В.Гаевский: перспективное развитие отдельных регионов иногда оказывается не скоординированным
В конце октября в Санкт-Петербурге прошел ХI Общероссийский Форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Редакция «КС» обсудила важность региональных стратегий развития с заместителем министра регионального развития РФ Валерием Гаевским. На каком уровне сейчас находится стратегическое планирование? Какие проблемы есть в этой области?
Валерий Вениаминович, Ваше мнение о необходимости разработки региональных стратегий развития. Сколько их уже есть? Насколько они необходимы, как помогут регионам? Может, есть смысл создавать подобные программы на несколько соседствующих регионов?
В настоящее время стратегическое планирование осуществляется на различных уровнях власти путем разработки и реализации концепций, доктрин, стратегий, программ и схем развития отдельных отраслей экономики, сфер жизнедеятельности и территорий.
Однако отсутствие единой системы государственного стратегического планирования регионального развития существенно ограничивает осуществление мероприятий региональной политики в РФ.
Для решения этой проблемы подготовлен законопроект о стратегическом планировании, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. К настоящему времени практически во всех субъектах Российской Федерации сформирован комплекс официальных документов по стратегическому развитию регионов. Это список включает в себя:
стратегии социально-экономического развития субъектов РФ;
схемы территориального планирования субъектов;
программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период;
целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов;
А также другие документы, решение о разработке которых принято высшим должностным лицом субъекта РФ либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
К сожалению, перспективное развитие отдельных регионов иногда оказывается не скоординированным. Документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации зачастую разработаны на основе разных методических подходов, утверждены на различные сроки, имеют разный масштаб действий и разную глубину детализации. Это, безусловно, является существенным недостатком стратегического планирования на региональном уровне и требует пристального внимания со стороны органов государственной власти.
В этой связи, документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации в обязательном порядке должны согласовываться между собой, прежде всего, на уровне федеральных округов, а также соответствовать документам стратегического планирования федерального уровня. Например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов), стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы.
Позиция Минрегиона России заключается в том, что документы, разрабатываемые на региональном уровне должны учитываться при подготовке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований. В свою очередь, документы стратегического планирования Российской Федерации должны формироваться с учетом стратегий развития территорий.
Основной целью разработки стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) является детализация для уровня федерального округа (макрорегиона) целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и обеспечение согласованности с данными целями и приоритетами стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа (макрорегиона), а также стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы.
Эти документы нацелены на взаимную согласованность и обеспечение непротиворечивости мер и инструментов государственной поддержки регионального развития.
Кроме того, стратегии федеральных округов и макрорегионов призваны стать механизмом координации в территориальном и временном разрезах мероприятий, стратегий и программ развития отдельных секторов экономики и социальной сферы, стратегиями развития субъектов Федерации, инвестиционных программ естественных монополий. При разработке стратегий также возникают условия для разработки и реализации межрегиональных проектов развития.
В настоящее время Правительств Российской Федерации уже утвердило стратегии социально-экономического развития всех федеральных округов.
Следует отметить, что в системе стратегического планирования особые меры государственного регулирования применяются как к геополитически важным (Дальний Восток, Арктика, Северный Кавказ), так и к проблемным субъектам Российской Федерации, которые не могут самостоятельно преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития.
Материалы по теме
Регионы и действующая экономическая политика России
Региональные стратегии и инвестиции
В настоящее время стратегическое планирование осуществляется на различных уровнях власти путем разработки и реализации концепций, доктрин, стратегий, программ и схем развития отдельных отраслей экономики, сфер жизнедеятельности и территорий.
Однако отсутствие единой системы государственного стратегического планирования регионального развития существенно ограничивает осуществление мероприятий региональной политики в РФ.
Для решения этой проблемы подготовлен законопроект о стратегическом планировании, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. К настоящему времени практически во всех субъектах Российской Федерации сформирован комплекс официальных документов по стратегическому развитию регионов. Это список включает в себя:
стратегии социально-экономического развития субъектов РФ;
схемы территориального планирования субъектов;
программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период;
целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов;
А также другие документы, решение о разработке которых принято высшим должностным лицом субъекта РФ либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
К сожалению, перспективное развитие отдельных регионов иногда оказывается не скоординированным. Документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации зачастую разработаны на основе разных методических подходов, утверждены на различные сроки, имеют разный масштаб действий и разную глубину детализации. Это, безусловно, является существенным недостатком стратегического планирования на региональном уровне и требует пристального внимания со стороны органов государственной власти.
В этой связи, документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации в обязательном порядке должны согласовываться между собой, прежде всего, на уровне федеральных округов, а также соответствовать документам стратегического планирования федерального уровня. Например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов), стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы.
Позиция Минрегиона России заключается в том, что документы, разрабатываемые на региональном уровне должны учитываться при подготовке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований. В свою очередь, документы стратегического планирования Российской Федерации должны формироваться с учетом стратегий развития территорий.
Основной целью разработки стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) является детализация для уровня федерального округа (макрорегиона) целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и обеспечение согласованности с данными целями и приоритетами стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа (макрорегиона), а также стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы.
Эти документы нацелены на взаимную согласованность и обеспечение непротиворечивости мер и инструментов государственной поддержки регионального развития.
Кроме того, стратегии федеральных округов и макрорегионов призваны стать механизмом координации в территориальном и временном разрезах мероприятий, стратегий и программ развития отдельных секторов экономики и социальной сферы, стратегиями развития субъектов Федерации, инвестиционных программ естественных монополий. При разработке стратегий также возникают условия для разработки и реализации межрегиональных проектов развития.
В настоящее время Правительств Российской Федерации уже утвердило стратегии социально-экономического развития всех федеральных округов.
Следует отметить, что в системе стратегического планирования особые меры государственного регулирования применяются как к геополитически важным (Дальний Восток, Арктика, Северный Кавказ), так и к проблемным субъектам Российской Федерации, которые не могут самостоятельно преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития.
Материалы по теме
Регионы и действующая экономическая политика России
Региональные стратегии и инвестиции
Написать комментарий