Придется ли россиянам заплатить налоги за девальвацию рубля?
В конце апреля истекает срок подачи деклараций о доходах за 2014 год. Накануне СМИ сообщили о необходимости включать в декларацию и доходы от продажи валюты. Насколько актуально это требование для рядовых граждан? Давно ли оно введено? Эффективен ли учет и контроль в этой сфере?
Валюта давно приравнена к имуществу
Поводом для активного обсуждения СМИ «налога на валюту» стало письмо Минфина от 20 февраля 2015 года, где разъясняется, кто именно отвечает за уплату налогов на доходы от обмена валюты. При беглом чтении у многих сложилось впечатление, что Минфин вводит или уже ввел новый налог – на доходы от валютных операций.
Именно в таком ключе этот налог упоминался, например, на заседании расширенной коллегии Минфина 14 апреля. «Минфин предлагает – наверное, с точки зрения повышения доходов – ... облагать налогом случаи продажи валюты», – заявил, в частности, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, ссылаясь все на то же письмо. Премьер-министр Дмитрий Медведев, идею в целом одобрил, но усомнился в ее осуществимости.
Не удивительно, что в таком контексте заверения главы ведомства Антона Силуанова о том, что «на граждан никаких дополнительных налогов от обмена валюты никто никогда не предполагал вводить и не будет вводить» опасений народа не развеяли. Тут, конечно, можно сделать определенные выводы о доверии народа, о профессиональной компетенции и информированности властей, об умении работать с прессой и предоставлять четкие и недвусмысленные объяснения своих действий – но не будем отклоняться от темы.
Главное, что в письме Минфина, действительно, и речи нет о введении каких-либо новых налогов – в нем разъясняются уже существующие и давно действующие нормы законодательства. Т.е. с доходов от обмена валюты уже давно полагается платить налоги – так же как и с доходов от продажи имущества, поскольку иностранная валюта признается имуществом. Этот статус валюты закреплен, например, в статье 141Гражданского кодекса и подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Другое дело, что об этом мало кто знает, поэтому налог с доходов от обмена валюты практически никто не платит.
Налоги – на совести налогоплательщиков
Впрочем, дело не только в незнании, но и в трудности учета. Как справедливо отметил российский премьер, проверить размер доходов, полученных от валютных операций «почти не реально». И исчислять, и платить эти налоги граждане должны самостоятельно, а механизма контроля фактически не существует. Сведения об операциях купли-продажи валюты не поступают в налоговые органы.
«Наладить сбор НДФЛ с операций купли-продажи валюты возможно только при участии банков, отмечаетсотрудник налоговой службы, но наличная валюта продается без документов, и невозможно определить, какую именно валюту продает человек – купленную год или 10 лет назад. Если валюта куплена более трех лет назад, доходы от ее продажи будут освобождены от уплаты налога, но проверить, так ли это на самом деле, не представляется возможным».
Согласно письму Минфина, банки не являются налоговыми агентами. Они не обязаны автоматически информировать налоговые органы о сделках с валютой, однако налоговая служба может направить мотивированный запрос в банк в отношении конкретного клиента, поясняет адвокат Алексей Гайдов. По нормам, действующим с июля 2014 года, банк обязан в течение 3 дней ответить на этот запрос и предоставить все выписки и справки по операциям и вкладам. При этом если продажа или покупка валюты производится на сумму свыше 600 тыс. рублей, банк сам, безо всякого запроса должен в 3-хдневный срок информировать ФНС об этой операции, потому что она подпадает под действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Тем не менее, «на практике взимать налог возможно разве что при безналичных операциях», – считаетпартнер юридической фирмы «Щекин и партнеры» Денис Щекин. «В международной практике налоги обычно начисляются, только если валютные операции проводятся профессиональными участниками рынка для получения прибыли», отмечает партнер EY Антон Ионов. Однако здесь существует проблема учета не только прибыльных, но и убыточных операций в течение всего года. Согласно позиции Минфина, организация, выплачивающая физическому лицу доход, полученный в результате операций с валютой, например, на рынке «Форекс» или на валютном рынке ММВБ-РТС, не признаётся налоговым агентом. Клиент должен исчислять и платить налоги сам – причем в полном объеме со всех доходных операций, даже если по остальным операциям он оказался в убытке. Т.е. даже при общем отрицательном результате действий на валютном рынке налог на операции, оказавшиеся прибыльными, заплатить придется.
Гораздо разумнее выглядит позиция ФНС, которая называет доходом именно экономическую выгоду по общим итогам всех операций. При этом налоговым агентом считается не сам клиент, а брокер, или дилинговая компания. Она удерживает налог с клиента и выплачивает его в бюджет - именно с общей суммы выгоды, т.е. только если разница между доходами и расходами клиента за данный налоговый период является положительной. При этом и налогообложение является справедливым, и собираемость налогов повышается.
Таким образом, в принципе, у Минфина вполне есть возможность выполнить поручение Дмитрия Медведева и разработать механизм контроля за уплатой НДФЛ от валютных операций. Трудность состоит в том, что рассчитать налогооблагаемую базу на том же «Форексе» неспециалисту очень сложно из-за обилия операций.
Советы юристов и экономистов
Стоит помнить, что любая сумма, полученная при продаже валюты, в принципе, облагается налогом. Однако здесь есть несколько существенных моментов. Поскольку закон относит иностранную валюту к категории «имущества», то, во-первых, если граждане владеют ей больше 3 лет, то они уже не обязаны платить налоги с доходов от ее продажи (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Правда, доказать срок владения необходимо с помощью соответствующих документов.
Во-вторых, при продаже имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее 3 лет, он имеет право на имущественный налоговый вычет в 250 тыс. рублей. Таким образом, валютно-обменные операции, не превышающие этой суммы, вообще вряд ли привлекут внимание налоговых органов. Однако стоит учесть, что «вычет действует единовременно в течение года – т.е. его нельзя применить к каждой продаже валюты на крупную сумму».
При этом если налогоплательщик «документально подтвердит по какому курсу он покупал и продавал валюту, то налог по ставке 13% нужно будет уплатить лишь с образовавшейся разницы. Если же расходы не подтверждены, то доходом будет признана вся сумма от продажи валюты». Однако в каждом конкретном случае стоит просчитать, что выгоднее: воспользоваться имущественным вычетом или уменьшить доходы на документально подтвержденные расходы.
Специалисты советуют хранить все документы о сделках с иностранной валютой (справки из банков и пунктов обмена валюты), позволяющие установить суммы, даты, курсы, по которым приобреталась или продавалась валюта, – ценность их с каждым годом все возрастает.
Написать комментарий