Для кого правительство сохранило обязательную накопительную пенсию
Правительство сохранит накопительную часть пенсии. Кто больше всего выиграет от этого решения? Как повлияет оно на доходы будущих пенсионеров? Помогут ли пенсионные накопления российской экономике?
Сколько помогут накопить ВЭБ и НПФ?
Со следующего года российская пенсионная система будет восстановлена в своем «докризисном варианте», с накопительной частью. Пенсия россиян, родившихся после 1967 года, будет, как и раньше, формироваться из трех частей – базовой, страховой и накопительной. Как поясняется на официальном сайте Пенсионного фонда, средства страховой части фиксируются на индивидуальном лицевом счете будущего пенсионера и ежегодно индексируются государством. «Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам». Накопительная часть – это, в довольно грубом приближении, нечто вроде банковского вклада с определенными условиями выплат. Средства эти поступают не в Пенсионный фонд (ПФР), а в государственный ВЭБ или негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые, по идее, должны использовать их для выгодных инвестиций, так что доходность этих вложений предполагается выше, чем ежегодная государственная индексация страховой части. Первоначально, в 2002 году, было заявлено, что реальная доходность этих инвестиций составит в среднем 7%, т.е. на 7 процентных пунктов превысит инфляцию. Однако за все прошедшие годы этот показатель так и не был достигнут.
В 2014 году доходность пенсионных накоплений (в ВЭБе – 2,7%, в НПФ – в среднем 4,9%) и вовсе оказалась в разы ниже годовой инфляции в 11,4%. Конечно, эти результаты во многом обусловлены резким повышением ключевой ставки и обвалом рубля. Однако годом ранее, когда еще не разразились никакие катаклизмы, доходность пенсионных денег и в ВЭБе (6,7% годовых), и в НПФ (6,9%) лишь незначительно превысила годовую инфляцию в 6,5%. Даже в относительно удачном 2012 году, когда доходность по расширенному портфелю ВЭБа составила 9,2%, она превысила инфляцию всего на 3,4 п.п. и оказалась ниже типичной ставки банковского депозита в 9,5–10,6% годовых. Т.е. будущему пенсионеру гораздо выгоднее было бы просто положить деньги в банк, а не доверять их пенсионным фондам, которые берут еще и комиссию за свою работу по размещению средств. Размер ее, между прочим, может достигать 15% дохода и 3% суммы пенсионных взносов.
Кому выгодна разморозка?
Изначально в накопительную часть отчислялось 6% от общей суммы пенсионного взноса. С 2014 года эту долю планировалось уменьшить до 2%, но желающие могли написать заявление и по-прежнему перечислять 6%. Однако затем правительство объявило о заморозке накопительной части – сначала на 2014 год, а затем и на 2015. Последние два года все пенсионные отчисления целиком поступали в страховую часть. Это позволило уменьшить трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда более чем вдвое. В 2016 из-за перезапуска системы накопительной пенсии трансферт вновь вырастет – на 350 млрд руб., пообещал министр экономики Антон Силуанов.
На размер выплат будущем пенсионерам объявленный мораторий повлиял, скорее, положительно. Во-первых, чем больше взносы в страховую часть, тем больше сумма баллов, от которой напрямую зависит размер пенсии. Во-вторых, стоимость балла должна ежегодно расти не менее чем на величину потребительской инфляции. Таким образом, страховая часть, в отличие от накопительной, не может обесцениться в результате инфляции. Идея накопления в условиях падающей экономики вообще трудно осуществима.
А вот многочисленные финансовые посредники, в том числе и ВЭБ, из-за моратория лишились значительных средств, ведь благодаря обязательной накопительной компоненте они ежегодно «за просто так» получали порядка 600 млрд руб. Таким образом, решение правительства о возобновлении накопительной части отвечает, в первую очередь, интересам финансового сектора. При этом по удивительному совпадению ЦБ срочно смягчил требования к размещению пенсионных денег на депозитах в банках. Если раньше НПФ могли размещать средства только в банках, имеющих высокие рейтинги международных агентств, то теперь ЦБ разрешил использовать в качестве критерия рейтинги, присвоенные к 1 марта 2014 года, а также рейтинг от российского «Эксперт РА» не ниже А+. Таким образом, доступ к пенсионным деньгам получили банки, пострадавшие от западных санкций – в частности, банк «Россия», среди совладельцев которого Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко, а также СМП Банк братьев Ротенберг. СМП Банк ранее не имел доступа к пенсионным деньгам и теперь, попав в разрешенный список, рассмотрит новую возможность, сообщает пресс-служба банка. Для банков пенсионные деньги это стабильный, долгосрочный и поэтому интересный им пассив, поясняет управляющий директор «Эксперт РА» Павел Самиев, отмечая, что разместить деньги смогут не все банки, получившие доступ: нужно будет еще выиграть конкурс.
Очень вовремя пришел в эту сферу и бывший министр финансов Алексей Кудрин. В марте он возглавил совет директоров одного из крупнейших НПФ «Благосостояние ОПС». Фонд является вторым по объему пенсионных резервов (247 млрд руб.) и третьим по балансовой стоимости пенсионных накоплений (почти 115 млрд руб.). В нем застраховано почти 1,8 млн человек, больше только в НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» (2,5 млн человек) и НПФ «КИТ Финанс». Однако по доходности «Благосостояние ОПС» значительно отстает от остальных НПФ, заняв по итогам 2014 года лишь 75-е место из 120 возможных. Его результат – 1,47% – значительно ниже, чем у «ЛУКОЙЛ-Гаранта», который показал доходность в 8,95% и занял седьмое место в рейтинге. Приход Кудрина должен исправить ситуацию, однако эксперты сомневаются в способностях экс-министра. В данном случае «это не забота о пенсионерах, а забота о Кудрине», – считает директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. По его мнению, приход в НПФ поможет бывшему министру нарастить в том числе и политический капитал.
Пенсионные деньги в экономике
Сторонники накопительных пенсий утверждают, что эти ресурсы могут стать источником долгосрочных инвестиций и частично заместить внешние рынки капитала, закрытые для России из- за санкций. Сохранение обязательного накопительного элемента пенсионной системы даст экономике РФ в ближайшие три года 1,1 триллиона руб., заявил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, имея в виду возврат фондам средств, которые за время моратория были перечислены не в накопительную, а в страховую часть. Правда, вопрос этот пока не решен. Вице-премьер РФ Ольга Голодец, например, предупредила, что вернуть средства не получится, поскольку они уже учтены на счетах граждан в страховой части. В то же время, по словам замглавы Минфина РФ Алексея Моисеева, уже в мае 24 прошедших акционирование НПФ получат порядка 85% от общей суммы в 529 миллиардов руб. пенсионных накоплений за вторую половину 2013 года. «Это старые накопления, сформированные до объявления моратория», – пояснил Министр труда Максим Топилин.
Ресурсы, которые будут использованы в экономике, дадут результат уже в следующем году. Это сразу почувствуют наши компании, банки, финансовые институты», – прогнозирует министр финансов Антон Силуанов.
Однако, по мнению вице-спикера Госдумы Андрея Исаева, заявления финансово-экономического блока правительства о том, что пенсионные накопления являются существенным инвестиционным ресурсом для отечественной экономики, ничем не обоснованы. Сейчас в системе накопительных пенсий находятся 2 трлн руб., напоминает депутат, однако за все эти годы они не были инвестированы в какие-либо масштабные проекты. «Это внутренние резервы некоторых банков на сегодняшний день, не более того», – подчеркивает Андрей Исаев.
По данным ЦБ, на сегодня 35% пенсионных средств, находящихся под управлением 24 основных НПФ, размещены на депозитах в банках (это 329 млрд руб.), 41% накоплений НПФ вложено в корпоративные облигации (385,4 млрд руб.). В расширенном портфеле ВЭБа 40% вложений приходится на корпоративные бонды, по 15% – на банковские депозиты и облигации федерального займа (ОФЗ).
В инфраструктурные проекты вложено примерно 10%, или более 90 млрд руб., пенсионных средств. «В такие проекты инвестируют в той или иной степени большинство крупных фондов. В частности, только в проект "Главная дорога" – строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги Москва – Минск – было привлечено 16,8 млрд руб. пенсионных накоплений. Проект финансировался с помощью облигаций, выплаты по которым обеспечивались за счет платы проезда по новому участку дороги».
Что предлагают Минфин и ЦБ
Выполняя поручение президента, Минфин и ЦБ разработали ряд предложений, которые должны стимулировать инвестиции ВЭБа и НПФ в инфраструктурные проекты. ЦБ намерен ограничить возможность размещения средств пенсионных накоплений на банковских депозитах и в облигации кредитных организаций. Сейчас допустимый максимум составляет 80%. К началу 2016 года ЦБ планирует постепенно снизить его до 40%.
Чтобы еще больше мотивировать НПФ вкладываться в долгосрочные активы, ЦБ готов изменить систему вознаграждения НПФ. Сейчас оно зависит от результатов вложений в течение года и не выплачивается, если вложения подешевели. ЦБ предлагает выделить некую фиксированную часть вознаграждения и выплачивать ее, независимо от результатов инвестирования, чтобы таким образом компенсировать издержки фонда.
Помимо этого, фондам будет разрешено «создавать портфели удерживаемых для погашения активов. Активы в таком портфеле не должны будут переоцениваться по рынку ежедневно, что позволит снизить воздействие краткосрочных колебаний рынка на портфель».
Кроме того, ЦБ ослабит требования к покупке облигаций для финансирования концессионных проектов. Концессия подразумевает, что проектные и строительные компании строят дороги и различные инфраструктурные объекты (стадионы, аэропорты и т.д.), затем пользуются этим определенное время, взимая плату и окупая свои инвестиции, но собственником объектов при этом является государство. До сих пор пенсионные средства можно было использовать лишь для покупки облигаций, обладающих определенным рейтингом. Теперь это не обязательно, они просто должны быть включены в высший котировальный список Московской биржи.
Минфин, с одной стороны, намерен установить обязательную минимальную долю инфраструктурных облигаций, которую НПФ необходимо будет поддерживать в своих портфелях. С другой стороны, он предлагает снять для них максимальные ограничения на покупку облигаций российских компаний, финансирующих инфраструктурные проекты – как это уже было сделано ранее для ВЭБа. Сейчас НПФ могут вкладывать в облигации не более 80% пенсионных накоплений.
Помимо этого, Минфин предлагает установить минимальный уровень доходности не ниже годовой инфляции плюс 1 п.п. Если доходность бумаг, выпущенных для финансирования долгосрочных проектов, будет ниже инфляции, то потребуется дополнительное субсидирование процентной ставки за счет других источников.
Отдельное предложение касается порядка распределения накопительной части между фондами. Сейчас все взносы в накопительную часть поступают в ПФР, который в течение 6–9 месяцев распределяет их по лицевым счетам граждан и передает в НПФ. В течение этого времени они хранятся на депозитах, причем часть их (250–300 млрд в год) остается нераспределенной из-за ошибок в оформлении документов, которые совершают работодатели. Минфин предлагает сразу, еще до распределения по лицевым счетам, направлять все накопительные взносы в специальный портфель ВЭБа, который будет частично или полностью инвестирован в долгосрочные инфраструктурные проекты. Тогда средства, которые не найдут своих адресатов, просто останутся инвестированными в долгосрочные проекты. А негосударственным фондам часть средств ВЭБ может передать не деньгами, а инфраструктурными облигациями.
Среди проектов, которые могут быть профинансированы за счет пенсионных денег – строительство моста через Керченский пролив. Фонды уже высказали свою заинтересованность, однако как реализовать эту идею, пока не понятно, поскольку доходов от эксплуатации моста не предполагается.
Написать комментарий
Полейте хорошенечко, советуем мы вам, И вырастут ветвистые деревья в темноте, Но вместо листьев денежки засеребрятся там, Но вместо листьев денежки зазолотятся где?... Зазолотятся где?