Социальные траты во время стагнации: есть ли смысл?
Регионы испытывают сложности с выполнением майских указов президента. Социальные расходы растут на фоне стагнации в экономике. В ближайшее время федеральному центру придется выделить 2 трлн руб. на их поддержку. В чем смысл таких трат?
Есть ли для государства экономический смысл поднимать зарплаты бюджетникам? Стоит ли это делать в момент экономического спада, и какие риски могут быть у такой политики в России?
Дмитрий Журавлев, Директор Института региональных проблем РФ: Смысл есть. Повышение зарплаты приводит к увеличению платежеспособного спроса, что стимулирует экономику, Американцы делали это за счет кредитов, мы за счет зарплат. У каждого свои привычки. Другой вопрос является ли это самым эффективным способом стимулирования экономики? Кстати, в условиях нашего дикого ценообразования, повышение зарплаты не даст социального эффекта, а стимулирует инфляцию.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Это поднимет потребительский спрос, что позволит вытянуть экономику страны из ступора. Такая политика применяется почти во всех странах победившего капитализма и применяется успешно. Средства у государства есть, и тратить их сейчас будет дешевле, чем дождавшись более негативной ситуации через несколько месяцев.
Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: Я уверен, что российский ЦБ сейчас всего лишь пользуется удобным моментом, обусловленным мировым финансовым кризисом и рецессией в Евросоюзе, для снижения выросшей за предкризисные годы монетарной инфляции. Задача регулятора – добиться снижения инфляции до приемлемого уровня в 5-6% посредством «жесткой» кредитно-денежной политики и далее пытаться удержать ее в этих рамках уже в условиях улучшения внешней конъюнктуры.
«Мягкая» бюджетная политика правительства прямо противоречит «жесткой» монетарной политике ЦБ. В случае поднятия зарплат бюджетникам в условиях экономического спада будут нарушены планы ЦБ по снижению уровня инфляции. Более того, подобная политика ведет к росту не-нефтегазового дефицита федерального бюджета. Напомню, что на 2013 год в федеральном бюджете более 46% доходов напрямую зависят от нефтегазового экспорта.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: На самом деле государство таким образом снижает социальную напряженность (доля бюджетников в РФ достаточно велика) и повышает внутренний совокупный спрос, который должен стимулировать развитие потребительского сектора. Но здесь есть одна тонкость: влияние такого фактора будет существенно зависеть от текущей склонности к сбережениям населения. Если этот показатель больше 0,5, то большая часть дополнительных расходов государства будут напрямую уходить в банковскую систему через срочные депозиты, и эффективность такого стимулирования будет значительно ниже, чем, если бы большая часть доходов бюджетников сразу тратилась на различные покупки. Собственно, таким образом должна происходить мотивация бизнеса на расширение производства, должны улучшаться долгосрочные ожидания. Заставить предпринимателей инвестировать свои средства в CAPEX, если они не считают эти проекты нерентабельными при текущей макроэкономической ситуации – невозможно; можно только попытаться изменить внешний фон. Пока государство не испытывает недостатка в финансировании, госдолг РФ находится на достаточно низком уровне, дефицит бюджета (возникающий из-за высоких социальных расходов) в ближайшее время будет финансироваться за счет заемных средств (кстати, к концу года Минфин может разместить крупный выпуск евробондов на 7 млрд долларов). Если ситуация начнет ухудшаться, в дело могут быть пущены деньги из Резервного фонда, так что пока запаса прочности достаточно.
В условиях стагнации российские регионы вместо инвестиций направляют средства на социальные траты, в том числе на зарплаты бюджетникам. Могли бы капиталовложения простимулировать экономический рост или в текущей ситуации от них не было бы эффекта?
Дмитрий Журавлев: Да капиталовложения могли бы принести больше пользы. Но именно могли бы. Нет никаких гарантий эффективности капиталовложений. Не факт, что их банально не разворуют. Поэтому эффективные капиталовложения разумнее, а социальные затраты надежнее. К сожалению.
Сергей Звенигородский: Капиталовложения рассчитаны на долгосрочный эффект и с такими вложениями призваны справиться пенсионные средства (государственные и негосударственные). Механизмы стимулирования достаточно тонкие и куда проще действовать по известному пути (увеличение потребительского спроса).
Тимур Нигматуллин: Все зависит от эффективности этих инвестиций. По моим оценкам, в среднем по стране мультипликатор в обоих случаях близок к единице в связи с высоким уровнем коррупции и слабым инвестиционным анализом. В целом, в данном случае, инвестиции и экономический рост более зависят от монетарной политики ЦБ, чем от прямых инвестиций.
В правительстве обсуждают перенос сроков реализации майских указов президента. На ваш взгляд, в перспективе до 2018 года можно ли говорить об экономических предпосылках для роста социальных трат региональных бюджетов? Позволит ли российская экономика выполнить предвыборные обещания президента или последует отказ от них и сокращение многих социальных статей бюджета?
Дмитрий Журавлев: Региональной экономике трудно соответствовать майским требованиям. Но президент вряд ли откажется от майских указов. Так что скорее всего будут находить форму «федеральной помощи регионам», если не на прямую, то через кредиты. В целом же упор на подъем экономики, а уж затем развитие социальной сферы был бы эффективен, если бы это была производящая, а не торгующая экономика. А так в финансовых лабиринтах затеряются любые инвестиции.
Сергей Звенигородский: Рост социальных обязательств будет продолжаться по умолчанию. Экономика сможет выполнить любые обещания при условии повышения эффективности управления и количественного уменьшения аппарата управления. Разбив системную коррупцию, страна сможет сполна распоряжаться имеющимися ресурсами, хотя проблема кадров будет всегда.
Тимур Нигматуллин: Я не вижу причин для сокращения социальных расходов в связи с возможным ростом недовольства у населения и, соответственно, политических рисков для руководства страны. Уже в 2014 году выйдет из рецессии Евросоюз, который является основным торговым партнером России. Евростат прогнозирует, что экономика региона по итогам 2014 года увеличится на 1,4%. В связи с этим можно ожидать, что снова заработает механизм «экспорт – госрасходы – инвестиции» (госсектор в России формирует около 50% ВВП), который окажет крайне положительное влияние на динамику российского ВВП. Поэтому я бы исключил вероятность невыполнения социальных статей бюджета.
Тем не менее, я не ожидаю и роста социальных трат региональных бюджетов ближайшие годы, так как в противном случае возрастет монетарная инфляция, в чем не заинтересовано правительство и ЦБ.
Написать комментарий