General Motors тут не место. Почему компания покидает Россию и при чем здесь санкции?
Третий в мире по величине автоконцерн General Motors объявил о сворачивании бизнеса в России. Многие увидели в этом решении продолжение политики западных санкций. Однако для этого хватало и других причин. Почему GM разочаровалась в России?
Новость об уходе американского концерна General Motors с российского рынка не стала полной неожиданностью. Слухи о возможном сворачивании бизнеса в России третьего по величине автоконцерна в мире последние полгода появлялись регулярно. Политика и экономика, как причины подобного решения, пересекались. С одной стороны, в 2014 году Россия вошла в открытую конфронтацию с Западом и подверглась санкционному давлению, из-за чего иностранным компаниям работать в России стало тяжелее, если не юридически, то морально. С другой – падение нефтяных котировок, начавшееся в июне 2014 года и обесценившее нефть в два раза к декабрю, привело к самой стремительной с 1998 года девальвации рубля. Если к этому добавить стагнацию в экономике, разгоняющуюся инфляцию и негласный запрет на инвестиции в Россию, то только и остается что составлять список потерь и утрат.
Показательный уход
До огласки своего решения GM, держа руку на пульсе российского авторынка, постепенно теряла его нить. В 2014 году продажи всех марок концерна в России снизились на 26,4%, тогда как снижение по рынку в целом, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составило 10,3%. В январе – феврале 2015 года компания отмечала еще более существенное падение продаж – 74,6%. Рынок чувствовал себя несколько лучше. Так, в январе АЕБ рапортовало о сокращении продаж на 24,4%, а в феврале – на 37,9%.
С падением в два раза быстрее рынка GM уступала и долю в основном для себя массовом сегменте, где компания была представлена марками Opel и Chevrolet. В 2014 году доля снизилась на 1,7%, до 7,6% от рынка, но за два первых месяца 2015 года сократилась до 3,4%. Аналитики PwC подсчитали, что с сентября 2014-го по февраль 2015 года GM подняла цены на свои автомобили в 1,5 раза. Не поднимать цену производитель не мог – большинство комплектующих элементов производится за рубежом. Результат – Chevrolet вылетела из пятерки самых продаваемых марок, а Opel – из десятки.
Продажи новых автомобилей на российском рынке еще не достигли дна, но, очевидно, учитывая уровень локализации производства в России, мириться с разочаровывающей статистикой в GM долго не могли. Пришлось выбирать из двух вариантов: плохого и еще более плохого. 18 марта компания заявила о сворачивании производства моделей Opel Astra и Chevrolet Cruze, которых в 2014 году в сравнении с 2013-м GM выпустила в России на 45,3% меньше, а также приостановке производства Chevrolet Aveo на мощностях «Группы ГАЗ». Кроме этого GM отказалась от запуска второго поколения Chevrolet Niva на совместном предприятии с АвтоВАЗом.
Принадлежащий GM завод в Ленобласти, в который компания инвестировала 300 млн долларов, будет законсервирован. Но возобновление сборки Opel и Chevrolet на его мощностях в будущем не исключается. Между компанией и правительством России заключено соглашение о промышленной сборке, которое позволяет, в частности, получать льготы на импорт компонентов. После заявления компании об уходе в Минэкономразвития подтвердили – соглашение остается в силе. Правда, без работающей сборки льгот на импорт деталей компанию лишат.
Однако, как уже было сказано, проблема GM заключается в низком уровне локализации. Причем в самой компании цифры не называют, но аналитики предполагают, что он не превышает 20%. Тогда как по плану GM к 2020 году должна была повысить этот показатель до 60% и выйти на производство 350 тыс. автомобилей в год. Понятно, что глубокий кризис на российском автомобильном рынке делал заявленные планы чрезмерно оптимистичными.
Избежать инвестиций в Россию
По сути, компания предпочла потратить внушительные 600 млн долларов на реструктуризацию бизнеса в России, нежели поверить в перспективы рынка и инвестировать их в углубление локализации. Основной объем средств GM израсходует в I квартале 2015 года. Как было объявлено, средства будут направлены на распродажу уже произведенных автомобилей, которые теперь, скорее всего, пойдут с большой скидкой, несмотря на увещевания компании, что покупателем будет предложена гарантия, сервисное обслуживание и поставка деталей в течение десяти лет.
Но большая часть средств уйдет на компенсации дилерам в рамках «трансформации дилерской сети». По разным оценкам, в России действует от 160 до 294 дилерских центров, продающих продукцию GM. Их владельцы инвестировали несколько десятков миллиардов рублей в магазины, чтобы выполнить строгие требования американского концерна и получить контракты на реализацию автомобилей его производства.
Решение GM уже назвали «неуважением» к российским дилерам и ответом на него будут, очевидно, судебные иски. В GM к этому приготовились – 3-4 млрд руб. в программе «реструктуризации» бизнеса в России заложены на выплаты дилерам. Всего компания собирается оставить «несколько десятков» магазинов, остальным же будет предложено осуществлять сервис и предоставлять гарантийной обслуживание – парк автомобилей GM в России составляет около 1 млн., но это вряд ли устроит большинство предпринимателей, основной бизнес которых – продажи.
Несмотря на довольно большие расходы по сворачиванию и консервации бизнеса, в GM считают, что так будет лучше. Потому что это «позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», объяснил в заявлении GM президент компании Дэн Амманн. Гендиректор Opel Group Карл-Томас Нойманн согласен: «Ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня (локализации)». Прежде всего, настораживает разброс оценок по падению автомобильного рынка в 2015 году – от 24 до 55%. Это означает, что точно рассчитать, насколько сократятся продажи, не может никто.
Выход GM увидела в отказе от обязательств и производства автомобилей массового сегмента в России и переходу на продажу элитных автомобилей – Cadillac, Chevrolet Corvette, Camaro и Tahoe. В премиальном сегменте, как пытается убедить компания, еще есть надежда на солидные цифры и доход. Но в структуре продаж GM на этот сегмент приходится всего 0,1%.
Конкуренция в период рецессии
Возобновить работу в России GM сможет в любой момент. В Минэкономразвития ожидают роста российского авторынка уже в 2016 году. Если к этому моменту будут отменны санкции, а нефть пойдет вверх, то в 2017-2018 годах автомобильный рынок России вернется к показателям 2013 года, считаются в ведомстве. Пока же производители рискуют сильно пострадать от спада продаж. По словам помощника президента Андрея Белоусова, отечественные производители, прежде всего АвтоВАЗ, ГАЗ и Камаз, выстоят, если падение не превысит 25%. В противном случае стоит ожидать сокращения производства, персонала и прочие антикризисные меры. В равной степени это может касаться и иностранных производителей.
Как и в 2009 году, правительство в помощь автопроизводителям предлагает программу утилизации старых машин. В сентябре – декабре 2014 года по программе всего было продано 188178 тыс. автомобилей. Из них: 82,4% легковых машин, 12% малотоннажных грузовых автомобилей, 4,4% грузовиков и 1,2% автобусов. В правительстве планируют, что 65% всех продаж в этом году будут проходить в рамках программы. В 2014 году на нее уже потратили 13 млрд руб., а в текущем году на программу первоначально заложено 10 млрд, но финансирование может вырасти еще на 10 млрд руб., говорил вице-премьер Аркадий Дворкович.
Тем не менее покупатели все больше обращают внимание на рынок подержанных автомобилей. И хотя дилеры пока не говорят о складывающейся тенденции, но повышение цен на новые иномарки на 50-60% в связи с девальвацией рубля, негативно сказывается на рынке новых автомобилей. Последней приятной судорогой падающего рынка оказался взлет спроса на 2,4% в декабре, однако это был всплеск перед продолжительным кризисом. Большинство производителей так же как Минэкономразвития ожидают восстановления рынка в 2016-2017 годах.
При этом обстановка складывается таким образом, что недостатка мощностей у других производителей не наблюдается. Поэтому, как сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, нишу GM быстро займут другие производители – вакуум не образуется. Некоторые считают, что шансы есть у АвтоВАЗа, но в первую очередь GM в последнее время теснили Kia, Hyundai, Volkswagen и Nissan. Все перечисленные компании подтвердили – уходить из России из-за кризиса они не намерены. В большинстве случаев это объясняется более высокой локализацией и большими инвестициями в российский бизнес. Таким образом, если американский производитель вернется, он попадет в жесткую конкуренцию и будет вынужден возвращать себе долю конкурентоспособным предложением. Однако у компании уже есть подобный опыт – она уходила из России в 2001 году, но успешно вернулась в 2008 году.
И все же осадок от решения GM остался. Компания внесла свои «пять копеек» в падение промышленного производства, обнулила многомиллионные инвестиции, причем не только свои, и дала повод говорить о политическом подтексте своего выбора, особенно на фоне стойкости азиатских и европейских производителей. Тем не менее, стоит задать вопрос: почему экономические причины ухода GM из России оставляют у многих россиян ощущение недосказанности? Вероятно, многие до сих пор не осознали, насколько Россия зависит от мировых цен на нефть и газ, а также иностранных инвестиций. Неочевидным для большинства остается и то, что политический конфликт России и Запада из-за Украины напрямую сказывается на экономике.
Падение цен на энергоносители и западные санкции привели к глубокой рецессии. Однако многие по-прежнему склонны под действием пропаганды винить в усиливающемся упадке России западную политику сдерживания, а не действия самой России. Если следовать этой извращенной логике, то помахавший России ручкой американский концерн – это политический жест, еще один удар по имиджу страны. Но если другие производители последуют примеру GM, то точно так же – исключительно по экономическим причинам, которые сегодня зависят только от одного фактора – политики. Стоит, отвлекшись от нее, вспомнить о недавних потерях России в автопроме – остановке завода Volvo в Калуге, прекращении работы завода Ford во Всеволожске и уходу с российского рынка в декабре испанской Seat. Кто следующий?
Написать комментарий
Статья хорошая, но конец так себе. Причем тут действия руководства страны? Да в экономике кризис и виной тому не правительство, а санкции. Именно из-за них курс рубля полетел в пропасть. Кто-то хочет навязать нам идею что виновато именно правительство. Сразу возникает вопрос: что оно могло бы сделать чтобы остановить падение авторынка? После этого вопроса все доводы куда-то пропадают.
Очень жаль хто действия нашего правительства основаны не на потребностях российских граждан, а на удовлетворении собственных амбиций. Уход таких гигантов только ухутшит цены на ту технику что осталась. Очень бы не хотелось садится за руль Вазовского дерьма опять.
Алексей, Янки-Go!!! Швыргалет и Опель это самые чмошные в мире машины!И если кому-то что-то не нравится-п****йте в свой Детройт,и там работайте на благо своего отечества,вам там еще дадут субсидии...и впаривайте свои ломучие корыта где-нибудь в другом месте
Придут другие и на более удобных для нас условиях. Американцы сами же угодили в яму которую рыли для России.
отлично. еще закрыть границы, запретить интернет, и по КГБшнику в каждый куст- будет отличное символическое возвращение в СССР
Америка не всегда продумывает свои действия на мировой арене. Скорее... она вообще ни о чём не думает. Сие минутная тактика обиженной дамочки, напрочь отвергает последствия в долгосрочной стратегии. Глупо. Я вот, живя на Камчатке езжу на японской Лэнд Крузер Прадо за 200 000 руб. и всякие Опели и Шевролеты мне до одного места. Есть они, нет их какая мне разница? Более того, наши заводы производят автомобили ни чем не хуже американских. Так что пусть валят из России, скатертью дорожка.
ФРС рекомендовала всем западным компаниям свернуть свой бизнес в России до 1 июня. Так что ура-патриоты могут радостно хлопать в ладоши и орать "банзай". Деревня, скорее всего, выстоит...
Bye-bye, Amercia, катись колбаской!