От «Евровидения» к Евро-фарсу
В мае 2009 г. Москва готовится провести конкурс «Евровидение». Но зачем ей это? Зачем Россия так старается побеждать в этом нелепом конкурсе? Так ли это престижно? Но что тогда стоит за всей этой суетой?
В мае 2009 г. Москва готовится провести конкурс "Евровидение", в котором примут участие представители более 40 стран. Право принимать гостей Россия получила благодаря победе Димы Билана на "Евровидении" в прошлом году. У многих это событие вызвало, мягко говоря, недоумение, хотя патриотические чувства, возможно, и подогрело. Насколько же престижна победа в этом конкурсе и о чем она, собственно говоря, свидетельствует?
1. Истоки конкурса не впечатляют. "Евровидение" было задумано в середине пятидесятых годов для того, чтобы способствовать культурному объединению Европы. В разные годы в конкурсе принимали участие «ABBA», Селин Дион, Хулио Иглесиас. Однако согласитесь, что для мероприятия с полувековым стажем "выбившихся в люди" как-то маловато. Большинству участников "Евровидения" удается стать звездами лишь в родной стране, ну, максимум, в соседних. Не случайно во многих европейских странах к этому конкурсу относятся свысока, как к некоему китчу. В Великобритании, например, это шоу, хотя и собирает немало зрителей, но в основном лишь благодаря саркастическим комментариям его неизменного ведущего Терри Вогана. Италия уже больше десяти лет отказывается участвовать в конкурсе, ссылаясь на его "низкий музыкальный авторитет". Франция в 1982 году назвала конкурс воплощением "чепухи" и "посредственности". Так что с точки зрения искусства и профессионализма победа в этом конкурсе - достижение весьма спорное.
2. Политизация конкурса: прошлое и настоящее. В последнее время это шоу приобретает все более политический характер. "Пальму первенства на "Евровидении" получает то государство, в котором заинтересован официальный Брюссель", - утверждает журналистка Полина Элксне. По ее мнению, во времена тотального расширения Евросоюза лидерами становились Эстония, Латвия и Турция. В 2006 году первое место досталось финнам, поскольку с 1 июля 2006 года Финляндия стала президентствующей страной в ЕС. Россия, «никогда не становилась победительницей Евровидения, равно как и не ходила в фаворитах у стран ЕС. Однако факт остается фактом: без российских газа и нефти далеко не уедешь. А сейчас назрел вопрос о перезаключении договора о стратегическом партнерстве России и ЕС. Кстати, на каких позициях в Евровидении оказались главные противники этого договора Литва и Польша? Литва вообще не прошла в финал. А Польша, несмотря на сногсшибательную блондинку в голубом платье с сильным вокалом, практически замкнула таблицу. Словом, Билан далеко не плохой парень. Но будь вместо него даже Фекла Теркина из деревни Погореловка - она бы тоже взяла Гран-при", - так оценила Полина Элксне в 2008 году победу российского певца. А вот президент и премьер-министр России отнеслись к ней гораздо серьезнее: Дмитрий Медведев лично поздравил Диму Билана по телефону. А Владимир Путин в поздравительной телеграмме написал: "Эта победа стала возможной благодаря напряженной работе и усилиям всей команды. Это не только личный успех Димы Билана, но и еще один триумф всей России».
Впрочем, геополитические интриги "Евровидения" тоже можно оспорить, но в по поводу того, что результаты голосования часто оказываются подтасованы, уже никто не сомневается. Началось это еще с 1968 года, когда диктатор Франко организовал победу испанки Массиель для поднятия престижа Испании. Спустя 40 лет в мае 2008 года в документальном фильме, вышедшем на испанском телевидении, утверждалось, что испанские чиновники посетили другие страны-участницы и разными посулами купили голоса членов жюри, оценивавших конкурс в то время. По данным авторов фильма, победителем должен был стать британец Клифф Ричард с песней "Congratulations".
3. Евровидение - не для Западной Европы. С тех пор система голосования изменилась. Сегодня песню и исполнителя оценивает не специальное жюри, а все желающие жители стран-участниц конкурса. Голосование проводится с помощью SMS-сообщений или телефонных звонков во всех участвующих странах. Однако объективности это не способствует. Уже давно стало аксиомой, что соседние страны голосуют друг за друга, стараясь скорее поддержать соседа, чем оценить исполнителя. Например, скандинавские и прибалтийские страны часто голосуют друг за друга, так же как балканские и экс-советские страны. Подобная практика породила даже анекдот о том, что Югославия распалась для того, чтобы победить на Евровидении. В прошлом году этот анекдот рассказывали уже о Советском Союзе.
Таким образом, "Евровидение", как ни странно, действительно объединяет, но в основном лишь жителей Восточной Европы и постсоветских государств. А вот страны Евросоюза почему-то не проявляют такой сплоченности, не особенно активно поддерживают друг друга и в итоге, несмотря на прекрасные песни и исполнителей, не могут выбиться в лидеры. "Это больше не конкурс песни, а чистая политика. Он настолько необъективен, что превратился в фарс", - считает британский актер Брюс Форсайт. "Это как если бы на Кубке мира результаты зависели исключительно от политических факторов, а не от того, кто забьет больше голов", - поддерживает его британский публицист Макс Клиффорд.
Поэтому все больше жителей Западной Европы считают, что их странам пора отказаться от участия в "Евровидении". А постсоветские и балканские государства, наоборот, относятся к этому шоу со все большим воодушевлением и видят в нем еще одну возможность заявить о себе и добиться признания.
Впрочем, политика всегда была неотъемлемой частью этого шоу. В 1964 году на "Евровидении" в Дании на сцену выбежал мужчина с плакатом "Бойкот Франко и Салазару" в знак протеста против участия в конкурсе Испании и Португалии, где правили эти диктаторы. В 1969 году в Испании Австрия отказалась от участия в мероприятии из-за диктаторского режима Франко. В 1979 году Турция под давлением арабских стран отказалась от участия в конкурсе в Иерусалиме. В 2005 году на Украине украинская группа "Гринджолы" попыталась выйти на сцену с гимном "оранжевой революции" "Разом нас богато", однако Европейский вещательный союз потребовал изменить слова песни, сославшись на Статью 4.9: "Текст и/или исполнение песни не должны иметь политического контекста. Нарушение этого правила может привести к дисквалификации".
Та же история повторилась в этом году с грузинской группой «Stephane&3G». Она намеревалась представить на конкурсе песню, припев которой звучит по-английски: "We don't wanna put in/ The negative move/ It's killin' the groove!" ("Мы не хотим делать плохой шаг, он убивает ритм"). Однако первая фраза звучит слишком похоже на "мы не хотим Путина". Грузины отказались изменять слова песни и решили не участвовать в конкурсе.
В "Евровидении" становится все меньше искусства и все больше пиара. На постсоветском пространстве этот конкурс воспринимается как еще одна возможность пробудить патриотизм и боевой дух и отвлечь внимание от проблем более серьезных. Поэтому интерес к шоу старательно подогревается СМИ, чему способствуют и постоянные скандалы, связанные с выбором участников. Так, в этом году Россию на конкурсе будет представлять украинка Анастасия Приходько. По этому поводу в Интернете бушуют нешуточные страсти. Вызывает удивление, как певица, дисквалифицированная в предварительном туре Евровидения у себя на родине, смогла тут же с легкостью обойти всех 16 претендентов в России. Споры разгорелись не только по поводу ее профессионализма, но и по поводу морального облика, поскольку девушка не раз позволяла себе расистские и фашистские высказывания.
4. И все-таки это, прежде всего, бизнес! При всей "идеологизированности" и "политизированности" "Евровидения" не стоит все же забывать о том, что этот конкурс был и остается коммерческим продуктом, бизнесом, в котором задействованы большие деньги. Для исполнителя - это шанс заявить о себе и добиться успеха, для принимающей страны - возможность показать свою страну как туристическую достопримечательность. К примеру, летом 2005 года Украина отменила обычные визовые требования для туристов в связи с проведением у себя конкурса. Когда украинское правительство оценило прибыль от увеличения количества иностранных туристов, такое изменение визового режима было решено сделать постоянным.
В этом году, по словам вице-президента компании "Интурист" Николая Какоры, во время проведения конкурса в Москве ожидается ежедневное пребывание от 3 до 5 тысяч иностранцев. "Мы сможем принять всех, кто пожелает, - мест хватит всем, но туристов, скорее всего, будет меньше, чем бы нам хотелось" - сообщил господин Какора.
5. Нужно ли России «Евровидение»? Как уже отмечалось, с самого начала данный конкурс не был «чистым». Однако сегодня он уже превратился в чистый фарс, в некое сомнительное шоу для зарабатывания денег узким кругом лиц. Выдающиеся произведения современной эстрады там можно увидеть лишь в качестве случайного исключения; объективность судейства окончательно испарилась; международный престиж отсутствует и постепенно превращается в своего рода «антибренд». Но тогда зачем России проводить этот конкурс у себя и вообще так старательно стараться победить на нем?
Может быть, это экономически выгодно странам-участницам и особенно принимающей стране?
Похоже, что ответы на поставленные вопросы должны быть отрицательными. Например, зачем Москве нужен этот конкурс? Для привлечения туристов? А иначе их нельзя привлечь? Или, может быть, у нас фатально пустуют столичные гостиницы, которых толком нет? Нет, нет и нет.
Москва и так переполнена народом и деньгами. Нелепый конкурс вызовет только еще большее напряжение в погибающем мегаполисе. Доходы будут смешными, да и получат их люди, входящие в узкий круг политизированных дельцов. Но чем же тогда детерминируется такой непомерный интерес России к «Евровидению»?
По-видимому, ответ кроется в формуле, по которой Запад оценивает наше государство: «Россия - это нефть, газ и амбиции». Похоже, что в случае с «Евровидением» во главе угла стоят именно амбиции, а газ и нефть служат в качестве инструментов для отстаивания этих самых амбиций. А то, что все это выглядит как дешевый фарс, не важно. Главное - показать себя! Ну, а коль не можем показать себя в большой науке и настоящей экономике, то пока и «Евровидение» сгодится для собственной презентации.
1. Истоки конкурса не впечатляют. "Евровидение" было задумано в середине пятидесятых годов для того, чтобы способствовать культурному объединению Европы. В разные годы в конкурсе принимали участие «ABBA», Селин Дион, Хулио Иглесиас. Однако согласитесь, что для мероприятия с полувековым стажем "выбившихся в люди" как-то маловато. Большинству участников "Евровидения" удается стать звездами лишь в родной стране, ну, максимум, в соседних. Не случайно во многих европейских странах к этому конкурсу относятся свысока, как к некоему китчу. В Великобритании, например, это шоу, хотя и собирает немало зрителей, но в основном лишь благодаря саркастическим комментариям его неизменного ведущего Терри Вогана. Италия уже больше десяти лет отказывается участвовать в конкурсе, ссылаясь на его "низкий музыкальный авторитет". Франция в 1982 году назвала конкурс воплощением "чепухи" и "посредственности". Так что с точки зрения искусства и профессионализма победа в этом конкурсе - достижение весьма спорное.
2. Политизация конкурса: прошлое и настоящее. В последнее время это шоу приобретает все более политический характер. "Пальму первенства на "Евровидении" получает то государство, в котором заинтересован официальный Брюссель", - утверждает журналистка Полина Элксне. По ее мнению, во времена тотального расширения Евросоюза лидерами становились Эстония, Латвия и Турция. В 2006 году первое место досталось финнам, поскольку с 1 июля 2006 года Финляндия стала президентствующей страной в ЕС. Россия, «никогда не становилась победительницей Евровидения, равно как и не ходила в фаворитах у стран ЕС. Однако факт остается фактом: без российских газа и нефти далеко не уедешь. А сейчас назрел вопрос о перезаключении договора о стратегическом партнерстве России и ЕС. Кстати, на каких позициях в Евровидении оказались главные противники этого договора Литва и Польша? Литва вообще не прошла в финал. А Польша, несмотря на сногсшибательную блондинку в голубом платье с сильным вокалом, практически замкнула таблицу. Словом, Билан далеко не плохой парень. Но будь вместо него даже Фекла Теркина из деревни Погореловка - она бы тоже взяла Гран-при", - так оценила Полина Элксне в 2008 году победу российского певца. А вот президент и премьер-министр России отнеслись к ней гораздо серьезнее: Дмитрий Медведев лично поздравил Диму Билана по телефону. А Владимир Путин в поздравительной телеграмме написал: "Эта победа стала возможной благодаря напряженной работе и усилиям всей команды. Это не только личный успех Димы Билана, но и еще один триумф всей России».
Впрочем, геополитические интриги "Евровидения" тоже можно оспорить, но в по поводу того, что результаты голосования часто оказываются подтасованы, уже никто не сомневается. Началось это еще с 1968 года, когда диктатор Франко организовал победу испанки Массиель для поднятия престижа Испании. Спустя 40 лет в мае 2008 года в документальном фильме, вышедшем на испанском телевидении, утверждалось, что испанские чиновники посетили другие страны-участницы и разными посулами купили голоса членов жюри, оценивавших конкурс в то время. По данным авторов фильма, победителем должен был стать британец Клифф Ричард с песней "Congratulations".
3. Евровидение - не для Западной Европы. С тех пор система голосования изменилась. Сегодня песню и исполнителя оценивает не специальное жюри, а все желающие жители стран-участниц конкурса. Голосование проводится с помощью SMS-сообщений или телефонных звонков во всех участвующих странах. Однако объективности это не способствует. Уже давно стало аксиомой, что соседние страны голосуют друг за друга, стараясь скорее поддержать соседа, чем оценить исполнителя. Например, скандинавские и прибалтийские страны часто голосуют друг за друга, так же как балканские и экс-советские страны. Подобная практика породила даже анекдот о том, что Югославия распалась для того, чтобы победить на Евровидении. В прошлом году этот анекдот рассказывали уже о Советском Союзе.
Таким образом, "Евровидение", как ни странно, действительно объединяет, но в основном лишь жителей Восточной Европы и постсоветских государств. А вот страны Евросоюза почему-то не проявляют такой сплоченности, не особенно активно поддерживают друг друга и в итоге, несмотря на прекрасные песни и исполнителей, не могут выбиться в лидеры. "Это больше не конкурс песни, а чистая политика. Он настолько необъективен, что превратился в фарс", - считает британский актер Брюс Форсайт. "Это как если бы на Кубке мира результаты зависели исключительно от политических факторов, а не от того, кто забьет больше голов", - поддерживает его британский публицист Макс Клиффорд.
Поэтому все больше жителей Западной Европы считают, что их странам пора отказаться от участия в "Евровидении". А постсоветские и балканские государства, наоборот, относятся к этому шоу со все большим воодушевлением и видят в нем еще одну возможность заявить о себе и добиться признания.
Впрочем, политика всегда была неотъемлемой частью этого шоу. В 1964 году на "Евровидении" в Дании на сцену выбежал мужчина с плакатом "Бойкот Франко и Салазару" в знак протеста против участия в конкурсе Испании и Португалии, где правили эти диктаторы. В 1969 году в Испании Австрия отказалась от участия в мероприятии из-за диктаторского режима Франко. В 1979 году Турция под давлением арабских стран отказалась от участия в конкурсе в Иерусалиме. В 2005 году на Украине украинская группа "Гринджолы" попыталась выйти на сцену с гимном "оранжевой революции" "Разом нас богато", однако Европейский вещательный союз потребовал изменить слова песни, сославшись на Статью 4.9: "Текст и/или исполнение песни не должны иметь политического контекста. Нарушение этого правила может привести к дисквалификации".
Та же история повторилась в этом году с грузинской группой «Stephane&3G». Она намеревалась представить на конкурсе песню, припев которой звучит по-английски: "We don't wanna put in/ The negative move/ It's killin' the groove!" ("Мы не хотим делать плохой шаг, он убивает ритм"). Однако первая фраза звучит слишком похоже на "мы не хотим Путина". Грузины отказались изменять слова песни и решили не участвовать в конкурсе.
В "Евровидении" становится все меньше искусства и все больше пиара. На постсоветском пространстве этот конкурс воспринимается как еще одна возможность пробудить патриотизм и боевой дух и отвлечь внимание от проблем более серьезных. Поэтому интерес к шоу старательно подогревается СМИ, чему способствуют и постоянные скандалы, связанные с выбором участников. Так, в этом году Россию на конкурсе будет представлять украинка Анастасия Приходько. По этому поводу в Интернете бушуют нешуточные страсти. Вызывает удивление, как певица, дисквалифицированная в предварительном туре Евровидения у себя на родине, смогла тут же с легкостью обойти всех 16 претендентов в России. Споры разгорелись не только по поводу ее профессионализма, но и по поводу морального облика, поскольку девушка не раз позволяла себе расистские и фашистские высказывания.
4. И все-таки это, прежде всего, бизнес! При всей "идеологизированности" и "политизированности" "Евровидения" не стоит все же забывать о том, что этот конкурс был и остается коммерческим продуктом, бизнесом, в котором задействованы большие деньги. Для исполнителя - это шанс заявить о себе и добиться успеха, для принимающей страны - возможность показать свою страну как туристическую достопримечательность. К примеру, летом 2005 года Украина отменила обычные визовые требования для туристов в связи с проведением у себя конкурса. Когда украинское правительство оценило прибыль от увеличения количества иностранных туристов, такое изменение визового режима было решено сделать постоянным.
В этом году, по словам вице-президента компании "Интурист" Николая Какоры, во время проведения конкурса в Москве ожидается ежедневное пребывание от 3 до 5 тысяч иностранцев. "Мы сможем принять всех, кто пожелает, - мест хватит всем, но туристов, скорее всего, будет меньше, чем бы нам хотелось" - сообщил господин Какора.
5. Нужно ли России «Евровидение»? Как уже отмечалось, с самого начала данный конкурс не был «чистым». Однако сегодня он уже превратился в чистый фарс, в некое сомнительное шоу для зарабатывания денег узким кругом лиц. Выдающиеся произведения современной эстрады там можно увидеть лишь в качестве случайного исключения; объективность судейства окончательно испарилась; международный престиж отсутствует и постепенно превращается в своего рода «антибренд». Но тогда зачем России проводить этот конкурс у себя и вообще так старательно стараться победить на нем?
Может быть, это экономически выгодно странам-участницам и особенно принимающей стране?
Похоже, что ответы на поставленные вопросы должны быть отрицательными. Например, зачем Москве нужен этот конкурс? Для привлечения туристов? А иначе их нельзя привлечь? Или, может быть, у нас фатально пустуют столичные гостиницы, которых толком нет? Нет, нет и нет.
Москва и так переполнена народом и деньгами. Нелепый конкурс вызовет только еще большее напряжение в погибающем мегаполисе. Доходы будут смешными, да и получат их люди, входящие в узкий круг политизированных дельцов. Но чем же тогда детерминируется такой непомерный интерес России к «Евровидению»?
По-видимому, ответ кроется в формуле, по которой Запад оценивает наше государство: «Россия - это нефть, газ и амбиции». Похоже, что в случае с «Евровидением» во главе угла стоят именно амбиции, а газ и нефть служат в качестве инструментов для отстаивания этих самых амбиций. А то, что все это выглядит как дешевый фарс, не важно. Главное - показать себя! Ну, а коль не можем показать себя в большой науке и настоящей экономике, то пока и «Евровидение» сгодится для собственной презентации.
Написать комментарий
Полностью согласна с автором статьи Евровидение просто нелепый конкурс как для взрослых так и для детишек. не понянтно зачем он вообще нужен и как у автора вознивают вопросы этот конкурс экономически выгодный странам-участницам и особенно принимающей стране? (в прошлом году нашей стране) что это дало Москве? Конкурс просто банальность и фарс, объективность судейства окончательно испарилась... Печально