Национальные богатства и бизнес с двойным дном
Сложившаяся экономическая модель, в которой отсутствует система контроля и оценки деятельности бизнес-организаций, несет в себе угрозу национальной безопасности и непосредственно отражается на состоянии российских национальных богатств. Какие схемы используют российские предприниматели для прикрытия личного обогащения за счет вывоза национального богатства страны?
В нашей стране сложилась странная ситуация. Самая богатая страна мира (по существующим оценкам, на каждого россиянина приходится примерно 400 тысяч долларов национального богатства), по сути – бедная.
И причиной такого несоответствия является не только «сложившаяся система», то есть уже традиционное воровство, коррупция, уплата налогов и пошлин по частичным схемам, оффшоры, толлинг и прочее. И даже не прямая зависимость всего этого от нелояльности к собственной стране некоторых политических сил и не ориентированного на свою страну топ-менеджмента. А отсутствие «нужной системы», т.е. системы контроля деятельности бизнес-организаций (коммерческих структур), оценки их деятельности через призму национальных интересов, отсутствие необходимого законодательства, оказывающего национально-ориентированное влияние на бизнес-интересы предпринимателей.
О необходимости такой «системы» говорит практический опыт, а также наличие угроз политико-экономического характера, о которых пока как-то не принято говорить. Первая угроза − это наличие коммерческих структур типа фирм с так называемым двойным дном. Бизнес-процессы в них организованны таким образом, что основной доход они получают от скрытого бизнеса («нижнего дна»); с доходов «нижнего дна» не производятся никакие отчисления в бюджет. Скрытый бизнес (бизнес «нижнего дна») прикрыт параллельным официальным бизнесом; именно с него платятся налоги, различные отчисления, создаются рабочие места. Это, как правило, менее значимый бизнес и он существует до тех пор, пока получается извлекать прибыль из теневого бизнеса.
Вторая угроза состоит в том, что бизнес-интересы подавляющего большинства предпринимателей и чиновников-бизнесменов не учитывают в своей деятельности интересы страны. Приведу примеры из собственной практики.
«Лизинговая схема» и титан
Обратились ко мне знакомые юристы, представляющие интересы одной крупной западной компании в странах СНГ, с запросом осуществить поиск утраченного этой компанией имущества – 75 большегрузных автомобилей с полуприцепами, переданных одной украинской компании. Техника поставлялась через оффшорную американскую фирму в виде кредита, потом вносилась в уставный фонд украинской компании, после чего украинская компания должна была оформить их как залог западной компании. Одним словом схема. Все «свои» договорились. Только и предают как обычно «свои». Случилось такое и в тот раз.
Прошел примерно год, и генеральный директор подставной американской фирмы, являющийся по совместительству и генеральным директором украинской компании, решил выйти из состава учредителей и заодно прихватить оплаченную на 30% технику. Обратился в местный суд, получил решение суда в свою пользу, вывез данные автомобили и полуприцепы с территории Украины в виде возврата иностранной инвестиции. Естественно, не известив представителей западной компании и не заплатив оставшихся денег. Потом оформил договор с другой оффшорной фирмой и уже за переделами Украины все транспортные средства проходили как собственность панамской компании. Ущерб западной компании составил 3954000 евро.
Юристы западной компании пытались принять возможные меры. Инициировали возбуждение уголовного дела, объявили автомобили в розыск на территории Украины. Но удалось задержать только четыре сцепки в Литве. Следы остального транспорта терялись.
Обратились к нам. Мы съездили в Киев, затем в Вильнюс, проехав по всему маршруту «схемы» и выяснив, что данные большегрузные автомобили и полуприцепы вывозились по документам с Украины в Панаму через Литву, но до Литвы не доехали, а оказались в России. Частично остались в Московском регионе, частично в других регионах Российской Федерации, переходя от владельца к владельцу. В Москве осел и бывший директор украинской фирмы, у которого в Москве оказалось несколько подконтрольных фирм, связанных с бизнесом по грузоперевозкам.
Мы свою работу выполнили, однако, интересней всего оказалась причина, из-за которой возникла эта афера. Вся техника поставлялись украинской компании для осуществления международных грузовых перевозок и экспедирования грузов. Компанию курировал лично один из влиятельнейших политиков сегодняшней Украины. А вот основным видом деятельности (бизнесом «нижнего дна») предполагалось осуществление поставок титана из России на Запад посредством грузоперевозок компании. Но с января 2005 года Российская Федерация взяла под контроль производство, вывоз и продажу титана, соответственно перекрыв и канал бесконтрольного вывоза титана за границу. В связи с этим и отпала у данных бизнесменов необходимость в этой грузовой технике, и её содержание стало для них убыточно. Для таких компаний бизнес без двойного дна – это не бизнес, а так – пустая трата времени. Ну, а для национальных интересов самое главное – чтобы законодательные меры со стороны государства не обернулись лишь сменой кураторов подобного бизнеса.
«Поставщик» и вектор деятельности
Со склада одной московской компании похитили большое количество электротехнических изделий. Как считалось, под «чистую» была украдена целая автомобильная фура товара, завезенного на склад накануне выходных. Дело представлялось так – злодеи подъехали на грузовике к складу, взломали замок задней двери, вошли, отключили сигнализацию, загрузили пришедший товар (при наличии на складе и другого товара) и все увезли в неизвестном направлении. Пропажа обнаружилась в понедельник, но, как оказалось, ни следов, ни свидетелей, никто ничего не видел, хотя рядом располагался автосервис, а там охранник дежурит круглые сутки. Понесенный ущерб оценивался в 300000 долларов США. По факту пропажи возбудили уголовное дело.
Прошло полгода, однако ясности в этом деле больше не стало. Обратились к нам. У нас сразу возникли сомнения в том, что данная кража была вообще. Подошли к этому вопросу по-другому – не стали искать, кто украл товар, а отмотали расследование назад, начали с прихода товара. Подняли документы прихода. Выяснилось, что по документам, прихода товара в этот день не было. Предприниматели оказались в недоумении, этого они не ожидали. Начали оворить о том, что, наверное, был украден приход не этого дня, а другого. Пришлось поднять документы прихода за месяц, сделать сводную таблицу. Оказалось, что по совокупности месячного прихода позиции пропавших изделий составляют только 1,5%. Встал вопрос – что же пропало? По документам выходило, что ничего.
В итоге выяснили, что кражи товара со склада не было. Имела место её инсценировка, организованная исполнительным директором этой компании, у которого были на то свои причины и осуществленная начальником этого склада. Фактически не было и приходов, а имело место только хождение и проводка документов. Попутно вскрылась кража, осуществленная с этого склада двумя годами ранее, которая тогда не была раскрыта. Однако генеральный директор и совладельцы компании признавать это не спешили.
История не закончилась. Прошел год и этой компании предложили на реализацию электротехнические изделия похожей номенклатуры с существенным дисконтом. При покупке они опознали в нем «свой» пропавший товар и изъяли его у коммерсантов с помощью милиции, в рамках того же уголовного дела. Известили и нас. Однако при сравнении документов несовпадение по позициям найденного и похищенного товара составляло 85%. В количественном отношении по некоторым позициям нашли даже больше, чем пропало. Выходило опять не то. В дальнейшем выяснилось, что «найденный, изъятый» товар был скуплен коммерсантами на таможне оптом и то, что они продавали, было только 20% от первоначальной партии.
Но все же необычным оказалось не это, а всплывший бизнес «нижнего дна» данной компании. Так, официальной деятельностью фирмы считалась поставка электротехнических изделий из Германии, а вот неофициальной оказался вывоз золота и платины с Урала на Запад под прикрытием этой фирмы. Оказалось, что настоящий (с точки зрения дохода) бизнес-процесс заключался не в поставках, а в вывозе! То есть в другом векторе направленности, в котором вреда российским национальным интересам в разы больше, чем пользы. И который, как у нас почему-то заведено, курировал один из чиновников, призванный оберегать интересы государства и общества.
Переориентация бизнеса
На производстве, специализирующемся на выпуске ювелирных изделий, происходили непонятные вещи. Продукция предприятия имела хороший спрос, производство располагало необходимыми мощностями, но объём выпускаемой продукции составлял 25% от возможностей предприятия. Имелось деловое противостояние управленцев завода и московского отдела продаж.
На самом заводе корень всех бед видели в низкоэффективной работе московского отдела продаж, который не реализовывал продукцию завода в необходимых объёмах, часто заказывал на производстве неликвидную продукцию, создавал дебиторскую задолженность, в результате чего не хватало оборотных денежных средств. В московском же офисе считали, что их уровень продаж тормозит плохая работа завода, несвоевременность выполнения заводом заявок, а также несвоевременное снабжение предприятия металлом, из-за чего не удается сформировать плановые заказы.
В ходе работы мы выявили во всей структуре (и завода, и отделов продаж) несколько проблем в сфере экономической безопасности. Одна крылась в организации работы производства, другая состояла в том, что заместитель директора по производству не был заинтересован в развитии этого завода, так как в своей деятельности он ориентировался на интересы конкурентов – не бесплатно, конечно.
Недостатки устранили. Однако на удивление многим вместо развития, загрузки имеющихся мощностей, дальнейшего расширения сбыта и т.д., собственники приняли решение о так называемой оптимизации производства, которая заключалось в сокращении рабочих мест, снижении объемов выпускаемой продукции, сворачивании контактов с некоторыми контрагентами, отказе от опробованных схем успешной работы с клиентами. Сотрудники предприятия пребывали в недоумении, в голове у них не хотело укладываться то, что бизнесмены, организовавшие и наладившие свой бизнес, не хотят развивать его, отказываются от достигнутого положения на рынке. И это притом, что предприятие, по сути, являлось филиалом крупной холдинговой компании одной из стран СНГ, за спиной которой просматривалось «дальнее» зарубежье. Было неясно, какая «невидимая рука» может помочь успешной работе предприятия.
Случай приоткрыл завесу этой тайны. Выяснилось, что фирма переориентировалось в деловом приоритете. Теперь предприятие должно было работать для прикрытия другого бизнес-процесса (бизнеса «нижнего дна»), сутью которого являлся вывоз российских алмазов за границу!
С «невидимой рукой» все стало ясно. Ведь без прицела на российские национальные богатства заниматься развитием официального бизнеса хлопотно и неинтересно – не тот доход. Надо создавать дополнительные рабочие места, платить заработную плату, хоть частично, но платить налоги, отчисления в различные фонды, думать о проблемах граждан, которые на тебя работают. Одним словом нести лишние затраты. Всегда лучше обогащаться за счет той страны, которая позволяет это делать, добросовестно платя налоги в бюджет другой. Развивая экономику там, где видишь своё «светлое будущее», но почему-то не там, где на него зарабатываешь.
Система коррекции бизнес-интересов
Пора окончательно понять, что в современном мире, в котором идет борьба за ресурсы, не инвестиции, а национальные богатства являются основой экономического и социального процветания страны. Богатства, которые при существующем законодательстве вывозятся из России под видом различной бизнес-деятельности за бесценок. И об этом убедительно говорит практика.
Необходимо также понимать, что сложившаяся экономическая модель, в которой отсутствуют системы контроля и оценки деятельности бизнес-организаций, несет в себе угрозу национальной безопасности. Около 15% реально работающих бизнес-организаций имеют «двойное дно». В виде неучтенной прибыли на их долю приходится около полутора годового бюджета нашей страны. Прибыли, из которой не платится никаких налогов, сборов, пошлин, отчислений. Прибыли, которая утекает мимо российской экономики, не идет на её развитие, модернизацию, инновации. И только частично возвращается в нашу страну в виде инвестиций на благоприятных для инвесторов условиях, зачастую идущих в разрез с государственными интересами, либо в виде незначительных предпринимательских отступных за такую деятельность под предлогом благотворительности.
Но и остальные прозрачно работающие фирмы далеки от того, чтобы считаться в своей деятельности с интересами нации. Реально учитывают их в своей бизнес-деятельности всего 4% общего числа предпринимателей, и проблема не в том, что бизнесмены-предприниматели и чиновники-бизнесмены такие плохие, а в том, что им позволяют быть такими. Поэтому, наряду с назревшей необходимостью изменения существующей налоговой системы и системы организации и ведения предпринимательской деятельности нужно создавать систему предотвращения расхищения наших национальных богатств, пресечения работы вредных государству бизнес-схем. Создавать систему контроля и оценки деятельности различных бизнес-организаций на предмет соответствия их деятельности государственным национальным интересам.
Необходимо принять ряд законов, призванных скорректировать интересы деятелей в сфере бизнеса в соответствии с интересами государства и большинства населения, так как сами по себе они совпадать не будут. Эти законы должны в первую очередь устранить действие вредных для государства бизнес-схем, а также сделать бизнес максимально прозрачным, убрать как звено подставные лица, прикрывающие настоящих владельцев бизнес-организаций. Кроме, того необходимо:
- Ввести для топ-менеджеров уголовную и административную ответственность за последствия их решений, приведших к нанесению вреда национальным интересам.
- Ввести ответственность собственников за состояние бизнеса, которым они владеют.
- Ввести возможность лишения занятия бизнесом в нашей стране лиц и компаний, деятельность которых наносит ущерб государству.
- Ввести уголовную ответственность за лоббизм антинациональных интересов.
И в этом нет наступления на демократию и гражданские права бизнесменов и предпринимателей, чиновников-бизнесменов. Это есть нормальное национальное регулирование национальных интересов, что, по сути, в разных формах существует в развитых странах мира. Просто формы такой коррекции различны. Ведь для того, чтобы быть процветающей страной надо научиться только одному − сохранять и правильно использовать себе на благо то, что имеем.
Нет никаких сомнений относительно эффективности работы бизнесменов и предпринимателей в существующих экономических условиях. Только работа эта должна сочетаться с пользой для интересов нации. И только тогда они станут по-настоящему, как сами того хотят, главными положительными героями современных сериалов, место которых в настоящее время занято правоохранителями. Да и национальное развитие происходит только тогда, когда активная часть граждан подчиняет собственные интересы общему благу.
Написать комментарий
Вот где "агенты". Ясно, что в доле с ними находится российская власть. Термин "двойное дно" надо трактовать шире: вся российская система работает с ДВОЙНЫМ ДНОМ, при этом ДНО гораздо объёмнее, чем национальные интересы страны. И не надо думать, что это получилось от дурости - НАМЕРЕННО. Что до предложенных мер - узнаю давние, двадцатилетней давности, предложения тех, кто представлял трудовую Россию, объединений трудовых коллективов. Например, было предложение ввести материальную ответственность бизнеса за сокращение рабочих мест. Не за сокращение работников, а именно рабочих мест. Рабочие места - национальное достояние страны. Именно гарантии от предпринимателя создать рабочие места позволяют ему пользоваться очень многим общественным в своём бизнесе, от законодательства, инфраструктуры, ресурсов и до режима благоприятствования (например, государство само могло бы иметь такой бизнес, получая доход, но оно создало условия, при которых частный предприниматель получает и доход, и прибыль). И уничтожение рабочих мест - это удар по национальной экономике и повышение нагрузки на общество в части содержания безработных. Бизнесмен обязан возмещать ущерб общества. Точно так и другие предложения рациональны. А что до лоббизма, то это необходимо и во многих других странах. Например, в США лоббизм, связанный с аутсорсингом, увеличивает безработицу, и даже привёл к тому,что в стране исчезают национальные кадры програмистов. А "экономический прогресс" стран, пользующихся американским аутсорсингом (Индия, Китай) во многом основан на перекачке национального достояния США в эти страны. В России делают проще - воруют и вывзят. Оксанов.