Почему за российский бензин отвечает Белоруссия?
Рост цен на бензин в России опережает показатели инфляция. На протяжении многих лет закономерность остается непоколебимой. Чем вызван нынешний резкий рост цен на бензин? Кто в ответе за него? И что нас ожидает в перспективе?
Бензин дорожает, но нефтяники ни при чем
Рост цен на автомобильное топливо в России всегда обгонял инфляцию. В 2011 году инфляция составила 6,1%, а бензин подорожал на 15%; в 2012 году при инфляции в 6,6% средняя стоимость бензина выросла на 7,6%. Нынешний год чуть было не стал исключением: с января по июль инфляция составила 3,5%, а цены на бензин увеличились всего на 1%. Но уже с конца июля все вошло в привычную колею. По данным Росстата, за неделю с 30 июля по 5 августа бензин подорожал сразу на 1,4%, причем наибольший рост был зафиксирован по самым популярным маркам: АИ-92 и АИ-95 (в среднем по России 31,74 рубля за литр).
Граждане возмущенно недоумевают: почему в стране, живущей за счет добычи нефти, цены на автомобильное топливо почти такие же, как в Европе, которая покупает нефть у нас. Объяснения им предлагаются самые разные: от сложной экономической ситуации, необходимости крупных инвестиций и модернизации до вступления в ВТО и общемирового кризиса. В этом году виновной признана Белоруссия. Она, во-первых, поставила в Россию меньше бензина, чем обязалась, а во-вторых, подняла на него цены, так что нашим поставщикам не оставалось ничего другого, как сделать то же самое. Как утверждается, именно поэтому в конце июля спрос на бирже втрое превысил предложение, а цена за тонну топлива поднялась до 38-39 тыс. руб.
Дело не в Белоруссии
В столь сильное влияние скромной Белоруссии на огромный российский рынок верят далеко не все. «О каком ценовом ориентире вообще идет речь, если в 2013 году доля белорусского бензина на рынке России составила всего 3%? Равняться на чью-то цену можно, если эта компания занимает существенную долю на рынке», – замечает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика топливных рынков» Михаил Турукалов. «Импорт бензина из Белоруссии в июле снизился всего на 50 тыс. т по сравнению с объемами июня, такое снижение не могло бы вызвать дефицит на российском рынке, объем производства нефтепродуктов на котором превышает 3 млн т в месяц», – считает директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов.
Как вообще получилось, что российские автовладельцы поставлены в зависимость не от родной, а от белорусской нефтеперерабатывающей промышленности? Потребность в дополнительных объемах белорусского топлива возникла, когда к продаже было запрещено топливо Евро-2.
Москва и Минск согласовали нефтяной баланс: российская нефть поступает на белорусские НПЗ, а готовая продукция возвращается на отечественный рынок. Но объем белорусского бензина на российском рынке, по предварительным оценкам, составит всего около 3,3 млн т в год – сопоставьте с цифрой, приведенной выше чиновником Минэнерго. В 2012 году этот показатель был еще меньше. Так что, даже если белорусская сторона и не выполнит обязательства в полном объеме, это не должно вызвать катастрофических последствий на российском рынке.
Так почему же нам не хватает бензина?
Российские заводы бензин нужного качества производят по минимуму, выпуская, в основном, дизель и мазут, которые идут на экспорт в качестве сырья для европейских НПЗ. Такой подход для отечественных производителей гораздо выгоднее, чем модернизация предприятий, большинство из которых построено в 40-х – 60-х гг. прошлого века. В начале 1990-х именно под предлогом привлечения инвестиций в модернизацию НПЗ были созданы крупные вертикально интегрированные нефтяные компании – «ЛУКойл», «Сибнефть», ТНК и т.д. Однако новые владельцы предприятий с модернизацией не спешили – первые проекты появились лишь в начале 2000-ных. Чуть более активные шаги в этом направлении стали предприниматься только после того, как в 2008 году был принят новый технический регламент, по которому в России вводятся европейские экологические стандарты на производство моторного топлива. В частности, за несколько лет на территории страны должно прекратиться производство топлив стандарта «Евро-2» и начаться переход к стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Но вместо полноценной модернизации большинство проектов ограничиваются установками по производству присадок для повышения октанового числа прямогонного бензина. Таким образом, хотя Россия остается лидером по объемам нефтепереработки, но по качеству продукции, структуре производства и технической оснащенности заводов наша страна по-прежнему отстает от Запада. Если там НПЗ производят, в основном, бензин и дизтопливо, то у нас – мазут. При этом отечественные дизель и бензин по качеству заметно уступают европейским.
Согласно данным компании «Альянс-Аналитика» на 2012 год, доли различных нефтепродуктов от общего объема переработанной нефти составляют:
мазута | бензина | дизельного топлива | |
---|---|---|---|
Россия | 29% | 14,3% | 27,8% |
США | 4% | более 46% | 27% |
страны ЕС | 14% | около 25% | 44% |
Почему растут цены?
Причина роста цен тоже очевидна. Сегодня нефтяная сфера уже практически неподконтрольна государству, и оно не регулирует ни политику, ни цены. При этом конкуренция в этой сфере тоже фактически отсутствует, поскольку 90% мощностей по переработке нефти находится под контролем 9 вертикально интегрированных нефтегазовых компаний.
Контролирующий акционер | Число предприятий | Мощности по переработке (млн тонн) |
---|---|---|
Роснефть (в т.ч. ТНК-ВР) | 9 | 77.5 |
Лукойл | 4 | 45.6 |
АФК "Система"/Башнефть | 3 | 26.2 |
Сургутнефтегаз | 1 | 22 |
Газпром нефть | 1 | 19.5 |
Газпром | 3 | 16.4 |
Славнефть | 1 | 13.5 |
РуссНефть | 2 | 8.8 |
НК Альянс | 1 | 4.4 |
Прочие | 5 | 27.7 |
Итого | 30 | 261.6 |
Более того, более половины всей нефтепереработки в России приходится на три компании.
Поэтому нефтяники довольно свободно манипулируют ценами, символические санкции ФАС их не сдерживают. В частности, в начале 2013 года было объявлено, что цены на автомобильное топливо вырастут – чтобы нефтяные компании компенсировали убытки от роста тарифов на железнодорожные перевозки сырой нефти и нефтепродуктов и от роста акцизов. «С 1 июля акциз на топливо 4 класса вырос на 4,7%. По 5 классу – на 11,8%. Бухгалтерия такова: если акциз растет на 500 рублей за тонну, то литр бензина дорожает на 2%», – поясняет спикер информцентра ИАЦ «Кортес» по российскому рынку бензина Александр Шкурин. Кроме того, в стоимость бензина закладываются и расходы компаний на модернизацию. Но главное, что цены на бензин напрямую зависят от мировых цен на нефть и от курса доллара – или, как толерантно говорят аналитики, курса рубля.
При этом нефтяники, разумеется, не упускают выгоды, и топливо всегда направляется туда, где цены выше. «Доходность экспортных поставок была на 1,5—2 тыс. рублей выше, чем у внутренних, в результате часть объемов была перенаправлена на экспорт, что также повлияло на стоимость топлива, – отмечает глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Дефицит топлива способствует росту цен, и нефтяники умело используют этот фактор. В 2013 году, например, останавливаются на модернизацию сразу несколько НПЗ. В результате, дефицит высокооктанового бензина в РФ, по некоторым данным, составит около 1 млн тонн. Почему необходимо останавливать сразу несколько заводов? О необходимости модернизации игроки рынка знали еще до принятия нового регламента в 2008 году. Ссылкам на кризис как-то не очень верится: цены на нефть все это время исправно росли.
Вывод неутешителен: в сложившейся ситуации топливо и дальше будет дорожать. По прогнозам информцентра ИАЦ «Кортес», до конца 2013 года розничные цены вырастут не меньше на 4% выше уровня инфляции, которая за первые полгода составила 3,5%. Чуть более щадящий, но тоже довольно пессимистичный прогноз дает Минэнерго, предсказывая 13% в год. Таким образом, если с января до июля бензин подорожал на 1%, то до конца года цены могут вырасти еще на 11-12%.
Грандиозные планы
В ближайшие годы в России планируется построить 22 новых нефтеперерабатывающих завода в 18 регионах страны. Как сообщается на сайте Минэнерго РФ, на сегодняшний день в реестр включены 58 действующих, строящихся и проектируемых заводов.
Новые НПЗ планируется построить в Ульяновской, Омской, Иркутской, Ленинградской, Тверской, Орловской, Новосибирской, Амурской, Волгоградской Ярославской, Томской, Кемеровской областях, а также в Республике Адыгея, Приморском, Краснодарском, Хабаровском, Красноярском, Алтайском краях. При этом в Кемеровской области проектируются четыре НПЗ, а в Томской – два. В стадии строительства находится НПЗ в Туапсе.
Среди запланированных заводов – лишь несколько крупных – в частности, «Роснефть» строит в Приморье Восточный нефтехимический комплекс мощностью до 30 млн. Большинство же составляют небольшие предприятия мощностью от 0,2 до 3 млн тонн в год. При этом если строительство сразу четырех НПЗ в Кемеровской области оправдано необходимостью обеспечить топливом крупные промышленные центры, то многочисленные инициативы по строительству дополнительных НПЗ в центральном регионе вызывают подозрения. На сегодняшний день потребности региона вполне покрывают четыре мощных НПЗ – Московский, Рязанский, Нижегородский, Ярославский, Киришский (на их долю приходится почти 30% мощности всей российской нефтепереработки). Есть основания опасаться, что вместо обещаний построить современный НПЗ с глубиной переработки 93%, возведут так называемую «живопырку», перегоняющую нефть в мазут. Дело это очень выгодное, поскольку правительство дает льготу мазутчикам в виде пониженной экспортной пошлины.
Написать комментарий
Рост цен на нефтепродукты, ведет повышение цен на все виды товаров и услуг, и особенно радостно, что ни правительство ни президент не могут оказать влияние.
Писать или махать руками от недовольства - это одно. Но это не исправит сложившуюся ситуацию, а главное, что цена на нефтепродукты будет подниматься и подниматься, нравится нам это или нет. Спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Я для себя это четко решил и начал применять. И сколько бы не повышали цену на топливо, меня все равно это устроит. Так как у меня есть решение - этой проблемы! И это не означает, что нужно продать свой автомобиль. Так как имея четырех деток, без автомобиля просто не обойтись! Кого интересует, какой выход я нашел, пишите мне в скайп: ppcseo Я с радостью с вами этим поделюсь.
Какое изысканное острословие! Написал бы сам какую-нибудь статью. Сколько можно служить у Оксанова в бэк вокале? Пора привыкать к самостоятельности. Песенка Оксанова ужее спета. Ему замена уже прибыла. Кирпичёв.Привыкай к новому шефу.
"Всё это, конечно, так, всё это верно, да, да, верно, да, бумага написана правильно, всё, всё хорошо, верно, да. Только это с одной стороны, да. Но есть и другая сторона медали". (C) 1) Какова доля "налогов" в розничной отпускной цене моторных топлив? 2) При такой структуре переработки, как представлено в тал. 1, которая досталась в наследство от СССР и "лихих 90-х" что прикажете делать добытчикам-переработчикам производителям? Наша славная оккупационная администрация предпочитает вкладывать собранную дань в "белых слонов" всяческих универолимпиадочемпионатов, в разворов..., виноват, строительство великого золотого пути из Москвы в Тартары, а виноваты в этом почему-то нефтяники, которые при этом ухитряются немалую часть России кормить, поить и табачком снабжать. Ergo, могет быть что-то в консерватории подправить, виноват, не валить с больной головы (и кривых ручонок) на здоровую?