Бедный Хайек: проект новой валюты
Финансовый кризис инициировал довольно радикальные предложения по перестройке мировой финансовой системы. Уже сейчас звучат предложения о создании региональных валют и о новой мировой валюте. Какие здесь имеются перспективы и подводные камни?
Когда-то нобелевскую премию по экономике присудили американизировавшемуся австрийскому профессору Фридриху Хайеку за обоснование теории расширения круга эмитентов денежных средств. Коммунисты не любили Ф.Хайека и в учебники не вставляли, потому что он ругал Восточный социализм за «отмену» денег. Теперь о Ф.Хайеке принято вспоминать: история вроде бы превратила его писания из научной фантастики в реальность. Он фактически предсказал бум денежных суррогатов и квазиденег. Сегодня без устали работает целая индустрия деривативов и электронных платежно-расчетных систем. В экономической теории давно обсуждается проблема «электронных денег». (См., например, дискуссию в журнале «Банковское дело» по поводу статьи Ю.М.Юровицкого «Что сказали бы деньги или пять ошибок Милтона Фридмена» в 1999 г.). Функции денег как средства платежей и расчетов частично выделяются в самостоятельные платежно-расчетные институты. Это означает развитие денег, а вовсе не их «исчезновение». Такой подход к анализу денег соответствует принятой в современной науке парадигме развития как усложнения общественных процессов.
Иллюстрация сайта www.neville1.com
Россия выступает за два как будто противоречащих друг другу проекта. С одной стороны заявляется приверженность созданию региональных валют, с другой стороны предлагается трансформация используемых МВФ для своих внутренних расчетов специальных прав заимствования для создания новой ведущей мировой валюты, которая должна потеснить доллар, ставший из-за резко возросшей волатильности мало пригодным для международных расчетов. Ниже мы обсудим возможности сочетания создания рублевой валютной зоны и превращения специальных прав заимствования (СДР) МВФ в мировую валюту. У медали две стороны: расширение круга эмитентов денег идет рука об руку с вытеснением части эмитентов из денежной системы и заменой их центром эмиссии денежного средства, имеющего более широкое хождение, чем прежние средства по отдельности.
1. Перспективы создания региональных валют. Датская крона, финская марка, испанское песо, итальянская лира, греческая драхма, исландский фунт, португальский эшкудо, голландский гульден и прочие денежные единицы могли только мечтать выполнять роль валюты международных расчетов. Европейский валютный и экономический союз (ЕЭВС) заместил 16 денежных единиц одной денежной единицей - евро, которая сначала в качестве средства для безналичных расчетов (экю), а затем и в качестве средства наличных платежей стала выполнять роль агрегированной денежной единицы в мировой валютной системе. В Старом Свете остались самостоятельными фунт стерлингов, швейцарский франк, датская, исландская, норвежская и шведская кроны.
Давно идут разговоры о создании единых валют наподобие евро в Юго-Восточной Азии, на Юге Африки, на постсоветском пространстве. Япония и Китай давно борются за лидерство в создании валютного союза Юго-Восточной Азии. Если в последней четверти XX века перевес был на стороне Японии, «тянувшей» за собой новых азиатских «тигров», то сегодня Китай, очевидно, обогнал стагнирующую экономику Японии. Мировой финансово-экономический кризис, кажется, подтолкнул к дальнейшей модификации мировой валютной системы в направлении создания валютных союзов. Но не стоит забывать, что сначала создаются экономические союзы, а затем, через много лет, если возникает не только необходимость, но и возможность, постепенно формируется валютный союз.
России, может быть несколько проще, чем Японии или Китаю, создавать валютный союз на базе рубля, так как ее плотные хозяйственные связи с соседями носят вековой характер. Это давно бы произошло, если бы не уничтоживший российскую империю социально-политический взрыв. Пока на ее обломках создать валютный союз даже с одной Белоруссией оказывается невозможным.
Сложилась непривычная ситуация. Россия борется за создание рублевой валютной зоны как нетто-экспортер сырья и нетто-импортер продукции с добавленной стоимостью. Китай борется за валютную зону юаня как нетто-импортер сырья и нетто-экспортер продукции с добавленной стоимостью. Но и Япония, и Китай не могут похвастаться тем, что от века выполняли в Юго-Восточной Азии роль экономических центров - слишком велик был в этом регионе изоляционализм. Только каких-то полвека указанные страны начали глубоко интегрироваться в мирохозяйственные связи, они еще не наработали устойчивых традиций внешнеэкономического, культурного и политического сотрудничества с соседями, которые сами веками поддерживали изолированность.
Совершенно по другому формировалась зона евро: все страны-участники (прежде всего, Германия, Франция и Италия) действовали как нетто-импортеры для защиты своего экспорта. Участникам ЕЭВС удалось переломить тенденцию уменьшения роли их валют по отдельности в международных расчетах. Сегодня евро занимает тождественную доллару США позицию в международных резервах и во внешнеэкономическом обороте всех развитых стран (табл.1).
Таблица 1. Импорт в зону евро из стран-важнейших торговых партнеров ЕЭВС (на 2 февраля 2009 г.).
Источник: Reuters.
Таблица показывает условное поступление евро в международные резервы названных стран. Наибольшая часть резервов в евро концентрируется у Китая, крупные запасы евро поддерживает Соединенное королевство, США лишь на третьем месте и, наконец, на четвертом месте - Россия (евро в международных резервах которой составляет равную с долларом долю - 45% от их общей величины); Латинская Америка и Япония имеют более скромные параметры. Табл.1 показывает валютные предпочтения в еврозоне, страны которой заинтересованы в прямых расчетах за свою продукцию в своей валюте, а не в долларах США, за пользование которыми и за расчеты в которых приходится платить. В свое время одним из важнейших причин введения евро называлась экономия на взаимных перерасчетах в национальных валютах.
Нетто-экспортеры углеводородов - Великобритания и Норвегия - не присоединились к зоне евро. И, напротив, неофиты ЕС - южные и центрально-европейские славяне, а также прибалты - являются нетто-импортерами сырья и стремятся иметь свободно конвертируемую валюту за счет эмиссии евро. Ради обладания твердой валютой их политическое руководство пошло на самоограничение суверенитета, лишило правительство сеньоража, поставило национальное хозяйство в жесткую зависимость от реализации экономических интересов ведущих развитых стран, прежде всего, Германии.
Послевоенным лидерам Германии удалось сделать то, что позорно провалила нацистская партия - поставить под свой контроль значительную часть Западной Европы. Попытки Соединенного королевства занять место лидера в Старом Свете неизменно наталкивались на противодействие американцев, предпочитающих иметь дело со своими бывшими противниками, нежели с англичанами. Россия продвигается по проторенному Германией пути утверждения привлекательного для партнеров образа страны, терпимой к различным духовно-нравственным, этно-культурным и предпринимательским ценностям. Именно на этом направлении против России ведется широкая кампания дискредитации, начиная от антикоммунизма и заканчивая диффамацией о гуманитарных катастрофах на постсоветском Кавказе. Мифология «агрессии» России против Грузии, «организации» Россией голодомора на Украине - лишь текущие подробности этой никогда не прерывавшейся борьбы.
Перспективы рублевой зоны остаются неопределенными. Даже валютный союз России и Белоруссии никак не может выйти из стадии переговоров. Камнем преткновения является ограничение суверенитета Белоруссии в случае переноса эмиссионного центра новой валюты - обрублевшего зайчика - в Москву. Ни кредиты Кремля, ни поставки сырья и вооружений, ни поддержка белорусской обрабатывающей промышленности, не могут перевесить на чаше политических весов потери части властных полномочий руководством Белоруссии. Запад, удостоверившийся в устойчивом характере противоречий между Россией и Белоруссией, начал компанию сближения с несговорчивой партнершей России. Другой стратегический партнер России - Казахстан, - в еще меньшей степени заинтересованный в российском сырье, чем Белоруссия, развивает с Россией преимущественно отношения свободной торговли.
Что же, так начинал и ЕЭВС. Каждый должен пройти свою часть пути. Раньше начнем - раньше получим результат. Сегодня среди лидеров стран на постсоветском пространстве, кажется, все меньше остается тех, кто живет иллюзиями конца 1980-х годов, будто политическим нажимом можно решить любые экономические проблемы. История со всей очевидностью продемонстрировала недостаточность политических инструментов для экономической интеграции на постсоветском пространстве. Даже на базе народнохозяйственной системы СССР М.С.Горбачеву не удалось создать некий североевразийский экономический и валютный союз. И если сегодня это представляется еще более сложным, то завтра, возможно, будет вообще невозможно.
2. Проект сверхвалюты. Премьер России В.В.Путин и глава Народного банка Китая Чжоу Сяочуань призвали заменить в международных расчетах доллар на специальные права заимствования (расчетная денежная единица, используемая в рамках операций Международного валютного фонда). В опубликованной последней статье политкорректно указывается, что нынешний кризис продемонстрировал опасности для международной торговли, которые создает зависимость от валюты одной страны. К России и Китаю присоединились Индия, Южная Африка, Бразилия и Южная Корея. Их требование отражает растущие опасения среди ведущих развивающихся стран по поводу стоимости доллара в долгосрочной перспективе.
Президент США Б.Обама и его ведущие экономические советники, разумеется, отвергли идею руководителей стран BRIC о давно назревшей необходимости перехода на мировую резервную валюту. «Я не вижу необходимости в создании мировой валюты», - заявил Б.Обама во время своей телевизионной пресс-конференции, добавив, что доллар сейчас «необыкновенно силен». Но в администрации президента не все согласны с этой точкой зрения. Министр финансов США Т.Гейтнер приветствовал более широкое использование СДР, однако, по его мнению, в ближайшее время доллар будет оставаться мировой резервной валютой.
Мнение Т.Гейтнера совпадает с выступлениями в печати известных американских экономистов. Признанный авторитет в экономике, недавний нобелевский лауреат американец Э.Фелпс также озабочен тем, чтобы «вернуть динамизм» глобальной, то есть американизируемой, экономике. Рецепт Э.Фелпса: «установить согласованные нормативные рамки» для того, чтобы «поддержать страны с переходной экономикой посредством международных финансовых институтов» (Агентство «Reuters», 26 марта 2009). Новые развитые страны, напротив, стремятся использовать кризис, чтобы потеснить США в МВФ и хотя бы разделить с ними контроль над СДР.
Эксперт по спекулятивным операциям с национальными валютами новых развитых стран Дж.Сорос также выступил с противоположным американской администрации заявлением в Комитете по международным связям Сената США. По его мнению, если США не удастся выполнить свои обязательства, то страна «утратит статус господствующей финансовой власти», и системное решение на самом деле доступно в форме специальных прав заимствования (СДР) (международного резервного актива, созданного МВФ в 1969 г. и который вполне может стать ведущей мировой резервной валютой). Дж.Сорос предложил в дополнение к единоразовому увеличению резервов МВФ ежегодно эмитировать СДР на сумму $250 млрд. до тех пор, пока не завершится глобальная рецессия.
Понятно, чем озабочен Дж.Сорос - резким сокращением возможностей для валютных спекуляций с долларом. Поэтому, пока не уляжется вызванная кризисом неуправляемость рынка со стороны американцев, квази-долларом может послужить находящиеся под контролем США эти самые специальные права заимствования (СДР), использовавшиеся до сих пор лишь МВФ для своих внутренних расчетов. Резервная позиция США в МВФ на 31 декабря 2007 г. составляла 2686,6 млн. СДР, а страны группы BRIICS - вполовину меньше. (International Financial Statistics. February, 2008. P.7-9). И все же полтора миллиарда СДР являются солидной долей, игнорировать вкладчиков которой становится все сложнее. Саммит G-20 обозначил дальнейший рост доли указанных стран в совокупной резервной позиции. На усиление своей роли в МВФ претендуют также Германия, Япония и Великобритания, заинтересованные в вытеснении доллара с первой позиции в международных расчетах в пользу евро и иены, соответственно. После окончания кризиса и ревальвации доллара, его можно будет опять использовать на валютном рынке.
Переполох перед саммитом в еще большей мере, чем Россия, вызвал Китай, поддержав предложение России более широко использовать специальные права заимствования Международного валютного фонда в качестве международной резервной валюты. Вслед за президентом США Б.Обамой резко отреагировали на указанную инициативу в Европе. «Я не думаю, что этот вопрос действительно будет подробно обсуждаться в Лондоне», - сказала, как отрезала, комиссар ЕС по внешним связям Б.Ферреро-Вальднер после переговоров с министром иностранных дел Китая Ян Цзечи и вице-премьером Ли Кецян.
Нынешнее ралли обесценения национальных валют не принесет, особенно странам, использующим режим инфляционного таргетирования, существенных дивидендов именно потому, что оно ограничивает арбитражный эффект во внешнеэкономической деятельности. Но при этом резко возрастает опасность дефляции, бороться с которой при отрицательных процентных ставках представляется делом весьма накладным. Даже Россия при двузначных цифрах роста цен на потребительские товары не сможет в силу сказанного воспользоваться этим самым арбитражным эффектом. Обесценение рубля ведет к резкому росту стоимости импорта, скрывающему до поры до времени уменьшение его физических объемов, но препятствующему насыщению рынка товарами, что в условиях углубляющегося кризиса, в конце концов, чревато социальной турбулентностью.
Хотелось бы надеяться, что это обстоятельство наряду с другими побудило российское правительство остановить обесценение рубля. Как отметил на пресс-конференции, посвященной докладу Всемирного банка об экономике РФ, главный экономист ВБ Ж.Богетич, «рубль нашел стабильный коридор, но прогнозировать его курс на будущее Всемирный банк не берется», поскольку-де курс рубля сильно зависит от стоимости нефти, и этим российская валюта имеет сходные черты с южноафриканским рэндом и канадским долларом. Не имея ничего против рэнда, все же отметим, что в отличие от Канады, Южная Африка не является нетто-экспортером нефти, а продает за рубеж алмазы. Заявление эксперта Всемирного банка представляется более, чем странным, поскольку ВБ строит упомянутые им прогнозы цен на нефть (табл.2).
Таблица 2. Прогнозы цены нефти на 2009-2011 гг.
Как видим из табл.2, ВБ прогнозировал накануне 2009 г. снижение стоимости нефти сортов «Брент», «Дубайская» и «Западнотехасская» до 74,5 долл. США за баррель, а в 2010 г. - ее повышение до 75 долл., что оказалось в полтора раза выше ее нынешней стоимости. Но, если конъюнктура изменяется слишком быстро для ВБ, то можно воспользоваться прогнозами вышестоящей организации - МВФ, специалисты которой ровно через месяц после прогноза ВБ, рассчитали возможную стоимость нефти на уровне 50 долл. Этого же мнения придерживались транснациональные компании, подтвердившие в марте ту же цифру (Консенсус-прогноз Международного информационного агентства Reuters).
Дело не в прогнозе цен на нефть. ВБ таким образом «ответил» на предложение России реформировать банк вместе с МВФ. Это становится очевидным, если обратиться к мартовскому прогнозу ВБ экономического роста в России. Всемирный банк бьет тревогу относительно судьбы России. Новый (мартовский) макроэкономический прогноз для нее не только прямо противоположен прежнему (декабрьскому), но от него прямо-таки веет социально-экономической смертью страны. Вот эти цифры (табл.3).
Таблица 3. Прогноз ВМ развития экономики России.
Источник: Всемирный банк.
Наиболее значимым для инвесторов является уничтожающий прогноз чистого оттока капитала, даже учитывая обесценение доллара. А уж влияние этого процесса затем расценивается как катастрофическое и для хозяйства, и для финансового сектора, и для социального обеспечения. Профессиональные оценки необходимы, но Всемирный банк до сих пор не позиционировал себя как голливудский сценарист катастроф. Тем более, что в мире достаточно стран, в самом деле, находящихся на грани экономического коллапса. «Учитывая существенное ухудшение глобального финансового прогноза, а также прогноз цен на нефть около $45 за баррель, в 2009 г. российский ВВП, вероятно, сократится на 4,5 процента; при этом будет сохраняться риск дальнейшего ухудшения», - говорится в новом докладе Всемирного банка о российской экономике. Вот как! И прогноз цены нефти вдруг оказался под рукой...
Остается надеяться, что теперь ЦБР будет использовать на финансовом рынке в большей степени информационные, нежели валютные интервенции. Первый зампред ЦБ РФ А.В.Улюкаев 27 марта 2009 г. заявил, что курс рубля находится на равновесном уровне и предел колебания курса рубля к «корзине» от 38,5 руб. до 39 руб. является комфортным для банков, экспортеров и импортеров, о чем свидетельствует консолидирование котировок рубля в этом диапазоне без участия регулятора. А 28 марта помощник президента РФ А.Дворкович сделал заявление для прессы, сообщив, что в Кремле считают миновавшей острую фазу кризиса, однако экономика России достигнет дна кризиса к середине лета или к осени, и теперь замедление экономики будет носить более плавный характер.
3. Две стороны одной медали. Разумеется, создание сверхвалюты и валютных зон - это процессы разного уровня, разной направленности, разного масштаба и, главное, разной срочности. На первый взгляд представляется, что утверждение в международных расчетах нового денежного агрегата на основе широкой корзины мировых валют (СДР) является, если и не завтрашней перспективой, как считают Китай, Россия и поддержавшие их страны, то послезавтрашней (США, ЕС). И тогда рублевая зона оказывается более долгосрочным проектом. Однако некий резон в позиции США и Европы имеется. Еще никому не удалось создать экономического союза на обломках ни одной империи. Вот и ныне, закат империи доллара не может вылиться в создание валютного союза на его останках.
Создание новой валюты для международных расчетов является не политическим актом, а экономическим, хотя и предполагает политическую волю. Экономические процессы имеют объективный характер и обусловливаются хозяйственной необходимостью. Поведение участников рынка является рациональным, как бы не спорили экономисты о степени этой рациональности. Сверхвалюта будет использоваться только в том случае, если это будет диктоваться экономической необходимостью. Пока же существуют лишь сомнения в сохранении за долларом положения ведущей мировой валюты, репутация которой снижается в результате усиления волатильности на мировом валютном рынке.
Попытки передачи СДР роли доллара США создает дополнительные предпосылки для формирования валютных союзов. Новые валютные агрегаты могут на равных с евро входить в корзину СДР. Агрегированные в одной валюте международные резервы отдельных стран и права заимствования в МВФ стран-участниц валютных союзов дают больше возможностей для участия в управлении мировой валютной системой, чем национальная валюта каждой страны в отдельности. По-видимому, это обстоятельство учитывают не только в Москве и в Пекине, но и в Вашингтоне и в Брюсселе. Б.Ферреро-Вальднер после переговоров в Пекине перед лондонским саммитом G-20 заявила журналистам, что еще слишком рано принимать решение по поводу его требований о более значимом праве голоса в международных финансовых организациях.
Лидеры ведущих развитых стран на саммите попытались, следуя традиции политкорректности, применить некую «анестезию», чтобы сгладить резкость этого заявления, уверяя Китай, что «удовлетворены ростом его влияния в мире». Но факт остается фактом - это отповедь и России, и прочим конкурентам, претендующим на участие в регулировании мировой валютной системы. Вот только времена изменились, и сегодня экономический миропорядок не может поддерживаться без указанных стран.
Премьер-министр Великобритании Г.Браун просто и грубо затребовал с претендентов на вхождение в клуб валютных регуляторов 3,5 трлн. долларов или половину от международных резервов мира. Он, в частности, предложил: объем мировых валютных резервов составляет 7 трлн. в долларовом выражении; для поддержания финансовой стабильности нужна примерно половина этой суммы; если мы сможем разработать схему гарантий, которые застрахуют Россию и Китай в случае колебаний национальных валют, это может решить половину проблем, о которых они говорят. Читай - на много не рассчитывайте, половину всех международных резервов мира - за выполнение половины требований.
Ну, во-первых, международные резервы стран, требующих, чтобы ведущие развитые страны учитывали их мнение при регулировании мировой валютной системы, едва ли насчитывают 3 трлн. в долларовом выражении, а значит, Г.Браун «дает нереальные планы». Во-вторых, все эти страны вместе представляют определенную силу в ВМФ и могут и без «платы за вход» заблокировать наносящие им вред решения.
Но самое главное - пока Россия и Китай не создадут рублевой и юаневой, соответственно, зон, они не смогут продавить расширение своего участия в международных финансовых организациях. Но другого пути, похоже, пока нет. Придется, вероятно, воспользоваться идеей Г.Брауна и направить часть международных резервов, - нет, не ведущим развитым странам для их борьбы с кризисом, - а на создание новых валютных зон. Трудно сказать, получится ли это у Китая, слишком велика конкуренция с поддерживаемой американцами Японией, а вот у России может быть и получится. Серьезных конкурентов у нее в этой сфере практически не осталось, после того как все, кто мог на постсоветском пространстве, отдрейфовали в сторону ЕС.
Но может быть стоит подумать не о новой мировой сверхвалюте, а о платежном средстве для стран BRIICS. Трансформация валют этой группы стран в денежную расчетную единицу явится противовесом новому сползанию к однополярному валютному миру. Такого рода платежный инструмент, несомненно, привлечет большинство стран.
4. Заключение. Остается решить один вопрос: как же все-таки будет действовать Россия в отношении создания нового финансового миропорядка. Для начала ставится задача реформировать МВФ, а уж потом дать ему деньги (от 0,5 до 1 трлн. долл.). Такой путь весьма продолжителен, трансформация любой бюрократии, как правило, затягивается, стоит немалых средств и нервов и, в конце концов, оказываются мало эффективной - ведь бюрократия, как была, так и остается. Хотя реформировать бюрократические структуры все равно приходится - надо же им, в самом деле, занять себя чем-нибудь. Предлагают сначала дать МВФ деньги, а потом реформировать. Здесь очень велика опасность, что указанные средства как раз и уйдут на реформирование аппарата. В этом случае, чем меньше их дать, тем лучше. И в том, и в другом случае придется заплатить, чтобы отвлечь бюрократов от активного вмешательства в изменение реальных валютно-финансовых отношений.
Иллюстрация сайта www.neville1.com
Россия выступает за два как будто противоречащих друг другу проекта. С одной стороны заявляется приверженность созданию региональных валют, с другой стороны предлагается трансформация используемых МВФ для своих внутренних расчетов специальных прав заимствования для создания новой ведущей мировой валюты, которая должна потеснить доллар, ставший из-за резко возросшей волатильности мало пригодным для международных расчетов. Ниже мы обсудим возможности сочетания создания рублевой валютной зоны и превращения специальных прав заимствования (СДР) МВФ в мировую валюту. У медали две стороны: расширение круга эмитентов денег идет рука об руку с вытеснением части эмитентов из денежной системы и заменой их центром эмиссии денежного средства, имеющего более широкое хождение, чем прежние средства по отдельности.
1. Перспективы создания региональных валют. Датская крона, финская марка, испанское песо, итальянская лира, греческая драхма, исландский фунт, португальский эшкудо, голландский гульден и прочие денежные единицы могли только мечтать выполнять роль валюты международных расчетов. Европейский валютный и экономический союз (ЕЭВС) заместил 16 денежных единиц одной денежной единицей - евро, которая сначала в качестве средства для безналичных расчетов (экю), а затем и в качестве средства наличных платежей стала выполнять роль агрегированной денежной единицы в мировой валютной системе. В Старом Свете остались самостоятельными фунт стерлингов, швейцарский франк, датская, исландская, норвежская и шведская кроны.
Давно идут разговоры о создании единых валют наподобие евро в Юго-Восточной Азии, на Юге Африки, на постсоветском пространстве. Япония и Китай давно борются за лидерство в создании валютного союза Юго-Восточной Азии. Если в последней четверти XX века перевес был на стороне Японии, «тянувшей» за собой новых азиатских «тигров», то сегодня Китай, очевидно, обогнал стагнирующую экономику Японии. Мировой финансово-экономический кризис, кажется, подтолкнул к дальнейшей модификации мировой валютной системы в направлении создания валютных союзов. Но не стоит забывать, что сначала создаются экономические союзы, а затем, через много лет, если возникает не только необходимость, но и возможность, постепенно формируется валютный союз.
России, может быть несколько проще, чем Японии или Китаю, создавать валютный союз на базе рубля, так как ее плотные хозяйственные связи с соседями носят вековой характер. Это давно бы произошло, если бы не уничтоживший российскую империю социально-политический взрыв. Пока на ее обломках создать валютный союз даже с одной Белоруссией оказывается невозможным.
Сложилась непривычная ситуация. Россия борется за создание рублевой валютной зоны как нетто-экспортер сырья и нетто-импортер продукции с добавленной стоимостью. Китай борется за валютную зону юаня как нетто-импортер сырья и нетто-экспортер продукции с добавленной стоимостью. Но и Япония, и Китай не могут похвастаться тем, что от века выполняли в Юго-Восточной Азии роль экономических центров - слишком велик был в этом регионе изоляционализм. Только каких-то полвека указанные страны начали глубоко интегрироваться в мирохозяйственные связи, они еще не наработали устойчивых традиций внешнеэкономического, культурного и политического сотрудничества с соседями, которые сами веками поддерживали изолированность.
Совершенно по другому формировалась зона евро: все страны-участники (прежде всего, Германия, Франция и Италия) действовали как нетто-импортеры для защиты своего экспорта. Участникам ЕЭВС удалось переломить тенденцию уменьшения роли их валют по отдельности в международных расчетах. Сегодня евро занимает тождественную доллару США позицию в международных резервах и во внешнеэкономическом обороте всех развитых стран (табл.1).
Таблица 1. Импорт в зону евро из стран-важнейших торговых партнеров ЕЭВС (на 2 февраля 2009 г.).
Важнейшие страны-импортеры для зоны евро |
Импорт в еврозоне, млрд. евро |
Китай |
14468,6 |
Соединенное королевство |
11601,6 |
США |
10414,8 |
Россия |
6108,3 |
Латинская Америка |
4623,3 |
Япония |
4320,6 |
Таблица показывает условное поступление евро в международные резервы названных стран. Наибольшая часть резервов в евро концентрируется у Китая, крупные запасы евро поддерживает Соединенное королевство, США лишь на третьем месте и, наконец, на четвертом месте - Россия (евро в международных резервах которой составляет равную с долларом долю - 45% от их общей величины); Латинская Америка и Япония имеют более скромные параметры. Табл.1 показывает валютные предпочтения в еврозоне, страны которой заинтересованы в прямых расчетах за свою продукцию в своей валюте, а не в долларах США, за пользование которыми и за расчеты в которых приходится платить. В свое время одним из важнейших причин введения евро называлась экономия на взаимных перерасчетах в национальных валютах.
Нетто-экспортеры углеводородов - Великобритания и Норвегия - не присоединились к зоне евро. И, напротив, неофиты ЕС - южные и центрально-европейские славяне, а также прибалты - являются нетто-импортерами сырья и стремятся иметь свободно конвертируемую валюту за счет эмиссии евро. Ради обладания твердой валютой их политическое руководство пошло на самоограничение суверенитета, лишило правительство сеньоража, поставило национальное хозяйство в жесткую зависимость от реализации экономических интересов ведущих развитых стран, прежде всего, Германии.
Послевоенным лидерам Германии удалось сделать то, что позорно провалила нацистская партия - поставить под свой контроль значительную часть Западной Европы. Попытки Соединенного королевства занять место лидера в Старом Свете неизменно наталкивались на противодействие американцев, предпочитающих иметь дело со своими бывшими противниками, нежели с англичанами. Россия продвигается по проторенному Германией пути утверждения привлекательного для партнеров образа страны, терпимой к различным духовно-нравственным, этно-культурным и предпринимательским ценностям. Именно на этом направлении против России ведется широкая кампания дискредитации, начиная от антикоммунизма и заканчивая диффамацией о гуманитарных катастрофах на постсоветском Кавказе. Мифология «агрессии» России против Грузии, «организации» Россией голодомора на Украине - лишь текущие подробности этой никогда не прерывавшейся борьбы.
Перспективы рублевой зоны остаются неопределенными. Даже валютный союз России и Белоруссии никак не может выйти из стадии переговоров. Камнем преткновения является ограничение суверенитета Белоруссии в случае переноса эмиссионного центра новой валюты - обрублевшего зайчика - в Москву. Ни кредиты Кремля, ни поставки сырья и вооружений, ни поддержка белорусской обрабатывающей промышленности, не могут перевесить на чаше политических весов потери части властных полномочий руководством Белоруссии. Запад, удостоверившийся в устойчивом характере противоречий между Россией и Белоруссией, начал компанию сближения с несговорчивой партнершей России. Другой стратегический партнер России - Казахстан, - в еще меньшей степени заинтересованный в российском сырье, чем Белоруссия, развивает с Россией преимущественно отношения свободной торговли.
Что же, так начинал и ЕЭВС. Каждый должен пройти свою часть пути. Раньше начнем - раньше получим результат. Сегодня среди лидеров стран на постсоветском пространстве, кажется, все меньше остается тех, кто живет иллюзиями конца 1980-х годов, будто политическим нажимом можно решить любые экономические проблемы. История со всей очевидностью продемонстрировала недостаточность политических инструментов для экономической интеграции на постсоветском пространстве. Даже на базе народнохозяйственной системы СССР М.С.Горбачеву не удалось создать некий североевразийский экономический и валютный союз. И если сегодня это представляется еще более сложным, то завтра, возможно, будет вообще невозможно.
2. Проект сверхвалюты. Премьер России В.В.Путин и глава Народного банка Китая Чжоу Сяочуань призвали заменить в международных расчетах доллар на специальные права заимствования (расчетная денежная единица, используемая в рамках операций Международного валютного фонда). В опубликованной последней статье политкорректно указывается, что нынешний кризис продемонстрировал опасности для международной торговли, которые создает зависимость от валюты одной страны. К России и Китаю присоединились Индия, Южная Африка, Бразилия и Южная Корея. Их требование отражает растущие опасения среди ведущих развивающихся стран по поводу стоимости доллара в долгосрочной перспективе.
Президент США Б.Обама и его ведущие экономические советники, разумеется, отвергли идею руководителей стран BRIC о давно назревшей необходимости перехода на мировую резервную валюту. «Я не вижу необходимости в создании мировой валюты», - заявил Б.Обама во время своей телевизионной пресс-конференции, добавив, что доллар сейчас «необыкновенно силен». Но в администрации президента не все согласны с этой точкой зрения. Министр финансов США Т.Гейтнер приветствовал более широкое использование СДР, однако, по его мнению, в ближайшее время доллар будет оставаться мировой резервной валютой.
Мнение Т.Гейтнера совпадает с выступлениями в печати известных американских экономистов. Признанный авторитет в экономике, недавний нобелевский лауреат американец Э.Фелпс также озабочен тем, чтобы «вернуть динамизм» глобальной, то есть американизируемой, экономике. Рецепт Э.Фелпса: «установить согласованные нормативные рамки» для того, чтобы «поддержать страны с переходной экономикой посредством международных финансовых институтов» (Агентство «Reuters», 26 марта 2009). Новые развитые страны, напротив, стремятся использовать кризис, чтобы потеснить США в МВФ и хотя бы разделить с ними контроль над СДР.
Эксперт по спекулятивным операциям с национальными валютами новых развитых стран Дж.Сорос также выступил с противоположным американской администрации заявлением в Комитете по международным связям Сената США. По его мнению, если США не удастся выполнить свои обязательства, то страна «утратит статус господствующей финансовой власти», и системное решение на самом деле доступно в форме специальных прав заимствования (СДР) (международного резервного актива, созданного МВФ в 1969 г. и который вполне может стать ведущей мировой резервной валютой). Дж.Сорос предложил в дополнение к единоразовому увеличению резервов МВФ ежегодно эмитировать СДР на сумму $250 млрд. до тех пор, пока не завершится глобальная рецессия.
Понятно, чем озабочен Дж.Сорос - резким сокращением возможностей для валютных спекуляций с долларом. Поэтому, пока не уляжется вызванная кризисом неуправляемость рынка со стороны американцев, квази-долларом может послужить находящиеся под контролем США эти самые специальные права заимствования (СДР), использовавшиеся до сих пор лишь МВФ для своих внутренних расчетов. Резервная позиция США в МВФ на 31 декабря 2007 г. составляла 2686,6 млн. СДР, а страны группы BRIICS - вполовину меньше. (International Financial Statistics. February, 2008. P.7-9). И все же полтора миллиарда СДР являются солидной долей, игнорировать вкладчиков которой становится все сложнее. Саммит G-20 обозначил дальнейший рост доли указанных стран в совокупной резервной позиции. На усиление своей роли в МВФ претендуют также Германия, Япония и Великобритания, заинтересованные в вытеснении доллара с первой позиции в международных расчетах в пользу евро и иены, соответственно. После окончания кризиса и ревальвации доллара, его можно будет опять использовать на валютном рынке.
Переполох перед саммитом в еще большей мере, чем Россия, вызвал Китай, поддержав предложение России более широко использовать специальные права заимствования Международного валютного фонда в качестве международной резервной валюты. Вслед за президентом США Б.Обамой резко отреагировали на указанную инициативу в Европе. «Я не думаю, что этот вопрос действительно будет подробно обсуждаться в Лондоне», - сказала, как отрезала, комиссар ЕС по внешним связям Б.Ферреро-Вальднер после переговоров с министром иностранных дел Китая Ян Цзечи и вице-премьером Ли Кецян.
Нынешнее ралли обесценения национальных валют не принесет, особенно странам, использующим режим инфляционного таргетирования, существенных дивидендов именно потому, что оно ограничивает арбитражный эффект во внешнеэкономической деятельности. Но при этом резко возрастает опасность дефляции, бороться с которой при отрицательных процентных ставках представляется делом весьма накладным. Даже Россия при двузначных цифрах роста цен на потребительские товары не сможет в силу сказанного воспользоваться этим самым арбитражным эффектом. Обесценение рубля ведет к резкому росту стоимости импорта, скрывающему до поры до времени уменьшение его физических объемов, но препятствующему насыщению рынка товарами, что в условиях углубляющегося кризиса, в конце концов, чревато социальной турбулентностью.
Хотелось бы надеяться, что это обстоятельство наряду с другими побудило российское правительство остановить обесценение рубля. Как отметил на пресс-конференции, посвященной докладу Всемирного банка об экономике РФ, главный экономист ВБ Ж.Богетич, «рубль нашел стабильный коридор, но прогнозировать его курс на будущее Всемирный банк не берется», поскольку-де курс рубля сильно зависит от стоимости нефти, и этим российская валюта имеет сходные черты с южноафриканским рэндом и канадским долларом. Не имея ничего против рэнда, все же отметим, что в отличие от Канады, Южная Африка не является нетто-экспортером нефти, а продает за рубеж алмазы. Заявление эксперта Всемирного банка представляется более, чем странным, поскольку ВБ строит упомянутые им прогнозы цен на нефть (табл.2).
Таблица 2. Прогнозы цены нефти на 2009-2011 гг.
|
Прирост, % к предыдущему году (если не указано иное) |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|
Международный валютный фонд: «World Economic Outlook. Update»: 28 января 2009 года |
|||
Средняя цена на нефть сортов «Брент», «Дубайская» и «Западнотехасская» |
-48,5 |
20 |
н.д. |
долл. США за баррель |
50 |
60 |
н.д. |
Всемирный банк: «Prospects for the Global Economy»: декабрь 2008 года |
|||
Средняя цена на нефть сортов «Брент», «Дубайская» и «Западнотехасская» |
-26,4 |
1,8 |
н.д. |
долл. США за баррель |
74,5 |
75,8 |
н.д. |
Организация экономического сотрудничества и развития: «OECD Economic Outlook №84»: декабрь 2008 года |
|||
Среднегодовая цена на нефть сорта «Брент», долл. США за баррель |
60 |
60 |
н.д. |
Комиссия Европейских Сообществ: «European Economy №7/2008»: ноябрь 2008 года |
|||
Среднегодовая цена на нефть сорта «Брент» |
-17,5 |
5,5 |
н.д. |
долл. США за баррель |
85,7 |
90,4 |
н.д. |
Азиатский банк развития: «Asian Development Outlook. Update»: сентябрь 2008 года |
|||
Среднегодовая цена на нефть сорта «Брент», долл. США за баррель |
109 |
н.д. |
н.д. |
Экспертный обзор агентства Рейтер: 25 марта 2009 г. |
|||
Среднегодовая цена на нефть сорта «Брент», долл. США за баррель |
50,75 |
67 |
80 |
Среднегодовая цена на нефть сорта «Западнотехасская», долл. США за баррель |
50 |
66,5 |
81,3 |
Как видим из табл.2, ВБ прогнозировал накануне 2009 г. снижение стоимости нефти сортов «Брент», «Дубайская» и «Западнотехасская» до 74,5 долл. США за баррель, а в 2010 г. - ее повышение до 75 долл., что оказалось в полтора раза выше ее нынешней стоимости. Но, если конъюнктура изменяется слишком быстро для ВБ, то можно воспользоваться прогнозами вышестоящей организации - МВФ, специалисты которой ровно через месяц после прогноза ВБ, рассчитали возможную стоимость нефти на уровне 50 долл. Этого же мнения придерживались транснациональные компании, подтвердившие в марте ту же цифру (Консенсус-прогноз Международного информационного агентства Reuters).
Дело не в прогнозе цен на нефть. ВБ таким образом «ответил» на предложение России реформировать банк вместе с МВФ. Это становится очевидным, если обратиться к мартовскому прогнозу ВБ экономического роста в России. Всемирный банк бьет тревогу относительно судьбы России. Новый (мартовский) макроэкономический прогноз для нее не только прямо противоположен прежнему (декабрьскому), но от него прямо-таки веет социально-экономической смертью страны. Вот эти цифры (табл.3).
Таблица 3. Прогноз ВМ развития экономики России.
Показатель |
2009 |
2010 |
Темпы роста мировой экономики, % в год |
-1,7 |
2,3 |
Цена нефти сорта Urals, долл. США за 1 баррель |
45 |
45 |
Прирост ВВП России, % в год |
-4,5 |
0,0 |
Дефицит бюджета РФ, % от величины ВВП |
7,4 |
6,0 |
Счет текущих операций, млрд. долл. США |
31,0 |
16,0 |
Чистый отток капитала, млрд. долл. США |
170,0 |
90,0 |
Наиболее значимым для инвесторов является уничтожающий прогноз чистого оттока капитала, даже учитывая обесценение доллара. А уж влияние этого процесса затем расценивается как катастрофическое и для хозяйства, и для финансового сектора, и для социального обеспечения. Профессиональные оценки необходимы, но Всемирный банк до сих пор не позиционировал себя как голливудский сценарист катастроф. Тем более, что в мире достаточно стран, в самом деле, находящихся на грани экономического коллапса. «Учитывая существенное ухудшение глобального финансового прогноза, а также прогноз цен на нефть около $45 за баррель, в 2009 г. российский ВВП, вероятно, сократится на 4,5 процента; при этом будет сохраняться риск дальнейшего ухудшения», - говорится в новом докладе Всемирного банка о российской экономике. Вот как! И прогноз цены нефти вдруг оказался под рукой...
Остается надеяться, что теперь ЦБР будет использовать на финансовом рынке в большей степени информационные, нежели валютные интервенции. Первый зампред ЦБ РФ А.В.Улюкаев 27 марта 2009 г. заявил, что курс рубля находится на равновесном уровне и предел колебания курса рубля к «корзине» от 38,5 руб. до 39 руб. является комфортным для банков, экспортеров и импортеров, о чем свидетельствует консолидирование котировок рубля в этом диапазоне без участия регулятора. А 28 марта помощник президента РФ А.Дворкович сделал заявление для прессы, сообщив, что в Кремле считают миновавшей острую фазу кризиса, однако экономика России достигнет дна кризиса к середине лета или к осени, и теперь замедление экономики будет носить более плавный характер.
3. Две стороны одной медали. Разумеется, создание сверхвалюты и валютных зон - это процессы разного уровня, разной направленности, разного масштаба и, главное, разной срочности. На первый взгляд представляется, что утверждение в международных расчетах нового денежного агрегата на основе широкой корзины мировых валют (СДР) является, если и не завтрашней перспективой, как считают Китай, Россия и поддержавшие их страны, то послезавтрашней (США, ЕС). И тогда рублевая зона оказывается более долгосрочным проектом. Однако некий резон в позиции США и Европы имеется. Еще никому не удалось создать экономического союза на обломках ни одной империи. Вот и ныне, закат империи доллара не может вылиться в создание валютного союза на его останках.
Создание новой валюты для международных расчетов является не политическим актом, а экономическим, хотя и предполагает политическую волю. Экономические процессы имеют объективный характер и обусловливаются хозяйственной необходимостью. Поведение участников рынка является рациональным, как бы не спорили экономисты о степени этой рациональности. Сверхвалюта будет использоваться только в том случае, если это будет диктоваться экономической необходимостью. Пока же существуют лишь сомнения в сохранении за долларом положения ведущей мировой валюты, репутация которой снижается в результате усиления волатильности на мировом валютном рынке.
Попытки передачи СДР роли доллара США создает дополнительные предпосылки для формирования валютных союзов. Новые валютные агрегаты могут на равных с евро входить в корзину СДР. Агрегированные в одной валюте международные резервы отдельных стран и права заимствования в МВФ стран-участниц валютных союзов дают больше возможностей для участия в управлении мировой валютной системой, чем национальная валюта каждой страны в отдельности. По-видимому, это обстоятельство учитывают не только в Москве и в Пекине, но и в Вашингтоне и в Брюсселе. Б.Ферреро-Вальднер после переговоров в Пекине перед лондонским саммитом G-20 заявила журналистам, что еще слишком рано принимать решение по поводу его требований о более значимом праве голоса в международных финансовых организациях.
Лидеры ведущих развитых стран на саммите попытались, следуя традиции политкорректности, применить некую «анестезию», чтобы сгладить резкость этого заявления, уверяя Китай, что «удовлетворены ростом его влияния в мире». Но факт остается фактом - это отповедь и России, и прочим конкурентам, претендующим на участие в регулировании мировой валютной системы. Вот только времена изменились, и сегодня экономический миропорядок не может поддерживаться без указанных стран.
Премьер-министр Великобритании Г.Браун просто и грубо затребовал с претендентов на вхождение в клуб валютных регуляторов 3,5 трлн. долларов или половину от международных резервов мира. Он, в частности, предложил: объем мировых валютных резервов составляет 7 трлн. в долларовом выражении; для поддержания финансовой стабильности нужна примерно половина этой суммы; если мы сможем разработать схему гарантий, которые застрахуют Россию и Китай в случае колебаний национальных валют, это может решить половину проблем, о которых они говорят. Читай - на много не рассчитывайте, половину всех международных резервов мира - за выполнение половины требований.
Ну, во-первых, международные резервы стран, требующих, чтобы ведущие развитые страны учитывали их мнение при регулировании мировой валютной системы, едва ли насчитывают 3 трлн. в долларовом выражении, а значит, Г.Браун «дает нереальные планы». Во-вторых, все эти страны вместе представляют определенную силу в ВМФ и могут и без «платы за вход» заблокировать наносящие им вред решения.
Но самое главное - пока Россия и Китай не создадут рублевой и юаневой, соответственно, зон, они не смогут продавить расширение своего участия в международных финансовых организациях. Но другого пути, похоже, пока нет. Придется, вероятно, воспользоваться идеей Г.Брауна и направить часть международных резервов, - нет, не ведущим развитым странам для их борьбы с кризисом, - а на создание новых валютных зон. Трудно сказать, получится ли это у Китая, слишком велика конкуренция с поддерживаемой американцами Японией, а вот у России может быть и получится. Серьезных конкурентов у нее в этой сфере практически не осталось, после того как все, кто мог на постсоветском пространстве, отдрейфовали в сторону ЕС.
Но может быть стоит подумать не о новой мировой сверхвалюте, а о платежном средстве для стран BRIICS. Трансформация валют этой группы стран в денежную расчетную единицу явится противовесом новому сползанию к однополярному валютному миру. Такого рода платежный инструмент, несомненно, привлечет большинство стран.
4. Заключение. Остается решить один вопрос: как же все-таки будет действовать Россия в отношении создания нового финансового миропорядка. Для начала ставится задача реформировать МВФ, а уж потом дать ему деньги (от 0,5 до 1 трлн. долл.). Такой путь весьма продолжителен, трансформация любой бюрократии, как правило, затягивается, стоит немалых средств и нервов и, в конце концов, оказываются мало эффективной - ведь бюрократия, как была, так и остается. Хотя реформировать бюрократические структуры все равно приходится - надо же им, в самом деле, занять себя чем-нибудь. Предлагают сначала дать МВФ деньги, а потом реформировать. Здесь очень велика опасность, что указанные средства как раз и уйдут на реформирование аппарата. В этом случае, чем меньше их дать, тем лучше. И в том, и в другом случае придется заплатить, чтобы отвлечь бюрократов от активного вмешательства в изменение реальных валютно-финансовых отношений.
Написать комментарий
Спасибо за объяснение.
Боже мой! Ну и ну!
И все, а варианты?
Исключительный бред
Какой неплохой топик
Очень неплохо, читал взахлеб