SSJ-100: Через год после авиакатастрофы
Что произошло за год со дня авиакатастрофы, которая могла перечеркнуть будущее новой модели российского авиалайнера? В каком положении сегодня находится компания «Гражданские самолеты Сухого» и какие планы вынашивает?
Год назад в Индонезии во время демонстрационного полета первого гражданского самолета, выпущенного в современной России, произошла катастрофа: авиалайнер производства ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Suhoi Superjet-100 врезался в гору Салак на высоте 1,6 километра. Погибло 45 человек, 8 из которых были россиянами. Первые оценки этого происшествия сводились к непоправимому урону, который был нанесен отечественной гражданской авиации. Что произошло за этот год?
Причиной авиакатастрофы 9 мая 2012 года в Индонезии был признан человеческий фактор. Технических неполадок в новейшем российском самолете SSJ-100 установлено не было. Основываясь на выводах комиссии, расследовавшей причины крушения, некоторые эксперты ожидали, что оно никак не повлияет на заключение новых контрактов, а также на поставки по старым контрактам.
Однако за 2012 год ГСС не подписали новых контрактов и занимались исполнением обязательств по прежним договоренностям. Это может объясняться высокой производственной загруженностью ГСС. На 2 марта 2013 года компания построила 24 лайнера и два испытательных самолета. В 2013 году компания собирается поставить заказчикам 27 самолетов. При этом за 2012 год в ГСС выпустили всего 12 самолетов SSJ-100, которые были переданы авиакомпаниям ОАО «Аэрофлот» (6 самолетов), «Якутия» (2 самолета), SuperJet International (2 самолета), Sky Aviation (1 самолет) и в 2013 году один самолет был передан лаосской авиакомпании Lao Central Airlines. Большинство контрактов на SSJ-100 было подписано со странами Юго-Восточной Азии, СНГ и российскими авиалиниями.
Всего у компании есть 175 твердых контрактов. Сроки их исполнения не уточняются. Стоимость SSJ-100 в базовой комплектации по каталогу составляет 35,4 млн долларов и 36,2 млн в усовершенствованной виде Long Range. Первый вариант рассчитан на 75 кресел, второй – на 95. Соответственно, самолеты отличаются дальностью – стандартной и увеличенной (до 4578 км). Базовая конфигурация SSJ-100 должна была быть сертифицирована в 2008 году, но сроки сертификации были сорваны. В итоге в 2011 году самолет сертифицировал Межгосударственный авиационный комитет и Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2012 году. В ближайшее время ГСС планируют выпустить бизнес-версию самолета – Sukhoi Business Jet и сертифицировать модификацию SSJ-100 Long Range.
В компании заявляют о высокой рентабельности самолета. На сегодняшний день ГСС получает 80 процентов своей выручки с продаж SSJ-100. Тем не менее, чистый убыток компании за 2012 год вырос до 4,58 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом на 18,9 процента. Также выросла и краткосрочная задолженность – до 12,16 млрд рублей. Правда, в ГСС уже к 2015 году рассчитывают выйти на прибыль. Существующие финансовые сложности в ГСС объясняют контрактом с «Аэрофлотом», по которому авиаперевозчик получал 30 самолетов со скидкой в 38 процентов от каталожной цены (предположительно за 19 млн долларов). Кроме этого, армянская авиакомпания «Армавиа» сделала заказ на два самолета, но купила только один SSJ-100 за 20 млн долларов. Однако из-за финансовых трудностей вернула его обратно ГСС, не сняв с него финансовое обременение. Сегодня «Армавиа» проходит процедуру банкротства.
Теперь ГСС должны выкупить у «Аэрофлота» в 2013-2014 годах десять первых самолетов базовой комплектации, на восемь из которых пришлось 40 процентов всех поломок авиационного парка авиакомпании. Одновременно эти самолеты будут заменены на лайнеры full-версии. Основные претензии «Аэрофлота» сводились к системе кондиционирования воздуха и неисправностей в управлении. Новые модели будут иметь улучшенный салон, систему индивидуальной вентиляции для пассажиров и дополнительное количество туалетов. Выкупленные обратно десять самолетов будут переделаны под бизнес-версию SSJ-100. Пока ГСС испытывает сложности с новой моделью гражданского самолета, но эксперты уверяют, что это «младенческие» болезни, встречающиеся и у Boeing. Поэтому перспективы у SSJ-100 есть и определяются они большим количеством подписанных контрактов.
Написать комментарий