Изменят ли страны БРИКС мировой экономический ландшафт?
На саммите БРИКС в Форталезе Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР объявили об учреждении двух важных финансовых институтов. Станут ли они заменой Всемирному банку и Международному валютному фонду для развивающихся экономик? В чем их смысл?
Перед очередным саммитом БРИКС в бразильском городе Форталеза Владимир Путин упомянул о целом комплексе «совпадающих интересов» у стран с развивающейся экономикой. В частности, роль Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в управлении международными финансовыми институтами – Всемирным банком и Международным валютным фондом – остается непропорциональной их экономическому весу. Страны, в 2001 году собранные в известную аббревиатуру экономистом инвестиционного банка Goldman Sachs Джимом О'Нилом, метят в число более влиятельных игроков, но вынуждены занимать давно отведенное им место.
Особенно это справедливо в отношении второй экономики мира – Китая, который ищет возможности активнее использовать 3,9 трлн долларов своих резервов, но встречается с ограничениями в принятии решений в рамках действующих институтов развития, преимущественно контролируемых США, ЕС или Японией (как, например, Азиатский банк развития). США используют свое влияние на Всемирный банк, в котором им принадлежит 16%, а ЕС на МВФ, но страны БРИКС почти ни на что не влияют в той же мере. Голоса развивающихся стран до сих пор недостаточно учитываются на мировом уровне, сошлись во мнении лидеры БРИКС во время саммита.
Так, например, все пять стран были не удовлетворены кандидатурами на пост Всемирного банка в 2012 году и МВФ в 2011 году. Несмотря на намерение руководства МВФ провести до января 2015 года реформу и предоставить больше полномочий странам БРИКС, необходимые изменения не спешит узаконить Конгресс США. Перемены, соответствующие мировой экономической расстановке сил, «неоправданно затягиваются», отмечал российский президент.
Между тем у Запада сохраняются широкие полномочия по распределению средств МВФ и Всемирного банка. Среди крупнейших должников МВФ Греция, Португалия и Ирландия, спасение которых было чрезвычайно важно для еврозоны. На четвертом месте по объему долга – Украина с туманными экономическими перспективами. Финансовая помощь этим странам осуществляется зачастую не в интересах «пятерки» развивающихся экономик, так как товарооборот с ними у них практически отсутствует.
По состоянию на май 2013 года страны БРИКС накопили в общей сложности 5,4 трлн долларов резервов. И хотя в 2014 году средний рост ВВП развивающихся стран составит 5,4% против 10,7% в 2007 году, совокупный экономический рост БРИКС все равно остается выше мирового, который, по данным МВФ, в 2014 году не превысит 3,7%. К тому же за десятилетие с 2001 по 2011 год мировой экспорт стран БРИКС вырос с 8% до 16%. Все это становится естественными предпосылками для создания альтернативных институтов развития.
Президент Бразилии Дилма Руссефф так же считает, что у стран БРИКС недостаточно влияния на мировую экономику. По ее словам, в рамках объединения страны, которые представляют 46% мирового населения и 18% мирового ВВП, набирают политический вес и демонстрируют свою роль на международной арене.
Такой демонстрацией независимости от ведущих мировых институтов стала новость о создании Нового банка развития (НБР) и Пула валютных резервов (ПВР) стран БРИКС. НБР должен заработать в 2016 году. В его уставной капитал размером 10 млрд долларов Россия вложит 2 млрд, рассказал министр финансов Антон Силуанов. То же сделают и остальные страны. Объем разрешенного капитала составит 100 млрд долларов, а начальный финансовый капитал – 50 млрд долларов. За счет средств НБР будут финансироваться инфраструктурные проекты на территории стран-учредителей банка.
Штаб-квартира финансовой организации расположится в Шанхае. По словам Антона Силуанова, китайский город был выбран потому, что он располагает наилучшей инфраструктурой и возможностями для привлечения частных инвестиций, так как является местом проживания большего числа частных инвесторов, нежели другие города, предложенные для размещения штаб-квартиры новой организации.
Главой банка станет представитель Индии, но его имя пока не разглашается. Первым председателем совета управляющих будет представитель России, первым председателем совета директоров – представитель Бразилии, а в ЮАР откроется африканский региональный центр банка. Министр финансов Бразилии Гвидо Мантега в связи с этим отметил, что в отличие от МВФ и Всемирного банка новая организация «достаточно демократична» – каждая страна получает равное влияние, хотя экономика Китая в 24 раза больше экономики ЮАР. Вообще страна, присоединившаяся к БРИКС в 2011 году, называется самым большим приобретателем от заключенных на нынешнем саммите договоров, но они важны и для других участников.
Однако НБР отнюдь не замена Всемирному банку, но важная политически и психологически альтернатива. Всемирный банк с уставным капиталом в 223,2 млрд долларов, в котором участвуют 188 стран мира, больше всего вкладывает в Китай, Индию и Бразилию. Но потребности в инвестициях Азии таковы, что, по словам президента Азиатского банка развития Такехико Накао, региону не хватает 800 млрд дополнительных вложений, которые не могут обеспечить международные структуры.
Поэтому банк, учрежденный странами БРИКС, будет скорее дополнять работу уже существующих институтов. Тем более что опыт ведения инвестиционных проектов у Всемирного банка один из самых богатых и его вряд ли получится превзойти, по крайней мере, в первое время существования НБР. Тем не менее, есть мнение, что с помощью НБР страны БРИКС смогут финансировать социально-ответственные проекты исходя не из экономического роста и отдачи, как это делают финансовые институты, а из задач развития территорий и борьбы с нищетой.
Пул валютных резервов, в свою очередь, по своему предназначению должен стать прямым конкурентом МВФ, но и тут есть существенная разница. МВФ обладает резервами на 315 млрд долларов с возможностью при необходимости расширить их до 1 трлн долларов. Объем ПНВ составит 100 млрд долларов, причем доли распределены следующим образом: у Китая – 41%, у России, Бразилии и Индии по 18%, а у ЮАР – 5%. Страны внесут в фонд свои средства, чтобы иметь возможность воспользоваться ими как дополнительным источником ликвидности, если у них возникнут проблемы с платежным балансом.
При этом Китай может снять валютные резервы на 20,5 млрд долларов, то есть половину от суммы вложения, Россия, Бразилия и Индия сумму, равную вложениям, – 18 млрд долларов, а ЮАР 10 млрд долларов – в два раза больше суммы вложения. Пул заработает раньше банка развития – уже в 2015 году. Он будет управляться напрямую правительствами и центральными банками «пятерки».
Однако вряд ли страны БРИКС перестанут финансировать МВФ и Всемирный банк. Вкладывая 10 млрд долларов в НБР, Китай при этом направляет 12,86 млрд долларов во Всемирный банк. Квота России в МВФ меньше, чем в пуле БРИКС, но тоже значительна – 9,19 млрд долларов. Созданием новых структур страны БРИКС провозгласили в Форталезе относительную независимость от мировых институтов в будущем, оставаясь включенными в их систему. Чтобы определить степень приобретенной независимости, необходимо оценить первые результаты работы этих структур, однако их мы увидим еще не скоро. Но возможно они станут первым шагом к зарождению конкуренции между институтами развития на глобальном уровне в рамках биполярного мира, о котором грезят Россия и Китай.
Написать комментарий
Сначала почитайте про уровень жизни простых людей в странах - членах БРИКС. А потом сопоставьте с европейским.