17 НОЯ, 17:35 МСК
USD (ЦБ)    99.9971
EUR (ЦБ)    105.7072


Total назначила нового гендиректора. Уйдет ли компания из России после гибели де Маржери?

22 Октября 2014 9661 0 События и факты
Total назначила нового гендиректора. Уйдет ли компания из России после гибели де Маржери?

В ночь на 21 октября во «Внуково» разбился частный самолет главы французской нефтегазовой компании Total. Кристоф де Маржери – большой друг России и противник санкций погиб вместе с тремя членами экипажа. Уйдет ли Total из России при новом руководителе?

«Мистер Ближний Восток»

В разгар нефтяного кризиса 1974 года, когда ОПЕК ввела эмбарго на поставки нефти западным странам, 22-летний Кристоф де Маржери благодаря подруге, знавшей одного из директоров предприятия, устроился в финансовый департамент Total в качестве стажера. Позднее с присущим ему чувством юмора он утверждал, что согласился на работу исключительно из-за близости офиса к его дому в 16-м округе Парижа и с легкостью мог бы начать карьеру в IBM или Alcatel.

Родственники назвали выбор Кристофа, только что окончившего парижскую Высшую школу коммерции, плохим – «Total исчезнет через несколько месяцев», смеясь, вспоминал де Маржери их опасения. Но за возможность трудоустройства он ухватился не в последнюю очередь, чтобы обрести независимость от семьи, воспитывавшей его в строгости. Ему предстояла длинная карьерная лестница – от стажера в середине 1970-х до гендиректора в 2007 году и председателя совета директоров в 2010-м.

Однако горнилом дипломатического таланта де Маржери стал Ближний Восток, изначально подпортивший его выбор нефтяной промышленности, но в итоге обернувшийся успехом. В 1992 году глава Total Серж Чурук доверил де Маржери ведение дел со странами нефтеносного региона. «Мистер Ближний Восток», как прозвали его в бизнесе, легко подстраивался под местный деловой этикет, выстраивая личные отношения с арабскими предпринимателями и политиками.

Де Маржери отмечал, что всему научился на Ближнем Востоке. Однако его умение с пользой для компании взаимодействовать с рискованными и нестабильными режимами не добавляло ему популярности во Франции, где левые критиковали Total за то, что компания платит мало налогов на родине, пользуясь международным законодательством, а ее руководство получает баснословные зарплаты и бонусы (в 2008 году де Маржери открыто заявил, что получил фиксированную зарплату в размере 1,250 млн евро плюс 1,5 млн евро в виде бонусов). Но так как у Франции нет своей нефти, говорил де Маржери, убежденный сторонник теории «пика нефти» и ее последующего дефицита, он готов заключать сделки «хоть с самим дьяволом».

Акционеры не возражали – выручка компании со 133 млрд евро в 2006 году выросла до 172 млрд в 2013 году. Имиджу успешного руководителя не помешал даже шлейф ближневосточного скандала: в 2006 году французская прокуратура обвинила де Маржери в даче взяток чиновникам правительства Саддама Хусейна. По версии судьи Филиппа Курруа, глава отделения Total на Ближнем Востоке мог подкупать иракских чиновников, чтобы не участвовать в программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие», действовавшей в Ираке в период с 1995 по 2003 год. Дело продолжалось вплоть до 2013 года, когда и было закрыто судом. Де Маржери полностью оправдали. Но в том же году Total заплатила США около 400 млн долларов штрафа, чтобы снять подозрения в выплате 40 млн долларов лоббистам в Иране.

Друг России

«Полководец французской промышленности», как его назвал  действующий премьер-министр Мануэль Вальс, с которым они были накоротке и гораздо ближе, чем с президентом Франсуа Олландом, в последнее время лоббировал добычу на сланцевых месторождениях во Франции, приводя в пример американское возрождение нефтедобычи. Но не добился никаких существенных результатов, вынужденный продолжать сотрудничество с диктаторами Ближнего Востока и олигархами России и Китая в интересах французской компании. «Где американские компании нашли первые нефть и газ? Все – здесь, в Соединенных Штатах, а не во Франции. Вот почему французские компании всегда ищут партнеров», – говорил он американскому Forbes в 2011 году.

Между тем глобальная стратегия Total все это время была направлена на рост добычи: показатель постепенно снижается с 2007 года, когда компания добывала 2,4 млн баррелей в сутки. В 2013 году Total после 15 лет активного освоения местного рынка увеличила добычу в России на 16%, надеясь в будущем компенсировать общее падение за счет российских проектов (в этом же году компания добывала уже 2,3 млн баррелей в сутки). Динамика оказалась самой высокой, но на Россию до сих пор приходится не более 10% от всей добычи французского гиганта. Де Маржери хотел это изменить и, разделяя бизнес и политику, с весны текущего года публично выступал против антироссийских санкций.

Интерес к российским месторождениям обуславливался еще и тем, что доказанные запасы нефти у компании снизились с 7 млрд до 5 млрд баррелей, в отличие от роста того же показателя по газу: с 26 трлн куб. футов до 33 трлн куб. футов. Поэтому, как только в 1999 году де Маржери возглавил подразделение разведки и добычи Total, он взялся продвигать проекты в России. Но, несмотря на то, что президент Владимир Путин считал де Маржери другом России, что он подчеркнул в телеграмме президенту Олланду с соболезнованиями по поводу его смерти, работа Total с российскими партнерами не была во всем гладкой, а самые многообещающие проекты по сей день остаются не реализованными.

«Газпром», НОВАТЭК и другие

Впервые со сложностями французская компания столкнулась, почувствовав на себе изменение государственной политики относительно иностранных нефтяных компаний, которые занимались добычей в России. С конца 1990-х в качестве оператора Total разрабатывала Харьягинское месторождение, где компании, по соглашению о разделе продукции (СРП – позднее соглашение стали считать «предательством национальных интересов»), принадлежало 50%. Также месторождением владели Statoil (40%) и Ненецкая нефтяная компания (10%). Но в 2009 году Total и Statoil пришлось уступить по 10% своих долей государственной «Зарубежнефти». Сегодня компании де Маржери принадлежит 40% в проекте. Также небольшие доли компания держит в нефтяных проектах «Сахалин-1», где оператором выступает ExxonMobil и «Сахалин-2», в котором участвует Shell.

Спустя четыре месяца после вступления на пост председателя правления Total, в 2007 году де Маржери подписал с «Газпромом» соглашение о разработке Штокмановского месторождения в Баренцевом море, в котором Total должна была получить 25%. Сделке помог состояться бывший президент Франции Николя Саркози. Французская компания стремилась стать основным партнером российского газового гиганта и предлагала свои технические решения, чтобы запустить проект к 2017 году. Но «Газпром» и Total так и не смогли согласовать схему разработки месторождения и не нашли рынков сбыта. Между тем в 2008 году разгорелся глобальный финансовый кризис, поставивший вопрос о коммерческой целесообразности проекта.

Еще один участник соглашения Statoil в 2012 году вернула свою долю «Газпрому» и списала убытки. Но Total, несмотря на то, что акционерное соглашение истекло, по-прежнему владеет блокпакетом в проекте и рассчитывает на его возобновление. Вероятно, в том числе из-за этого де Маржери защищал главу «Газпрома» Алексея Миллера от персональных санкций Евросоюза, в чем преуспел.

Другой крупный проект Total в России в полной мере ощутил на себе влияние санкций. В 2011 году французская компания договорилась с крупнейшей независимой газовой компанией России НОВАТЭК, принадлежащей Геннадию Тимченко, которого де Маржери называл другом, о партнерстве в проекте «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа. Вместе с французами в строительстве завода должна принять участие китайская CNPC.

До обострения отношений с Западом планировалось, что компании оплатят 30% расходов из собственных средств и привлекут проектное финансирование, но санкции, наложенные на Россию, перекрыли доступ к рынку капитала. Де Маржери, обнявший Тимченко на Петербургском экономическом форуме в этом году, не смог вовремя уберечь российского партнера от санкций, как он это сделал с Миллером. Тем не менее, Total продолжает владеть 20% в проекте «Ямал СПГ» и успела за три года нарастить свою долю в НОВАТЭКе с 12% до 18,2%, прекратив покупать акции российской компании в день, когда на востоке Украины был сбит борт MH-17 малайзийских авиалиний.

Следующим проектом, который мог бы состояться, если бы не санкции, стала добыча трудноизвлекаемой нефти в месторождениях на Баженовской свите. Компания де Маржери договорилась о создании СП с «Лукойлом» в рамках Петербургского экономического форума в мае этого года. «Мое послание России простое: дело делается в любом случае», – прокомментировал сделку де Маржери, до последнего отстаивавший сохранение нормальных коммерческих отношений с Россией. Вопреки призывам властей проигнорировать экономический форум в Петербурге, де Маржери со своими коллегами из Royal Dutch Shell, Eni и ExxonMobil Development посетил Россию и заверил президента Путин, что продолжит работу в стране, сообщало агентство Bloomberg.

Продолжит ли преемник дело де Маржери?

Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на свой источник, близкий к Total, в последнее время де Маржери был чуть ли не единственным, кто отстаивал перспективы ведения бизнеса в России. Выступая на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), который проходит под председательством премьера Дмитрия Медведева, глава Total выразил надежду, что компании удастся сохранить большую часть бизнеса в России.

«Причина этого в том, что стратегия компании совершенно не изменилась. Мы уже связаны с Россией. Мы хотим продолжать инвестировать в вашу страну, и мы по-прежнему готовы приносить с собой все лучшее, что у нас есть», – сказал де Маржери, назвав санкции «несправедливыми» и «неэффективными», а также признав их «провалом дипломатии». До этого, убеждая европейских политиков не вводить антироссийские санкции, он говорил им, что без Путина в России будет хаос.

После заседания, на котором присутствовали представители порядка 30 иностранных компаний, работающих в России, де Маржери собирался вылететь из аэропорта «Внуково» в Париж на своем бизнес-джете Falcon. Но в 23:57 по московскому времени при разгоне самолет столкнулся со снегоуборочной машиной. В результате аварии де Маржери и трое членов экипажа самолета погибли. Водитель снегоуборочной машины, который, как утверждают в Следственном комитете РФ, был пьян, остался в живых и проходит подозреваемым по делу. «Такое раздолбайство, что слов нет», – прокомментировал катастрофу замминистра транспорта Валерий Окулов.

Главный вопрос для России, который возникает с уходом де Маржери, звучит так: будет ли его преемник придерживаться той же линии и стратегии в отношении страны? Глава аппарата Total Жан-Жак Гильбо сказал The Times, что компания не будет менять свою текущую политику. Как сообщала Le Mond, на должность де Маржери претендуют руководитель направления по нефтепереработке и нефтехимии, а также старший вице-президент Total Патрик Пуянне и директор по маркетингу Филипп Буасо. Обоих в компанию привел сам де Маржери, что было знаком о подготовке преемника: «большие Усы», как называли де Маржери коллеги в Total, должен был оставить свой пост по достижению 67 лет – в 2019 году.

В среду, 22 октября совет директоров Total провел экстренное заседание, основным пунктом которого был выбор кандидата на пост исполнительного директора. Источники французской газеты Les Echos говорили, что это будет Патрик Пуянне, впоследствии информация подтвердилась. Пуянне отвечал за разведку и добычу компании до 2011 года, затем де Маржери назначил его куратором блока нефтепереработки, где Пуянне работает над приоритетами стратегического развития компании. «Компании нужно сфокусироваться на существующих проектах, чтобы обеспечить перспективы роста на ближайшие три года, сохраняя контроль над издержками», – говорил Bloomberg Ахмед бен Салем из Oddo & Cie, который отмечал, что в случае назначения Пуянне Total продолжит политику развития бизнеса в России. Кресло председателя совета директоров занял Тьерри Демаре, но в 2015 году он передаст полномочия Пуянне в связи со своим возрастом.

Вместе с тем во французской прессе в большинстве своем никак не выделялось, что руководитель крупнейшей компании погиб в России. Также журналисты не углублялись в запутанные обстоятельства и версии следствия, которые создают ощущение сумбура. Но вряд ли теперь это имеет значение для российского инвестиционного климата. Россия все еще остается страной больших рисков. И де Маржери, при всей декларируемой любви к стране, прекрасно знал об этом. «Ох уж этот чертов подвыпивший русский водитель в проклятом заснеженном московском аэропорту», – написала французская газета Le Nouvel Observateur.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more