Олимпиада в Сочи год спустя. На что потрачены 1,5 трлн рублей и почему они не вернулись?
Как живет постолимпийский Сочи? Насколько оправдали себя рекордные затраты на стадионы, гостиницы и инфраструктуру? Как используются сегодня олимпийские объекты? На какую окупаемость рассчитывают инвесторы?
На что были потрачены 1,5 триллиона рублей
На подготовку Сочи к Олимпиаде потратили рекордные за всю историю игр 1,5 трлн руб. (на тот момент – порядка 51 млрд долларов). Большая их часть пошла на строительство инфраструктуры: свыше 400 млрд руб. из федерального бюджета и порядка 900 млрд руб. – привлеченных инвестиций (квазигосударственное финансирование проектов через госбанки). На возведение спортивных объектов было потрачено 100 млрд руб. из федерального бюджета и 114 млрд руб. частных инвестиций.
Строительство сопровождалось скандалами и разоблачениями – и это, по мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, вполне естественно, поскольку «всегда мегастройки и стройки века – а это была реально стройка века – сопровождают слухи о коррупции». Однако нынешний облик Сочи свидетельствует о том, что «как минимум, далеко не все деньги разворованы», подчеркнул Песков.
К Олимпиаде было проложено около 400 км дорог, построены 22 тоннеля, 200 км железнодорожных путей и 54 железнодорожных моста, введены в эксплуатацию сотни километров электросетей и инженерных коммуникаций, создана система водоснабжения и новые очистные сооружения, модернизированы системы электроснабжения и канализации. Благоустроены набережная Сочи и центральные улицы города, произведено расширение морского порта. Были построены 40 новых и реконструировано 15 отелей общей вместимостью 26 тыс. номеров, а также новые больницы и корпус Международного Олимпийского Университета. Жителям города вынужденным переселиться из районов строительства олимпийских объектов, построили новый поселок. Насколько же востребованными оказались все эти объекты? Как изменили они жизнь города и его обитателей? Как оценивают инвесторы свои вложения в Олимпиаду?
Окупаемость под вопросом
В ближайшие годы олимпийские объекты – как гостиничные, так и спортивные – не смогут выйти на окупаемость. Владельцы их будут испытывать «чудовищные» проблемы с рентабельностью, окупаемостью и обслуживанием кредитов, считает Песков. Он признал, что кредиты, выданные на строительство олимпийских объектов, вполне возможно, никогда не вернутся.
Такого же мнения придерживается, судя по всему, и один из главных кредиторов «стройки века» Внешэкономбанк (ВЭБ), прокредитовавший строительство 20 олимпийских объектов в Сочи на 248,6 млрд руб. Ряд олимпийских проектов «расчетно-убыточны», по выданным на их строительство кредитам «ожидается неисполнение платежных обязательств заемщиков в декабре 2015 года (или в следующие месяцы) без специальных мер государственной поддержки», отмечает глава ВЭБа. Общий объем убытков госкорпорация оценивает в 175 млрд руб., без учета процентов. Еще летом прошлого года банк обратился к правительству с просьбой заложить в бюджет 2015–2017 года средства для возмещения убытков в случае банкротства «олимпийских» заемщиков. В списке неблагонадежных – девять компаний, в том числе структуры Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. Правительство, в свою очередь, поддержало олимпийских инвесторов, поручив ВЭБу ввести мораторий на взыскание текущих платежей до конца 2015 года. Таким образом, изначальные заявления о том, что большая часть олимпийских инвестиций – частные, возможно, стоит подкорректировать с учетом предоставляемых отсрочек и компенсаций из госбюджета.
Самый крупный частный инвестор Олимпиады Владимир Потанин вложил в горнолыжный курорт «Роза Хутор» 68,4 млрд руб. Из них 12,7 млрд – деньги компании «Интеррос», а 55,7 млрд – кредит ВЭБа, на обслуживание которого компании потребуется еще 12,3 млрд руб. Кроме горнолыжного комплекса с трассами в 77 километров, «Интеросс» построил также сноуборд-парк, фристайл-центр и гостиницы. Это самый большой, самый дорогой и самый посещаемый из олимпийских курортов. По оценкам Потанина, он может начать окупаться через 15-20 лет. Вопросы о реструктуризации и обслуживании долга ВЭБу отложены пока до конца 2015 года.
О реструктуризации и отсрочке платежей ведет переговоры и «Базэл» Олега Дерипаски. В строительство Олимпийской деревни, обустройство Имеретинской долины и порта, а также аэропорта Сочи он инвестировал более 45 млрд руб., из них около 25,4 млрд – кредит ВЭБа. Отели и апартаменты «Базэла» в Имеретинском районе летом 2014 года были заполнены на 87%, а в новогодние праздники – почти на 100%. Тем не менее, чтобы обеспечить возвратность вложений, компания просит реструктуризации долга.
Затраты Виктора Вексельберга будут возмещены, по предложению Владимира Путина, за счет специально созданного фонда. Группа «Ренова» вложила 500 млн долларов в строительство двух отелей (четырехзвездочного на 720 номеров и трехзвездочного на 2,88 тыс. номеров) рядом с Олимпийским парком в Имеретинке. Собственные средства группы составили лишь 10% из этой суммы, остальные 450 млн долларов – кредит ВЭБа. Теперь гостиничный комплекс «Азимут» на 720 номеров Вексельберг «передает» государству. Точнее, специально созданный фонд выплатит «значительные средства», чтобы приобрести отель у собственника, возместив ему все, что истрачено «на строительство в рамках так называемых исторических затрат, без прибыли», пояснил Путин. Здесь планируется создать всероссийский центр для детей, одаренных в спорте, физико-математических науках и искусстве. Юные таланты со всей страны будут приезжать сюда на несколько недель. На начальном этапе средства на создание и работу центра будут выделять Министерство спорта, Министерство культуры и Министерство образования и науки Российской Федерации. В дальнейшем центр предполагается перевести на частное финансирование. Не исключено, что по схожей схеме будут задействованы и некоторые другие олимпийские объекты.
Как привлечь туристов?
Увеличение туристического потока – одно из главных условий окупаемости вложенных средств. Чтобы новые гостиницы не пустовали, Сочи за год должен принять 4,5–5 млн туристов, которые при этом готовы были бы платить, например, порядка 5 тыс. руб. в сутки за проживание в четырехзвездочном отеле и не соблазнялись бы более дешевыми предложениями частников. В 2013 году Сочи посетило 3,8 млн отдыхающих. В 2014 году город принял 5 млн гостей, однако показатель это был достигнут лишь благодаря Олимпиаде и еще ряду праздников и соревнований, при этом в разгар лета отели были заполнены лишь на 40%.
В нынешние новогодние праздники в сочинских гостиницах проживали 167 тыс. человек, а в горах Сочи за этот же период побывало более 180 тыс. посетителей. Гостиницы горного кластера, по сообщению пресс-службы сочинской администрации, были заполнены на 100%. Мэр города Анатолий Пахомов выразил надежду, что за текущий зимний сезон Сочи примет более миллиона отдыхающих. С июня, после открытия прямого авиасообщения между Сочи и китайскими городами Пекин и Чанчжоу, ожидается поток туристов из Китая. По оценке министра туризма Китая, уже в первый год Сочи посетят около 2 млн жителей Поднебесной.
Однако инвесторы, похоже, не хотят ждать милостей от природы и предпочитают подстраховаться. Сбербанк, например, пролоббировал создание в Сочи игорной зоны. Впервые эта идея была высказана еще в 2013 году, но вплоть до начала прошлого года власти против нее возражали, считая, что подобная инициатива привлечет в город «своеобразный контингент», как выразился президент. Тем не менее, летом 2014 года Путин все же подписал закон, по которому игорная зона в Краснодарском крае будет размещена на олимпийских объектах в Сочи, а существующая ныне зона «Азов-сити» ликвидирована. Минфин какое-то время пытался сохранить существующий кластер, отмечая, что это единственная работающая из игорных зон, созданных в 2009 году, ее закрытие приведет к ликвидации 2,5 тыс. рабочих мест и необходимости выплатить инвесторам компенсации из госбюджета в размере около 10 млрд руб.
Но «олимпийцы» победили. Игорную зону планируется разместить на территории комплекса «Горная карусель». В строительство ее Сбербанк вложил более 77 млрд руб., из которых более 52 млрд руб. – кредит ВЭБа. Загрузка огромного комплекса гостиниц уже изначально представлялась весьма проблематичной. Трамплины, требующие немалых расходов на содержание, Сбербанк еще осенью передал государству, которое за это возместило ВЭБу кредит в 6 млрд руб., выданный на их строительство. Теперь Сбербанк избавился и от самого комплекса, продав его Краснодарскому краю. Таким образом, администрация края также оказалась заинтересована в переносе игорной зоны.
РЖД снова против
Привлечению туристов, однако, отнюдь не способствует политика РЖД. Освоив 250 млрд руб., которые были выделены ей на строительство и модернизацию дорог к Олимпиаде, компания уже с сентября приступила к массовым сокращениям поездов «Ласточка», курсирующих между Туапсе, Сочи и олимпийскими объектами. Причина стандартная – поезда убыточны, о компенсации этих убытков с краевой администрацией договориться не удалось. Поезда не пустуют, направление Туапсе–Адлер загружено на 100%, до Красной Поляны – на 60%, но удовлетворить запросы РЖД краевой бюджет не в состоянии. По утвержденному тарифу 14 руб. за зону билет от Сочи до Красной Поляны стоил 112 руб. По расчетам РЖД, экономически обоснованная цена составляет около 1200 руб. Столь высокие тарифы РЖД объясняет тем, что в них учитываются расходы компании на подвижной состав. «Ласточки», закупленные у Siemens в 2011 году, обошлись весьма недешево: один пятивагонный состав стоит порядка 8,75 млн евро. По подсчетам РЖД, за 9 месяцев перевозки пассажиров по льготным тарифам компания понесла убытки примерно в 1,5 млрд руб.
Пик противостояния пришелся на декабрь прошлого года. К началу горнолыжного сезона из 80 «Ласточек» на маршрутах осталось всего 22. Региональные власти решили отказаться от услуг РЖД и привлечь для перевозок ОАО «Кубань Экспресс-Пригород». Вместо «Ласточек» будут использоваться российские ЭД4М, пятивагонный состав которых стоит значительно дешевле – порядка 125 млн руб. На время переходного периода РЖД согласилась продолжить перевозку пассажиров, но с 29 декабря повысила цену за проезд в 3 раза. Из всех маршрутов при этом остались лишь ж/д вокзал Адлер, Красная поляна и Олимпийский парк.
Поезда от Адлера до аэропорта не ходят с 20 декабря, и будет ли возобновлено движение, неизвестно. Отделанные мрамором, стеклом и хромом павильоны теперь пусты. От аэропорта до ж/д вокзала «Ласточкой» можно было добраться за 9 минут. Теперь на дорогу уходит гораздо больше и времени, и денег. На строительство пути длиной 2,8 км с двумя тоннелями и тремя эстакадами понадобилось четыре года работ и более 10,8 млрд руб. из бюджета. Но РЖД с легкостью готова выбросить их на ветер. Убытки государства волнуют ее гораздо меньше, чем недополученные компенсации из региональных бюджетов.
Жилье и жители
Не надеются на скорый возврат вложений и девелоперы. Цены на жилье в Сочи подскочили сразу на 40% еще в 2006–2007 годах, когда стало известно о проведении Олимпиады. Однако затем рост прекратился, а в последнее время цены и вовсе начали снижаться. Значительная часть новостроек пустует. По оценкам гендиректора консалтинговой компании Macon Realty Group Ильи Володько, в год совершается лишь порядка 600 сделок. При этом к продаже в бизнес и элитном сегменте предлагается более 9 тыс. квартир по средней цене 70–80 тыс. и 125–150 тыс. руб. за квадратный метр. Наибольшим спросом пользуется жилье эконом-класса по 45–50 тыс. руб. Из элитных квартир, построенных «Бэзелом» в Олимпийской деревне (часть курортного района Имеретинский, 75 га, 56 корпусов), проданы считанные единицы. Трех-четырехкомнатные квартиры с двумя санузлами стоят от 11 млн до 27 млн руб. (150–188 тыс. руб. за квадратный метр).
Написать комментарий
да тут ничего и нечего думать.сочи была и есть очередная дурость пупкинмедведской власти в россии.страна в полной дерьме а эти дуры с власти лапшу вешают нам что во всем виноват обама и запад.страной то кто управляет господа два гуманоида -не вы ли и ваша и ваша шаика.
Слова Пескова "...как минимум, не все разворовали" надо вынести в эпитет. Т.е. разворовали очень много, но не все)))
Инвестиции уже вернулись России в виде уникального, не имеющего аналогов в мире, 130-км кластера для зимних видов спорта, лыжного и горнолыжного курорта, расположенного в субтропиках, чуть ли не на берегу моря. За новогодние праздники в Сочи отдохнули более 180 тыс. поклонников зимних видов спорта, а с начала сезона уже более миллиона. Естественно, что такие колоссальные инвестиции в строительство и инфраструктуру, полностью окупаются не менее, чем за 7-10 лет. Это нормальная общемировая практика. Сейчас в Сочи проходят КМ по бобслею и скелетону, ЧР по горнолыжному спорту, Фестиваль искусств, автогонки Миджет 2Л, матчи регулярного ЧР по хоккею и т.д. Объекты не простаивают, а работают на Россию.
Усё плаильна. Настоящие (пгофессиональные, гукопожатные) гусские люди хоють на пгаздники токмо за тем, чтобы кагманЫ халявными печеньками затагить.