Региональные бюджеты страдают от недобора доходов
Отчетность федерального казначейства показывает, что в текущем году регионы испытывают серьезные проблемы с доходами бюджетов. Стагнация экономики существенно повлияла на показатели прибыли, что не замедлило сказаться на поступлениях налога на прибыль, составляющего треть от налоговых и неналоговых доходов регионов. Разница между федеральным и региональными бюджетами заключается в том, что первый может себе позволить дефицит, а большинство регионов не могут.
По данным Федерального казначейства, налоговые и неналоговые доходы регионов выросли на 5,3%, но за счет того, что трансферты из федерального сократились почти на 20% (вы не видите ничего удивительного – Президент России дал указание повысить зарплаты бюджетникам, которые финансируются из региональных бюджетов), а Минфин в начале года резко сократил объемы межбюджетной поддержки, доходы консолидированных региональных бюджетов в первом квартале текущего года в номинальном выражении остались практически на уровне первого квартала прошлого года, то есть сократились в реальном выражении (потребительские цены за этот период выросли на 7%).
Намеченные в Основных направлениях бюджетной политики на 2013–2015 годы (ОНБП) параметры консолидированных бюджетов субъектов РФ, мягко говоря, не выполняются. Но если с сокращением поступлений налога на прибыль все ясно (откуда в стагнирующей экономике прибыль?), то объяснить то, что Минфин перечислил регионам на 14% меньше средств, чем было обещано, мы можем только одним – самим не хватает!
2012 г. ОНБП | 2012 г. Факт | 2013 г. ОНБП | в % к предыдущему году ОНБП | I квартал 2013 г | в % к предыдущему году | |
---|---|---|---|---|---|---|
Доходы – всего | ||||||
налоговые и неналоговые доходы | ||||||
Налог на прибыль | ||||||
НДФЛ | ||||||
Акцизы | ||||||
Трансферты | ||||||
Расходы | ||||||
Дефицит |
Таблица 3.2. Бюджетные показатели регионов, % ВВП
2011 г. Факт | 2012 г. ОНБП | 2012 г. Факт | 2013 г. ОНБП | I квартал 2013 г. | |
---|---|---|---|---|---|
Доходы – всего | |||||
налоговые и неналоговые доходы | |||||
Налог на прибыль | |||||
НДФЛ | |||||
Акцизы | |||||
Трансферты | |||||
Расходы | |||||
Дефицит |
Динамика поступлений от налога на прибыль сильно варьируется по регионам. Из данных таблицы 3.3 следует, что в Центральном федеральном округе наиболее неблагоприятная ситуация с налогом на прибыль сложилась в Белгородской области (падение почти на 40%), в Брянской области (падение на 27%), в Тамбовской области (падение на 10%).
I квартал 2012 г., млрд. руб. | I квартал 2013 г., млрд. руб. | Темп роста к прошлому году | |
---|---|---|---|
Российская Федерация | |||
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская обл. | |||
Брянская обл. | |||
Владимирская обл. | |||
Воронежская обл. | |||
г. Москва | |||
Ивановская обл. | |||
Калужская обл. | |||
Костромская обл. | |||
Курская обл. | |||
Липецкая обл. | |||
Московская обл. | |||
Орловская обл. | |||
Рязанская обл. | |||
Смоленская обл. | |||
Тамбовская обл. | |||
Тверская обл. | |||
Тульская обл. | |||
Ярославская обл. |
Лучше всего выглядит ситуация с подоходным налогом, поступления которого за год выросли на 10,7%, что соответствует годовым показателям ОНБП, а вот рост поступлений акцизов на 13,9% при ожидавшемся годовом росте на 26,2% заставляет предположить, что Минфин заложил в бюджеты регионов нереальные планы. В противном случае мы должны признать, что наше население стало меньше пить, курить и ездить на машинах!
Снижение доходов региональных бюджетов диктует регионам проведение сдержанной расходной политики. Расходы регионов в первом квартале 2013 г. выросли на 6,4% и составили всего 17% от годового уровня, предусмотренного в ОНБП. В результате такой расходной политики первый квартал регионы свели с профицитом в 193 млрд. руб. (1,3% ВВП). В принципе, неравномерность расходов в течение года не является чем-то необычным для региональных бюджетов – в первом квартале 2012 г. отношение расходов к ВВП было таким же. Однако, как уже было сказано выше, в 2013 г. динамика доходов регионов существенно «просела» (см. данные таблицы 3.2). По нашей оценке, при сохранении сложившейся в первом квартале динамики налоговых и неналоговых поступлений в региональные бюджеты (с учетом сезонности), исполнении годового плана по перечислению регионам трансфертов и объеме годовых расходов регионов, намеченном в ОНБП, дефицит консолидированных региональных бюджетов к концу года составит около 1,2 трлн. руб. (1,8% ВВП), тогда как в ОНБП предполагался дефицит в 121 млрд. руб. (почувствуйте разницу!). Такой вариант развития событий представляется невероятным, регионы не могут профинансировать дефицит в таком объеме, не сможет существенно помочь и федеральный центр (принятые на прошлой неделе поправки в федеральный бюджет предусматривают дополнительные трансферты регионам на строительство детских садов в размере 50 млрд. руб., что, конечно, не выход).
На наш взгляд, на региональном уровне неизбежно будет проводиться политика секвестирования плановых расходов. В принципе, даже на финансирование президентских указов потребуется меньше затрат, если зарплаты в небюджетных секторах в условиях стагнации будут расти медленнее, чем ожидалось. Но и в этом случае экономическая структура расходов будет и дальше вынужденно меняться (будет увеличиваться доля зарплат и других выплат населению в соответствии с указами, а также – будут снижаться другие виды расходов, прежде всего, инвестиции). Условий для ускорения экономического роста и улучшения динамики доходов пока не видно, и на что еще могут надеяться регионы – непонятно.
Андрей Чернявский
Материал предоставлен Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики
Написать комментарий
Понятное дело... воруют! Партия жуликов и воров что еще может делать???
Откуда Результаты? Если по словам В.В.Путина в планах Правительства РФ в основном совещания,заседания,рабочие группы (то есть болтовня), а не конкретные результаты: высокотехнологичные рабочие места,товары и услуги,достижение конкретные потребительских свойств... Это говорит о том, что там в основном собрались безответственные столоначальники,бюрократы (озабоченные собственными доходами и не имеющие личных результатов в практической хозяйственной деятельности), а не профессиональные управляющие развитием страны. Удивляет, что по заявлению министра регионального развития у правительства еще не сложилась концепция что делать с проблемами ЖКХ. Народ стонет от этих проблем, а тут полный штиль (дерьмократический стиль руководства).Как на кладбище, все спокойненько".