Актуальность плагиата в науке и политике
В последнее время вопросы научной и учебной честности вновь оказались в центре внимания общественности. Из Гарварда отчислили за списывание 60 студентов. Министр образования Германии лишилась ученой докторской степени и должности министра из-за обвинения в плагиате… А что происходит в России? Насколько актуальна сегодня проблема плагиата? Как использует ее наше правительство?
В последнее время вопросы научной и учебной честности вновь оказались в центре внимания общественности. Из Гарварда – одного из самых престижных вузов мира – отчислили за списывание 60 студентов. Министр образования Германии лишилась не только ученой докторской степени, но и должности министра из-за обвинения в плагиате. Председателя одного из диссертационных советов Московского педагогического государственного университета отстранили от должности, выявив многочисленные случаи защиты диссертаций, списанных с чужих работ. Насколько актуальна сегодня проблема плагиата? Как использует ее наше правительство? Есть ли разница в отношении к списыванию и плагиату в России и за рубежом?
Отвлекающий маневр
Борьба с плагиатом – замечательный способ продемонстрировать заботу о развитии науки и образования. Расследования, эмоции – все это призвано подтвердить необходимость реформ в этой сфере и отвлечь от очевидных результатов проводимой последние пару десятилетий целенаправленной политики по уничтожению этих самых науки и образования. Например, в лучших традициях российской власти принимать судьбоносные решения накануне праздника – чтоб народ не так сильно волновался по горячим следам – правительство "осчастливило" нас очередным "улучшением" системы образования.
30 декабря 2012 года Дмитрий Медведев утвердил очередной план мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Эта "дорожная карта" рассчитана до 2018 года. Согласно документу, в ближайшие годы число преподавателей в вузах в стране должно быть сокращено на 44%. То есть будет уволено 140 тысяч человек. Нагрузка оставшихся при этом возрастёт на 28%. В школах страны, исходя из того же документа, должно быть уволено 100 тысяч учителей. Нагрузка среднестатистического учителя – в количестве школьников, приходящихся на одного педагога – вырастет на 19%. По количеству часов в ставке она вырастет еще сильнее. О соответствующем росте заработной платы в документе не упоминается.
Вряд ли подобные меры будут способствовать повышению социального статуса и квалификации педагогов. Специалисты предсказывают новую волну оттока кадров из системы образования – по масштабам сравнимую с развалом эпохи 90-х. Провозглашенные установки полностью перечеркивают излюбленную песню Минобрнауки о внедрении индивидуального подхода к обучению и о том, что вузовские преподаватели должны заниматься наукой. Какая индивидуализация и какая наука при таком росте нагрузки?!
Обещание же повысить долю молодых учителей в школе, которое содержится в "дорожной карте" – заведомо невыполнимо, поскольку педагогические вузы планомерно стираются с карты России. В прошлом году примерно три десятка были "реорганизованы" до степени исчезновения. Ещё десятки числятся сейчас в Минобровском перечне "неэффективных вузов", то есть будут прикрыты в нынешнем году.
Резко снизится, согласно новому документу, и качество, и доступность образования. Во-первых, в общем числе студентов будет увеличена доля заочников, вечерников, дистанционников. Во-вторых, серьёзные вузы сохранятся только в столицах и ещё в двух-трёх крупнейших городах. Остальные будут реформированы до уровня техникумов – тем самым продолжится зачистка российской провинции, где у талантливой молодежи просто не будет никаких перспектив.
Но обо всем этом правительство лишний раз старается не упоминать. В его интерпретации все проблемы сводятся к существованию неэффективных вузов и школ – где списывают, выдают липовые дипломы и защищают липовые диссертации. Плагиат – отличное прикрытие для реформ и перетасовок. Как будто именно он губит науку и как будто раньше студенты не списывали, а липовых диссертаций не защищали. Или Минобрнауки внезапно прозрело?
Знать, иметь или казаться?
При этом проводимое "улучшение" образования как раз таки способствует и списыванию, и плагиату. Дрессировка на ЕГЭ убивает и любознательность, и умение (или хотя бы желание) мыслить. Человек, с юных лет приученный, что главное – не знания, а нужное количество баллов, гораздо более склонен заполучить нужный результат любой ценой – списав курсовую из Интернета, купив диплом или кандидатскую, а затем и докторскую. Тем более, что примеры подобного "успеха" у всех на виду: политики, бизнесмены, криминальные авторитеты – все почему-то считают получение научной степени лучшим способом повысить свое реноме.
Коэффициент "липы" напрямую зависит от КПД образования. Чем больше бесполезных и бессмысленных предметов – тем меньше мотивации их учить и тем больше соблазн списать. Впрочем, это вовсе не означает, что необходимо свести весь набор предметов к двум-трем обязательным. Высшее образование предполагает и расширение общего кругозора. Преподаватель, знающий и любящий свой предмет, найдет способ подать его интересно и задать вопросы на понимание материала, а не на цитирование учебника.
Однако в рамках заданной "дорожной карты" таких педагогов будет все меньше. Вместо вконец забюрократизированной "работы с учащимися" гораздо проще и прибыльней "оказывать помощь в написании курсовых, дипломов и диссертаций". Уже сейчас многие преподаватели подрабатывают этим в совершенно легальных Интернет-конторах, поскольку на одну преподавательскую зарплату прожить просто невозможно. Не исключено, что именно такие трудяги и помогали с написанием диссертаций многим нашим политикам и чиновникам. "Пока у нас в стране профессора получают 15 тыс. рублей, они всегда будут рады за 5 тыс. долларов написать диссертацию какому-нибудь чиновнику", - считает вице-президент Российской академии наук Геннадий Месяц.
Этот удивительный Гарвард
Российским вузам приводят в пример Гарвард как образец борьбы за академическую честность. Однако в разрекламированном случае с отчислением списавших студентов много неясностей. Оказывается, в этом вузе, одном из самых престижных в США и в мире, где за год обучения студенты платят в среднем около 63 тысяч долларов, есть курсы, по которым не требуется обязательного посещения лекций и семинаров. Интересно, зачем они тогда нужны, и какую долю они составляют в общей программе обучения.
Удивляет также внезапный всплеск списывания среди законопослушных американцев, которые "стучат" друг на друга при малейшем нарушении законов и норм. И вдруг сразу 125 списавших на одном курсе. В чем причина? Может, такое бывало и раньше, но никто не проверял? Может, не так уж честны гарвардские студенты? Или просто нужно было показательное дело?
Кстати, 63 тысячи долларов на дороге не валяются – студентов не отчислили, как сообщают большинство наших СМИ. Часть студентов отстранили от занятий на различные периоды времени – обычно это от двух до четырех месяцев – еще часть наказали испытательным сроком.
Плагиат в России и за рубежом
Очевидно, что обвинение в плагиате все шире используется в качестве компромата для неугодных политиков и чиновников – в основном, правда, за рубежом. Примечательно, что в той же Германии оно, похоже, не имеет срока давности. Министра образования Аннете Шаван "подвела" диссертация, защищенная в 1980 году.
В России срок давности для проверки диссертаций составляет три года. Сегодня, на волне борьбы с плагиатом Минобрнауки предлагает повысить его – правда, пока не известно, насколько. Заместитель академика-секретаря отделения историко-филологических наук РАН Валерий Тишков, например, призывает вернуть хотя бы десятилетний срок для апелляции.
В отличие от зарубежной практики, в нашей стране обвинения в плагиате страшны разве что для "нижнего звена". Изо всех заподозренных в плагиате от должности были отстранены лишь директор учебно-научного центра МГУ Андрей Андриянов и председатель одного из диссертационных советов МПГУ (шифр совета – Д 212.154.01 – отечественная история) Александр Данилов, который одновременно занимал пост заместителя председателя Всероссийской аттестационной комиссии по истории.
Плагиат в России служит поводом для расправы не с политиками и чиновниками, а с вузами. Как отмечают эксперты, начатая кампания по чистке диссертационных советов – это продолжение политики по механической чистке и установке иерархии в вузовской системе. Согласно планам министерства, важно срочно ранжировать вузы. Значительная часть из них должна заняться выпуском специалистов "среднего звена" – бакалавров. Меньшая часть (и только достойная) – научно-исследовательской работой. Со всеми вытекающими отсюда "диссертационными" последствиями.
Написать комментарий
Одна из форм борьбы с плагиатом - отменить прибавки доплат за них! Но в России этого никогда не будет! Личный опыт: В 70 годы прошлого столетия я работал на рабочих должностях в НИИ, заочно учился в ВУЗе. Добился, чтобы тематика моих исследовательских работ дублировалась в учебном процессе. Студентом предсказал пути развития инструментов в обрабатывающих производствах, обосновал это диалектически (см. Научные проблемы современного мира и их решения, сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 08 октября 2013 г, изд. ВОИР, Липецк 2013. До сих пор не остепенен. Одна из причин - коррупция при защите диссертаций. Значимость моих разработок оценена в 2011 г. Золотой медалью в Тайпее, Тайвань. В 2010 г Золото получили МИСиС, в 2012 г. - СТАНКИН. Уровень разработки сверхвысокий! Но за эту награду, как за свои научные успехи отчитался ЮУрГУ, где я на пенсии подрабатывал лаборантом. Этого хватило вузу ее присвоить как свое достижение! В ответ на мое возмущение и жалобы во все инстанции стали прессовать. Сегодня начинающий доцент С.Д. Сметанин, которого я привлек к тематике в открытую обвиняет меня в плагиате. Утверждает, что он меня перерос. Но я с 80 -х годов свои теоретические исследования фундаментальных основ не публиковал сознательно. Как частный случай, в 70 годы я теоретически просчитал силы резания на бумаге и подтвердил это экспериментально. Сходимость составила от 15 до 200% , что для студента было достаточно для защиты дипломной работы. Сущность исследований - силы резания препятствуют износу режущих инструментов и это естественный природный процесс. Много жуликов и воров (другие эпитеты неуместны) пытались и пытаются присвоить и теоретические и практические результаты работ. Мой ответ жуликам размещен на сайте www.equipnet.ru/interview/hi-teah/hi-tech_137.html . России новации не нужны, необходима только возможность иметь любыми путями незаконные поборы.
Ответ на вопрос Dasemen от 26.02.2013 13:01: «…что можно сделать, когда знаешь, что человек не сам писал диссертацию, а заказал?» На днях на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК) В.М. Филиппов заявил: «…если поступает сигнал о необходимости проверки диссертации, то ВАК обязан реагировать. Мы должны отвечать, создавать комиссии и т.д.... не надо прятать голову в кусты в этом отношении, а срочно создать комиссию и предавать подобные факты гласности». Ранее в таком же духе высказывался и бывший председатель ВАК М.П. Кирпичников. К сожалению, подобные высказывания руководящих чиновников предназначены исключительно для прессы и никак не корреспондируются с практической деятельностью давно уже скомпрометировавшей себя научно-бюрократической конторы под названием ВАК, которая открыто потворствует мошенникам от науки. (Кстати, предыдущий председатель ВАК недавно был уличен в крупном мошенничестве и арестован). Характеризуя экспертные советы ВАК, В.М. Филиппов признал, что «в некоторых случаях это еще и хорошая кормушка» http://www.profile.ru/article/korolito-golye-kak-minobrnauki-budet-borotsya-s-fiktivnymi-dissertatsiyami-74880 Об игнорировании ВАКовскими чиновниками обращений по поводу диссертационного мошенничества свидетельствуют многие члены научного сообщества. Ученый-медик проф. В.В. Власов: «Опыт обращений в ВАК в связи с прохождением в диссертационных советах конкретных диссертаций, построенных на фальсификации и плагиате, или просто имеющих ничтожное научное содержание, говорит, что ВАК просто не отвечает на такие обращения и не реагирует на них». Академик ВАСХНИЛ Б. Маслов: «Я посылал в ВАК четырежды мотивированные заявления о негодных докторских диссертациях по мелиорации и водному хозяйству, переполненных плагиатом… Никакой реакции ВАК и минобра не последовало, и даже не соизволили ответить заявителю». А вот откровенное признание члена экспертного совета ВАК член-корр. РАН Трещева Д.В.: «Практика показывает, что остановить диссертацию, признать её негодной совершенно невозможно. Потому что на более высоких уровнях в ВАКе этот процесс тормозится. И к нам в экспертный совет эта диссертация постоянно возвращается до тех пор, пока люди не устанут, не сдадутся и не признают её… на моей практике я что-то не припомню, чтобы мы взялись за признание диссертации не удовлетворяющей требованиям ВАК, и довели это дело до конца» http://dis.finansy.ru/a/post_1323757026.html В полном соответствии с этим хорошо отработанным ВАКовским сценарием развивается и ситуация вокруг одной диссертационной аферы, изложенная на сайте http://maxpark.com/user/1220335144/content/643159 Ожидать от чиновников положительного решения проблемы диссертационного плагиата не приходится уже по той банальной причине, что «коррупция на уровне тех, кто готовит работы, тех, кто апробирует, тех, кто утверждает, очень большая» (чл.-корр. РАО Куцев Г.Ф., Образование и наука, 2008. № 5, с. 18.).
Скажите, а что можно сделать, когда знаешь, что человек не сам писал диссертацию, а заказал??? Для повышения по службе...Но сам не достоин носить звание доктора наук и просто позорящий его??
«Есть ли разница в отношении к списыванию и плагиату в России и за рубежом?... В отличие от зарубежной практики, в нашей стране обвинения в плагиате страшны разве что для "нижнего звена". Практика показывает, что даже и для «нижнего звена» обвинения в плагиате, как правило, не страшны. Диссертационное мошенничество – сегодня это устоявшаяся практика. Недавно на сайте http://osdm.org/blog/2012/04/14/392/ сообщалось о беспрецедентном случае вызывающе наглого группового диссертационного мошенничества. На этом сайте приведено несколько таблиц сравнения текстов, из которых следует, что в каждой из 4-х защищенных плагиаторских диссертаций (1 докторская и 3 кандидатских) большие разделы представляют собой дословно переписанные одни и те же тексты из кандидатской диссертации Т.П. Македонской. Из авторефератов, размещенных в интернете, следует, что все четверо обладателей ученых степеней защищали свои плагиаторские диссертации в диссовете Д 208.041.02 при Московском медико-стоматологическом университете (МГМСУ). ВАК в очередной раз привычно продемонстрировала толерантное отношение к диссертационному плагиату и никак не отреагировала на этот случай откровенного диссертационного шулерства. И вообще, станет ли он предметом официального расследования – большой вопрос, поскольку в диссертационной сфере давно уже сформировалась устойчивая система отношений, провоцирующих коррупционное поведение.
А проверьте диссертации наших политиков,начиная с премьера.Замечу,диссертации в гуманитарной сфере в России, отвечающие предъявляемым "Положением" требованиям, явление редкое.