Потенциал открытого правительства
Как воспринимать новость о требовании ряда американских штатов предоставить им независимость от государства? В общем и целом выхода из состава США потребовали 45 штатов. Возможным это стало благодаря проекту We the people, который можно смело считать воплощением идеи открытого правительства. Какой же вывод можно сделать о пользе такой формы правительства?
В новостных лентах российских изданий на этой неделе прошла новость о требовании ряда американских штатов предоставить им независимость от государства. В общем и целом выхода из состава США потребовали 45 штатов. Возможным это стало благодаря проекту We the people, который можно смело считать образцом воплощения идеи открытого правительства, но, конечно, не без изъянов и перегибов.
На сайте Белого дома с сентября 2011 года работает форма для подачи петиций на рассмотрение правительства, называющаяся We the people («Мы народ» – первые слова вступления конституции). Это примерно то, о чем грезят министр открытого правительства Михаил Абызов и премьер Дмитрий Медведев. Ресурс своей новизной и кажущейся близостью недосягаемого для простого гражданина правительства поначалу вызвал взрывной интерес в американском обществе. На первых порах даже пришлось спешно переписывать изначальные правила, которые гласят, что подать петицию может любой зарегистрировавшийся пользователь, являющийся резидентом США. Далее он своими силами должен получить 150 подписей зарегистрированных в системе пользователей для того, чтобы его петиция была доступна для всеобщего обозрения. Последующий механизм выглядел так: если документ в открытом доступе собирает за один месяц 5 тыс. подписей, он направляется на рассмотрение правительства.
Но уже в первую неделю из-за поднятой шумихи в прессе на сайт поступило более 7 тыс. петиций, 30 из которых правительство должно было рассмотреть. Поэтому в октябре правила пришлось сильно ужесточить – теперь пороговой для рассмотрения правительством петиции стала цифра 25 тыс. подписантов. Тем не менее, в первый месяц правительство решало вопросы по 81 петиции. За прошедший год собралось более 50 тыс. обращений. Все это, естественно, сказалось на отношении чиновников – они стали выдавать откровенные отписки и разводить пустозвонную демагогию. Но и большинство обращений по законам общения в Интернете можно считать чистой воды троллингом: люди призывают правительство раскрыть секретные данные по высадке инопланетян на Землю, хотят непременно узнать секреты кухни Белого Дома и, наконец, предлагают лишить сепаратистов гражданства, а затем депортировать их куда подальше.
Нужно признать, открытого правительства, на которое надеялись российские коллеги, в США не получилось. С августа форма подачи петиций на сайте практически не была востребована. Статистика показывает, что за последний месяц лета по всем правилам ответа удостоилась 1 петиция, в сентябре 2, в октябре 13. Отличился ноябрь с предвыборными настроениями до 6 ноября и реваншистским рвением после – более 100 обращений. Ровно половина из них состоит из прошений о независимости того или иного штата. Другая часть – требования пересчета голосов и отмены программ, за которые Барак Обама ненавистен республиканскому электорату. Например – реформа здравоохранения, принуждающая делать страховые взносы и взимающая штрафы за неповиновение. Есть мнение, что этот всплеск и забрасывание правительства петициями осуществляется сторонниками Митта Ромни. Но он может иметь и стихийную природу – недовольных результатами выборов слишком много.
Прошедшие выборы президента США раскололи и поляризовали американское государство на два лагеря – консервативных республиканцев и социально озабоченных демократов. 72% голосов на выборах принадлежало белым американцам. Из них 59% проголосовало за Ромни и 39% за Обаму. Интересно сравнить это с черным населением (13% от общего числа голосовавших), среди которого Обама получил 93% голосов, и с латиноамериканцами (10%), отдавшими 71% голосов в пользу Обамы. Возможно, ошибкой Ромни было мобилизовать радикально настроенных американцев запретом на аборты и невмешательством в политику штатов. В итоге Обама получил 55% женских голосов и 70% голосов атеистов. За Ромни свои голоса отдали белые мужчины, католики и евангелисты. И вот теперь всем этим людям нужно смириться с тем, что государство будет заботиться о бедных и сирых, предоставлять им образование и медицинскую помощь. Патернализм, который приветствуется в России с сырьевым бюджетом или во Франции, где 9 млн трудоспособных граждан сидят на пособии по безработице, а работающие люди отчисляют солидарный налог в размере 25% от зарплаты, в США у большинства населения вызывает изжогу. Чернокожий Бара Обама во главе США – это не столько выражение толерантности и равенства, сколько икона для всех тех, кто не улавливает сути американской свободы и нуждается в том, чтобы о нем позаботилось государство за счет налогов белого населения.
Такого накала страстей до консерватора Джорджа Буша, заложившего текущий раскол дефицитом бюджета и вмешательством в социальный сектор, в новейшей истории Америки еще не было. Накопившееся недовольство республиканцы демонстрируют тем, что прибегают к своей излюбленной истерической выходке – в лице отдельных «республиканских» штатов они грозятся выйти из состава государства. Подливает масло в огонь и то, что, к примеру, Техас – республиканская Мекка – давно известен своими сепаратистскими наклонностями и самостоятельно считается 15-ой экономикой в мире. Кроме этого у Техаса были особые условия вхождения в состав США в 1845 году, когда он стал 28-м штатом, перестав быть независимой республикой.
Как бы то ни было, зафиксированный демарш на сайте открытого правительства США не стоит воспринимать всерьез, даже несмотря на то, что под петицией о выходе Техаса из состава США было собрано 100 тыс. подписей. Таким образом республиканцы всего лишь выпускают пар. Ведь перед партией стоит большая проблема – как на следующих выборах вести себя и взять власть в свои руки при меняющемся в стране раскладе в угоду цветных. Конечно же, российские СМИ не интересует второй план и специфика общения в Интернете. Сплясать на костях и опрометчиво позлорадствовать всегда проще. Между тем российскому правительству нужно задуматься об уроках американской демократии. В частности о полезности, необходимости и потенциале открытого правительства. Сибирь вполне себе российский Техас.
Написать комментарий