24 НОЯ, 12:13 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


На что Украина потратит финансовую помощь МВФ?

17 Марта 2015 9664 1 Политика
На что Украина потратит финансовую помощь МВФ?

Украина получила первый транш в 5 млрд долларов в рамках новой кредитной программы от МВФ. На что пойдут эти деньги? Предоставит ли МВФ дальнейшие кредиты и на каких условиях? Чем обернется это для Украины?

Куда пойдут 5 млрд долларов от МВФ?

О запуске новой программы кредитования МВФ и Украина договорились еще 12 февраля, в день подписания второго Минского соглашения. В течение 4 лет МВФ может предоставить Украине порядка 17,5 млрд долларов. Первый транш – 5 млрд долларов – уже получен Украиной в марте. Из них, по сообщению МВФ, 2,7 млрд долларов будут направлены в Минфин – «на поддержку бюджета страны», а точнее, на внешние выплаты, в том числе на погашение ранее взятых кредитов и оплату российского и европейского газа. Остальные средства получит Нацбанк Украины – на пополнение золотовалютных резервов (ЗВР), докапитализацию банков и поддержку Фонда гарантирования вкладов.

Об использовании денег МВФ для развития экономики – например, на проведение реформ, на инвестиции и предоставление кредитов предприятиям реального сектора – речи не идет. Использовать транш на интервенции на межбанковском валютном рынке для поддержания курса гривны по условиям кредита тоже нельзя – продавать валюту Нацбанк может только для погашения внешнего долга. В виде исключения он может продать валюту «Нафтогазу» для расчета за газ, поясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Значительно увеличить ЗВР тоже не получится, особенно с учетом темпов их расходования. Еще в 2014 году объем международных резервов Украины составлял более 20 млрд долларов. К 1 марта 2015 года он сократился до 5,6 млрд долларов. Это один из самых низких показателей за последние 15 лет. Меньше объем ЗВР был лишь в конце 1990-х–начале 2000-х.

При этом в 2015 году Украина должна выплатить около 11 млрд долларов долгов. В прошлом году, при гораздо большем объеме ЗВР, выплаты составили 14 млрд долларов, при этом Украина еще получила 9 млрд долларов от международных кредиторов (из них 4,6 млрд долларов от МВФ). Таким образом, нынешнее вливание от МВФ предназначено, в основном, для того чтобы страна смогла отсрочить дефолт и продолжить выплаты по уже имеющимся обязательствам – в первую очередь, самому МВФ (порядка 4 млрд долларов в текущем году) и американскому инвестфонду Franklin Templeton Investments, который к концу 2013 года скупил около 40% еврооблигаций Украины на общую сумму порядка 6 млрд долларов.

Европейские аналитики также считают, что деньги МВФ не помогут Украине выйти из кризиса – но в основном, потому что просто не дойдут по назначению и осядут в карманах чиновников. Нынешнее правительство страны гораздо более коррумпировано, чем предыдущее, и при этом «бесконечно некомпетентно». Оно делает все, чтобы усугубить кризис, и ничем не способствует выходу из него, заявил политолог и экономический обозреватель Мартин Сифф.

Сколько еще денег получит Украина?

Правительство Украины надеется, что кредиты МВФ помогут стране привлечь средства из других источников, а также послужат добрым знаком для инвесторов. По оценке аналитиков, в 2015 году, с учетом выплат по долгам и покрытия бюджетного дефицита, Украине необходимо минимум 15–17 млрд долларов. Общий объем кредитов в текущем году может даже превысить эту сумму. США, Евросоюз и Всемирный банк могут предоставить по 2 млрд долларов. Еще 2,4 млрд долларов может поступить от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, 1,5 млрд долларов – от различных государств. Если же будет реанимирована своп-линия с Китаем, то Украина может рассчитывать еще на 2,4 млрд долларов.

При этом правительство старается не акцентировать внимание на росте госдолга и сомнительных перспективах его выплаты. На сегодня общая сумма долга составляет составляет уже 39,4 млрд долларов. Из них 17,3 млрд долларов приходится на еврооблигации. В число их владельцев, помимо уже упомянутого выше американского фонда, входит и правительство России, которое в 2013 году приобрело их на сумму 3 млрд долларов. К началу 2015 года госдолг Украины составлял, по предварительным оценкам, 73% ВВП, к концу года ожидается его рост до 100% или даже до 158%. Сокращение этого показателя до 71% является одним из важных условий дальнейшего предоставления кредитов от МВФ.

Для этого Украина пытается договориться о реструктуризации долга. Помимо стран и международных организаций, ее крупными кредиторами являются также 10–15 частных иностранных инвесторов. Координировать политику кредиторов в отношении реструктуризации госдолга Украины намерен инвестфонд Ротшильдов, но конкретная информация по этому поводу не разглашается. Предполагается, что Украине могут или частично уменьшить сумму долга, или снизить стоимость его обслуживания. По оценкам МВФ, суммарный эффект от реструктуризации составит 15,3 млрд долларов. Однако без участия России в реструктуризации простое продление сроков погашения облигаций позволит высвободить лишь 8,5 млрд долларов

Чего требует МВФ от Украины?

Общая сумма кредитов МВФ, на которые может рассчитывать Украина в этом году, по оценкам аналитиков, составляет порядка 6–8 млрд долларов. Но для получения следующего транша страна должна выполнить целый ряд довольно жестких условий и достичь определенных экономических показателей.

Согласно подписанному меморандуму, правительство Украины обязалось к середине 2016 года снизить инфляцию до однозначных значений – довольно смелое обещание, учитывая, что, согласно официальному прогнозу, в 2015 году инфляция составит 43%, а по оценкам экспертов, и все 100%. Кроме того, дефицит госбюджета не должен превышать 12% ВВП. Вклад государства в инфраструктурные проекты должен увеличиться до 3% ВВП – правда, премьер-министр неоднократно заявлял, что средств на это не предусмотрено. Объем международных резервов Украины к концу текущего года должен вырасти до 18,3 млрд долларов, а в следующем году – до 22,3 млрд долларов. Окончательная их стабилизация намечена на 2019 год, когда размер ЗВР достигнет 38,4 млрд долларов. Курс нацвалюты, по прогнозам МВФ, к концу этого года должен составить 22 гривны за доллар. Напомним, в феврале он упал до 40 гривен за доллар и лишь жесткими административными мерами был повышен до 23 гривен за доллар. Падение ВВП, по оценке МВФ, должно ограничиться 5,5%. В прошлом году этот показатель составил 6,9%, превысив предписанный норматив – что стало одной из причин отказа МВФ в выдаче очередного транша.

В рамках требований МВФ по реструктуризации банковской системы изменится структура Нацбанка, правление его будет преобразовано в исполнительный комитет. При этом регулятор получит дополнительные функции по надзору. Ставки внутреннего займа в валюте для Минфина Украины будут пересмотрены, чтобы предложить потенциальным кредиторам выгодные условия поддержки правительства.

В стране должны быть проведены судебная и антикоррупционная реформы, а также оптимизировано налогообложение. Продолжится сокращение госрасходов. Для этого, в частности, будет сокращено число бюджетников (на 3%) и госслужащих (на 20%), а также приватизированы убыточные госпредприятия и те, которые не имеют стратегического значения. Продолжится начатое в прошлом году сокращение социальных расходов. Среди наиболее масштабных мер – пенсионная реформа. Пенсии и зарплаты на Украине по требованию МВФ уже заморожены. Теперь будет сокращен размер выплат работающим пенсионерам, на пять лет увеличится страховой стаж для ряда льготных категорий и для работников вредных производств, и на 5 лет поэтапно будет повышен пенсионный возраст. Сегодня на Украине он составляет 60 лет для мужчин и женщин, а к 2025 году должен подняться до 65 лет. По расчетам МВФ, за счет пенсионеров бюджет может сэкономить порядка 1,6 млрд. гривен.

По требованию МВФ правительство Украины обязалось также уменьшить на 5% количество средних школ и закрыть почти 500 вузов из нынешних 802. Таким образом сократятся и расходы на образование, и количество будущих квалифицированных кадров. Благодаря этому уже в 2015 году будет сэкономлено 300 млн гривен.

Самая большая экономия должна быть получена благодаря отказу от господдержки «Нафтогаза». В феврале текущего года дефицит бюджета компании составлял 103 млрд гривен – это в полтора раза больше дефицита госбюджета (68 млрд гривен). Согласно меморандуму, уже в текущем году дефицит «Нафтогаза» должен быть уменьшен до 3,1% ВВП, а к 2017 году компания должна выйти на безубыточный уровень. Для этого будет проведено ее реформирование и частичная приватизация, но главным средством станет поэтапное повышение тарифов «до уровня полного возмещения стоимости». В этом году они будут повышены сразу примерно в 6 раз. Цена за тысячу кубометров газа в пересчете на доллары по официальному курсу НБУ составит 312 долларов США. При этом средняя зарплата на Украине после вычета налогов составляет 130 долларов. «Получается, что украинцы будут платить за газ в 2,4 раза больше, чем зарабатывают», – отмечает Александр Охрименко. Расходы на отопление повысятся почти на 72%. Тарифы на электроэнергию к 2017 году поэтапно вырастут в 3,5 раза. Реальная же зарплата на Украине за последний год уменьшилась на 17%, и эта отрицательная тенденция сохранится из-за роста инфляции. На сегодня годовая инфляция уже достигла уровня 1997 года и составила 34,5%. Нацбанк Украины объясняет ситуацию «стремительным обесцениванием гривны и повышения тарифов на ЖКХ на 36,5% в годовом измерении». Стоит добавить, что в связи с ростом тарифов правительству в этом году пришлось выделить 12,5 млрд гривен на компенсацию расходов малообеспеченным семьям.

Интересно отметить, что большинство проводимых на Украине реформ довольно сильно перекликаются с аналогичными инициативами российского правительства. Разве что прогрессивную шкалу налогообложения мы, в отличие от Украины, никак не введем.

Кредиты и кризис

Проблемы платежного баланса Украины в значительной степени вызваны 25%-ным сокращением экспорта. Объем экспорта в СНГ из-за ухудшения политических отношений сократился на 9 млрд долларов, и экспорт в Евросоюз ни в коей мере не компенсирует этих потерь. Хотя по данным Госстата, доля экспорта в ЕС увеличилась с 27 до 32%, однако в абсолютных цифрах экспорт вырос всего на 0,7%. По оценке экс-министра экономики страны Виктора Суслова, потери экспорта в размере 9 млрд долларов в 2014 году сопоставимы с потребностями в средствах на обслуживание госдолга в 2015 году.

Для стабилизации экономической ситуации и национальной валюты нужны не кредиты, которые потом все равно нужно будет отдавать, а работающее производство, подчеркивает секретарь киевского Института проблем социализма экономист Александр Дудчак. Между тем падение промышленного производства на Украине ускоряется. В 4-м квартале 2014 года оно составило 15,2%, в январе текущего года – 21,3%. «Нет производства – нет экспорта, нет экспорта – нет валюты, и приходится рассчитывать на "помощь" от международных кредиторов. Только не понятно, почему принято называть "помощью" средства, выделение которых сопровождается выкручиванием рук Украине», – отмечает эксперт.

Сотрудничество МВФ с Украиной продолжается уже больше 20 лет. За это время, по данным на конец 2013 года, объем выплаченных страной процентов по отношению к сумме полученных за 20 лет займов достиг 12,1%. Это намного больше, чем проценты по кредитам частных банков. Эксперты выражают серьезные сомнение в том, что займы МВФ выгодны даже с чисто экономической точки зрения (не говоря уже об их жестких политических условиях) по сравнению с другими потенциальными источниками внешних заимствований. 

В МВФ при принятии решений действуют квоты стран-членов. Самая большая квота у США – 17,69%; и это позволяет Америке накладывать вето на неугодные решения, поскольку для принятия фондом того или иного решения необходимо 85% голосов. Наибольшими квотами при голосовании располагают также Япония (6,13%), Германия (5,99%), Франция (4,95%) и Великобритания (4,95%). Квота Китая составляет 4%, России – 2,5%, Индии – 2,44%. Неоднократные предложения развивающихся стран увеличить их квоты до сих пор ни к чему не привели. Поэтому до сих пор МВФ проводит решения в интересах развитых стран, имеющих наибольшие квоты. Для самой же страны-заемщика рекомендации МВФ могут оказаться убийственными. Примером тому стала Греция, внешний долг которой за четыре года «спасения» под руководством МВФ достиг 180% ВВП. «Граждане и народ Украины должны осознать, что те, кто предстает спасителями, таковыми не являются, – заявляет премьер-министр Греции Алексис Ципрас. Он уверен, что МВФ не собирается спасать Украину. Скорее, он «уничтожит средний класс и реструктуризирует экономику и общество» страны.

Результаты рекомендаций МВФ Украина может оценить уже сегодня. В полном согласии с МВФ гривну отпустили в свободное плавание и, кроме того, за два года бесконтрольной эмиссии напечатали порядка 300 млрд гривен. Итогом стала 100% девальвации нацвалюты только в 2014 году, инфляция в 25% и падение ВВП на 7%. Итоги работы очевидны и для самого МВФ – не случайно же он изменил программу кредитования Украины. До сих пор стране предоставлялись целевые кредиты по программе stand-by. Теперь же вместо нее вступила в силу программа EFF (Extended Fund Facility) – для заемщиков, которым грозит дефолт из-за серьезных негативных тенденций в экономике.

Чем интересна для МВФ Украина

Как и в других странах, на Украине МВФ действует, прежде всего, в интересах США и транснационального капитала. Это касается, например, приватизации компаний и освоения рынков. Типичный случай – приватизация «Нафтогаза», в которой запретили участвовать российскому «Газпрому». Одним из условий предоставления предыдущей кредитной программы было изменение украинского законодательства с тем чтобы был снят запрет на приватизацию сельхозземель и использование генно-модифицированных семян. Это должно открыть широкие перспективы для крупных американских производителей ГМО, таких как «Monsanto» и «DuPont».

Примечательно, что среди множества условий, по которым может быть отменена или ограничена выдача кредитов МВФ, ничего не говорится о ведении военных действий. Напротив, МВФ фактически не возражает против них. «Что касается возможного введения военного положения, то у МВФ нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в таких условиях. Мы уже сотрудничали с рядом стран, на территории которых разворачивались военные конфликты различной активности», – заявил в октябре прошлого года глава представительства МВФ на Украине Жером Ваше. Интересно, что едва Украина получила первый транш, как президент Петр Порошенко сообщил о контрактах на покупку вооружения, которые заключены с 11 странами ЕС. Чем собирается платить за оружие преддефолтная Украина?

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
В
18.03.2015 0 0
Валентина:

Платить будут будущие поколения .а сейчас попрыгаем! Мне всегда жаль простых украинцев,но все равно ведь мы рядом и как быть?



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more