Всему Хюндай
Сегодня, 26 декабря 2012 года, в Китае открыли самую длинную в мире высокоскоростную железную дорогу Пекин-Гуанчжоу. Протяженность пути составила 2298 км. Сообщается, что поезда будут ходить по этому маршруту со средней скоростью 300 км/ч и перевозить людей из пункта А в пункт Б за 8 часов вместо 22, как это было прежде. Нечто похожее пытались сделать в России, Казахстане и на Украине. В чем разница?
Сегодня, 26 декабря 2012 года, в Китае открыли самую длинную в мире высокоскоростную железную дорогу Пекин-Гуанчжоу. Протяженность пути составила 2298 км. Сообщается, что поезда будут ходить по этому маршруту со средней скоростью 300 км/ч и перевозить людей из пункта А в пункт Б за 8 часов вместо 22, как это было прежде. Инфраструктурный бум второй экономики мира продолжается, не говоря уже о сопутствующей модернизации.
Однако это не значит, что Китай абсолютно самодостаточен и мог бы в одиночку справиться с модернизацией страны при наличии инвестиций. Необходимую технику китайцы закупают у иностранных производителей, но странным образом им удается делать это в разы дешевле, чем российским перевозчикам. В 2010 году было показательно, что Китай закупил сто поездов Siemens Ice за 750 млн евро, а Россия в 2006 году восемь Siemens Velaro за 276 млн евро без учета технического обслуживания, которое обошлось еще в 354,1 млн евро за 30 лет.
На подготовку железнодорожных путей к скоростному движению Россия потратила дополнительно $9 млн. В 2010 году «Сапсаны» начали курсировать по направлениям Петербург-Москва и Москва-Нижний Новгород. Как выяснилось, Siemens поставляют отменную технику, исправно работающую не только в Китае, но и в условиях российских морозов. Особых происшествий за годы эксплуатации зарегистрировано не было. Но нельзя сказать то же самое об Украине и Казахстане: две постсоветские страны вынуждены так же по не менее высоким ценам закупать передовую технику за рубежом.
К футбольному чемпионату Евро-2012 Украина закупила десять скоростных поездов у компании Hyundai за $307 млн. Правительство рассматривало так же предложения от Alstom, Siemens, Skoda и отечественного производителя Крюковского вагоностроительного завода. Но еще в 2009 году экс-премьер Юлия Тимошенко подписала меморандум о намерениях с Hyundai, поэтому выбор был предопределен, несмотря на то, что к моменту сделки она лишилась должности.
Но сразу после поставки восьми составов обнаружилось, что южнокорейская техника ненадежна. Поезда опаздывали из-за мелких поломок прямо во время футбольного чемпионата. Это вызвало шквал критики в отношении правительства со стороны СМИ. Министр инфраструктуры Украины Борис Колесников усматривал в этом кампанию против скоростных поездов. Потребители были не в восторге не только из-за постоянных задержек, но также критиковали цены и планы сделать все дневные рейсы скоростными.
Видимая модернизация железнодорожного сообщения на Украине чуть было не подняла стоимость пассажирских перевозок, которые на 70% дотируются за счет частных грузовых. Стоимость билета на Hyundai колеблется от 300 гривен (1144 руб.) до 500 (1907 руб.), тогда как обычный билет второго класса в пределах Украины по тем же направлениям стоит не более 500 руб. Для жителей Украины новые поезда были слишком дорогими.
После наступления зимы поезда Hyundai стали регулярно ломаться. 12 декабря из строя вышло два состава, а 14 декабря пришли в неисправность сразу четыре. При поломке в вагонах прекращался обогрев, и проводники взвинчивали цену за горячий чай. Так, 17 декабря поезд Донецк-Киев простоял три часа недалеко от станции Лозовая. Пассажиры буквально продрогли в южнокорейском поезде. Часто поезда не могли отправиться с вокзала и, не компенсируя разницу, пассажиров пересаживали в обычные составы.
20 декабря Министерство инфраструктуры Украины распространило письмо руководства Hyundai, в котором было сказано, что зимой все виды транспорта выходят из строя, а холода на Украине покажут компании, как она может усовершенствовать свою технику. Но, похоже, с Hyundai на Украине покончено. «Можно было не везти их (поезда Hyundai – прим. ред.) пароходом в Одессу, а прогнать по Транссибу, – прокомментировал ситуацию Борис Колесников, не попавший в новый кабинет министров. – Это было бы испытанием для них, и все эти болячки вылезли бы. Но это с нас ответственности не снимает, и остается только извиниться».
Странным образом оказалось, что с постсоветскими условиями южнокорейская техника нового поколения категорически не согласуется. Тем временем в 2012 году на Украине отмечается резкое снижение ВВП. В частности, падает экспорт, опирающийся на металлургию и транспортное машиностроение. С 2009 года он впервые снизился на 2%. Между тем предложение на поставку поездов отечественного производства с самого начала отмели. Колесников весьма неточно объяснил выбор в пользу Hyundai тем, что при разнице в стоимости равной 10% (Hyundai – $29 млн, Крюковский завод – $26 млн) Крюковский завод не справился бы с поставкой, так как произвел к назначенному сроку всего один состав. Данная информация многими оспаривается.
Под многочисленными спорами и байкотированием пассажирами скоростных поездов Hyundai подвел черту Виктор Янукович, выступивший с патриотических позиций. «Почему, имея собственный прототип скоростного поезда, средства вкладывали не в налаживание своего серийного производства, а в приобретение импортной техники? Что, нам не было понятно, что эта техника не приспособлена к нашим условиям эксплуатации до конца?» – сказал президент Украины.
Здесь можно было бы сделать пессимистичный вывод о том, что постсоветское пространство когда-то по разным причинам, но в первую очередь по климатическим, своеобразно освоенное в плане инфраструктуры обречено на отечественных производителей, которые не идут в ногу с прогрессом. Но иск от руководства метрополитена Алма-Аты в адрес Hyundai Rotem, поданный в ноябре этого года, говорит больше о череде неудач южнокорейской компании. Известно, что руководство Hyundai не признавало поломку состава 2 ноября и отказывалось предоставить техническое обслуживание по гарантии.
Если вернуться к китайскому чуду и немного отойти от неурядиц в постсоветских странах, то можно порадоваться за Поднебесную, которая к 2020 году построит 16 тыс. км высокоскоростных дорог. Возможно, по этим путям побегут немецкие поезда Siemens, купленные по выгодным контрактам, а само открытие железнодорожного сообщения, скорее всего, приурочат к идеологически выверенной дате. Скоростную ветку Пекин-Гуанчжоу запустили в годовщину со дня рождения китайского лидера Мао Цзедуна, который родился в этот день в 1893 году.
Написать комментарий
307.000.000 $ и нас ещё считают 3 страной мира!!! В третих странах мира такой расход состоит в лучшем случае за 5 лет! И не навсякие безделушки, без которых можно было и обойтись!!!!!!!!!!!!!!!!!
Он не может даже туалеты бесплатные наладить.