Переговоры о капитуляции в Минске. Почему решение конфликта в Донбассе так и не найдено?
«Нормандская четверка» в составе России, Франции, Германии и Украины в течение 16 часов вырабатывала решение конфликта на юго-востоке Украины. Выработать что-либо существенное не получилось. Наибольшее достижение встречи – прекращение огня. О чем это говорит?
В ночь на 12 февраля мировые СМИ нервно отсчитывали часы саммита «нормандской четверки». Переговоры по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины в Минске стали самыми продолжительными за всю политическую карьеру российского президента Владимира Путина, отмечало агентство ТАСС. Украинские издания, подчеркивая царившее на них напряжение, обращали внимание на то, что Путин во время общения с лидерами Франции, Германии и Украины сломал ручку. «Президент Путин на самом деле сделал все, что мог для достижения возможности прекращения огня», – сказала позднее канцлер ФРГ Ангела Меркель газете Wall Street Journal.
В итоге шестнадцать часов обсуждения привели к ряду договоренностей, наиболее важной и, пожалуй, необходимой из которых является прекращении огня в Донбассе с полуночи 15 февраля. Также в «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» – так называется единственный подписанный в Минске документ – входит еще 12 пунктов, но их выполнение, как показало предшествовавшее соглашение, может быть легко сорвано. В этом плане примечательны параллельные выступления президентов России и Украины, касающиеся результатов встречи. Говоря об успехах, президент России отметил три принципиальных пункта: собственно, прекращение огня, отвод артиллерии и тяжелых вооружений от линии соприкосновения на равные расстояния (украинская армия отводит от текущих позиций, а ополченцы от зафиксированных в сентябре), что позволит создать «зону безопасности» шириной от 50 до 70 км, а также проведение конституционной реформы на Украине, которая заложит основания для долгосрочного политического регулирования. Если с первыми двумя положениями все более-менее ясно, то стоит остановиться на третьем. В нем, по сути, Россия сделала политическую реформу на Украине условием передачи Киеву контроля над границей.
Президент Украины Петр Порошенко также в первую очередь отметил режим прекращения огня – его главной цели на состоявшихся переговорах, о которой он заявлял еще перед вылетом в Минск. Но следом поставил освобождение заложников, включая обмен «всех на всех». В том числе, он пообещал скорейшее возвращение на родину летчицы Надежды Савченко, задержанной в России по подозрению в причастности к смерти сотрудника ВГТРК на Украине (адвокат Савченко опровергает, что его подзащитная будет отпущена на свободу). О конституционной реформе Порошенко умолчал, заверив, что «ни о какой автономии на востоке Украины или федерализации решения не принимались», все будет в рамках уже запущенной децентрализации власти. Но в то же время заявил о еще одной победе – восстановлении Киевом контроля над российско-украинской границей до конца 2015 года. Здесь еще раз следует подчеркнуть, что, по условиям соглашения, это должно произойти после изменения конституции, придания отдельным районам Донбасса особого статуса и проведения местных выборов. Однако украинский президент сразу после окончания встречи в Минске опроверг намерение наделить Донбасс автономией в составе Украины.
Порошенко не изменил себе, сказав украинским журналистам о «неприемлемых условиях и ультиматумах» со стороны России, на которые он, конечно же, не поддался. Путин же вскользь упрекнул украинского коллегу за то, что он отказывается контактировать с представителями самопровозглашенных республик Донецка и Луганска. Главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, входящие в «контактную группу» и не участвовавшие в «нормандском формате» напрямую, в свою очередь, уже утром отказались подписывать согласованный Путиным, Меркель, Олландом и Порошенко документ, что поставило под угрозу срыва всю попытку договориться о мире.
Как позднее признали Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд, Путин убедил сепаратистов согласиться на перемирие, надавив на них. Хотя источник среди европейских дипломатов назвал такой поворот «дешевым театром», призванным продемонстрировать – ДНР и ЛНР являются самостоятельными субъектами переговоров. Однако конечное соглашение, как отметил Олланд, было подписано только между представителями Киева и самопровозглашенными республиками. Тут нужно заметить: Порошенко свою подпись под упомянутым документом не ставил. Более того, в нем не фигурируют названия самопровозглашенных республик.
Глава ДНР Захарченко в связи с этим счел необходимым подчеркнуть, что документ об имплементации минских соглашений подписан благодаря гарантиям лидеров России, Франции и Германии. При этом главы государств обошлись «неподписной», как выразился Путин, декларацией в поддержку согласованного комплекса мер для их исполнения. Поэтому Захарченко пригрозил: в случае нарушения договоренностей ополченцы не пойдут на заключение новых меморандумов. Учитывая, что состоявшаяся встреча в Минске была последним шансом, которым Путину предлагали воспользоваться западные страны, а Меркель называла их «проблеском надежды, не более того», заинтересованность в том, чтобы соглашение работало, должна быть у всех. Хотя бы потому, что трудные минские переговоры почти обеспечили Украине расширенный кредит Международного валютного фонда (МВФ), а России предоставили передышку от европейских санкций. Новость о возможном выделении 17,5 млрд долларов МВФ и еще 22,5 млрд долларов странами-донорами на четыре года для восстановления украинской экономики появились утром, когда и Россия, и Украина показали волю к перемирию. В то же время совет Евросоюза отказался пока рассматривать и принимать новые санкции против России. Однако остается немало вопросов, показывающих, насколько хрупким будет перемирие в Донбассе.
Даже в таком вроде бы решенном вопросе как прекращение огня есть подводные камни: Путин и Порошенко поспорили о ситуации в Дебальцево. Если российский президент считает, что в окружении ополчения в дебальцевском котле находятся 6-8 тыс. украинских военных, которые попытаются прорваться, то его коллега отрицает сам факт взятия их в кольцо. Поэтому Путин предложил оценить ситуацию военным экспертам, а конфликтующим сторонам проявить сдержанность при отводе техники, чтобы избежать кровопролития. Также можно вспомнить, что Киев уже соглашался на амнистию ополченцев и предоставлял особый статус охваченным войной районам Донбасса, но из этого ничего не вышло. Киев не воспринимает ополчение в качестве самостоятельного политического субъекта, а руководство самопровозглашенных республик не доверяет киевским властям. Если все хотят договориться о мире, нужны прямые контакты Киева с ДНР и ЛНР, еще раз отметил Путин. Выходом могла бы стать миротворческая миссия или расширение работы ОБСЕ в зоне конфликта, но об этом в подписанном документе ничего не сказано.
Таким образом, «наиболее важная и критичная дата в истории Украины», каковой, по словам Порошенко, должно было стать 12 февраля, по всей видимости, еще впереди. В январе украинский президент приехал на Всемирный экономический форум в Давосе с куском автобуса, попавшего под обстрел близ населенного пункта Волноваха Донецкой области. На Мюнхенскую конференцию по европейской безопасности в начале февраля он привез паспорта якобы российских военных (хотя в газете Financial Times писали, что он угрожал Путину публикацией солдатских жетонов). В Минск Порошенко собирался привезти остатки ракеты, которая попала в жилые массивы города Краматорска. Все это он делал для того, чтобы повлиять на международную общественность и с помощью дипломатических усилий остановить военные действия в Донбассе. Саммит в Минске эту проблему решил.
Теперь украинскому президенту предстоит заняться внутренней политикой и, как предполагает подписанный документ, договориться с сепаратистами о том, что такое «особый статус», под которым стороны понимают разную степень автономии, чего он, скорее всего, делать не будет. Каким будет будущее политическое устройство Украины, если даже его федеративная модель не подразумевает наличие у субъектов собственных вооруженных сил, и как будет произведено разоружение и вывод «иностранных вооружений и наемников», если Россия не признает своего участия в конфликте?
Вот вопросы, ответы на которые Киеву и Москве придется искать до конца 2015 года. Между тем угроза очередной эскалации будет постоянно сохраняться. Пока же Порошенко отказался восстановить социально-экономические связи с Донбассом и обсуждать что-либо помимо децентрализации власти. По его словам, это возможно только после «проведения выборов и возобновления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях».
Для России это значит одно – волей-неволей придется взять на себя решение гуманитарной проблемы в непризнанных республиках и тратить и без того скудеющие ресурсы на поддержку населения самопровозглашенных формирований. В этом отношении Порошенко своим отказом «кормить» не подчиняющийся Киеву Донбасс обыграл Путина. Финансировать регион Киев будет только при закрытой и контролируемой границе с Россией, что будет вполне вероятно означать поражение ополченцев и свертывание проектов ДНР и ЛНР.
Написать комментарий
ожерелье приднестровий продолжает расти. дружба с ираном и северной кореей все крепче)
А оно (решение) не найдено??? Товарищ Александр Мельников в неадеквате.
Абассака. "Путенслил!!! А-а-а-а, мыфсеумром!!!"