Чеченский сценарий для Донбасса: почему война на Украине не может закончиться?
Ситуация на юго-востоке Украину почти год не может разрешиться ни мирным, ни военным путем. Она приводит к гибели мирных людей и отягощает отношения России и Запада. Почему Россия, Украина и Запад не могут найти выход из сложившегося положения?
Через 25 лет после падения Берлинской стены геополитика снова стала главным риском для мировой экономики и ключевой угрозой человечеству. К такому мнению пришли 900 международных экспертов, принявших участие в подготовке ежегодного доклада Global Risk Report, который публикует Всемирный экономический форум в начале каждого года. Действительно, еще двенадцать месяцев назад никто не ожидал затяжного военного конфликта в Восточной Европе, дестабилизирующего 45-миллионную Украину. Но прежде никто не мог бы предсказать и присоединение Крыма к России, называемого на международном уровне ясным юридическим термином «аннексия». Однако «второй фронт», который российское руководство открыло в Донбассе или в так называемой Новороссии, до сих пор кровоточит и грозит перерасти из войны двух «братских» государств, как считают в Киеве, в военное противостояние России и стран НАТО.
Исчерпаны ли дипломатические усилия
Главная претензия «ястребов» и «голубей» по обе стороны Атлантики сводится к тому, что в украинском вопросе Запад занял выжидательную позицию, всецело положившись на медленное действие санкций. Их негативное влияние на российскую экономику, по замыслу авторов в США и ЕС, должно изменить общий подход Кремля к решению конфликта на Украине, что совершенно не устраивает Киев, несущий высокие военные расходы и человеческие потери. Чтобы остановить кровопролитие на восточной окраине Европы, нужно либо созывать все заинтересованные стороны за стол переговоров и договариваться либо позволить говорить оружию и силой замять конфликт. Причем, чаша весов постепенно склоняется ко второму варианту.
Вопреки мнению о бездействии США на «мирном треке», по данным источников издания Financial Times, перед саммитом стран НАТО в Уэльсе, который проходил 4-5 сентября, администрация президента Барака Обама искала возможности для заключения мирного договора по Украине, чтобы сместить акцент с Украины на Ближний Восток. Правда, напрямую к Москве ее сотрудники не обращались. Консультации относительно того, как задобрить Кремль, велись с европейскими дипломатическими кругами. Большую угрозу в глазах Вашингтона на тот момент представляло Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Но, не желая уступать по существу и не найдя ничего символического, что сподвигло бы Москву прекратить поддержку сепаратистов на украинском юго-востоке, США вернулись к прежней политике «сдерживания» – сокращению маневра Кремля за счет экономических санкций. Вдобавок Россия угодила в один ряд с ИГИЛ и эболой в публичной речи Обамы об угрозах человечеству.
На тот момент в действии уже были секторальный санкции, ограничившие крупным российским банкам с госучастием и госкомпаниям доступ на финансовые рынки США и Европы. Сплотиться Вашингтону, Берлину и другим европейским столицам помогла трагедия малазийского «Боинга», случившаяся в день рождения канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которой 17 июля исполнилось 60 лет. Украинский президент Петр Порошенко воспользовался поворотным моментом, ослабившим ополченцев в Донецке и Луганске. Разведка США докладывала, что гражданский самолет был сбит с подконтрольной им территории и с помощью зенитного комплекса, поставленного сепаратистам Россией. Москва возлагала вину на Киев, а российское министерство обороны настаивало на прямой причастности украинских военных к крушению «Боинга» под Донецком. Для Порошенко это был шанс взять силовой реванш, отказавшись от предоставления автономии мятежному региону. Но антитеррористическая операция Киева захлебнулась: президент России Владимир Путин отринул возможность выхода из конфликта и, напротив, направил в Донбасс подкрепление.
Уже в августе Порошенко в разговорах с западными лидерами заявлял не о борьбе с сепаратистами, а об идущей войне с Россией. В связи с этим он оказался скован политически. По словам европейского дипломата, которые приводит FT, Порошенко боялся потерять президентский пост «в два дня», если не добьется мира или победы. Ключи решения конфликта были у Путина, но рычаги давления США и ЕС – экономические санкции – его не сдерживали. При этом Путин настаивал, если не на отмене соглашения о торговой ассоциации Украины и ЕС, ставшей причиной Евромайдана и последовавшего госпереворота, то на его кардинальном пересмотре, которое бы заняло годы согласований по 2 тыс. торговых позиций. Подорвавшись на этой мине, свой президентский пост потерял предыдущий украинский лидер Виктор Янукович. Кремль приглашал его в альтернативный европейской интеграции Таможенный союз. Избранный в мае Порошенко рисковал разделить судьбу своего предшественника, уступив Путину проект евроинтеграции, считал действовавший тогда глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, посвятивший немало усилий, чтобы перетянуть канат с Украиной на сторону ЕС.
Но дело было уже не в экономике и не торговле, а в настоятельном требовании Кремля провести федерализацию Украины и предоставить Донбассу широкую автономию. 26 августа на саммите Украины и Евразийского экономического союза, в который входит Белоруссия, Россия и Казахстан, Порошенко на общем обсуждении делал вид, что торговая составляющая между государствами важнее боевых действий на востоке его страны. Но на двухсторонних переговорах с Путиным он сразу же потребовал вывода российских войск с территории Украины. В ответ на то, что их там нет, Порошенко, как утверждает FT, грозил опубликовать в интернете фотографии армейских жетонов российских солдат и обзвонить матерей, чтобы поведать им о гибели сыновей в соседней стране. Об этом Порошенко докладывал европейским и американским партнерам, возможно, желая приподнять себя в их глазах. В то же время остается непонятным, почему украинский президент до сих пор снова не «припугнул» Кремль жетонами российских солдат. Еще один важный момент заключается в том, что «гибридная война», которую Москва ведет против Киева, подразумевает отсутствие опознавательных знаков и документов у личного состава.
Однако наступление ополченцев остановилось с подписанием Минских соглашений 5 сентября, наступил хрупкий и часто нарушаемый, но мир. Москва, в свою очередь, добилась тактического успеха – того, что в полную силу торговая ассоциация Украины с ЕС заработает только в 2016 году, а до того времени между Россией и Украиной будет действовать зона свободной торговли. Баррозу ушел со своего поста с чувством выполненной миссии по расширению «Восточного партнерства». Но стратегическая цель – автономия Донбасса – в этом «замороженном» конфликте присутствовать.
Что дальше, задавались вопросом в США и ЕС. Но главным образом это не давало покоя Ангеле Меркель. Канцлер второй раз после экономического кризиса в Греции играла важную роль на международной арене и с самого начала выступала основным переговорщиком с Москвой. В США ее инициативу приветствовали, будучи погруженными в проблемы Ближнего Востока. В ноябре Меркель, служившая зеркалом того, как на политику России реагирует Запад, не смогла принять предлагаемый Путиным сценарий. В австралийском Брисбене, где 15 ноября прошлого года открылся саммит «Большой двадцатки», канцлер ФРГ провела большую часть переговоров с Путиным с глазу на глаз. Но его идея предоставления Донбассу широкой автономии по чеченскому сценарию и финансирование из Киева в обмен на лояльность сторонников самостоятельности стала для Меркель жирной точкой в многочисленных попытках договориться и понять российского коллегу. Количество часов телефонных разговоров между двумя лидерами перестало быстро расти, вскоре и вовсе замерев на достигнутой отметке. Путин еще раз, но теперь уже публично, вспомнил об отношениях Москвы и Чечни, когда перед отъездом из Брисбена комментировал отказ Киева выплачивать пенсии и социальные пособия жителям Донбасса. Россия производила все социальные выплаты и субсидировала чеченский бюджет, заявил он, осуждая экономическую блокаду Донбасса, которой Киев переносил бремя финансирования региона со своих плеч на российские.
В это время США, как уже говорилось, были больше сконцентрированы на Ближнем Востоке и угрозе, исходящей от ИГИЛ. Основной союзник американцев в регионе, Саудовская Аравия по-прежнему выступала против правительства Башара Асада в Сирии. По информации New York Times, саудовцы могли во время визита в Москву в ноябре 2014 года увязать сирийскую тему с падением цен на нефть, вкупе с санкциями сильно бьющим по российской экономике, предложив сократить собственную добычу для того, чтобы поднять мировые цены. По крайней мере, об этом они сообщали в Вашингтон. В обмен они хотели получить отказ Москвы от поддержки Асада. Едва ли это можно было представить, особенно после Ливии, над которой резолюцией ООН была создана бесполетная зона, а затем США способствовали смене режима, что сильно охладило отношения Америки и России. Велись такие разговоры или нет, но они не дали никаких результатов – Москва проявляет стойкость и, претерпевая экономические потери, продолжает свою политическую линию не только на Украине, но и на Ближнем Востоке.
Есть ли у конфликта военное решение
Вплоть до январского обострения конфликт в Донбассе пребывал в замороженном виде, к чему, возможно, и стремится в сложившейся ситуации Путин, получающий в распоряжение постоянный фактор дестабилизации Киева. Дипломатические усилия не принесли плодов: Меркель если и поняла конечную цель Путина, то не приняла его видение условий для прекращения военных действий на востоке Украины. Барак Обама, в свою очередь, столкнулся с давлением в своем окружении, представители которого склоняются к тому, что неучастие США в конфликте приводит к тому, что Россия продолжает неприкрыто воевать со своим соседом, а представители прозападной Украины, победившие на Майдане прежний коррупционный режим, разочаровываются в блюстителях демократии и лидерах «свободного мира». Тем более, последние должны выступать гарантами независимости и стабильности Украины в соответствие с Будапештским договором 1994 года. Вместо этого война на востоке страны сводит на нет усилия международного сообщества по восстановлению экономики страны и утверждению демократии.
В американском докладе «Защищая украинскую независимость, противостоя российской агрессии» рисуется сценарий, при котором укомплектованные современным российским вооружением ополченцы при поддержке российской армии пробьют сухопутный коридор от Донбасса вдоль Азовского моря к Крыму. Такой «наступательный» план проглядывался с момента провозглашения народных республик отдельными от Украины образованиями. Одним из возможных конечных пунктов тогда называлось Приднестровье. Авторы доклада бывший руководитель Пентагона Мишель Флурной, бывший командующий силами НАТО Джеймс Ставридис и бывший посол США при НАТО Иво Даллер призвали Вашингтон поставить Украине летальное оружие на 3 млрд долларов в течение трех лет, чтобы за войну на востоке страны Россия платила всевозрастающую цену.
В дополнение к бронированным «Хаммерам», беспилотникам, радарам для определения огневых точек противника и медицинскому оборудованию Вашингтону предложили подумать о поставках ручных противотанковых гранатометов (РПГ), чтобы подбивать российские БТР и танки. Но насколько это поможет против зенитно-ракетных комплексов, которые поражают цель на расстоянии 35 км, непонятно. До этого США поставляли украинской армии исключительно военную форму и приборы ночного видения. Но также подумывали предложить Польше передать Киеву некоторое вооружение, оставшееся в наследство от «восточного блока», что позволило бы избежать прямого участия американских военных инструкторов на полях сражений в Донбассе.
После публикации доклада Меркель поспешила напомнить, что у конфликта есть только мирное решение. Смена политического курса Вашингтона для Берлина не приемлема, о чем канцлер собирается заявить главе Белого дома лично в ходе визита в Вашингтон в конце этой недели. Обама, похоже, уже прислушался, и в интервью CNN в минувшее воскресенье усомнился, что поставка Киеву вооружения будет правильной, так же как вступление других стран в военный конфликт с Россией. Проблему надо решать дипломатическими методами, подчеркнул глава Белого дома. «Но мы усиливаем границы стран, которые являются членами НАТО», – сказал Обама, еще раз больно уколов Украину тем, что она не в НАТО. Точку зрения американского президента можно было предугадать, так как в его администрации были крайне недовольны, когда Порошенко, выступая в обеих палатах конгресса США, заявил, что войну нельзя выиграть одеялами.
Украинский президент так же снизил шансы на дипломатическое урегулирование конфликта с Россией, отменив закон о внеблоковом статусе Украины. Путин часто ссылается на обращение генсека НАТО Манфреда Вернера в 1990 году, заверившего, что военный альянс не будет перебрасывать свои силы восточнее Германии и даст СССР гарантии безопасности. В свете расширения НАТО на Восток, в частности размещения баз в странах Балтии, угроза вхождения Украины в военный блок, в которую, по всей видимости, верит российский президент, мешает добиться мира и согласия в Донбассе. Еще одна преграда для мирного урегулирования состоит в том, что Порошенко не может пойти на автономию региона, так как опасается, что в результате непопулярного решения будет свергнут украинской «партией войны» и сторонниками единой Украины.
Но если у проблемы нет военного решения, то выход должна найти дипломатия. Однако сегодня никаких дипломатических инициатив со стороны Запада не предлагается. Последняя надежда на конструктивный диалог, саммит в нормандском формате в Астане так и не состоялся из-за эскалации в мятежных регионах Украины. В Венгрии, за две недели до того, как туда прибудет Путин, Меркель пообещала поддержку идее единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, которую часто озвучивал российский президент. Таким образом, она вернулась к изначальному противоречию и попыталась его сгладить, представив перспективу экономического сотрудничества ЕС и Евразийского экономического союза, где Украина лишь одно из звеньев. Но в дипломатических кругах уже разочаровались в России – они никогда не станут такими, как мы, приводит слова европейских политиков FT. Хозяин Кремля тоже не скрывает разочарование Европой и НАТО.
Примечательно, что на совместной пресс-конференции с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, одним из немногих сторонников Путина в ЕС, Меркель ввязалась в спор о демократии, нивелировавшем ее слова о «голубой мечте» российского президента. Говоря о Турции и России, которым Орбан симпатизирует, венгерский премьер назвал их успешными примерами «нелиберальной демократии». Но Меркель едко заметила, что не может себе представить два этих слова рядом и, затрагивая тему зависимости Венгрии от российского газа, посоветовала искать альтернативные источники энергии. И действительно, только в «нелиберальной демократии» федеральный центр мог согласиться на покупку лояльности регионалов в обмен на щедрые дотации. На Украине все же пытаются пестовать другие ценности. К тому же, в стране нет денег, чтобы заливать ими проблемы Донбасса.
При написании статьи использованы материалы Financial Times, Wall Street Journal, New York Times, Reuters и новостных агентств.
Написать комментарий
Без решения "мирового правительства" эта война не может прекратиться. Оно должно вернуть вложенные деньги, во все стороны конфликта. Не все зависит от США, России и Европы.