима с бюджетными расходами, запланированными на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Часть предоставленных китайской стороной денег будет вложена в реализацию конкретных промышленных проектов – например, по добыче полезных ископаемых «Норникелем» и по производству производства электролитического марганца для изготовления специальных сталей из руд Усинского месторождения в Кемеровской области. Часть денег может быть направлена на проекты Агентства по жилищному и ипотечному кредитованию (АИЖК) на финансирование госпрограммы «Доступное и комфортное жилье» и «Арендное жилье».

Кредиты китайская сторона предоставляет, как правило, на довольно жестких условиях, которые обычно предусматривают закупку китайского оборудования, техники и т.д. Т.е фактически российская сторона берет взаймы деньги на покупку китайских товаров и услуг и потом возвращает эти деньги с процентами. При этом Россия пошла на дополнительные уступки и подписала договор об избежании двойного налогообложения процентов по кредитам. «Если раньше китайские банки, выдававшие кредиты российским компаниям, должны были заплатить налоги с процентного дохода и на родине, и в России, то теперь они будут выплачивать налог только собственному государству». По идее, это должно удешевить кредиты для российских компаний, однако госбюджет лишится значительных доходов – особенно, если учесть, что взят курс на увеличение объемов кредитования.

ЕАЭС и фонд Шелкового пути

Китай хочет развивать экономическое сотрудничество с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и взаимодействовать с ним при реализации масштабного проекта «Великий Шелковый путь», идею которого Си Цзиньпин выдвинул в сентябре 2013 года. Проект предусматривает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и создание трансконтинентального транспортного коридора. Одной из целей является значительное сокращение сроков доставки грузов из Китая в Европу. Для этого планируется проложить три скоростные железнодорожные магистрали. Точные их маршруты пока не определены, но самый северный пройдет по территории РФ. Помимо этого проект предполагает также расширение таможенного сотрудничества, развитие стабильной валютно-финансовой системы, создание финансовых институтов при различных региональных организациях (ШОС, БРИКС), активное взаимодействие в сфере науки и культуры. В ноябре 2014 года в рамках саммита АТЭС Китай заявил, что готов выделить на создание фонда «Шелкового пути» 40 млрд долларов.

В ходе майского визита китайского лидера в Москву было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в реализации проекта и даже сделаны первые шаги к созданию необходимой инфраструктуры – в частности, высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань». Китайские компании готовы вложить в ее строительство 104 млрд руб., а китайские банки могут предоставить под проект кредиты еще на 250 млрд руб. Общая стоимость проекта оценивается в 1,07 трлн руб., в основном он будет финансироваться из бюджета и средств ФНБ. При строительстве будут использованы китайские технологии, однако более 80% оборудования и материалов должны быть российскими, в том числе и специальные скоростные поезда, которые могут производить на предприятиях группы «Синара» и «Трансмашхолдинга». Проектировать дорогу будет консорциум, куда вошли две российских компании и одна китайская, стоимость проектных работ составит 20 млрд руб.

Более предметное соглашение о сотрудничестве в рамках «Шелкового пути» планируется подписать в сентябре. Пока Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) передал фонду Шелкового пути практически все ключевые инфраструктурные проекты РФ, куда предполагается привлечь иностранных инвесторов. В этом списке – платная дорога между Россией, Китаем и Европой, порты и многое другое. Реализация их, по идее, должна помочь развитию сибирских и дальневосточных территорий, особенно если для этого будут по максимуму использоваться российские трудовые кадры и технические ресурсы.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more