Почему бензин подорожает до 50 рублей за литр и выше: 10 причин подорожания в 2015 году
Подорожание бензина, обещанное в конце прошлого года чиновниками и нефтяниками, началось строго по графику – после новогодних каникул. В этом году оно происходит на фоне стремительно дешевеющей нефти. Почему бензин все равно неизбежно подорожает?
В этом году за бензин «отвечают» налоги
Рост цен на бензин – одно из самых стабильных и неизменных явлений в России, но почему-то объясняют его каждый раз разными причинами. В 2013 году в качестве официальной версии озвучивались недопоставки из Белоруссии, в 2014 году – авария на Ачинском нефтезаводе и ремонт еще нескольких НПЗ. Нынешнее повышение оправдывают, в основном, проведением налогового маневра.
Он предусматривает поэтапное (за три года) снижение экспортных пошлин на нефть в 1,7 раза, а на нефтепродукты – в 1,7–5 раз в зависимости от вида. Ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть за этот период вырастут в 1,7 раза, а на газовый конденсат – в 6,5 раза. По оценкам чиновников, эти изменения дополнительно принесут в бюджет 247 млрд руб. в 2016 году и 250 млрд руб. в 2017 году. В 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидается. Некоторые экономисты отмечают, что этот маневр фактически предоставляет дополнительную налоговую поддержку крупнейшим нефтегазовым корпорациям и стимулирует наращивание экспорта – именно за счет этого и ожидаются дополнительные доходы в бюджет. При этом правительство заранее признало, что увеличение НДПИ приведет к росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты – в частности, на бензин. По прошлогодним прогнозам министра энергетики России Александра Новака и вице-премьера Аркадия Дворковича, он подорожает примерно на 10%, однако теперь эта цифра корректируется в большую сторону.
Изначально, чтобы замедлить темпы подорожания, планировалось предоставить НПЗ своего рода компенсацию – значительно снизить акцизы на топливо. Однако затем правительство отказалось от совсем уж радикального снижения. В итоге, акцизы на бензин класса Евро-5 в 2015 году снизятся не на 45,8% (как планировалось изначально), а на 29%; акцизы на дизтопливо – на 33,3% вместо 56,1%. По оценке Минфина, благодаря более высоким акцизам, бюджет дополнительно получит в 2015 году 90 млрд руб., а с 2017 года – целых 200 млрд руб., поскольку с этого времени производить можно будет только топливо класса не ниже Евро-5. Минтранс оценивает дополнительные доходы от акцизов гораздо скромнее: 70 млрд руб. в 2015-2016 годах.
Рубль, санкции и дефицит
Сами нефтедобытчики и переработчики рост цен оправдывают не только налогами, но и трудностями из-за санкций (в частности, невозможностью дешевого перекредитования), а также убытками из-за резкого падения рубля.
При этом обрушение рубля стало дополнительным стимулом к наращиванию экспорта, и это с большой долей вероятности может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке, а значит, и к дальнейшему повышению цен. По оценкам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников РФ Рустама Танкаева, на данный момент объемы производства и потребления почти равны. То есть небольшой перекос в сторону роста потребления может привести к тому, что бензина будет не хватать. Чтобы обезопасить внутренний рынок, надо поднять экспортные пошлины на бензин, уверен эксперт.
Дополнительную угрозу дефицита создает и вступающий в силу с этого года запрет на оборот моторного топлива ниже четвертого экологического класса. Хотя решение об этом было принято еще в 2008 году, далеко не все заводы успели провести модернизацию (теперь, кстати, это опоздание тоже оправдывают санкциями Запада). В итоге, с рынка уходит значительный объем топлива третьего класса – в частности, до 1,5 млн тонн бензина. Заместить его топливом более высокого класса российские предприятия смогут только со II полугодия 2015 года. Есть, конечно, надежда на Белоруссию, которая может поставить нам до 2 млн тонн бензина. Однако никаких жестких обязательств перед Россией у белорусских производителей нет, а из-за резкого падения рубля им сейчас гораздо выгоднее продавать топливо в Европу. «Из-за этого рынок может столкнуться с недостатком высокооктанового бензина в сезон повышенного спроса и во время профилактики на НПЗ», – полагает эксперт агентства «Аналитика товарных рынков» Артем Рахманкулов.
Из чего складывается цена на бензин
Снижение цен на нефть не должно вводить граждан в заблуждение, отмечают эксперты. Ведь нефть оценивается в долларах, а рубль падает так стремительно, что рублевая цена на нефть остается почти неизменной. Вот, например, с марта по декабрь нефть подешевела со 108 до 63 долларов за баррель, но в рублях цена ее уменьшилась не столь значительно: с 3928 до 3606 руб. за баррель, поскольку в марте 1 доллар стоил 36 руб., а в декабре – уже 57 руб. В результате, по оценкам Ernst & Young (EY), экспортная цена бензина за вычетом пошлины в 2014 году составляла 18,46 руб. за литр, а в 2015 году – уже 21,9 руб. Именно этот показатель и берется за основу при расчете внутрироссийской цены бензина, поскольку у нефтяников всегда есть альтернатива: продать топливо на внутреннем рынке или отправить его на экспорт.
По поводу остальных составляющих внутренней цены бензина мнения экспертов расходятся. EY отводят 15% на НДС, 12,5% – на издержки и маржу сбыта, почти 11% – на акциз, около 3% – на транспортные расходы и порядка 2% – на премию внутреннего рынка.
По мнению других экспертов, 54–56% в конечной цене на бензин составляют налоги.
Далее, по оценке исполнительного директора Московской топливной ассоциации (МТА) Григория Сергиенко, 5,37% приходится на себестоимость добычи нефти, 9,37% – на переработку и транспортировку, 15,68% составляет маржа при реализации бензина на оптовом рынке.
Однако по другим оценкам, маржа крупнейших компаний в окончательной цене составляет гораздо больше – порядка одной трети. Кроме того, в цену закладывается и так называемая инвестиционная составляющая. И это притом что рентабельность в нефтяной отрасли одна из самых высоких: 20–25% в нефтегазовом комплексе и 30–35% – в нефтехимии. Для сравнения: средний уровень рентабельности в обрабатывающей промышленности составляет менее 11,5%, в станкостроении и машиностроении не поднимается выше 9-11%, а в АПК и вовсе колеблется в диапазоне 6,5-7%.
Впрочем, у независимых участников топливного рынка рентабельность совсем невелика, утверждает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «По Москве средняя маржинальная доходность за год по 92-му бензину всего лишь 10% от цены продажи, тогда как эксплуатационные расходы и налоги составляют 10-12%», – заявил он.
Бензин и инфляция
О том, как связаны цены на топливо и инфляция, эксперты тоже придерживаются разных мнений. С одной стороны, подорожание бензина приведет к росту издержек производителей, и значит, разгонит инфляцию – правда, всего на 0,5%, считает аналитик Экономической экспертной группы Мария Иванова. Еще 0,2–0,3% к инфляции добавит подорожание потребительской корзины, в которой на бензин приходится около 3% всех расходов.
А вот зампредседателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич считает, что инфляция – это еще один дополнительный фактор, который способствует росту цен на бензин. По его подсчетам, топливо подорожает на 10% из-за налогового маневра и еще примерно на столько же – из-за инфляции. «Таким образом, можно прогнозировать рост цен на бензин порядка 20%, и это если мы будем исходить из текущей экономической конъюнктуры, которая тоже очень неопределенна», – заявил Юрий Станкевич.
По мнению заместителя генерального директора ЗАО «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, рост цен на топливо примерно соответствует показателю инфляции. Основываясь на подборке данных за пять лет, он делает вывод, что «Минэнерго, ФАС и другие регуляторы рынка нефтепродуктов следят за тем, чтобы цены на АЗС не превышали темпов инфляции». «Если уложится следующий год в 10%, то на эту величину разрешат нефтяникам повысить цены. Будет инфляция 15% – разрешат 15%», – полагает Виктор Костюков.
Государство и монополии
Последняя точка зрения довольно точно отражает взаимоотношения власти и так называемого «топливного рынка». Сегодня ситуация на нем зависит от действий пяти крупнейших компаний, поясняет эксперт независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Справиться с произволом монополий только силами ФАС вряд ли удастся, полагает завкафедрой регулирования и управления сырьевыми отраслями НИУ ВШЭ Валерий Крюков. В России сложилась псевдорыночная система распределения: всего 27 НПЗ (для сравнения, в США – более 200), а вся технологическая инфраструктура, включая дистрибуцию, осталась еще с советских времен. Поэтому «правильней было бы регулировать наш рынок нефтепродуктов, исходя из существующих технологических ограничений: в Башкортостане и центральной России, где имеются избыточные нефтеперерабатывающие мощности – мерами рыночного воздействия, в других регионах НПЗ должны получать элементарные балансовые задания», – считает эксперт.
Однако на столь радикальные меры власть пока не идет, ограничиваясь «ручным управлением», которое все больше напоминает образцово-показательный спектакль. Возмутился президент ростом цен в декабре – и эффективность ФАС слегка повысилась, а монополии поумерили алчность, правда, всего на полмесяца. Ведь, как признало еще раньше правительство, с нового года рост цен все равно неизбежен.
Впрочем, еще в кризисном 2008 году Владимир Путин признал, что поддержка нефтяников за счет потребителей – это «в известной степени политика государства». При высоких ценах на нефть нефтяники по требованию государства отдавали значительную часть доходов в казну, но компенсировали эти потери за счет потребителя, который таким образом тоже участвовал в формировании золотовалютных резервов страны. «За счет людей с большими или средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, кто остро нуждается. Те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры и так далее. Военнослужащие. Но, конечно, все имеет какие-то пределы и всегда нужно искать какую-то золотую середину», – пояснил тогда глава правительства.
Сегодня самое время вспомнить об этой золотой середине. Долго ли россияне, чьи доходы все ощутимее сокращаются, смогут поддерживать сырьевых олигархов и российский бюджет? К весне, по прогнозам Рустама Танкаева, цена на бензин Аи-95 поднимется до 50 руб. за литр.
Написать комментарий
В 12 году, моя пенсия равнялась 500 долларов, а в 15, уже 200 долларов. Где логика, господин медведев?
Я думаю что они забыли чьё это достояния!!! НАРОД УЖЕ НА ПРЕДЕЛЕ!! Сколько можно на нас выезжать!?
Мне такая власть не нужна! Офицерье за борт !
Россиянин Пальцем в небо... Падение рубля - сложнейший политико-экономический многофакторный процесс. Нефть - всего лишь один из символов, который выгоден для тех, кто хочет спрятать в ней свою вину за экономический крах России. Судите сами: если сегодняшнее изменение цены нефти оказывает такое сильное влияние на российский рубль, который олицетворяет всю российскую экономику, вовсе не только нефтяную, то должен быть временной разрыв между изменением цены нефти и реацией экономики в виде измененния долларового рубля. Т.е. должна быть временная связь: нефть - доллар как эквиаплент мировой экономики - рубль, как соотношение российской экономики с мировой долларовой. Этого нет: рубль автоматически следит за ценой нефти, но вовсе не строго математически. Значит, работают другие факторы, а падение рубля - лишь результат их сложного взаимодействия. Какие факторы??? Безусловно, экономические, т.е. та или иная степень баланса между ценой нефти и долларом, как мировой валютой. Но и рыночно-психологические, например, представление о цене нефти, как об эквиваленте доллара, с последующим мысленным пересчётом этой долларовой цены в курс рубля. Уверен, этим занимаются в России, накопили очень много теневых и коррупционных рублей.Российская тень и коррупция - никак не мньше 30% ВВР - и существует она, преимущественно в рублях, обмениваясь в доллры только по мере необходимости Они хранят всё это в "банках", и меняют на доллары, когда считают, что нарушается их представление о своём "баночном богатстве" . Тогда они меняют рубли на доллары, спасая украденное - и здесь связь прямая и почти мгновенная. Безусловно, работает игра власти, которой ныне выгодно обрушить рубль, "высосать" из российских "банок" пустые рубли, слегка разогнать инфляцию, и , возможно, по-советски вообще запретить свободное хождение доллара в России. Заодно и заставить россиян обменять свои доллары на рубли по нужному власти курсу. Иначе - расстрел за волютную спекуляцию, что было. Есть и игра банков. Безусловно, присутствует вброс быстро напечатанных государством новеньких рублей - чистая прибыль для государства. Не случайно же Путин талдычет о том, что падение рубля выгодно власти. Не исключена и спекулятивная политика тех в России и за её пределами, кому выгодно падение рубля и сопровождающаяся этим рецессия российской экономики. Уверен, что я перечислил далеко не всё. Как ни кажется странным, но пока падение рубля мало что изменило в реальной оценке российской экономики.Даже инфляция довольно похожа на реальное падение экономики (на 15%) а не на двойное с лишком падение рубля. Российский ВВП, который несколько лет назад считали по курсу рубля к доллару 30:1 - это фикция. Ещё в 2010 ВВП соответствовал курсу 50:1. За это время экономика существенно сползла вниз, и сейчас даже соотношение 60:1 более экономически реально, чем то, что было при "крепком рубле". "Крепкий рубль" был придуман для того, чтобы дарить часть российского ВВП своим и чужим избранным. Он был придуман для того, чтобы смягчить главное противоречие экономики России: противоречие между созданной страной добавленной собственностью и резко ограниченным народным потреблением. "Излишек" нужно было куда-то сбрасывать - в офшоры, зарубежным "партнёрам" , в зарубежные накопления чекистов и собственных богатеев. "Излишек" имеется и в Китае. Но он превращается в облигации госбанка США, которые дают прибыль в 2-3% ежегодно, и позволяют давить на США. Хотя реально доллар ежегодно обесценивается, примерно на те же 2-3%. Баш на баш. Не надо забывать и о том, что "крепкий рубль" и российские цены - вовсе не были одним и тем же! Российские внутренние цены на импортное вовсе не соответсвовали курсу "крепкого рубля": достаточно вспомить их , перевести "по курсу" - и мы поймём, что цены "крепкому" курсу вовсе не соответствали - они были намного выше!!! Т.е. реальное соотношение цен зарубежья и внутренних российских вовсе не было смешными "25 рублей за доллар", оно было "40-45 рублей за доллар" - для того, чтобы наживалось государство и те, кто торгует на доллары. Вспомните про громадные государственные налоги на ввоз импортного: это был первый этап изменения курса. Потом были громадные наценки тех, кому попадал этот импорт, потом наценки поставшиков для магазинов, потом магазинные Россия покупала мясо птицы дешевле доллара за кг, в магазине оно продавалось вдвое дороже (и более). Так "корректировался" курс рубля для населения! Народ можно было и нужно было грабить! Хотя бы потому, что даже российская мизерная зарплата не соответствала тому, что, если без накрутки, можно приобрести на неё! Рубль решили обрушить, точнее, привести к реальному соотношению с долларом, когда политика "крепкого рубля" стала обременительной для власти, когда окружающий мир перестал быть заинтересован в России, получая взятки от "крепкого рубля". Нефть помогла российской власти замаскироваться, не более. Учтите: реально продажа нефти - меньше 10% российского ВВП. И экономика, если бы всё то, что с рублём, творила она, обеспечила бы падение пропорционально доле нефти в ВВП, т.е. на 10 долларов падения цены нефти рубль тоже падал бы на доллар Как другие валюты в других странах.
"нефть оценивается в долларах, а рубль падает стремительно..." хрень какая то ! Россия что, за баксы нефть покупает ? нет, тогда причина в другом!!!!
Бензин будет дорогим. Рентабельные запасы крупнейших нефтекомпаний иссякают к 2019 году. Делаем выводы и получаем, что бензина просто будет мало. Вероятно, через 3-4 года ездить на авто будут только МЧС, МВД и правительство. А мы будем ходить пешком и на велосипеде. Не стоит надеяться на газ, которого у нас много - у нас нет достаточной производственной базы для преобразования метана в моторное топливо. Запасайтесь через 2-3 года спичками, солью, сахаром, гречкой. Нас ждет веселое время.
22 апр 2013 Увы, увы, увы, алчность в основе всего зла на Земле. Заповедей Божьих всего -то десять, они просты и понятны, но соблюдать их не всем под силу. А всё почему? Да потому, что быстрее всего человек начинает понимать истину, что НА ТРУДАХ ПРАВЕДНЫХ , НЕ НАЖИВЕШЬ ПАЛАТ КАМЕННЫХ , а так хочется и побыстрей, и лихорадочные соображения приводят его шустрее всего к мысли, что НА ОБМАНЕ БЛИЖНЕГО, ЛЕГЧЕ ВСЕГО РАЗБОГАТЕТЬ, ибо ближнего проще обмануть, он же бедолага доверяет. А дальше больше, человек теряет совесть, обзаводится своей микрофилософией, которая помогает ему простить самого себя. Так и падает ЧЕЛОВЕК превращаясь в двуногое мыслящее состоятельное животное . Ведь недаром утверждают, что ЛЕГЧЕ ВЕРБЛЮДУ ПРОЛЕЗТЬ В ИГОЛЬНОЕ УШКО, ЧЕМ БОГАТОМУ ПОПАСТЬ В РАЙ, ибо за каждым богатством стоят подлость и кровь, как бы они не рядились в яркие одежды гениев легального бизнеса.
У меня сложилось убеждение о том, что "власть" в очередной раз набирает карманы олигархов за счёт малоимущих. Россия и без этого вырождается.Кто то всего лишь решил ускорить этот процесс?
Как не крути обворовывают народ. Распределяли сверх прибыль между разными слоями населения, как говорили в камеди клаб - складно пи*дит. Уж мы то знаем между какими солями они распределяли и как растет расслоение доходов населения. Вся нефтянка еще в добавок набрала кредитов за бугром выше крыши, я вот проажаюсь, самый прибыльный бизнес с самой высокой рентабельностью погряз в кредитах. Если основные бизнесы качающие народное сырье погрязли в кредитах, то это антинародный бизнес. Соответственно бизнес банкротить и выкупать государством, только не живать либеральные сопли годами а сделать это за три дня, конечно найдется много заинтересованных либералов затянуть это дело, тут должна сработать прокуратура, всех под гребенку, в таких делах надо жестче, народ эти действия поддержит, а на запад плевать мы хотели, пусть вякают про нашу диктатуру. Чтобы поднять экономику нужен дешевый бензин, электроэнергия, хорошие дороги и низкие налоги. Как вашу ....ть, наши тугодумы хотят поднять экономику? Поднимая цену на все основные ресурсы для бизнеса. Про кредиты я вобще не говорю, это верный способ похоронить его. Такое ощущение что наше правительство заинтересованно только внешенй политикой а внутри гори оно огнем, народ как то сам выплывет, главное алигархов не трогать, чтобы плаки в колеса не вставляли. С такой мягкотелой (мягкозадой, либиральной) экономикой нас размажут. Да пускай нас признают тоталитарным строем, народ к этому давно уже готов, чтобы навести порядок в стране нет времени любезничать с неэфективными бизнесом.
Ну вы ребята,блин,даете...
Я думаю,что власть (именно власть,т.к она только властвует,а правительство должно править и правильно!) дождется каких нибудь радикальных выступлений Российского Народа,который она,власть,ни в грош не ставит и он,Народ,все издевательства,вот теперь непомерный рост цен,в том числе и на бензин,Терпит!!!А доходы Народа не растут однако,растут доходы друзей власти-олигархов!!!