Почему Россия повела себя «неприлично» с Лукашенко и нарушила договоренности Таможенного союза
Запрет России на ввоз продовольствия из ряда западных стран оказался для ЕАЭС своеобразным испытанием на прочность. Партнеры России не преминули извлечь выгоды из сложившейся ситуации. Насколько такая позиция подрывает саму идею ЕАЭС и противоречит интересам России?
Реэкспорт или переработка?
Как известно, Белоруссия и Казахстан не поддержали продовольственное эмбарго, объявленное Россией в августе 2014 года. По мнению ряда экспертов, это свидетельствует об отсутствии у стран общей экономической политики и ставит под сомнение жизнеспособность Евразийского экономического союза. В качестве доводов приводится отношение российских партнеров по ЕАЭС к вопросам реэкспорта.
Особенно большие разногласия в этой сфере обнаружились между Россией и Белоруссией. Практически с первых дней введения эмбарго Белоруссия гарантировала, что реэкспортом заниматься не будет. Россия при этом признала, что Белоруссия может перерабатывать европейскую продукцию и затем поставлять ее в Россию. Однако оказалось, что представления о «переработке» у стран не совпадают.
Довольно часто белорусская сторона понимает под этим просто расфасовку и смену таможенного кода. Этот нехитрый способ позволил, например, далекой от моря Белоруссии за несколько месяцев нарастить экспорт рыбной продукции почти на 100%. «Сегодня Белоруссия ввозит готовую рыбную продукцию из норвежского лосося, который запрещен для ввоза в Россию. В Белоруссии он проходит переработку и поступает к нам уже в виде посоленного филе, расфасованного в индивидуальную упаковку», – поясняет исполнительный директор «Рыбного союза», объединяющего российских переработчиков рыбы, Сергей Гудков. Как ни странно, никаких угроз для российских переработчиков он в этих действиях не усматривает. Напротив, одобряет белорусских коллег, которые для увеличения доходов наращивают поставки, а не завышают цены – в отличие от российских поставщиков.
Резкий рост продовольственного экспорта намного превосходит потенциальные возможности белорусских производителей, считает экономист Леонид Злотников. По данным Национального статистического комитета Беларуси, за девять месяцев экспорт форели в РФ вырос в 541 раз, мороженых тушек индейки – в 300, а креветок и моллюсков – почти в 200 раз! По удивительному совпадению резко увеличился и импорт Белоруссией продуктов «санкционной группы». С августа по октябрь, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, он вырос на 80%, сообщил начальник управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы Александр Смеляков. Поставки рыбы из Норвегии за время действия продовольственного эмбарго увеличились вдвое, импорт польских яблок – втрое, канадской свинины – более чем 10 раз. Сильнее всего вырос импорт молочной продукции, в первую очередь – из Литвы. Если в августе Белоруссия импортировала около 150 тонн, то в октябре уже более 10 тыс. тонн.
По оценке белорусских экономистов, на переупаковке европейских продуктов для российского рынка страна уже заработала порядка 600–700 млн долларов. Россельхознадзор, в свою очередь, утверждает, что резкий рост поставок в Белоруссию «санкционного» продовольствия может свидетельствовать о существовании схем дальнейшего нелегального ввоза этих товаров в РФ. По данным ведомства, около 20% всего продовольствия, поступающего из Белоруссии, на деле имеют сомнительное происхождение.
Транзит или контрабанда?
Помимо условной «переработки», для ввоза в Россию запрещенных товаров используется и множество других схем. Один из самых популярных способов – подмена документов. Так, всего за несколько дней, с 11 по 15 августа, Россельхознадзор задержал 11 партий овощей и фруктов общим весом более 93 тонн. По документам они были поставлены из Турции, Сербии, Македонии и ряда африканских стран, на деле же оказалось, что это продукция из стран Евросоюза.
Справедливости ради, стоит отметить, что так же обстояли дела и до введения нынешних санкций. Федеральная таможенная служба РФ, подводя итоги первых двух лет работы ТС, отмечала, что «в тени» проходит половина товарооборота внутри интеграционного объединения. Теперь, к уже существующим проблемам, добавилась новая – «ложный транзит». С августа по октябрь Федеральная таможенная служба России (ФТС) обнаружила более 800 подобных случаев. Один из примеров приводит пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко. «Белоруссия покупала польские яблоки по 20 евроцентов за кило, затем оформляла их как собственные и отправляла в РФ. А когда Россия стала предъявлять претензии по поводу такого "экспорта", белорусы начали оформлять грузы как следующие в Казахстан транзитом. По факту же яблоки в итоге попадали в российские магазины по оптовой цене по 40–50 рублей за килограмм».
Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт приводит случай с транзитом из Белоруссии в Казахстан почти 8 тыс. тонн «бразильской» свинины. На деле ее происхождение оказалось европейским, у Бразилии данных по этому мясу не было. Порядка 300 тонн Россельхознадзору удалось задержать, остальные 7,5 тыс. тонн до Казахстана так и не дошли, осели где-то в России.
Трудно представить, отмечает главный ветеринарный инспектор России Евгений Непоклонов, чтобы белорусским таможенникам не было известно, что транзит бразильской мясной продукции через территорию Евросоюза запрещен, тем не менее, они пропускали товарные партии продукции, которая далее следовала как якобы бразильская.
Выгоды санкций
Эмбарго на европейские продукты оказалось настоящим Клондайком для Белоруссии. С августа по октябрь она поставила в Россию сельхозпродукции на 900 млн долларов. При этом президент республики Александр Лукашенко признал, что европейские соседи продают ей эту продукцию по бросовым ценам, чтобы хоть немного снизить убытки от санкций. Однако эксперты полагают, что большая часть этой неожиданной «манны» осядет не в бюджете страны, а в карманах белорусских чиновников и связанных с ними коммерческих структур: только за первые недели после введения российского эмбарго в Белоруссии было создано более десятка крупных совместных предприятий, занимающихся импортом продовольствия.
Казахстану повезло меньше: традиционные пути поставок попавшего под санкции продовольствия не проходят через его территорию, и потому возможности серьезно заработать на реэкспорте у республики нет.
Что же касается России, то предполагалось, что продовольственные санкции пойдут на пользу отечественным производителям. Однако кроме заявлений правительства, никаких других предпосылок для этого нет. Нет масштабных и продуманных программ господдержки и организации сбыта, нет возможности получить дешевые кредиты на развитие производства, нет и никаких гарантий, что в ближайшем будущем (как только санкции будут сняты) европейские поставщики, используя все выгоды ВТО, не вытеснят опять с российского рынка чудом возродившихся отечественных производителей. В такой ситуации обвинять в упадке отечественного сельского хозяйства соседнюю Белоруссию, пусть даже и занимающуюся «серым экспортом», по меньшей мере, странно.
Россельхознадзор и госполитика
Тем не менее, России как самой заинтересованной стороне предстоит и дальше бороться с незаконным реэкспортом и контрабандой. Нужны дальнейшие встречи и переговоры, чтобы добиться скоординированных действий всех членов ЕАЭС. Сегодня этим занимается не ФТС России, а Россельхознадзор. Возможно, поэтому борьба с нелегальными поставками дополняется и санитарно-запретительными санкциями. Российское ведомство не только предотвратило 206 попыток ввоза продукции общим весом более 2,5 тыс. тонн, но и ввело запрет на ввоз продукции 20 белорусских мясокомбинатов, объясняя его наличием опасных веществ и микроорганизмов.
Ни ситуация одностороннего эмбарго, ни понятие ложного транзита не предусматривались документами ТС и ЕАЭС. На недавнее предложение Россельхознадзора внести соответствующие изменения в законодательство, которые позволили ли бы ограничить транзит товаров, подпадающих под запрет импорта в Россию, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ответила отказом. Признав, что проблема контрабанды существует, Министр ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский, порекомендовал «максимально использовать возможности совместного контроля на внешних границах ТС». Обсуждения и консультации с партнерами по ЕАЭС продолжаются уже не один месяц, но, похоже, в санитарной сфере взаимодействие оказывается более эффективным, чем в законодательной. Так, на состоявшихся в конце ноября переговорах белорусская сторона согласились предоставить результаты расследований по работе всех мясокомбинатов, продукция которых попала под запрет Россельхознадзора. В обмен на информацию белорусская сторона попросила снять временные ограничения на поставку мяса в Россию – под гарантию Государственной ветеринарной службы Белоруссии с установлением усиленного лабораторного мониторинга.
Препятствовать же транзиту «санкционных» овощей и фруктов из Европы в Казахстан через Белоруссию и Россию белорусы считают себя не вправе. Россия по-прежнему настаивает, чтобы все товары «санкционной группы», следующие в Казахстан через территорию России, ввозились, минуя Белоруссию, только через пункты пропуска, расположенные на российском участке таможенной границы Таможенного союза.
Борьба с реэкспортом и ложным транзитом осложняется тем, что Минск сегодня стал посредником в торговле промышленной продукцией между Украиной и Россией, в том числе и связанной с производством вооружений. Так, поставки запчастей к железнодорожным вагонам из Украины в Белоруссию увеличились в 2014 году в денежном выражении более чем на треть, а по отдельным позициям – более чем в пять раз. Отгрузки этой же продукции из Белоруссии в Россию при этом выросли на 40%. Увеличивают поставки в Белоруссию и ряд предприятий концерна «Укроборонпром». «Мотор Сич», в частности, развивает свое дочернее белорусское предприятие – Оршанский авиаремонтный завод.
Переговоры между Россией и Белоруссией продолжаются. И хотя белорусские переговорщики смотрят на них с оптимизмом и выражают надежду на успешный итог, позиция белорусского президента не предполагает компромиссов. По его словам, Россия повела «неприлично, пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе». Досталось и оптимистам в белорусском правительстве, которых президент обвинил в «бесхребетности».
Написать комментарий