«Родина Деда Мороза» и главная новогодняя столица России. Как развивается туризм в Вологде?
Вологжане любят шутить: «Вологда – столица, у которой рядом два пригорода – Москва и Санкт-Петербург». И, правда, находясь практически на одинаковом расстоянии от столиц: административной и культурной, Вологда вобрала в себя черты обоих городов. Как это помогает в привлечении туристов?
По-петербуржски интеллигентна и образованна, Вологда по-московски рационально и грамотно ведет свои дела. В области активно развиваются традиционные ремесла, которые, помимо эстетического наслаждения, приносят вполне ощутимый доход в казну. Примером тому может служить кружевоплетение и льноводство как основа развития легкой промышленности края.
Однако особого внимания заслуживает туристическая отрасль Вологодской области, подарившая россиянам поистине новогоднюю сказку «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Именно там, в этом небольшом северном городе, живет самый добрый и любимый всеми волшебник – Дед Мороз. Съездить зимой к нему в гости стало доброй традицией для многих россиян. Так по оценкам отдела культуры, туризма и спорта администрации Великого Устюга, в 2013 году вотчину Деда Мороза посетили около 200 тысяч туристов. Основная часть гостей приезжает в Великий Устюг и Вотчину в новогодние и рождественские праздники. Так, с 25 декабря по 10 января городок принимает по 5-10 тысяч туристов ежедневно.
В связи с этим растет и развивается инфраструктура Великого Устюга – появляются новые гостиницы, открываются кафе и рестораны. Удачная реализация бренда «Великий Устюг – родина Деда Мороза» способствует экономическому подъему города.
Не отстает от Великого Устюга по темпам привлечения туристов и сама столица новогоднего края – кружевная красавица Вологда. В этом году по решению Министерства культуры РФ Вологда выбрана Главной новогодней столицей России. В течение 10 дней — с 28 декабря по 8 января в городе и в близлежащих туристских объектах: усадьбе Брянчаниновых, музее под открытым небом Семенково, а также в Вологодской слободе состоится целый ряд новогодних и рождественских мероприятий. Главным событием станет незабываемая Новогодняя ночь.
Учитывая, что 2014 год для России является Олимпийским, в Вологде подготовили специальную праздничную программу «Вологодская Олимпийская елка». В течение ближайших 10 дней в город прибудет 100 тысяч гостей. Их ждет игра-викторина «По дороге к Деду Морозу», концерт Камерного оркестра под управлением Александра Лоскутова «Чудеса под Новый год», интерактивное новогоднее шоу для всей семьи в научном стиле «Елка вверх ногами», конкурсно-развлекательная программа «Русская глубинка, интерактивно-развлекательная программа «Приходила Коляда» многое другое.
Открыта Вологда для гостей и в другие сезоны. Специально для них создается туристско-рекреационный кластер «Насон-город». На реализацию данного проекта из федерального бюджета уже было выделено 80 млн рублей. Насон-город или Вологодский кремль — историко-архитектурный ансамбль в центральной части Вологды, заложенный как крепость в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного. Сегодня это исторический и торговый центр Вологды. Развитие проекта «Насон-город» позволит прилечь в Вологду к 2020 году дополнительные 500 тысяч посетителей, что приблизит вологжан к заветному 1 миллиону посетителей в год. А это около 10 миллиардов рублей доходов в экономику города. Уже сегодня проделана значительная работа по формированию кластера «Насон-город». Созданы музей Льна, музей Самовара, музей Валенка, музей древнерусского искусства и утвари, открыт Центр развития дизайна. Готовится вторая очередь реализации проекта, предусматривающая создание Аллеи Интерактивных мастерских и новых мини музеев, строительство Резиденции Деда Мороза и Амфитеатра. А также реконструкция церкви Рождества Богородицы. Все это сделает Вологду интересным круглогодичным туристическим объектом, способным заинтересовать разные слои населения.
Кроме того, летом для туристов отрыт в Вологодской области и другой тип отдыха – деревенский. Маленькие деревушки, в которых постоянно проживает около 300 человек, в июне превращаются в многолюдные и шумные поселки, численность которых возрастает в десять раз. Чистый воздух, отличные продукты, парное молоко, свежевыпеченный хлеб и, конечно, нежная красота природы Вологодской области как нельзя лучше способствуют развитию деревенского туризма края.
Однако есть у туристов и свои, излюбленные маршруты в Вологодской области. Кирилло-Белозерский монастырь и собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – вот куда стремятся попасть не только паломники, но и все те, кто ценит русскую историю и культуру.
Основанный двумя иноками московского Симонова монастыря – Кириллом и Ферапонтом, пришедшими летом 1397 года на Белоозеро, Кирилло-Белозерский монастырь занимает особое место в исторической летописи России. Именно здесь князь Василий III с женой Еленой в 1528 году молили о заступничестве преподобного Кирилла перед Господом о даровании наследника. Этим наследником стал царь Иван Васильевич Грозный, долгое время покровительствовавший монастырю в благодарность за свое рождение. Однако особенное удивление у историков вызывает ратный (1612 года) подвиг иноков монастыря, когда польско-литовские отряды после освобождения Москвы двинулись на север и оказались на Белоозере. Шесть лет длилась осада стен монастыря, которая практически полностью разорила его хозяйство и унесла множество человеческих жизней.
За это время население Белозерского края сократилось на 90%. Однако монастырь не сдался. Именно этот эпизод позволяет многим деятелям искусств проводить вполне очевидную параллель с легендарным градом Китежем – непокоренным городом, вздымающимся из глубины озера Светлояр. И сегодня, глядя на отражение Кирилло-Белозерского монастыря в неподвижном зеркале вод, где рукотворный образ предстает в ином, отраженном свете, с легкостью веришь в реальность старинной легенды. Наверное, именно так и случилось с великим русским композитором Римским-Корсаковым, написавшим такую пронзительную и такую русскую оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Находящийся рядом с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтов монастырь удивляет и очаровывает совсем иначе, но не менее сильно. Именно здесь, в соборе Рождества Богородицы, находятся чудом сохранившиеся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием. В 2000 году Комитет по всемирному наследию включил ансамбль Ферапонтова монастыря в Список ЮНЕСКО.
Всего 34 дня понадобилось Дионисию и его детям, чтобы расписать Собор Рождества Богородицы. Почти 300 сюжетов и отдельных персонажей занимают все поверхности стен собора (площадь стенописи около 600 кв. м.). Несмотря на многоплановость и сложную композицию, роспись покоряет изяществом и легкостью выполнения рисунка. Удлиненные силуэты подчеркивают невесомость «парящих» фигур, а тональное богатство цветов и оттенков создают ощущение спокойной радости и абсолютной гармонии.
Росписи художником выполнялись в смешанной технике. Первоначально работа велась в чистой фреске, то есть живописи по сырому основанию, затем, после просыхания, темперой Дионисий расписывал орнамент на одеждах, а также выполнял белильные надписи. Система Ферапонтовой росписи сохраняет связь с памятниками византийского круга XIV – XV веков, вместе с тем является первым примером своеобразного сочетания сюжетов, известного по целому ряду более поздних ансамблей, например, по фрескам Успенского собора Московского Кремля. В целом, фрески Дионисия рассказывают историю рождения и жизни Богородицы, включая такие сюжеты, как «Рождество Богородицы. Омовение Марии», «Рождество Богородицы. Сон Марии. Ласкание Марии», «Покров Богородицы», «Богоматерь. Воплощение с Архангелами», «Святитель Николай Мирликийский» и многое другое. Увидевший хоть один раз эти фрески, будет возвращаться в Вологодскую область снова и снова, чтобы вновь пережить чувство единения с божественным и подумать о самом главном – о смысле жизни, любви и верности свои идеалам.
Написать комментарий