«Эффект ПТУ» в школьном образовании
Насколько российские школьники умнеют за год? От чего зависят высокие достижения в учебе? Какую роль играет семья в качестве образования? Какие науки наиболее чувствительны к школьному образованию? И что такое «эффект ПТУ»?
Чтобы сохранить потенциал математической школы, российское школьное образование должно вернуть России статус самой читающей страны. Такой вывод можно сделать из исследования экспертов «Центра мониторинга качества образования» Юлии Тюменевой и Юлии Кузьминой. Свое изучение вопроса российские эксперты провели, основываясь на результатах мониторинга среднего школьного и средне-специального образования, проходящего раз в три года в десятках стран мира.
В научной статье «Что дает год обучения российскому школьнику», опубликованной в журнале «Вопросы образования» (№ 1, 2013), российские исследователи оперируют данными Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за 2009 год. В фокусе авторов материала оказалась читательская грамотность как абсолютный показатель знаний и ее рост у 15-летних школьников.
«Эффект ПТУ»
Исследователи выяснили, что у данной категории учащихся в России уровень грамотности фактически не растет. На этом сказывается не столько школьное образование, сколько включение в конечный показатель данных по профессиональным училищам и колледжам. Именно они ухудшают общую картину и дают отрицательный эффект.
В 2009 году обнаружилось, что Россия по уровню читательской грамотности отстает от многих стран, традиционно не считающихся международными лидерами. Первое место по этому показателю заняла Канада (524 балла). Впереди России – Германия (497), Венгрия (494) и даже Словакия (477). Российские школьники набрали в среднем 459 баллов. Интересно, что Россия вместе с Канадой и Бразилией (412) попала в тройку стран, в которых социально-экономический статус никак не отражается на годовом приросте достижений учащихся (в терминологии PISA «грейд-эффект»).
Тем не менее, авторы настаивают на том, что неотделимыми компонентами оценки читательской грамотности по программе PISA оказываются возрастной опыт, учебная программа и домашняя среда. Все они прямо или косвенно влияют на уровень грамотности. Поэтому абсолютный уровень знаний в отличие от их прироста сильно зависит от социально-экономических факторов. Исследователи доказывают это на примере профессиональных училищ. Если 10-тиклассники в школах демонстрируют грейд-эффект в 26,6 баллов, то их сверстники в ПТУ показывают отрицательную динамику, что сводит общий эффект к нулю.
Неблагоприятный социально-экономический «багаж» учащегося минимально влияет на эффективность школьного образования в России благодаря позитивному эффекту на школьника со стороны группы сверстников. Однако в профессиональных училищах из-за высокой концентрации плохо успевающих учеников этот эффект пропадает. Возникает прямо противоположный «эффект ПТУ», который, согласно данным PISA, проявляется в профучилищах многих стран. Специалисты связывают это с тем, что профобразование воспроизводит социальное неравенство и отрицательно сказывается на получении новых знаний и умений.
Часть учащихся в российских школах, по мнению экспертов, испытывают трудности от осознания «семейного шлейфа» – тех негативных социально-экономических факторов, которые сопутствуют школьнику. Поэтому часть детей еще в средней школе начинает понимать свою образовательную траекторию с конечным пунктом в профучилище. Это негативно влияет на грейд-эффект, в результате чего он начинает рано снижаться и ребенок усваивает меньше знаний, чем он на самом деле мог бы.
Школьное образование и национальные достижения
Отсюда вытекает, что полное среднее образование дает более высокие возможности для получения высшего образования и последующего успешного трудоустройства. Однако, по утверждению авторов исследования, грейд-эффект 15-летних школьников в России напрямую зависит от достижений в предыдущих классах: чем выше уровень полученных знаний в младшей и средней школе, тем меньше прироста новых знаний в старших классах. Тем не менее, заключают авторы, школьное обучение повышает грамотность и делает вклад в национальные достижения.
Это происходит по части математики и чтения – наиболее чувствительных элементов обучения к ежегодному приросту знаний. Так, по крайней мере, их оценивает PISA в противовес естественным наукам, на которых дополнительный год обучения сказывается незначительно. Таким образом, результаты по математике среди российских школьников должны быть сопоставимыми с результатами по чтению и включены в уровень читательской грамотности. Соответственно, от общей грамотности школьников будет зависеть инженерно-конструкторский и информационно-технологический потенциал страны.
Пока Россия уступает ряду стран и находится намного ниже средней планки в 500 баллов. Но исследователи пишут, что кроме социально-экономических факторов эффект от обучения напрямую связан с практикой преподавания и профессиональной подготовкой учителей, а это уже относится к политике государства. Если оно хочет модернизировать промышленность и иметь инновационную экономику, оно должно улучшать систему школьного образования параллельно с социально-экономической действительностью.
Написать комментарий