Разворот на Восток. Что Россия получит от Китая после визита Путина в Шанхай?
В ходе недавнего визита Президента России в Китай был подписан 51 документ. Соглашения касаются как политического, так и экономического сотрудничества двух стран. Что и в каких сферах намечено сделать? Насколько это выгодно России?
На прошлой неделе президент России Владимир Путин нанес официальный визит в Китай, где 20 и 21 мая российская делегация со своими китайскими коллегами заключили рекордное количество межправительственных соглашений, договоров и сделок. Главной интригой оставался газовый контракт между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). О готовности его подписать и отказе заключать сделку писали в течение всего визита, явно спекулируя на теме. Объявление о подписании многие назвали символом разворота на Восток российской экономики, а вместе с ней и политики. Однако пристальное изучение подписанных соглашений говорит еще об одном – Китай примет самое непосредственное участие в развитии и освоении российского Дальнего Востока и, как минимум, строительстве доступного жилья для российских семей.
Расчеты в рублях и юанях, но не за газ
Одним из важных результатов российско-китайской встречи стало подписание нескольких соглашений о расширении взаимных расчетов в национальных валютах. В частности соответствующие документы с российской стороны подписали Сбербанк и банк ВТБ. Что касается последнего, то его филиалы в Хабаровске и Шанхае уже проводят платежи между российскими и китайскими контрагентами в национальной валюте, рублях и юанях. Стоит напомнить, что именно глава ВТБ Андрей Костин предложил идею продажи экспорта за рубли.
Однако соглашение носит скорее политический характер. Так, например, расчеты за газ по контракту «Газпрома» и CNPC будут проводиться в долларах, уточнил министр энергетики Александр Новак в кулуарах Петербургского экономического форума. Там же глава компании «Газпром нефть» Александр Дюков сказал, что компания прорабатывает возможность перевода контрактов на рублевые расчеты, и некоторые контрагенты уже согласились перевести долларовые контракты в евро и юани.
Но, как ранее сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в руководстве «Газпрома», газовый холдинг оценивает возможные потери от перехода на рублевые расчеты в 5% от общей выручки. По всей видимости, 30-летний контракт на поставку газа в Китай, вопросом экономической целесообразности которого задавались многие аналитики, не тот случай, чтобы терять средства на валютных издержках.
Вклад Китая в развитие Дальнего Востока
Значительная часть подписанных документов касается Дальнего Востока и – в меньшей степени – Сибири. Минвостокразвития России и Государственный банк развития Китая (ГБРК) заключили дополнительное соглашение о сотрудничестве по вопросам финансирования проектов в Дальневосточном регионе России. Это соглашение фактически дополняет документ, подписанный 16 августа 2013 года, о предоставлении 5 млрд долларов на реализацию инвестпроектов в ДФО. В новом соглашении ГБРК обязуется предоставлять конкурентоспособные коммерческие кредиты под конкретные согласованные проекты. Кроме того, китайская сторона будет участвовать в создании объектов инфраструктуры территорий опережающего развития. Таким образом, Китай становится крупнейшим инвестором в развитие Дальнего Востока, но какие проекты прежде всего интересуют китайцев?
1. Увеличение экспорта электроэнергии в Китай
Банки и инфраструктурные институты КНР в ближайшие пять лет могут выделить 2,5-5 млрд долларов на строительство электросетей в Красноярске, Чите, Бурятии и Хакасии, а также на присоединение новых промпредприятий в Чите, Абакане и Бурятии. По имеющейся информации, возвращать эти инвестиции будут за счет RAB-тарифов. Возможно, новые сети будут переданы китайцам в управление или в эксплуатацию. За подключение промышленных объектов заплатят сами промышленники (возможно, в договоры будет заложено условие take-or-pay – «бери или плати»).
Соглашение по развитию сетей Сибири и Дальнего Востока – часть большого соглашения ОАО «Россети» с Государственной электросетевой корпорацией (ГЭК). Оно предусматривает организацию ультравысоковольтной передачи электроэнергии в Китай, а также участие компаний КНР в модернизации электросетей в России, в том числе в области строительства, управления сетями, и в поставке оборудования, не исключающей локализации производства.
В итоге Китай рассчитывает получить увеличение объемов экспорта электроэнергии из России до 2-5 ГВт в год. Среди электроэнергетических проектов также соглашение между ОАО «РАО энергетические системы Востока» (входит в «РусГидро») и «Дунфан Электрик Интернешнл Корпорэйшн» о финансировании и строительстве газотурбинной установки на Владивостокской ТЭЦ-2 с установленной электрической мощностью 93 МВт и тепловой мощностью 80 Гкал/час. Планируется также совместно развивать солнечную энергетику в Якутии. Общий объем инвестиций китайской компании может составить 78 млрд руб.
2. Разработка месторождений полезных ископаемых в Забайкалье
Китайские компании будут участвовать в добыче полезных ископаемых в Забайкалье. Так, частная китайская инвесткомпания HOPU Investments Management покупает у «Байкальской горной компании» (дочки «Металоинвеста» Алишера Усманова) 10% в проекте по освоению Удоканского месторождения меди – крупнейшего в России и третьего в мире. Лицензию на разработку месторождения «Металлоинвест» в 2008 году приобрел за 15 млрд руб. Освоение будет вестись открытым, карьерным способом, еще одним участником проекта является госкорпорация «Ростехнологии». Как сообщил в кулуарах ПМЭФ глава «Ростеха» Сергей Чемезов, китайские инвесторы полностью профинансируют проект развития Удоканского месторождения: «китайский фонд покупает 10% в этом проекте и остальное обеспечивает кредитом», «Ростех» получит 25%, остальные 65% составит доля «Металлоинвеста».
Срок окупаемости проекта при условии государственной поддержки строительства внешней энергетической и транспортной инфраструктуры оценивается в 15 лет. Инвестиции на освоение Удокана оцениваются в 5,6 млрд долларов (в ценах 2013 года). В 2014 году правительство РФ утвердило перенос сроков начала добычи медной руды на Удоканском месторождения на 4 года – до 2022 года. При этом сроки начала строительства предприятия на месторождении перенесены на 2020 год, а выход на проектную мощность (36 млн тонн руды) – на 2024 год.
Группа En+ Олега Дерипаски и крупнейшая угольная компания Китая Shenhua подписали соглашение о новом этапе сотрудничества по разработке Зашуланского угольного месторождения в Забайкалье. Балансовые запасы угля категории C1 (разведанные и слаборазведанные) составляют 252 млн тонн. Уголь имеет высокую калорийность и низкое содержание серы. Добывать его планируется открытым способом. Проектная мощность разреза составит до 6 млн тонн угля в год. Уголь будет использоваться как для нужд энергетики и ЖКХ Забайкальского края, так и для экспорта в Китай. В проект может быть направлено до 30 млрд руб. инвестиций. В частности, средства пойдут на строительство автомобильной дороги до ближайшей железнодорожной станции длиной 100 км. Плюс к этому требуется провести инженерные сети, организовать вахтовый поселок, жилье для специалистов и прочие объекты социальной инфраструктуры. Предполагается, что проект создаст больше тысячи рабочих мест, преимущественно для жителей Забайкалья. Также ожидается, что после выхода на проектную мощность налоговые отчисления составят более 400 млн руб. Впрочем, выход на нее запланирован лишь в 2021 году, тогда как добыча предварительно начнется в 2018 году.
3. Попутная газификация
Строительство газопровода «Сила Сибири» позволяет надеяться на газификацию Забайкальского края и Бурятии, считает губернатор Забайкальского края Константин Ильковский. «У нашего региона появляется реальная возможность стать газифицированной территорией. Теперь нужны совместные усилия всех ветвей власти для того, чтобы Забайкалье было включено в проект газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока», цитирует его слова 75rus.org.
4. Транспортный коридор и китайский транзит через Россию в Европу
Рано или поздно, оживление работы на месторождениях в Забайкалье потребовало бы развития транспортной инфраструктуры. Во время визита российского президента в Шанхай стало известно, что китайская сторона будет участвовать в ряде проектов. ОАО «РЖД» и госкорпорация Китайские железные дороги заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию пограничных переходов, а также инфраструктуры на подходах к ним. Кроме этого, будут созданы условия для контейнерных перевозок транзитом из Китая через Россию в Европу.
К 2016 году будет построен железнодорожный мост через Амур. Он соединит Еврейский автономный округ (с. Нижнеленинское) с провинцией Хэйлунцзян и позволит сократить путь из России в Китай на 700 км. Планируется, что по новому пути будет транспортироваться 21 млн тонн грузов в год, в том числе этот путь облегчит перевозку грузов с новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Стоимость проекта оценивается в 400 млн долларов. Инвесторами выступят Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation.
Также ООО «Группа "Сумма"» и провинция Цзилинь заключили соглашение о загрузке порта Зарубино. Этот порт грузооборотом 60 млн тонн в год планируется построить в бухте Троицы в Приморском крае, в 18 км от границы с Китаем. Общая стоимость проекта оценена в 40 млрд руб., из них 33 млрд руб. вложат «Сумма», Объединенная зерновая компания (ОЗК построит в порту зерновой терминал на 10 млн тонн в год) и другие инвесторы. Еще 7 млрд руб. будет выделено из бюджета в рамках ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Запуск первой очереди порта запланирован на 2018 год. Власти провинции Цзилинь, граничащей с Россией в районе Владивостока, планируют формировать грузовую базу для порта, перенаправляя через Зарубино грузопоток из северо-восточных в южные провинции страны. На транзитные китайские грузы будет приходиться до 60% всего грузооборота порта. В дополнение к Зарубину в городе Хуньчунь может быть построен «сухой порт» – терминал, где будут аккумулироваться грузы, идущие в порт, однако пока договоренности об этом нет.
5. Телекоммуникации для жителей Колымы и Камчатки
Ростелеком заключил договор с китайской компанией ООО «Техкомпания Хуавэй», которая займется строительством подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) Сахалин-Магадан-Камчатка. Стоимость проекта составит около 3 млрд руб. Уже в этом году планируется приступить к подготовительным работам, а в 2015 году ПВОЛС будет технически готова, но в эксплуатацию линию планируется сдать в 2016 году. Проект обеспечит высоконадежную линию связи, которая предоставит возможность жителям Колымы и Камчатки пользоваться телекоммуникационными услугами.
6. Совместные туристические проекты
Реализацией туристических проектов займется совместный инвестфонд, который создадут Российско-китайский инвестфонд (РКИФ) и компания Vcanland, один из ведущих девелоперов КНР в области туризма. «Целевой размер фонда составит 800 млн долларов. РКИФ вкладывает в фонд начальный капитал, но впоследствии планирует начать переговоры по привлечению и других международных инвесторов, преимущественно из Китая, – пояснил со-гендиректор РКИФ Кирилл Дмитриев. – В перспективе большая часть средств придет в фонд от сторонних инвесторов, но РКИФ сохранит контроль и управление фондом». Большая часть средств создаваемого фонда (60-70%) будет направлена на реализацию турпроектов на острове Хайнань, озере Байкал, Владивостоке и Сочи. «Остальные средства фонда пойдут на проекты для пожилого населения, – объяснил со-гендиректор РКИФ. – В них войдут, прежде всего, гостиницы, развлекательные центры и другие туристические объекты – пилотные проекты, скорее всего, будут реализованы на Байкале и во Владивостоке, а также жилые комплексы для людей преклонного возраста».
Вклад Китая в развитие российской промышленности
1. Китайский автопром в России
Китайская компания «Чанчэн» («Great Wall») намерена в этом году начать строительство в Тульской области автозавода полного цикла со штамповкой, сваркой, окраской и сборкой. Завод вступит в строй в 2017 году и будет выпускать внедорожники Haval (150 тыс. автомобилей в год). Локализацию производства в ближайшие годы планируется довести до 30%, сообщил Reuters замминистра экономического развития Тульской области Олег Федосов. Инвестиции в проект составят 18 млрд руб. Эта сумма «рассчитана также на завод двигателей, строительство которого планируется в перспективе. Great Wall пытался зайти в РФ в середине 2000-х годов, но ограничился мелкосерийной крупноузловой сборкой в поселке Гжель Московской области. У компании нет соглашения о промсборке, но она будет пользоваться местными льготами индустриального парка "Узловая", предусматривающими снижение налога на прибыль до 15,5% и паузу по налогу на имущество в течение 10 лет», – рассказал Олег Федосов.
2. Авиапром: у каждого свой интерес
Холдинг «Вертолеты России» и китайская компания Avicopter, вертолетное подразделение авиационного холдинга AVIC, намерены создать совместный тяжелый вертолет «с использованием наработок по вертолету Ми-26 и опыта КБ имени Миля», – сообщил глава холдинга Александр Михеев. Глава холдинга также подчеркнул, что это не локализация производства вертолета Ми-26 в Китае, а полностью новый проект. «Это многообещающий проект. Мы сейчас определяемся с китайскими партнерами, будет ли новая машина только для Китая или она будет поставляться и на российский рынок», – рассказал он.
«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и китайская корпорация COMAC подписали меморандум о разработке нового широкофюзеляжного самолета. Как рассказал президент ОАК Михаил Погосян, проект предполагает создание 600-800 самолетов вместимостью до 350 кресел, рассчитанный на дальность до 12 тыс. км. С технической стороны облик самолета пока не определен, о размере инвестиций сообщается лишь, что они сопоставимы со стоимостью проектов Boeing 787 и Airbus 350. Неизвестен также детальный формат кооперации и где именно – в России или Китае – будет проходить финальная сборка машины. У каждой из сторон в этом проекте свой интерес, пояснил главный редактор портала avia.ru, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы Роман Гусаров. «Китай стремится получить у нас технологии производства широкофюзеляжных самолетов, для них это будет большой технический прорыв, позволяющий перескочить десятилетия научных поисков и промышленных решений одним махом. Россия хочет разделить риски по этому сложному проекту, получить от китайской стороны существенную долю финансовых ресурсов, поскольку даже первый этап, до постановки самолета на конвейер, будет стоить не менее 10 млрд долларов. Кроме того, участие Пекина гарантирует новому лайнеру доступ на огромный рынок Поднебесной. Ведь окупить его производство продажами только внутри России будет невозможно», – комментирует Гусаров. Однако стоит заметить, что если Китай получает желаемое уже с самого начала реализации проекта, то России доступ на китайский рынок гарантирован не на 100%.
3. Лизинг для России
ОАО «ВЭБ-лизинг» (группа Внешэкономбанка) и Export-Import Bank of China (Эксимбанк Китая) подписали рамочное кредитное соглашение. По нему ОАО «ВЭБ-лизинг» будет предоставлена кредитная линия до 300 млн долларов на финансирование лизинговых проектов, связанных с лизинговыми активами китайского производства в сфере промышленного оборудования, транспортировки, инфраструктуры, высокотехнологичных и инновационных изделий, машиностроительных и электронных приборов, комплектного оборудования.
«Учитывая проблемы развития лизинга внутри страны, я думаю, что лизинг китайского оборудования не является важной компонентной двусторонних отношений в области производства и обмена технологиями, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. – Более того, при некоторых условиях он может быть вредным, вытесняя отдельные формы развития техники и оборудования российского производства. К тому же, может возникать схема одностороннего закрепления и развития китайских преимуществ в технике на внутреннем рынке России без ответного усиления позиций России на Китайском рынке. Такой исход вероятен».
Китайские строители и жилье для российской семьи
В строительной отрасли подписан ряд соглашений с «Евроцемент груп» Филарета Гальчева о строительстве заводов по производству цемента энергоэффективным и экологичным «сухим» способом в Ленинградской, Рязанской, Брянской, Архангельской Ульяновской, Самарской областях. Общий объем производства заводов – 17 млн тонн цемента в год.
Кроме того, китайские строительные компании готовы участвовать в программе «Жилье для российской семьи», которая рассчитана до 2017 года и предполагает возведение 25 млн кв. м доступного жилья. В программе принимают участие 36 российских регионов, и по мере возможности число их будет увеличиваться. Согласно программе, стоимость квадратного метра доступного жилья не должна превышать 30 тыс. руб. для регионов с высокой ценой, а для регионов, где цена ниже этой отметки, – не превышать 80% от средней рыночной стоимости по региону. Предварительное обсуждение возможностей крупнейших китайских компаний, работающих в строительной сфере, состоялось в рамках недавнего визита делегации Минстроя в Китай, рассказал замминистра строительства и ЖКХ Александр Плутник на площадке ПМЭФ. По его словам, российские компании не устраивает низкая доходность в пределах 10-15% по проектам доступного жилья, китайцев же она вполне устраивает. По мнению замминистра, китайские компании могут сами освоить более половины программы доступного жилья, возможно также и их сотрудничество с российскими девелоперами.
В Москве Китайская железнодорожная строительная компания и Китайский интернациональный фонд совместно с OAO «Мосинжпроект» построят новую ветку метро «Улица Новаторов» – «Столбово». Протяженность линии, на которой будет шесть станций, составит 14,9 км. Одновременно со строительством метро китайским инвесторам предложили также возвести 2 млн квадратных метров недвижимости – жилые комплексы, офисные и торговые объекты. «Продажная» стоимость составит порядка 5-7 млрд долларов. Предполагается, что строительство будет завершено через 5-10 лет.
Российские проекты в Китае
Самым значимым является, конечно, строительство очередных блоков плавучей Тяньваньской АЭС (ТАЭС) Росатомом. Помимо тех, что уже строятся, планируется построить еще четыре блока, но по двум из них решение пока не принято.
Российский нефтехимический холдинг «Сибур» и китайская нефтегазовая компания Sinopec создали СП по производству бутадиен-нитрильного каучука. Доли российской и китайской компании составят 25,1% и 74,9% соответственно. Предприятие мощностью 50 тыс. тонн в год расположится в Шанхайском химическом парке в 50 км от Шанхая. Производство будет вестись по технологии «Сибура». Специалисты российской компании войдут в штат СП. В прошлом году «Сибур» и Sinopec создали СП по производству каучуков на базе ОАО «Красноярский завод синтетического каучука» (КЗСК). Доля Sinopec в СП составила 25% + 1 акция. Основные владельцы «Сибур Холдинга» — миллиардеры Леонид Михельсон 5 (50% акций) и Геннадий Тимченко 6 (32,3% акций). Менеджменту «Сибура» принадлежит 17,5% акций.
Для верной оценки нужно знать детали
«Взаимодействие с Китаем, учитывая перспективы этой страны, динамику ее развития, накопленный опыт, является полезным направлением для России, – считает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. – Российско-китайское сотрудничество необходимо рассматривать как важное стратегическое партнерство. В последние десятилетия взаимоотношения между странами складывались весьма продуктивно, но были выгодны Китаю в большей степени, чем России. Недостатком подобных взаимодействий с Китаем является следующее: китайцы хотят получать от России сырьевые продукты – нефть, газ, другие минерально-сырьевые компоненты, а взамен Китай предлагает свою недорогую продукцию, качество которой год от года все повышается. Россия, на мой взгляд, желала бы сотрудничать с Китаем, в том числе и главным образом, на ниве научно-технического прогресса. В последние двадцать лет такое сотрудничество развивалось, но только в одну сторону. Китай заимствовал многие российские технические решения в различных сферах, адаптировал и развивал их на китайской земле, а Россия топталась на месте. Такая модель сотрудничества должна быть исключена. Россия и Китай во взаимовыгодном взаимодействии должны обогащать друг друга.
Для предметной оценки заключенных соглашений необходимо знать их детали, а они известны лишь субъектам переговоров. Тем не менее, можно заметить, что расположение любых иностранных заводов на территории России означает такую форму иностранных инвестиций, которую обычно ассоциируют – и справедливо – с отверточными технологиями. Здесь очень важен коэффициент локализации, а также то, что в техническом плане получает Россия, российские производства.
Совместное строительство самолета и вертолета – дело интересное и важное, но также важно, как будут распределены усилия, какой объем разработки будут выполнять российские проектировщики – инженеры, технологи, какой объем производства будет в России, что будет производить Китай, как будет участвовать в НИОКР и в конструкторской разработке. Иными словами, важны те детали, которые и "сделают дело", и определят конечные выгоды и общую результативность и перспективность, включая конкурентные преимущества и дальнейшее развитие двусторонних отношений», – поясняет Олег Сухарев.
Далее читайте:
Какой ценой России достался газовый контракт с Китаем?
Трудности промышленной сборки: как чувствует себя автопром на фоне экономического спада?
Написать комментарий
Отлично! Китай наконец-то стал осваивать свои северные территории.