Фейерверки XVIII века: жизнь в атмосфере праздника
Екатерининская эпоха – особое время в русской истории. Находясь в синхронии с мировыми процессами, она представляет собой расцвет эпохи Просвещения и одновременно является образцом новой светской куртуазности. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что главным трендом в придворной жизни XVIII был культ праздника. И немалую роль в создании атмосферы праздника играли фейерверки.
Без фейерверков не обходилось ни одно важное событие царского двора: коронация, бракосочетание, тезоименитство, день рождения, Новый год, а также крупные военные победы и подписания мирных договоров, - все эти вехи обязательно сопровождались ярким феерическим шоу огней.
Первые упоминания об увеселительных огнях на Руси относятся ко времени правления царя Ивана Грозного (1547 – 1584). В стрелецком войске существовала должность «пороховой заведующий», которому вменялось по всем правилам устраивать «огненные потехи». К началу XVIII века русские пиротехники изготавливали все известные в то время виды увеселительных огней с «верховыми» - летящими, «водяными» - плавающими и «низовыми» - наземными фигурами. Многие иностранцы отмечали, что в России «порохом дорожат не более, чем песком» и что «трудно представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями».
Петр I сам учился мастерству пиротехника, это было одним из его любимых занятий. Именно Петр придумал множество пиротехнических составов и сюжетов для фейерверков. Один иноземный посланник так описал страсть царя к «потешным огням»: «На масленице непременно пускал блестящие фейерверки, которые сам всегда устраивал, собственными руками изготовлял на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года, с пушечною пальбою при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманные царем, горели далеко за полночь». В архивах Петра сохранились многочисленные рецепты создания фейерверков — с подробным описанием составов и различных тонкостей в их изготовлении.
Традицию отмечай фейерверками военные победы и подписание мирных договоров также ввел Петр I. Он считал фейерверки «силой объединяющей», был уверен, что они укрепляют дух граждан, вселяют веру в мощь своего Отечества: «Лутчеб те милионы на ферверк издержаны были.., нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великой плезир имел». Государь полагал, что знакомство подданных с взрывами и огнем уменьшает страх на поле боя. В световых представлениях действительно было нечто от баталий: клубы дыма, пушечная пальба, всполохи огня.
Но именно в эпоху Екатерина II искусство фейерверка достигло наибольшего расцвета: в это время пышные парадные фейерверки стали демонстрацией великолепия и роскоши правящих монархов и членов их семей.Особым достижением российских пиротехников было изобретение цветных огней. Немецкий историк Август Шлейцер писал о фейерверке перед Зимним дворцом, состоявшемся 10 июня 1762 года по случаю заключения мира с Пруссией: «В особенности много слышал я о том, что они изобрели способ придавать огню цвет, чего долго добивались за границею, но еще не нашли».
Еще одна важная деталь: придворные фейерверки были не просто красивым танцем огней на небосводе – они всегда имели определенное метафорическое содержание. Это был настоящий огненный спектакль, где повествование велось на языке символов и аллегорий. Постепенно содержание фейерверков стало настолько сложным, что для зрителей стали издавать «либретто», поясняющие суть происходящего.
Показателем того, как серьезно монархи относились к огненным забавам, является то, что к их созданию привлекались лучшие умы того времени – Иван Кулибин, Михайло Ломоносов. Например, декорации для фейерверка по случаю заключения мира с Турцией 16 июля 1775 года возводил В.И.Баженов. Они настолько понравились Екатерине II, что архитектор получил заказ на строительство Царицына.
Именно в Царицыне в настоящий момент проходит выставка, посвященная царским потешным огням XVIII века.
Написать комментарий