21 НОЯ, 23:09 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Инвестиции в Приморье. Обзор главных направлений

20 Сентября 2013 9660 0 Экономика
Инвестиции в Приморье. Обзор главных направлений

На Дальневосточном инвестиционном конгрессе, прошедшем в сентябре 2013 года, губернатор Приморья Владимир Миклушевский представил планы развития края. «Капитал страны» разбирается с основными направлениями. Как власти региона собираются развивать игровую зону, инфраструктуру и промышленность? Почему программам развития не хватает системности?

Основные направления развития

По мнению губернатора Владимира Миклушевского, главным залогом успеха в развитии экономики Приморья должно стать «создание транспортных коридоров, по которым транзитный груз пойдет из стран АТР в Европу, а также совершенствование морских, автомобильных пунктов пропуска, расширение пропускной способности железнодорожной сети, повышение транспортной доступности других регионов, обеспечение роста производительности труда». Глава Приморья уверен, что на обслуживании межрегионального транзита край может заработать миллионы долларов, так что долю услуг логистики и транспорта в ВРП Приморья к 2020 году планируется увеличить с нынешних 18 до 30%.

В центральных областях Приморья планируется развивать сельское хозяйство, на севере – лесоперерабатывающую промышленность, на юге – нефтегазохимию, во Владивостоке – производство автомобилей «Sollers», порты и игорную зону.

Для привлечения инвесторов в крае планируется создать пять кластеров или индустриальных парков – пять площадок со всей инженерной инфраструктурой: зону промышленного производства, агропарк, строительный кластер, рыбный кластер, игорную зону. Первые 5 лет инвесторы с суммой вложений свыше 150 млн рублей освобождены от уплаты налогов на имущество и на прибыль, в следующие 5 лет налоговая ставка составит четверть от действующей.

Важная роль отводится малому бизнесу, поскольку, по результатам соцопросов, количество людей, способных заниматься малым и средним бизнесом в Приморье, в два раза больше, чем в среднем по России. На реализацию местных программ поддержки малого и среднего бизнеса 35 муниципальных образований получают из краевого бюджета субсидии. В 2013 году их общий объем составил 28 млн рублей. Кроме того, с 1 января 2014 года для малого и среднего бизнеса будут снижены на 10% тарифы на электроэнергию – эта льгота будет предоставлена примерно 85 тыс. предприятий региона.

Для привлечения в регион кадров в рамках реализации федеральной программы «Новые меры в сфере занятости населения» квалифицированным специалистам не старше 35 лет, которые готовы отправиться работать на Дальний Восток или в Сибирь будут предоставляться единовременные выплаты по 800 тыс. рублей на переезд и обустройство.

Стратегия ВЭБа

По сообщению зампредседателя Внешэкономбанка Ирины Макиевой, на сегодняшний день ВЭБ и десять дочерних структур банка реализуют на Дальнем Востоке 19 проектов с общим объемом инвестиций 470 млрд рублей, из них 360 млрд – деньги ВЭБ. Они направлены на развитие инфраструктуры и обеспечат создание 13 тыс. новых и сохранение около 4 тыс. уже существующих рабочих мест. Общий бюджетный эффект от их реализации составит более 84 млрд рублей.

Кроме того, администрация Приморского края внесла на рассмотрение группы Внешэкономбанка 12 проектов на общую сумму более 250 млрд рублей. Приоритетными определены проекты в сфере агропромышленного комплекса, переработки природных ресурсов, промышленности и транспортной инфраструктуры.

Ряд крупных проектов в партнерстве с зарубежными компаниями финансирует учрежденное ВЭБом в 2011 году ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», единственным акционером которого является ВЭБ. Совместно с ВЭБом фонд участвует в строительстве автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный (проект реализуется на условиях концессии).

Развлекательная зона «Приморье»

Судя по реляциям в прессе, это один из главных и самых дорогих проектов. Изначально планировалось разместить «Приморье» на острове Русском. Однако позже там решено было устроить саммит АТЭС, и для игорной зоны было выбрано новое место: мыс Черепахи на берегу бухты Муравьиной в 50 километрах от Владивостока. Проект будет реализовываться в три этапа:

первый этап до 2016 года, второй – до 2019 года, третий – до 2022 года.

При этом по заявлению губернатора края первый отель должен быть запущен осенью 2015 года. Часть работ для этого уже выполнена. Новая трасса из аэропорта запланирована не ранее 2016 года.

Всего, согласно проекту, на территории в 620 гектаров должны быть построены 16 гостиниц различного класса от трех до пяти звезд с казино, яхт-клуб, причал на 65 судов, горнолыжная трасса, торгово-выставочный центр, административно-офисный центр, гостевые виллы, созданы благоустроенные территории и пляжи.

Общий объем капиталовложений составит не менее 1,7 млн долларов. Из них 700 млн готова инвестировать компания из Макао (КНР) Melco International Development Limited – крупнейший оператор по управлению интегрированными курортами. Участие в этом проекте выгодно для китайской компании, в том числе, благодаря сверхнизким налоговым ставкам. По оценке американской консалтинговой компании Gaming Market Advisors, в Приморье она составит 3-7% от дохода, тогда как в Макао – 39%. Еще 350 млн долларов вложит до 2025 года в строительство казино и гостиницы на тысячу номеров камбоджийская компания Naga Corporation Ltd. С российской стороны в проекте участвует «Первая игровая компания Востока». Фонд развития Дальнего Востока предоставит 3,2 млрд рублей на строительство дорожной сети. Кто будет строить эти дороги, выяснится по итогам конкурса, который краевая администрация проводит в сентябре 2013 года. Кроме того, для реализации проекта, возможно, будут привлекаться кредиты российских и иностранных банков.

Проект предусматривает создание до 20 тыс. рабочих мест. При этом согласно планам, комплекс будет обслуживать около 2 тыс. человек одновременно. Губернатор края уверен, что по мере реализации проекта уже через 5-7 лет поток туристов увеличится до 12 млн человек. Имеются в виду туристы из соседних азиатских стран, поскольку все население российского Дальнего Востока, включая детей и младенцев, составляет всего 10 млн человек. Среди остальных россиян мало тех, кто может себе позволить турпоездку на Дальний Восток.

Транспорт

К развитию инфраструктуры активно привлекаются зарубежные инвесторы. Через территорию края проходят два международных транспортных коридора - МТК «Приморье-1» (Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – порт Восточный – страны АТР) и «Приморье-2» (Хуньчунь – Камышовая (Махалино) – Посьет – Зарубино – порты АТР). В их развитии заинтересованы как удаленные от моря северо-восточные китайские провинции, получающие выход к портам южного Приморья, так и соседние страны.

Государственный банк развития Китая (ГБРК) в августе 2013 года заключил соглашение с Минвостокразвития о готовности предоставить до 5 млрд долларов на реализацию приоритетных проектов в рамках Госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года и Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китайской Народной Республики до 2018 года. Речь идет о строительстве портов, аэропортов, дорог, мостов, железных дорог, энергетических и тепловых сетей, систем водоснабжения, объектов социального и спортивного назначения, жилья, а также создании новых технологичных и экологически чистых производств и развитии телекоммуникационных технологий на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Фонд развития Дальнего Востока в партнерстве с китайской стороной строит железнодорожный мост через Амур в районе Нижнеленинское (ЕАО) – Тунцзян (КНР). С сингапурскими партнерами – Changi Airports International (CAI) и Singapore Airlines – обсуждается возможность развития аэропорта Владивостока и создания на его базе международного сервисного центра для ремонта и обслуживания воздушных судов. Пассажирский терминал будет переоборудован, чтобы справиться с ожидаемым наплывом гостей игорной зоны «Приморье» – планируется, что к 2015 году аэровокзальный комплекс сможет обслуживать до 3,5 млн человек. Будут построены также многоуровневый паркинг на 700 машин и маленький бизнес-отель на 130 номеров различных категорий. Для сравнения, в первом полугодии 2013 года аэропорт принял более 847 тыс. пассажиров – это на 14% больше, чем годом ранее. Из них 249,3 тыс. человек было обслужено по международным линиям – на 21% больше, чем в первом полугодии 2012 года.

Южнокорейский холдинг POSCO участвует в модернизации порта Посьет, принадлежащего компании «Мечел». POSCO (Pohang Iron and Steel Company) – одна из крупнейших в мире металлургических компаний – заключила с «Мечелом» крупный контракт на поставку угля и заинтересована в развитии приморского порта настолько, что готова была бы выкупить его. Но, к счастью, российское законодательство пока запрещает продажу земельных участков определенных категорий иностранцам, так что корейцы получат лишь частичный контроль над портом.

Промышленность

Та же самая POSCO активно инвестирует и в другие проекты в Приморье. В частности, ее дочка «POSCO A&C. Co.Ltd» намерена открыть предприятие по производству модулей домов эконом-класса. Кроме того, POSCO может получить в управление завод «Амурметалл» – единственное металлургическое предприятие на Дальнем Востоке. В 2009 завод был признан банкротом и теперь ВЭБ подписал рамочное соглашение о передаче антикризисного управления корейской металлургической компании. По мнению экспертов, POSCO может закрыть на «Амурметалле» литейное производство и на основе собственных заготовок наладить производство конечной продукции. Хотя, как уточняет ВЭБ, о продаже завода речи не идет, назвать это предприятие российским можно будет лишь с натяжкой.

Среди крупных промышленных проектов, упомянутых губернатором края, автозавод компании Sollers во Владивостоке. В партнерстве с иностранными инвесторами там собираются корейские внедорожники SsangYong, а также автомобили компаний Mazda и Toyota. Это совместное предприятие довольно щедро поддерживается из госбюджета. На доставку автомобилей с Дальнего Востока в другие регионы страны в 2013 году правительство РФ выделило 4,9 млрд рублей, а в 2014 и 2015 годах – 6,5 млрд рублей. С 2016 по 2020 год, согласно программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», на эти цели будет выделено еще 20,1 млрд рублей. Видимо, под развитием промышленности подразумевается сборка иностранных автомобилей на российской территории.

Множество иностранных инвесторов с высокой долей вероятности присоединятся к организующемуся в настоящее время консорциуму, который займется строительством судоверфи на базе завода «Звезда». Сейчас завод принадлежит Дальневосточному центру судостроения, который является дочерним предприятием Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Строительство верфи началось в 2009 году силами ОСК и корейской DSME, которая 2012 году вышла из проекта. Запуск производства будет производиться в три этапа. Первый этап: конец 2015–начало 2016 годов запуск производства судов грузоподъемностью 145 тыс. тонн. Второй этап – строительство судов грузоподъемностью 350 тыс. тонн. Последняя очередь – к 2020 году – строительство в поселке Мысовом сухого дока и цехов насыщения для строительства оффшорных конструкций и оффшорных добывающих платформ, которые будут использоваться для добычи нефти на Сахалине и в Северном Ледовитом океане. По разным оценкам, общая стоимость строительства верфи составит 111 млрд рублей. Основной объем бюджетного финансирования предусмотрен с 2016 года.

Идея создания судостроительного консорциума, в котором будут участвовать заказчики и технологические партнеры верфи «Звезда», принадлежит президенту «Роснефти» Игорю Сечину. Кроме «Роснефти», в это объединение войдут Газпромбанк, «Совкомфлот» (специализируется на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа), а также, возможно, General Electric, Parker Drilling, корейские компании – все та же DSME, Samsung Heavy Industries, STX Offshore and Shipbuilding. Какая форма владения верфью будет выбрана для консорциума, пока не известно. В конце августа Владимир Путин говорил о том, что у ОСК должны сохраниться в проекте блокирующий пакет акций или «золотая акция». При этом по сообщению газеты «Коммерсантъ» помимо верфи «Звезда» свежеобразованному консорциуму могут отойти почти все предприятия дальневосточного подразделения государственной ОСК. Речь может идти о Северо-Восточном ремонтном центре (СВРЦ) в Камчатском крае, судоремонтных заводах в Приморье, Владивостоке, ЗАТО Большой Камень, а также Амурские и Хабаровские судостроительные заводы. Если это произойдет, консорциум будет заниматься не только шельфовой техникой, но и ремонтом и строительством кораблей и утилизацией атомных подводных лодок в рамках гособоронзаказа.

Нефть и газ

Приморье находится в зоне жизненно важных интересов двух столпов российской экономики – «Роснефти» и «Газпрома». Обе компании хотят значительно увеличить экспорт энергоносителей нашим дальневосточным соседям.

«Роснефть», точнее, ее дочка, ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК), строит для этого в Приморье нефтехимический завод. Как заявлено в презентации, нефтеперерабатывающая часть этого проекта ориентирована исключительно на поставки на внутренний рынок, а нефтехимия - на экспорт. В соответствии с прогнозным планом добычи нефти, компания способна гарантировать абсолютно полную загрузку ВНХК с 2020 года на 12 млн тонн - это первая очередь завода - и довести до 24 млн тонн в перспективе.

Общие инвестиции в проект составят порядка 1,3 трлн рублей. Стоимость первой очереди проекта оценивается в 380 млрд рублей, второй очереди – 310 млрд рублей, третьей – 630 млрд рублей. Для реализации этого проекта «Роснефть» хотела бы получить льготы по налогу на прибыль и имущество для инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, а также участки из нераспределенного фонда недр вдоль трассы трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».

«Газпром» намерен увеличить экспорт газа на Восток и потому развивает месторождения, строит газопроводы и завод по производству сжиженного газа (СПГ). В частности, завершаются работы по обустройству Киринского месторождения на Сахалине. Здесь впервые на российском шельфе добыча будет вестись с помощью подводного добычного комплекса. Сахалинский газ поступает в Приморье по газопроводу «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», введенному в строй в сентябре 2011 года. Помимо этого, к 2017 году планируется построить газопровод «Сила Сибири» – из Якутии во Владивосток через Хабаровск – общей мощностью 61 млрд кубометров в год. Оба этих газопровода в перспективе будут поставлять газ нашим азиатским соседям. Поставки в Китай, по соглашению, подписанному на саммите G20 в Петербурге, начнутся с 2015 года и составят 38 млрд кубометров в год. Контракт подписан на 30 лет.

К 2018 году планируется ввести в строй первую линию завода «Владивосток-СПГ» в районе бухты Перевозной в Хасанском районе. Завод будет включать три технологические линии мощностью по 5 млн тонн СПГ в год. Пуск второй линии запланирован на 2020 год, о третьей решение будет приниматься позже. Ресурсной базой проекта станут месторождения Сахалина - Киринское и Южно-Киринское проекта «Сахалин-3», а также Восточной Сибири. СПГ из Владивостока будет поставляться в Японию и Южную Корею в пропорциях 7 и 3 млн тонн соответственно. Для строительства и эксплуатации завода создается специальная компания «Газпром СПГ Владивосток». Среди возможных партнеров проекта – JGC Corporation («Никки») – одна из ведущих японских инжиниринговых компаний, специализирующаяся на строительстве предприятий по переработке нефти и природного газа, а также заводов по производству. Инвестиции в проект, по предварительным оценкам, составят ок. 7 млрд. долларов, а период окупаемости - в семь-восемь лет. «Газпром» намерен оставить себе в проекте «Владивосток-СПГ» 51% акций, а 49% – передать иностранным участникам. Эксплуатацию производства будут осуществлять около 300-500 человек, а к строительству предполагается привлечь около 2-3 тысяч специалистов. В «Газпроме» обещают задействовать местные кадры. Подписано соглашение с одним из владивостокских университетов по подготовке необходимых новому производству специалистов. Завод в бухте Перевозной станет вторым предприятием в России, где производится сжиженный газ; первое было создано в 2009 году на Сахалине.

Все эти масштабные проекты реализуются в рамках Восточной газовой программы, утвержденной Министерством промышленности и энергетики РФ в сентябре 2007 года. Она предусматривает также газификацию региона. На эти цели до 2025 года «Газпром» планирует выделить в общей сложности почти 9 млрд.рублей, доведя уровень газификации до 80%. Планируется построить 21 газораспределительную станцию и газифицировать 502 населенных пункта. Интересно, что до 2017 года, согласно другой госпрограмме – «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае», – планируется газифицировать всего 41 населенный пункт.

Кроме того, согласно все той же Восточной газовой программе, «Газпром» будет развивать на Дальнем Востоке рынок газомоторного топлива и построит сеть заправочных комплексов. Первая такая станция строится в Петропавловске-Камчатском. Вторым станет Сахалин. В рамках соглашения о сотрудничестве с администрацией Приморья компания выделит средства на строительство нескольких сотен спортплощадок, а также может принять участие в нескольких масштабных проектах, среди которых – реконструкция Владивостокского цирка. Ожидается, что вклад газовиков составит около 700 млн рублей, еще 300 млн рублей обеспечит администрация Приморья, возможно, за счет внебюджетных источников.

Все эти масштабные перспективы омрачаются одним немаловажным обстоятельством: и «Роснефть», и «Газпром», вопреки активным протестам экологов и местных жителей, строят свои заводы в курортных и природоохранных зонах, что грозит невосполнимым ущербом уникальной природе края.

Лесная промышленность

Лесная отрасль Приморского края, как и всего Дальнего Востока в целом, по-прежнему ориентирована на экспорт необработанной древесины в страны Юго-Восточной Азии. Самым активным покупателем является Китай. Повышение таможенных пошлин на экспорт необработанного леса не стимулировало развития деревообрабатывающей промышленности в крае. Китайская сторона по-прежнему покупает лишь необработанную древесину или пиломатериал, который выпускают более ста китайских пилорам на территории края, на которых трудятся отнюдь не местные, а китайские рабочие. Китай готов даже предоставлять льготные условия для российских поставщиков лесозаготовок и древесины, если они начнут инвестировать в сопутствующие производства на территории Китая. В частности, налоговая ставка для них может быть снижена до 50%. Российские власти тоже стимулируют приморских поставщиков леса в Китай. Как сообщил депутат Законодательного собрания Приморского края Галуст Ахоян, к концу 2013 года планируется принять закон о предоставлении им налоговых льгот – при соблюдении ряда условий. В частности, льготы будут предоставляться предпринимателям и инвесторам, которые вкладывают более 300 млн. рублей в развитие лесопромышленного комплекса края, заключают долгосрочные договоры и создают дополнительные рабочие места.

Сегодня лесопромышленный комплекс Дальнего Востока составляют 1065 предприятий, занимающихся лесозаготовкой, лесопереработкой, логистикой и торговлей лесоматериалами. В отрасли занято 39,8 тыс. человек. Однако среди лесозаготовительных компаний преобладают мелкие арендаторы, «которые выигрывают право аренды небольших лесных участков на короткое время и не заботятся о восстановлении лесного фонда, поддержании в нормальном состоянии лесных дорог, пожаробезопасности, сохранении реликтовых угодий и пр. Притом что рентабельно вести лесозаготовки в регионе могут не более 30 предприятий, этим на сегодня занимаются около 300 юрлиц, не считая многочисленных частных браконьеров,» – отмечает гендиректор ОАО «Приморсклеспром» Виктор Дорошенко.

Приморским лесопромышленникам по-прежнему выгодно вывозить за границу неразделанный круглый лес – и это прямо противоречит интересам края. С точки зрения развития Приморья, нужно стимулировать глубокую переработку леса – не только « для улучшения структуры экспорта, но и для удовлетворения внутреннего спроса. Например, сегодня 90% мебели, которую приобретают приморцы, ввозится из-за пределов края, хотя местный промышленный потенциал достаточно высок, чтобы и свои потребности закрывать, и, возможно, отправлять мебель на экспорт… – подчеркивает глава «Приморсклеспрома». – В прошлом вся продукция лесопромышленного комплекса края полностью была востребована местными потребителями. Да еще и не хватало. А сегодня большая ее часть уходит за границу, притом что благодаря ей можно было бы успешно поднимать привлекательность региона, улучшая условия жизни людей, живущих в нем сегодня».

Между тем, приморские предприятия испытывают все большие трудности из-за роста тарифов на транспорт и электроэнергию, а также усиливающейся конкуренции с китайскими производителями. Последние не только наращивают экспорт своей продукции в Россию, но и открывают новые производства на территории края, поскольку им предоставлены значительные преференции. Например, экономическая зона «Канцзи» в Уссурийске, в которой шьют ботинки и делают мебель, теперь начала выпускать также картонную упаковку – из полуфабрикатов, доставляемых с родины. Тем самым китайское предприятие сразу лишило значительной части заказов Приморский картонный комбинат, бывший некогда гигантом местной промышленности. При этом объем налогов, который китайская компания выплачивает за год, сопоставим с тем, который российскому предприятию приходится перечислять в бюджеты разных уровней ежемесячно. Таким образом, условия для конкуренции явно не равны.

Но даже в таких условиях у отечественных предприятий есть потенциал для развития – если бы местные власти готовы были оказать им не меньшее содействие, чем иностранным инвесторам. Так, старейшее лесопромышленное предприятие Приморья ОАО «Приморсклеспром» совместно с учеными ДВФУ еще несколько лет назад на базе своего завода в Чугуевке организовало уникальное производство современного дома из клееного бруса. В нем были реализованы 22 патента ученых и специалистов – по технологии обработки древесины, в области теплотехники, маркетинга, архитектуры, строительства и экономики. Собрать этот экологичный, теплый, комфортный, долговечный и экономный в эксплуатации дом площадью 100 кв. метров на готовом фундаменте можно за 5-6 недель. При единичных заказах цена «квадрата» такого дома составляет около 60 тыс. рублей, если же поставить производство на поток, она снизится до 45-50 тыс. рублей. Чугуевские дома можно строить в рамках краевых и федеральных жилищных программ – для переселенцев, молодых семей, сельских специалистов, реализовывать под сертификаты военных. Можно использовать их для строительства баз отдыха, объектов для спорта, вахтовых городков, коттеджей повышенной комфортности, объектов МЧС и сельскохозяйственного назначения и т. д. Но такая возможность не заинтересовала краевые власти. И более того, предприятию не хватает сырья, поскольку администрация края отказывает ему в предоставлении дополнительного лесфонда. Кроме того, региональные власти инициируют постоянные проверки со стороны контролирующих структур. В качестве резюме можно сообщить, что в настоящий момент 100% акций «Приморсклеспрома» приобретает другой крупный участник приморского лесоперерабатывающего компалекса – ОАО «Тернейлес». При этом, по словам гендиректора «Тернейлеса» Владимира Щербакова, главным активом «Приморсклеспрома» является отнюдь не уникальное производство (которое так и не было развернуто в полную силу), а долгосрочные права аренды на участки под рубку. «Это как по аналогии с квотами в рыбном бизнесе. Все остальное – оборудование, а оно, как правило, китайское, а значит, не имеющее особого спроса, пакеты акций проблемных «дочек» и т.д. – это не в счет», – отмечает Владимир Щербаков.

Рыбный кластер

На юге Приморья создается рыбный кластер. По словам вице-губернатора Приморья Сергея Сидоренко, «ядро» его будет строиться на специально выделенной площадке (в настоящее время рассматриваются два варианта - в поселке Славянка и бухте Суходол). Как сообщил губернатор края, рыбопромышленный комплекс включит в себя холодильные мощности, современную портовую и транспортную инфраструктуру, а также прочие объекты, обеспечивающие полный цикл производства, торговый центр. Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит порядка 39 млрд. рублей. Большая часть этих средств будет выделена из федерального и краевого бюджетов, меньшая – предоставлена частными инвесторами. По поручению вице-премьера Аркадия Дворковича, этот проект будет включен в федеральную целевую программу по развитию Дальнего Востока.

Особое внимание планируется уделить рыбопереработке. Чтобы стимулировать предприятия, обрабатывающие рыбу и морепродукты на российском берегу, Росрыболовство намерено обнулить для них ставку сбора за пользование биоресурсами. «Сегодня в рыбной отрасли действует льготная ставка – 15% от установленного размера сбора за каждый объект водных биоресурсов: поправки, снижающие налоговую нагрузку на рыбную отрасль, были введены несколько лет назад. Воспользоваться этим правом смогли российские рыбохозяйственные предприятия, если в их доходах доля от реализации уловов или произведенной из них продукции составляет не менее 70%».

После вступления России в ВТО к развитию рыбоперерабатывающей промышленности предъявляются особые требования, поскольку продукция ее теперь должна соответствовать жестким требованиям и стандартам. Оборудование большинства предприятий отрасли пока препятствует этому. Как дипломатично заявил президент Европейской ассоциации рыбопереработчиков и трейдеров Пастор Густав, Россия вполне может стать «естественным торговым партнером Европейского Союза». Правда, для этого поставщикам придется получить необходимые сертификаты и, кроме того, должна быть подтверждена «прослеживаемость» рыбопродукции, причем добытой неистощительными методами.

Проект кластера еще нуждается в детальной проработке. В нем отсутствует конкретика, которая необходима для перехода от обсуждения к реализации, считает представитель министерства по развитию Дальнего Востока Сергей Лысенко. Необходимо прописать бизнес-планы, список инвесторов, этапы реализации, механизм государственно-частного партнерства и приоритеты социального заказа государства.

По мнению председателя Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, «к призывам завернуть всю дальневосточную рыбы в кластер нужно подходить осторожно, поскольку достоянием рыбодобывающего бизнеса стали доли на внешних рынках сбыта, и это реальные активы компаний, оборачивающиеся финансовыми поступлениями в отрасль. Но в кластере есть несомненное преимущество: в рамках реализации проекта можно создать особый режим правового поля, особые налоговые условия, закрепить за предприятиями причальные стенки, а также решить проблемы в части взаимоотношений с унитарными государственными предприятиями и учреждениями».

Агропромышленный кластер

В этой сфере в ближайшие пять лет администрация Приморья реализует несколько крупных проектов совместно с ВЭБ.

В Ханкайском районе будет построен «Инновационный агропромышленный биотехнологический комплекс замкнутого цикла по производству и переработке коровьего молока, производству кормов, хранению и переработке риса, сои, иных зерновых и масличных культур, с переработкой и утилизацией всех отходов производства». Интересно что себестоимость литра молока на этом предприятии составит всего 8 рублей. По планам, будет производиться 50 тонн молока в сутки, 18 тысяч тонн – в год. Будет создано 564 новых рабочих места с высоким уровнем зарплаты и построено 5400 кв. м жилья для работников. Общий объем инвестиций в проект – более 6 млрд рублей.

Еще один крупный сельскохозяйственный проект – поэтапное строительство четырех свинокомплексов общей производительностью 500 тысяч голов в год. Также будут развиваться сопутствующие производства по переработке корма из приморской сои и кукурузы. Проект принесет в регион около 13 млрд рублей.

5 млрд рублей будет вложено в реконструкцию сахарного комбината в Уссурийске – единственного производителя сахара на Дальнем Востоке и уникального на всем пространстве СНГ, поскольку работает это предприятие на сахаре-сырце. Так в свое время решило советское правительство – в целях поддержки экономики союзной Кубы. За последние 10 лет ООО «Приморский сахар» заплатил за сырье иностранным поставщикам 18 млрд рублей. Нынешняя стоимость сахарного тростника с учетом повышения ввозных пошлин делают работу комбината нерентабельной. Реконструкция завода позволит использовать в качестве сырья сахарную свеклу местного производства, сохранить 500 рабочих мест и минимум 50 млн рублей налоговых сборов.

Программам развития не хватает системности

Господдержка проектов в агропромышленном секторе является прекрасным примером того, как должны осуществляться государственные инвестиции, считает член Общественного экспертного совета по промышленной политике в Приморском крае Юрий Корсаков. Однако, по его мнению, программе развития Приморья не достает системности и последовательности. С одной стороны, правительство заявляет о необходимости развивать высокотехнологичные производства и увеличивать производительности труда, а с другой – в качестве главного проекта предъявляет создание развлекательной зоны. При всей своей мультипликативной эффективности, этот проект развивает все же сферу услуг, а не новых технологий. «Токари и судомонтажники там не потребуются, обилия рабочих мест ждать не приходится».

Чтобы стимулировать рост экономики, необходимо обеспечить выдачу дешевых кредитов (не выше официального уровня инфляции) под строительство новых производств и внедрение инновационных проектов, субсидирование процентных ставок, развитие гарантийной системы. Надо шире использовать механизмы частно-государственного партнерства, через которые можно снизить финансовую нагрузку на развивающиеся предприятия.

Все программы развития субъектов Федерации дублируют на своем мини-уровне общероссийскую программу развития государства в целом, поясняет директор Школы экономики ДВФУ, доктор экономических наук Виктор Белкин. И все они не имеют никакой ценности, поскольку в них отсутствует правильная постановка задач: не просчитаны оптимальные стратегии, не обоснованы объемы инвестиций. Программы представляют собой, скорее, некий итог противоборства различных лоббирующих групп, которые борются за бюджетные средства. Например, в той же сфере туризма на сегодня нет ни одного человека, «специалиста или управленца, который бы ответил, сколько надо вложить в туристический бизнес Приморья и что, когда и в каком виде мы получим на выходе. Никто не задается вопросом, будет ли это самый оптимальный вариант вложения денег в сферу туризма или надо развивать другие сферы, или в туризм необходимо вкладывать в 10 раз больше или в 10 раз меньше».

 

«Мы должны хорошо понимать, что хотим, какие цели и задачи перед собой ставим. Многие сильные страны, наверное, ждут и не дождутся, когда территория Дальнего Востока вообще опустеет. Мы же ставим задачу – закреплять на Дальнем Востоке население. Если взять за последние 20 лет статистику, то темпы оттока населения с Дальнего Востока и Забайкалья в пять раз быстрее, чем уменьшение численности населения всей России. Причин для этого много, в основе лежат все те же проблемы – это не системные, не комплексные решения в финансировании. Почему с Сахалина идет очень сильный отток населения? Потому что, в том числе, интенсивное развитие нефтегазовой сферы, с высоким уровнем дохода, повлияло на повышение цен практически на все на островной территории. Из-за очень высоких цен усилился отток населения. Мы хотели получить одно благо – развитие нефтегазовой сферы, и мы его получили. Поэтому, когда мы говорим, что собой представляет экономика Приморья, Сахалина или всего Дальнего Востока, мы должны подробно нарисовать эту картину, объяснить ее, описать, обнародовать, принять соответствующую программу и двигаться в понятном всем направлении. Ведь даже на самом верху до последнего времени шел спор о том, что на последний вариант, который готовился по Дальнему Востоку, нет несколько триллионов рублей. И вы знаете оценку нашего президента этой программы – зачем делать мифические программы, на которые нет средств? Пока на данный момент победила концепция в том ключе, что надо развивать и делать точечные вливания, объясняя, что нужны локомотивы роста. Но за этими точечными вливаниями могут стоять не столько интересы государства, сколько интересы отдельных групп и кланов, что мы зачастую наблюдаем. Поэтому когда нас спрашивают, в чем беда, мы отвечаем: в том, что общество клановое».

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more