Зачем иностранные интернет-магазины задержали на таможне?
В России поменялись правила таможенного оформления для посылок иностранных интернет-магазинов. Изменения анонсировались еще неделю назад, а со вчерашнего дня экспресс-перевозчики отказываются от доставок грузов российским покупателям. Зачем государству потребовалось контролировать онлайн-торговлю?
Вчера в интернете появилось сообщение о том, что Ассоциация экспресс-перевозчиков (АСЭП) намерена прекратить импорт грузов с товарами для личного пользования. В письме клиентам за подписью президента АСЭП Владимира Саркисова говорилось, что из-за усложнения порядка оформления на российской таможне компании, обеспечивающие экспресс-доставку не смогут справляться с объемами поступающих грузов без потери в скорости, качестве и надежности, что является их преимуществом. В связи с этим было принято решение о приостановке импорта и прекращении доставок почты на территории России.
Позднее Саркисов поспешил опровергнуть эту информацию. По его словам, в Сети появился черновой проект письма от членов ассоциации. Однако консолидированной позиции у операторов экспресс-почты по этому вопросу нет. Вероятно, каждый будет вырабатывать свою стратегию поведения в отдельности. Так и случилось: о временной приостановке работы заявили только DHL, FedEx и DPD. Другие почтовые сервисы – Pony Express, SPSR, TNT и UPS – продолжают осуществлять импорт и доставку посылок частным лицам, хотя и говорят, что установленные правила могут вызвать трудности в их работе.
Появление письма стало ответом на негласные требования Федеральной таможенной службы, которая активно обсуждает и вырабатывает новый порядок электронных покупок за границей через интернет. Изменения, коснувшиеся оформления зарубежной корреспонденции на таможне в «Шереметьево», о которых стало известно от представителей DHL Express, включают такое нововведение, как доставку посылок по месту регистрации. Это в свою очередь требует предоставления покупателем копии паспорта с регистрацией, а также бланка заказа из интернет-магазина, фотографии содержимого посылки, копии банковской карты и оригинала выписки со счета с указанием интернет-магазина в качестве получателя платежа. Всего пять документов. Осложняется это тем, что если покупки осуществлялась с чужой кредитной карты или доставляются на чужой адрес, покупатель должен писать заявление с указанием соответствующих причин.
Сразу после появления сообщения об этом в СМИ чиновники ФТС и представители таможни «Шереметьево» сделали вид, что не знают, о каких новых требованиях идет речь. В действительности, регламентирующие онлайн-торговлю документы не принимались. Но было понятно, что введение более жесткого регламента всего лишь вопрос времени. Так, на 28 января намечено расширенное совещание с участием ФТС, Минфина, Минкомсвязи, «Почты России» и представителей экспресс-перевозчиков. Как ожидается, на нем будет выработана общая позиция по оформлению экспресс-грузов. Этому предшествовал ряд встреч, в том числе и в понедельник, 20 января, когда состоялась совещание руководителей экспресс-доставок и сотрудников ФТС, на котором представители компаний были предупреждены о готовящемся порядке таможенных оформлений. После этого компании попытались перетянуть на свою сторону общественное мнение, попутно повлияв на принятие ФТС ужесточающих таможенные процедуры документов. С этой целью и было объявлено о прекращении работы, но потом ситуацию пришлось прояснять и отыгрывать.
Несмотря на открытый протест частных компаний, на государственном уровне есть четкое понимание того, что торговлю в интернете нужно регулировать жестче. В 2013 году в ФТС велась дискуссия о введении 10% пошлины на все иностранные посылки, но Минфин выступил за меру другого характера – ограничение беспошлинного ввоза. До этого разрешалось без выплаты налога получать в течение одного месяца посылки общей стоимостью до 1 тыс. евро. В правительстве обратились к опыту Германии, где допустимая стоимость беспошлинной посылки составляет 150 евро. На основании этого предложили установить такой же порог для беспошлинного ввоза в Россию и обложить все, что будет за него выходить 30% налогом.
Однако об одном моменте чиновники умолчали – в Германии нет месячного лимита на беспошлинные посылки, каждая рассматривается в качестве единицы для налогообложения, а в России сумма 150 евро на посылки без пошлины будет распространяться на все товары, которые покупатель закажет в течение месяца. Порог на беспошлинный ввоз считался в России одним из самых высоких в мире, но снизили его кардинально. По данным «Почты России», только 3% российских покупателей заказывают посылки стоимостью выше 1 тыс. евро, около 11% покупают товары в интернете на сумму от 500 до 1 тыс. евро. Еще 41% потребителей получает посылки стоимостью от 100 до 500 евро, а 45% не приобретает товары дороже 100 евро. Видимо, расчет идет на среднюю прослойку – от 100 до 500 евро.
Хотят покупатели интернет-магазинов или нет, но теперь они будут помогать российским семьям с жильем. В декабре президент Владимир Путин предложил за счет торговли в интернете развивать программу «Жилье для российских семей». Вырученные от регулирования деньги – а это, как подсчитали в правительстве, 20-40 млрд руб. налогов ежегодно – будут направлены на строительство социального жилья. Но ужесточить администрирование интернет-торговли было необходимо не только ввиду будущих доходов в бюджет. Низкое качество регулирования позволяло получать в месяц три посылки по 500 евро и не платить пошлину за превышение порога в 1 тыс. евро, утверждают эксперты.
Между тем драконовский налог в размере 30% от стоимости онлайн-покупки в иностранных интернет-магазинах назвали лоббированием интересов бизнеса, входящего в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ). Среди заинтересованных игроков общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» называло, в частности KupiVIP.ru, eBay и принадлежащую ей платежную систему PayPal. Борьба, по версии главы организации Михаила Аншакова, ведется не с серыми импортерами, а с иностранными онлайн-магазинами, которые задают высокую планку конкуренции.
В действительности, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, зарубежные интернет-магазины увеличивают свои продажи в России быстрее местных магазинов. В 2012 году россияне совершили 20 млн покупок за рубежом, а в 2013-м – уже 38 млн. Более того, согласно исследованию ассоциации, в 2013 году число интернет-покупателей в России увеличилось на 30%. Порядка 75% новых пользователей сделали первую покупку в иностранном магазине. Глава ассоциации Александр Иванов признает, что рынок онлайн-покупок растет в первую очередь на выгоде от приобретения товара по более низкой цене, в какой бы стране он ни продавался.
Либеральный характер трансграничной торговли является основой для роста этого рынка. Так, в 2011 году в России было доставлено 5,6 млн отправлений, а в 2012-м – 22,5 млн. По итогам 2013 года цифра может превысить 38 млн отправлений. Из них 90% приходятся на интернет-торговлю. «Почта России», отвечая на этот вызов, планирует строительство новых сортировочных центров, а к 2018 году обещает сократить предельный срок пересылки по территории России пятью днями. Еще недавно Morgan Stanley прогнозировал, что объем рынка интернет-торговли России в 2015 году составит 36 млрд долларов и 4,5% от общего объема розничной торговли. К 2020 году показатели рынка должны удвоиться. Однако этого может не произойти.
По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, в 2013 году оборот отечественного рынка интернет-торговли достиг 520 млрд руб. Таможенные ограничения при получении посылок и введение 30% пошлины на товары, стоимость которых превышает 150 евро, могут негативно повлиять на торговлю в интернете. Как утверждают эксперты, выиграют от этого российские интернет-магазины, защитившиеся административными барьерами от иностранных конкурентов и, вероятно, «Почта России», которая будет развивать свою логистику за счет выдавливания служб экспресс-доставки.
Однако крупные иностранные онлай-ритейлеры могут незамедлительно перейти границу России, если сочтут ее рынок достаточно перспективным для себя. Новые правила обеспокоили не только DHL, FedEx и другие компании экспресс-почты, чьи склады могут переполниться из-за большого количества бумаг, необходимых при оформлении посылок, но и таких интернет-гигантов, как Amazon и Net-a-Porter, которые работают с ними и считают российский рынок важной частью своего бизнеса. Тем не менее, вероятное замедление рынка интернет-торговли может ускорить приход крупнейших ритейлеров в Россию. Как утверждают аналитики, спрос на покупки «не выходя из дома» только растет с проникновением интернета и увеличением количества банковских карт, а значит, перспективы этого направления весьма богатые. Но до прихода интернет-магазинов с дешевыми товарами в Россию придется платить за небольшие покупки высокие налоги государству и показывать копию паспорта с пропиской.
Написать комментарий
Голосование против дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах, https://www.roi.ru/6536 а также против снижения таможенного лимита в 1000 евро на покупки товаров для личных нужд
Юрий, нажравшихся чиновников меняют на "полуголодных", поэтому процесс "поглащения" необратим. Другое дело -сколько МЫ будем давать им жратвы, столько и будут жрать. Ведь если кормить без меры это черевато ожерением.
Когда вы,чиновники,нажрётесь?