Сильная Россия с национальными корпорациями и бизнесом. Взгляд экспертов «Деловой России»
Зависимость государственного бюджета от конъюнктуры зарубежных рынков, ограниченная финансовая система, превратно понятая рыночная экономика и многочисленные безадресные реформы – все это, по мнению экспертов «Деловой России», не дает России уверенно развиваться. Как можно исправить ситуацию?
Вторая волна мирового кризиса угрожает похоронить российскую экономику и уничтожить те достижения, которые принесла политика предыдущих двух десятилетий. Нужно менять экономическую политику России и ее краеугольный камень – финансовую политику. Следует уйти от фискально-рыночной модели отношений государства и бизнеса, навязанной неолиберальной школой. Тем более что существует она только на словах – государство вовсю занимается «ручным управлением», а рынок оказался близорук и не способен к капиталонакоплению в достаточных масштабах. При этом в области налогообложения процветает мытарский подход – обдерем налогоплательщика сегодня, а завтра может не наступать.
России под видом «рыночного» навязывают уход государства из экономики и сведение функций государства к фискально-регулирующим. Стран, соответствующих этим либертарианским идеалам, в мире нет. Все развитые страны активны в экономике, поддерживают свои национальные корпорации и защищают свои внутренние национальные рынки. Мы хотим того же от России. Мы хотим, чтобы российское правительство опиралось на национальный бизнес и национальные корпорации, поддерживало их и создавало для них обильные источники долгосрочного инвестиционного финансирования. Мы за новую корпоративную политику. Государство должно понять, что нужны общие усилия бизнеса и государства для преодоления кризиса и выхода России на долгосрочные рельсы экономического развития. Государственные ресурсы и возможности должны использоваться для развития экономики. Капиталонакопление и развитие производства для внутреннего рынка должны стать важнейшими критерями экономической политики. Государство не против корпораций и бизнеса, а государство вместе с корпорациями и бизнесом для блага страны.
Освободиться от рыночного мифа
Свободный рынок не создает ничего нового – он лишь расширяет сбыт старого. То, что было сильно при СССР – оборонка и сырьевые отрасли – стало еще богаче. То, что было слабо – производство потребительских товаров – потеряло свой собственный рынок и рабочие места. Весь относительный прогресс последних десятилетий связан исключительно с продвижением иностранных корпораций на российский рынок и созданием местной инфраструктуры сбыта. Нынешняя российская экономика – это экономика дилеров чужой продукции, вторичная по своей сути. Рыночная идеология ее российских адептов – это призыв к капитуляции перед чужими производителями и чужими финансистами. Тогда и только тогда, когда государство вмешивается в этот якобы свободный рынок, возникает позитивный эффект – борьба с организованной преступностью привела к формированию цивилизованный сбытовых сетей и современной логистики, требования к иностранным автопроизводителям материализовались в виде автозаводов на российской территории и локализации продукции. Рынок не вопреки государству, а благодаря государству.
Сломать финансовые барьеры
В постсоветской России была создана простейшая финансовая система из всех возможных и она до сих пор еще в ходу. Эмиссия новых денег в экономике осуществляется в основном путем покупки валютной выручки у импортеров. В результате бюджет оказывается полностью зависимым от внешнеэкономической конъюнктуры. Вместо монополии внешней торговли возникла монополия финансовая. Вместо железного занавеса – барьер денежный, который мы обязаны сломать.
Банки, вовлеченные во внешнеэкономическую деятельность, зарабатывают колоссальную маржу на выгодной торговле валютой и дорогой перепродаже дешевых внешних кредитов внутренним потребителям. При этом отношение монетизации экономики к ВВП в России в два-три раза ниже, чем в развитых странах Запада. У нас хронический дефицит денег. Говорить о свободной конкуренции в рамках ВТО в условиях, когда у нас нет свободного финансирования — лицемерие. В то же время государственная политика поддержания валютного курса рубля и высоких процентных ставок все это время лишь стимулировала импорт, подавляя отечественных производителей.
Это и неудивительно – ведь государство стало заложником спекулятивной финансовой системы, получая половину бюджета от налогообложения экспортных отраслей и от четверти до трети бюджета – от различных сборов с импорта. Ограниченность такой системы становится все более очевидной, особенно представителям бизнеса. Требуется гораздо более мощный приток капитала в экономику, чем может обеспечить текущая финансовая политика Минфина и Центробанка.
Ставка на внутренний спрос
Начать новую политику нужно созданием трех мощных дополнительных каналов вливания ликвидности в экономику через корпоративные каналы:
Краткосрочный – приобретение рисков бизнес-заемщиков государственными институтами развития у банков, создание механизма государственного страхования коммерческого риска заемщиков.
Необходимо поддерживать не абстрактный несуществующий в реальной жизни «бизнес», а уже растущие виды бизнеса – корпоративные сбытовые и производственные сети, ломать для них региональные барьеры, снижать для них пороги коммерческого риска, способствовать формированию оптимального режима конкуренции внутри регионов страны и между ними. Этого можно достичь приобретением риска государством у коммерческих банков, создающих и поддерживающих программы финансирования для сетевого корпоративного бизнеса. Политически мотивированное снижение финансовых барьеров для бизнеса даст основания государству потребовать от бизнеса реализации политических целей – локализации источников поставок и создания рабочих мест.
Среднесрочный – разрешить выпуск муниципальных бондов под проекты застройки территорий и расширить приобретение институтами развития рисков застройщиков и покупателей жилья и производственно-коммерческой недвижимости.
Лучшим способом стимулирования среднесрочной деловой активности в регионах является жилищное строительство. Ипотека в ее нынешнем виде порождает неприемлемый риск для населения. Государство должно резко повысить доступность ипотечного страхования и выкупа риска у застройщиков и коммерческих банков. Одновременно должны быть модернизированы подходы к застройке. Необходимо строить не только коммерческое жилье, но и одновременно с ним социальную, коммерческую и производственную инфраструктуру, возродить градостроительное планирование на современной основе.
Долгосрочный – создать рынок федеральных инфраструктурных облигаций для финансирования долгосрочных проектов развития национальной инфраструктуры. Предлагается отработать этот механизм на проектах восстановления и строительства инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Без длинных денег не будет ни науки, ни образования, ни социальной сферы, ни долгосрочного экономического развития. Создание национальной инфраструктуры должно быть антирыночно – оно должно опережать спрос на свои услуги, ориентироваться на спрос, которого сейчас еще нет. Электроэнергия, нефть, газ, дороги – должны создаваться для будущего потребителя, иначе мы будем вечно опаздывать, как мы это уже делаем сейчас. Государство должно капитализировать новую инфраструктуру в долгосрочные обязательства с низкой процентной ставкой. Для этого мы предлагаем создать инфраструктурные коридоры на основе концессионных сделок государства с крупнейшими инфраструктурными корпорациями, основанными на поддержании оптимальной конкуренции между ними и государственных гарантиях инвесторам.
Ожидаемые результаты
Если Россия пойдет по предлагаемому нами пути, то в течение ближайших 5-10 лет в стране сформируется активный инвестиционный сектор, который покроет всю страну сбытовыми сетями высокого качества, продукция которых будет локализована не менее чем на две трети, и создаст новую высококачественную урбанистическую среду, связанную новой инфраструктурой в общенациональном масштабе. Доселе предлагаемые реформы были безадресными – реформаторы обращались к абстрактным агентам, существовавшим только в их иллюзиях. Непонятно было, кто и зачем должен был двигать эти реформы. В госполитике практически отсутствовала легальная мотивация. Мотивационные стимулы основывались на идеологии большого хапка и коррупционных схемах.
Мы же обращаемся к реально существующему в России корпоративному сектору и считаем, что он и должен быть субъектом новой волны экономического развития нашей страны. Именно к нему должна быть обращена экономическая мотивация и не в виде ничтожных подачек и уступок, а в виде широкого потока создаваемых государством новых мощных финансовых потоков и доступных финансовых инструментов.
Доклад «Новая корпоративная политика» подготовлен Комитетом по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «Деловой России».
Написать комментарий
Да, вложение средств в виде депозита возможна и в иностранные государства, так сказать "страховая часть", но основная часть полученной прибыли, должна вкладываться в развитие отечественного бизнеса. Наша культура и развитие растет и мы готовы к вложению в нас.
Деньги вывезенные и украденные у населения, должны быть возвращены хозяину- русскому народу и работать на страну, а не на доллар, да кто это будеть делать! - тот кто их вывозит?
Авторы утверждают: "Мы за новую корпоративную политику. Государство должно понять, что нужны общие усилия бизнеса и государства для преодоления кризиса и выхода России на долгосрочные рельсы экономического развития. Государственные ресурсы и возможности должны использоваться для развития экономики". Такое впечатление, они просто не знают, что сказать. А потому обычное заурядное словословие, не решающее проблем. А проблема в чем? Все понимают, что государство и бизнес - это ЧГП, и без всего этого не обойтись. Но надо решить один единственный вопрос: а сколько должно быть государства, и сколько бизнеса? Но не на уровне болтовни и благих пожеланий, а при решении одной, но актуальной задачи: доля государства в экономике ("размер правительства") П должен быть равен значению По, которое максимизирует темпы роста экономики. Или хотя бы, если речь о привлечении инвестиций - сегодня, пожалуй, самое главное, - максимизирует ФИЗИЧЕСКИЙ (НЕКЕЙНСОВ) МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ. Так авторы даже и нать про него не знают, и, скорее всего, - и знать не хотят: им, что "товарищ МУДИЗ" скажет, то они и сделают. Результат - налицо: посол ЕС в РФ Марк Франко уже тогда заинтересовался этими русскими разработками... А наши "бизнеса" на словах все патриоты, а сало - не русское жуют... Хотя на словах - за российские технологии, науку и ноу-хау.