Россия заняла второе место по экспорту вооружений. Удастся ли сохранить лидерство при санкциях?
Россия занимает второе место по экспорту вооружений в мире. Как стране удается удерживать позиции? Удастся ли их сохранить в условиях санкций? Кто является основными конкурентами? Каковы перспективы российской оборонной отрасли?
Главные экспортеры вооружений
В 2010–2014 гг. Россия заняла второе место по экспорту оружия, ее доля на рынке вооружений составила 27%, а объем экспорта вырос на 37%. Такие данные содержатся в ежегодном докладе Стокгольмского международного института изучения проблем мира (СИПРИ). Лидером рынка по-прежнему остаются США, занимающие 31% рынка и нарастившие экспорт на 23%. На третьем месте – Китай, экспорт которого за эти 4 года вырос на 143%, благодаря чему страна переместилась вверх сразу на шесть позиций, потеснив Германию и Францию. Однако общая доля китайского вооружения на рынке выросла пока незначительно: с 3% до 5%.
Наиболее диверсифицированы поставки США. Американское вооружение покупают в 94 странах, при этом 48% поставок приходится на Азию и Океанию, а 31% – на Ближний Восток. Основу американского оружейного экспорта (61%) составляют самолеты, важным направлением являются также системы ПВО дальнего действия и ракеты класса «земля-земля».
Китай поставляет оружие в 35 стран (среди них 18 – в Африке), но 68% китайского экспорта приходится на трех основных клиентов – Пакистан (41%), Бангладеш и Мьянму. Значительную часть экспорта составляют вооружения, которые производятся по российским образцам – причем не только по лицензии, но и без нее. В качестве примера «пиратской» версии называют китайский истребитель J-11B, созданный на основе российского Су-27СК.
Российское вооружение покупают 56 стран, но наибольшая доля экспорта (почти 60%) приходится на Индию (39%), Китай (11%) и Алжир. 12% продаж в 2010–2014 гг. пришлось на африканские страны и 10% – на Ближний Восток. При этом за последний год структура российского оружейного экспорта изменилась. В 2013 году 42% продаж составляла военно-морская техника, в том числе, боевые корабли и подводные лодки, 41% – военно-воздушная техника, т.е самолеты и вертолеты, 10% – средства ПВО и 7% – пехотное вооружение. В 2014 году доля военно-морской техники значительно уменьшилась (до 12%), доля самолетов и вертолетов также сократилась – до 37%. При этом увеличились продажи средств ПВО (до 26%) и пехотного вооружения (21%).
Российские преимущества
Среди основных преимуществ российских контрактов эксперты называют более низкую цену, чем у аналогичной западной техники, а также гарантированные поставки в соответствии с обязательствами, вне зависимости от политической ситуации. Немаловажно также, что Россия готова кредитовать покупателей.
Кроме того, Россия согласна сотрудничать в сфере разработки вооружений. Весьма активно развивается такое сотрудничество с Индией – одним из результатов стало создание противокорабельной ракеты BrahMos. Индия также активно развивает лицензионное производство российских самолетов и танков. Ее примеру следует Алжир. В прошлом году он заключил с Россией один из крупнейших в мире контрактов на поставку 200 танков Т-90, которые будут собираться на алжирском заводе. Собственные мощности для производства ракеты на базе российского Х-35 «Уран» по типу российско-индийского совместного производства ракеты BrahMos планирует создать Вьетнам. Одним из достоинств ракеты является возможность запуска с любого класса носителей: морских, наземных или авиационных. Кроме того, ее головка самонаведения не восприимчива к радиоэлектронным помехам. Некоторое время назад ей весьма интересовались США, которые хотели закупать их для своих крылатых ракет «Гарпун».
Совместное производство с Россией по разработке вооружений намерены также создать Объединенные Арабские Эмираты.
Конкуренция обостряется
Тем не менее, конкуренция в сфере экспорта вооружений все более обостряется. Россия ощущает это даже в отношениях со своими традиционными партнерами. Так, Индия в 2013 году, предпочла закупить противотанковые ракеты у Австралии – сумма контракта составила 500 млн долларов. В том же году Индия заняла первое место по закупке американского вооружения. В дальнейшем она намерена наращивать экспорт американских патрульных противолодочных и военно-транспортных самолетов Р-8 и С-130, а также вертолетов Apache.
Именно за Индию, которая на сегодня является крупнейшим импортером оружия, разворачивается основная борьба между Россией и США в этой сфере, считает член Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. По итогам 2010-2014 гг, 70% индийского импорта приходилось на Россию и 12% – на США. При этом Россия из-за трудностей в разработке новых самолетов уже потеряла весьма ощутимую часть индийского рынка. «Мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов, – рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт. – Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти 1 млрд долларов. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Теперь Дели планирует дополнительно купить еще семь американских C-130J Super Hercules и от шести до десяти транспортников С-17 Globemaster III», – отмечает военный эксперт Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Еще одним конкурентом России на индийском рынке может стать Бразилия, которая активно разрабатывает свой вариант военно-транспортного самолета КС-390.
Не все складывается гладко и в Африке. Один из российских традиционных партнеров, Ливия, после смены политической власти уже не так интересуется нашим оружием. Намибия, в 2014 году закупившая российское оружие впервые за последние 15 лет, в дальнейшем склонна перейти на более дешевое китайское вооружение. Судан, Эфиопия и Эритрея в том же 2014 году отклонили предложения российских разработчиков и предпочли закупить подержанное оружие у Белоруссии и Украины. Серьезную конкуренцию составляют и недорогие бразильские штурмовики Super Tucano.
Не последнюю роль играет и политика. Так, Египет предпочел французский самолет Rafale российскому МиГ-35, поскольку кредитует эту покупку Саудовская Аравия, ориентирующаяся на США. Если бы кредитовать Каир согласились, например, Объединенные Арабские Эмираты, контракт на поставку российских самолетов был бы вполне возможен, считает Руслан Пухов.
Санкции и рынок
В денежном выражении объем российского экспорта вооружений в 2014 году составил 15 млрд долларов – это на 700 млн долларов меньше, чем годом ранее. Виноваты в этом не столько санкции, сколько общая ситуация на рынке, полагают эксперты. По оценке главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, «российские экспортеры вышли на некое плато, которое в ближайшее время вряд ли будет преодолено, и это прогнозировалось, исходя из известного портфеля заказов и тех тенденций, которые сейчас на рынке имеют место». «Рынок вооружения цикличный, и крупные пакеты контрактов, которые имели место в середине нулевых, еще не скоро повторятся, потому что цикл обновления у российских традиционных клиентов прошел», – поясняет эксперт. В ближайшие годы вряд ли стоит ожидать крупных закупок со стороны традиционных клиентов, но не исключено появление новых крупных заказчиков, считает Андрей Фролов.
В январе текущего года Владимир Путин заявил об уже подписанных новых контрактах на сумму почти 14 млн долларов и активном продвижении российского вооружения в страны Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. По словам главы «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина, в текущем году планируются поставки на общую сумму порядка 15 млрд долларов – и это вполне достижимые результаты. Однако эксперты предупреждают, что из-за общего экономического спада работа российских предприятий будет затруднена, а спрос со стороны ряда стран сократится. Среди тех, кто может уменьшить закупки, называют Венесуэлу и Азербайджан.
Что касается санкций, то они, конечно, ухудшили финансовые показатели российских предприятий, но принесли и положительный эффект, поскольку заставили ускорить внедрение отечественных технологий и заменить западных поставщиков более надежными – из Юго-Восточной Азии. Знаменитый концерн Калашников, например, несмотря на санкции, по итогам 2014 года показал прибыль – впервые за последние 7 лет. Корпорация расширяет ассортимент и собирается выпускать беспилотники для разведки и катера для боевых и спасательных операций.
При этом из-за обвала рубля цены на российскую продукцию стали еще более конкурентоспособными. В условиях обострения политической обстановки независимость российских контрактов от политики стала расцениваться как важное преимущество. И наоборот, антироссийские санкции – в частности задержка Францией поставки «Мистралей» – заставляют усомниться в надежности западных партнеров. Инцидент с «Мистралями», например, дал повод Индии отказаться от крупного контракта на покупку 126 французских истребителей Rafale. Основной причиной, правда, стало все же превышение французской стороной первоначальной стоимости контракта в 10 млрд долларов больше чем в два раза, а также отказ предоставить гарантии на самолеты и передать технологии по общему циклу производства. В результате, на индийском рынке перед Россией открываются хорошие перспективы по расширению сотрудничества.
Написать комментарий
Почему бы России не начать продавать Украине оружие, раз оно так хорошо производится?