Зачем торговые сети замораживают цены на продукты и чем это грозит
Почему крупнейшие ритейлеры решили заморозить цены на основные продукты? При чем здесь ФАС? Повлияет ли эта инициатива на инфляцию? Какие последствия может иметь она для поставщиков и потребителей?
Зачем ритейлеры обратились в ФАС?
Крупнейшие российские розничные продуктовые сети в конце февраля приняли совместное решение заморозить на два месяца цены примерно на 20 социально значимых товаров первой необходимости. С соответствующим документом обратилась в ФАС Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят, в частности, такие ритейлеры как «Ашан», «Дикси», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), Metro Cash & Carry, «Лента», «О'кей», «Глобус», «Билла», «Утконос», «Атак» и «Магнит».
Договоренность ритейлеров могла быть расценена как сговор – т.е. нарушение 11 статьи закона о конкуренции, – поэтому АКОРТ заранее обратилась в ФАС, чтобы избежать возможных рисков, пояснил замглавы ведомства Андрей Кашеваров. ФАС сочла, что инициатива по заморозке цен вполне соответствует особенностям текущей экономической ситуации и никаких возражений не высказала.
На что решено заморозить цены?
Каждая из сетей самостоятельно определяет список товаров, цены на которые будут заморожены, но ориентиром при этом служит перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ № 530 от 15 июля 2010 года. В него вошли 24 наименования основных продуктов, включая мясо, рыбу, молоко, масло, яйца, крупы, хлеб, сахар, соль, чай, основные овощи, а из фруктов – яблоки. Согласно этому постановлению, если цена на какой-либо из этих товаров поднимется больше чем на 30% в течение 30 дней, то правительство имеет право установить на него предельную розничную цену на срок до 90 дней. Подобная мера уже применялась в кризисном 2008 году, когда были заморожены цены на хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца.
В январе к роковому рубежу в 30% почти вплотную приблизились цены на капусту, впрочем и остальные продукты первой необходимости также подорожали весьма значительно. Однако власти пока ограничиваются анализом ситуации и, по словам Дмитрия Медведева, не намерены переходить к государственному регулированию цен. Тем не менее, вопрос об ограничении торговой наценки и расширении полномочий ФАС обсуждается в правительстве, сообщил еще в начале февраля вице-премьер Аркадий Дворкович.
Превентивная мера
Большинство экспертов считает, что торговые сети приостановили рост цен на важнейшие продукты, чтобы предупредить аналогичный шаг со стороны государства. Сами ритейлеры объясняют свою инициативу стремлением разрядить обстановку – другими словами, опасаются, как бы не оказаться крайними, с кого, в итоге, больше всех будет спрошено за стремительно дорожающее продовольствие.
Январская проверка торговых сетей ФАС и прокуратурой обнаружила, что рост цен обусловлен, как правило, несколькими составляющими, от падения рубля и подорожания импорта, до повышения тарифов и роста издержек производителей. Однако чрезмерные наценки со стороны оптовиков и ритейлеров тоже были отмечены в числе причин подорожания – так что торговые сети по-прежнему остаются в центре внимания ФАС. Если продавцов уличат в злоупотреблении доминирующим положением или в заключении антиконкурентных соглашений, то им грозит штраф в размере до 15% от оборота за предыдущий год – иногда это миллиарды руб.
Интересно впрочем, что жалоб по горячей линии в ФАС за последнюю неделю февраля поступило втрое меньше, чем в конце января – всего 300, вместо 1000 месяцем ранее. То ли народ разуверился уже и в ФАС, то ли стратегия ритейлеров по снятию социальной напряженности дает свои плоды: ведь целый ряд сетей – в частности, «Дикси», X5 Retail Group и «Лента» – объявили о заморозке цен на продукты еще в начале февраля.
Региональные строгости
В ряде регионов, тем не менее, местные власти уже ограничили максимальную наценку на социально значимые товары. В Курганской области и Хабаровском крае, например, она не должна превышать 15%, в Калужской области и Краснодарском крае – 10%. В некоторых регионах – например, в Ростовской, Тюменской и Вологодской областях, Сахалинском крае – ограничения касаются также оптовиков и производителей. Похожие инициативы прорабатываются и во многих других регионах.
Исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов подчеркивает, что такие ограничения затрудняют работу крупных сетей и не соответствуют законодательству. Минпромторг также выступает против подобных инициатив, поскольку они ограничивают конкуренцию и, кроме того, действительно нарушают российское законодательство – согласно ему, ограничения цен могут вводиться регионами «только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу», – отмечает замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Более мягким вариантом является подписание специального соглашения о взаимодействии между региональными властями и местными сетями. Например, комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга подписал такие соглашения с «О’кей», Kesko, ТД «Реалъ» и «Лентой» — это должно помогать стабилизировать цены, пояснил представитель комитета. В Петербурге, Татарстане, Новосибирской, Владимирской областях и ряде других регионов губернаторы проводят регулярные встречи и совещания с представителями продуктового ритейла, чтобы не допустить резкого повышения цен.
Карельские депутаты предложили Госдуме и правительству предоставить губернаторам право наказывать «руководителей торгующих организаций и поставщиков товаров за необоснованность роста цен». В Госдуме считают, что в качестве меры наказания можно установить штраф в 1 млн руб. Кроме того, заксобрание Карелии предложило установить госконтроль «за уровнем цен и соотношением долей прибыли для всех участников производства продуктов питания» и ограничить оптовые и розничные надбавки.
За счет чего замораживаются цены
Сдерживание цен будет происходить только за счет внутренних ресурсов, пояснил президент компании «Дикси», председатель президиума АКОРТ Илья Якубсон. Компания готова уменьшить прибыль, но совсем отказываться от нее не намерена, поскольку необходимо «индексировать зарплаты, выплачивать дивиденды акционерам, открывать новые магазины и реконструировать старые». Таким образом, ценовая политика должна помочь, с одной стороны, сохранить покупателя, а с другой – не потерять динамику роста.
«Замораживание розничных цен одновременно всеми крупнейшими сетями может пройти без существенных потерь для них. На социально значимые товары у ритейлеров и так минимальные наценки. Как правило, доходность сетей формировали покупки сверх минимальной потребительской корзины – более маржинальных товаров», считают эксперты.
Заморозка цен позволит сетям нарастить оборот. «Это стандартная вещь: иногда ритейлеры замораживают цены на отдельную категорию, например крупы, или сокращают наценку на них, – отмечает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. – В данном случае такая акция коснулась социально значимых товаров». Если сеть берет на себя инфляционные риски, то ее валовая рентабельность снижается, но рентабельность по EBITDA может и не пострадать – из-за снижения доли расходов на зарплату, поясняет эксперт.
Ритейлеры и производители
На многие группы продуктов наценка в торговых сетях составляет 40–50%, а на ряд овощей – более 100%. Отпускные цены товаропроизводителей за январь выросли 2,5%, а в магазинах продукты подорожали в среднем на 6,2%. Таким образом, основной рост цен – ненормально высокий – происходит на этапе оптовой и розничной торговли, отмечает министр сельского хозяйства Николай Федоров. По его мнению, необходимо сбалансировать интересы сельхозтоваропроизводителей, торговых сетей, чтобы они тоже не банкротились, и интересы потребителей.
Производители выражают обеспокоенность, что замораживая цены на ряд продуктов, ритейлеры будут оказывать давление на поставщиков. Между тем, в структуре цен, например, на хлебобулочную продукцию доходы производителя и так занимают сегодня не более 3%, так что любое давление на производителя о снижении закупочной цены поставит производство на грань рентабельности, предупреждает президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон.
Ритейлеры уверяют, что замораживая цены на продукты, они рассчитывают только на собственные силы и не будут оказывать давления на поставщиков. Впрочем, это не помешало, например, «Ашану» направить поставщикам письма, в которых «выражается надежда» на то, что партнеры поддержат ритейлера и не будут повышать отпускные цены.
Пиар, ассортимент и инфляция
Заморозка цен ритейлерами вряд ли поможет существенно сдержать инфляцию.
«Розничные цены в начале февраля по сравнению с прошлым февралем выросли на 28%. А чистая прибыль группы компаний "Дикси" – меньше 2% от оборота. Даже если всю чистую прибыль отдать в удержание цены, компания будет работать в убыток, а потребитель этого и не заметит», – поясняет Илья Якубсон.
При этом он уверен, что эта мера уже к лету приведет к уменьшению ассортимента – которое, впрочем, и так всегда неизбежно при кризисе. Успешные производители будут становиться сильнее и смогут опускать цену за счет роста продаж – в отличие от неуспешных, которые, в итоге, вынуждены будут уйти с рынка.
Курс рубля несколько стабилизировался, поэтому рост цен немножко замедлился. В этих условиях объявленная заморозка цен на два месяца вряд ли имеет большой экономический смысл и направлена, скорее, на то, чтобы улучшить имидж ритейлеров, считает экономист Сергей Хестанов. Объявления о снижении торговых надбавок или заморозке цен являются прежде всего способом коммуникации ритейлера с покупателем, поясняет старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Низкомаржинальные продукты являются для покупателя индикатором привлекательности цен в магазине», оценить же их долю в ассортименте сетей достаточно сложно.
Но, пожалуй, одна из основных целей ритейлеров – продемонстрировать свою лояльность и социальную значимость, считает гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. В феврале Минэкономразвития России опубликовало перечень системообразующих предприятий, в который вошли 199 организаций – в том числе и крупнейшие торговые сети «Ашан», «Дикси», «Лента», «Магнит» и др. Попадание в этот список значительно поднимает престиж компании – не только для ее работников, но и для потенциальных инвесторов и кредиторов, признал глава АКОРТ и президент «Дикси». «Государство сделало лояльный выпад в сторону некоторых сетей, теперь сети готовы пойти на встречное алаверды», – поясняет инициативу ритейлеров Иван Федяков. Однако, по его мнению, пока все ограничивается лишь пиаром, без каких-либо конкретных обязательств сторон. «Государство (включив сети в список системообразующих предприятий) сделало вид, что готово поддержать ритейлеров, а те делают вид, что готовы поддержать государство». Тем не менее, сам факт публичной демонстрации намерений зафиксировать цены эксперт считает полезным. «Словесные интервенции полезны, они настраивают на нужный лад. Те сети, которые не входят в АКОРТ, сейчас будут действовать с оглядкой, придерживая цены. Поставщиков это также приведет в чувство, – чтобы не задирали цены. Кроме того, это успокоит покупателей», – считает Иван Федяков, заключая: «Нам нужны хорошие новости».
Написать комментарий
Странная "заморозка", после такого крутого повышения цен! И если это не считать сговором, как ФАС и прокуратура не считает сговором повышение цен?! Команда "фас", но не кусать. Будем надеяться, что всё это пойдет во благо простому народу: будем более разборчивы и экономны в покупках продуктов, не будем набивать карманы торгашей-спекулянтов.
Ну, это чистой воды лукавство. "Прежде чем заявить о такой мере, руководители торговых сетей тщательно все просчитали, и в убытке они не останутся" - С.М.Миронов ("Справедливая Россия"). Реальной заботой о населении была бы не заморозка цен, а снижение торговой наценки, которая достигает порой 150%!
Правительство объявило, что ему удалось одержать победу над финансовым кризисом: взятки теперь снова стали брать не только в валюте, но и в рублях.
Этот кризис-головная боль чиновников, пусть они думают как из этой задницы выйти! Хотели Крым-получите и распишитесь!) По опросу, больше 70% респондентов,основной проблемой в кризисе считают присоединение Крыма! Одна женщина, которая взяла ипотеку в иностранной валюте,заявила, почему я должна отвечать за неумелую политику Кремля, пусть теперь они расплачиваются за мой кредит?! Да и вообще считаю, на жизненно необходимые продукты, а также бензин, солярку и авиационный керосин должны быть в государственной собственности, потому-что доставка продукции очень влияет на инфляцию! Или вы пешком собрались доставлять тонны груза?))) Как показал опыт прошедших лет, при кризисе и санкциях в основном страдает народ (я не включаю в это понятие чиновников и бизнесменов,это отдельная каста, которых кризис не то что затронул, а даже обогатил)! Тем более обидно, что страна-экспортер нефти и газа отдала народное достояние отдельным людям, и цены на эти продукты никакого отношения не имеют к рыночной экономике!!! Цены на нефть упали в 2 раза, а к примеру бензин или солярка подешевели в 2 раза? Это ведь основное составляющее цены на все продукты!!! И вообще меня бесит реклама Газпрома-народное достояние, что от этого народного достояния получает народ?))) К примеру Туркмения, там общественный транспорт вообще бесплатный, 150 литров горючего на машину, вернее на семью в месяц дается бесплатно, а выше за сущие копейки! Газ бесплатный для населения, предприятия платят тоже копейки, вот это народное достояние!!! А наше народное достояние-олигархи, которые наши с вами льготы забрали себе, не без власть имущих!)))