Как президентские выборы на Украине связаны с нефтегазовым благополучием России
США и ЕС продолжают согласовывать санкции против России. Ближайший раунд может быть связан с президентскими выборами на Украине 25 мая. Если Россия сорвет их проведение, США ограничат российские нефтегазовые компании в технологиях. Что это значит для России?
Исход президентских выборов на Украине, которые назначены на 25 мая, будет тесно связан с перспективами нефтедобычи в России. США и ЕС обсуждают третий пакет санкций, включающий запрет на поставку высокотехнологичного оборудования для российского энергетического сектора. Если выборы на Украине будут сорваны российской стороной, последуют санкции, пишет The Financial Times. Однако критерии, по которым можно будет судить о спланированном срыве, не определены, что дает свободу интерпретации в принятии решения.
Президент РФ Владимир Путин уже назвал выборы на Украине «движением в правильном направлении», резко поменяв свое отношение к ним. Скорее всего, в том числе и потому, что речь идет о большем, нежели о стабилизации ситуации на Украине. В 2012 году Центр европейских реформ (ЦЕР) опубликовал доклад «Россия, Китай и энергетическая геополитика в Центральной Азии», главный вопрос которого сводился к тому, почему Россия и Китай до сих пор не сотрудничают в энергетической отрасли. В нем отмечалось, что Россия в XXI веке использует нефть и газ в качестве инструментов реализации геополитических амбиций. Природные ископаемые стали «мягкой силой» для «энергетической сверхдержавы» и заменили ей ядерное оружие, игравшее аналогичную роль в прошлом столетии.
Во мнении о том, что энергоресурсы превратились в политическое оружие для Москвы, недавно сошлись министры энергетики стран «большой семерки». Как писали «Ведомости», на закрытых переговорах США требовали от Евросоюза не только принять эту точку зрения, но и направить все усилия на диверсификацию поставок газа и ослабление энергетической зависимости от России. Между тем аналитики ЦЕР еще в 2012 году констатировали, что газовая инфраструктура, в частности трубопроводы, пролегающие через транзитные страны, всегда будет сопряжена с геополитикой.
Но, как уже было отмечено на уровне руководителей ЕС, Европа не откажется от российских поставок, однако вряд ли они будут занимать прежнюю долю в энергобалансе стран ЕС, где, по данным Morgan Stanley, российский газ сегодня составляет 30%, а некоторые страны, например Финляндия, зависят от России в этом вопросе на 100%.
Выходом для России может стать давно обсуждаемое энергетическое сотрудничество с Китаем, которое последние десять лет откладывалось по разным политическим причинам и натыкалось на невозможность договориться о ценах. Страна с самой быстрорастущей экономикой в мире испытывает ресурсный голод. При этом согласно отчету Программы международных сопоставлений Всемирного банка, в 2015 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, а к 2040 году ВВП Китая составит 28% мирового ВВП против 14% у США и 11% у ЕС. Вырастут и потребности в ресурсах, так как энергопотребление до 2040 года будет увеличиваться в среднем на 2,1% ежегодно.
В пользу Китая говорит и то, что страна признана наиболее динамичным рынком сбыта энергоресурсов. Помимо смены отношения на европейском рынке, у России есть еще одна причина переориентировать большую часть поставок на Китай. В ближайшие десятилетия добыча нефти и газа сосредоточится в Восточной Сибири, на Севере и Дальнем Востоке – в непосредственной близости к китайской границе. Но большинство новых месторождений обладают трудноизвлекаемыми запасами, которые требуют высокотехнологичных методов добычи. Пока на них приходится 1% от совокупного объема добываемых углеводородов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research.
Однако запасов, отбираемых стандартным методом, хватит не более чем на 6-8 лет, считает руководитель дирекции по научной работе Института геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ) Евгений Грунис. Потенциал трудноизвлекаемых запасов, напротив, может поддержать уровень нефтедобычи в течение 15-20 лет. Китай, заинтересованный в российских поставках, в рамках двухсторонних соглашений предоставляет, прежде всего, не технологии, а инвестиции – кредиты под будущие поставки. Так, например, в 2009 году China Development Bank выделил 25 млрд долларов «Транснефти» и «Роснефти», гарантировавших с 2011 по 2030 годы 300 млн тонн нефти – в среднем по 15 млн тонн в год.
В 2013 году Россия экспортировала в Китай 24 млн тонн нефти. Всего, по данным Центробанка РФ, экспорт составил 236 млн тонн. Эксперты Аналитического центра при правительстве РФ и Института энергетических исследований РАН (ИНЭИ) считают, что к 2025 году российская нефть обеспечит 18% потребности Китая в импорте. Для сравнения: сейчас Россия покрывает 8,6%. При этом к 2040 году Китай будет потреблять 4,9 млрд тонн нефтяного эквивалента в год. Спрос на газ со стороны Китая составит 746 млрд кубометров. К 2035 году Россия удовлетворит 7% от этого объема.
Но если добыча газа вырастет с 223 млрд кубометров в 2010 году до 310 млрд кубометров в 2040, то вместо 236 млн тонн нефти, отправленной на экспорт в 2013 году, в 2040 году Россия будет экспортировать не более 175 млн тонн. В 2010 году Минэнерго РФ также предупреждало о снижении нефтедобычи с 10,1 млн баррелей в сутки в 2010 году до 7,7 млн в 2020 году. При этом внутреннее потребление нефти находится на уровне 2-3 млн.
Падение добычи на 30% в будущем могут усугубить санкции Запада, готовящиеся к президентским выборам на Украине. США могут препятствовать экспорту высоких технологий в России с помощью обязательного лицензирования. Так, США уже перестали выдавать лицензии на продукцию военного и двойного назначения. Как пишет The Financial Times, текущие проекты, скорее всего, не попадут под санкции, но новые программы сотрудничества с российскими компаниями могут быть заблокированы.
Стратегическое сближение Москвы и Пекина в плане энергоресурсов играет против интересов США. Так как это, в свою очередь, ослабляет зависимость России от европейского рынка, где потребности в ресурсах могут сокращаться вследствие низких темпов экономического роста и развития энергосберегающих технологий. Между тем для России это ключевой вопрос, ведь большую часть экспорта страны по-прежнему составляют нефть, газ и нефтепродукты. В 2013 году они достигли 67% от всего экспорта. Но, кроме этого, как отмечается в докладе ЦЕР, наращивание российских поставок для Китая это возможность развивать экономику и усиливать за счет нее внешнеполитический курс.
Российские нефтегазовые компании активно сотрудничают над разработкой новых месторождений с крупными иностранными концернами, но также с нефтесервисными компаниями Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes. Все они, так или иначе, связаны с США – регистрацией или операциями на американском рынке. Поэтому даже если США не достигнут консенсуса с ЕС, так как Италия выступает против такой меры, односторонних санкций будет достаточно, чтобы ухудшить перспективы российской нефтедобычи в обозримом будущем. Однако на российскую добычу нефти до 2018 года и на энергетические рынки соответственно такая мера кардинально не повлияет.
Тем не менее осуществление ряда проектов окажется под вопросом. Это самое крупное, по данным Управления энергетической информации США, сланцевое месторождения в России – Баженовская свита. На нем «Газпром нефть» сотрудничает с англо-голландской Shell в рамках СП Ханты-Мансийский нефтяной союз. А также разработка на шельфе Карского моря, где «Роснефть» работает с американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni.
Именно сланцевая и шельфовая нефть должны компенсировать падение традиционной добычи. Только Баженовская свита располагает доступными запасами на 75 млрд баррелей. Нефтесервисные компании с прошлого года отправляют необходимую технику в Восточную Сибирь, чтобы начать заниматься сланцевыми месторождениями. Согласно докладу ВР, к 2035 году добыча сланцевой нефти в России должна достигнуть 7% от всего объема.
Санкции США под предлогом защиты интересов Украины могут навредить российско-китайскому энергетическому сотрудничеству. Однако в свете докладов и заявлений о том, что для России энергоресурсы – инструмент геополитики, можно предположить, что основная цель США лежит не в урегулировании украинского кризиса, а ограничении российского влияния в отдаленной перспективе. Для этого США собираются постепенно лишить Россию, позволившую себе присоединить Крым, геополитического влияния за счет ресурсов. Выход у российских компаний, конечно же, есть: увеличить инвестиции в инновационные разработки. Но они потребуют времени и организации. Факт заключается в том, что до сих пор российским предприятиям было проще и дешевле импортировать западные инновации.
Написать комментарий
уже "боимся" санкций!