Первая дюжина магических указов
Очередной срок президентских полномочий Владимира Путина ознаменовался чередой поистине нелепых указов. В них явно просматривается некомпетентность команды президента, а сами установки указов выглядят как магические заклинания. Что же не так в этих нормативных документах? Каков может быть эффект от их обнародования?
Управление нашим государством перерождается в некий магический ритуал – все меньше логики и реализма, все звучней и всеохватней обещания и указы. Яркий пример тому – лихорадочное стремление вновь переизбранного президента в первый же день после инаугурации задать нужный вектор развития страны, издав 13 судьбоносных указов. Большинство из них, подобно заклинаниям, должны воплотить чаяния народа исключительно волей всенародно избранной власти, независимо от реальных условий и возможностей.
1. Пора начать с чистого листа
Похоже, став президентом в третий раз, Владимир Путин решил начать борьбу за счастливую жизнь народа практически с чистого листа – из скромности не упоминая лишний раз о том, что страной он правит уже фактически 12 лет, а обещания, данные в самом начале своего "рабства на галерах" так и не смог выполнить. Удвоить ВВП к 2010 году, уполовинить число бедных к 2007-му, победить коррупцию и т.д. – задачи все еще актуальны, а обещанные сроки давно прошли.
Вот лишь некоторые из результатов, достигнутых Россией за последние 12 лет:
Население, млн. чел. 146,8 / 141,9
Жилая площадь, кв. м на 1 чел. 19,2 / 22,6
Среднемесячный доход, $ на 1 чел. 81,0 / 614,2
Доля граждан с доходом ниже прожиточного минимума, % 29,0 / 13,1
Количество миллиардеров 0 / 62
Во сколько раз 10% самых состоятельных граждан богаче 10% самых бедных 13,9 / 16,8
Доля граждан, довольных собственной жизнью, % 21 / 43
ВВП, $ млрд. 260 / 1.480
Количество убийств и покушений на убийства 31.829 / 15.563
Количество поданных из страны жалоб в Европейский суд по правам человека 1.322 / 33.550
Хотя начало 2000-ых благодаря высоким ценам на нефть было довольно благоприятным для сидящей на нефтегазовой игле России, но приток нефтедолларов вовсе не был использован для возрождения промышленности. Фактически правительство продолжило курс, начатый командой Ельцина, не слишком старательно маскируя дальнейшее перераспределение средств в пользу властных структур.
2. Повелел жить долго и счастливо
Изменения ситуации в лучшую сторону ждать не приходится, поскольку в указах вновь избранного президента вместо реальных целей, сроков и практических шагов фигурируют такие неподвластные правительству показатели как продолжительность человеческой жизни, стоимость квадратного метра жилья и т.д.
Так, например, для улучшения демографической ситуации президент поставил перед правительством РФ следующие задачи:
"а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;
б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет".
При всей своей обескураживающей точности – до третьего знака запятой! – оба эти показателя являются лишь статистическими игрушками, слабо отражающими реальное положение дел. В том, что касается прироста населения, единственным надежным показателем является число рождений в среднем на одну женщину каждого реального поколения, т.е. итоговая рождаемость реальных поколений – но это совсем не то, что суммарный коэффициент.
Что же до продолжительности жизни, то у российских мужчин она в среднем на 12 лет меньше, чем у женщин. Поэтому говорить о средней продолжительности жизни вообще – это примерно, как рапортовать о повышении средних доходов населения, не упоминая при этом, что повысились-то они в основном у миллионеров, а не у простых работяг.
3. Магия тут бессильна
Как можно рассчитывать на решение проблем, если уже изначально для этого ставятся непонятные цели и выбираются показатели, которые невозможно регулировать никакими указами? Как можно повысить продолжительность жизни, сокращая расходы на здравоохранение? Да и не в одном здравоохранении дело, главное – общее отношение к ценности человеческой жизни. В Японии, например, нет таких понятий как детские дома и беспризорники. В России сегодня из 28 млн. детей 6 млн. – беспризорные – почти как в годы Гражданской войны, даже после Великой Отечественной такого не было. В 1920-х, среди голода и разрухи, понадобилось всего 5 лет, чтобы почти полностью ликвидировать детскую беспризорность. У нас же прошло уже 10 – с тех пор, как в 2002 г. Владимир Путин поручил тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову "принять незамедлительные меры по решению проблем детской беспризорности". Ни беспризорников, ни сирот, ни отказников за это время особо не убавилось.
Чтобы россияне захотели – и смогли! – жить и тем более размножаться, одних заклинаний – например, о доступном и дешевом жилье – маловато! Очевидно, что "квадратный метр" не послушается правительства и не подешевеет к 2018 г. на 20% – потому что для этого надо строить вдвое больше жилья эконом-класса. За предыдущие 12 лет этого не произошло, сейчас же на это отводится срок вдвое меньший.
Гораздо сильнее заклинательных указов на демографическое положение в России влияют планомерные действия, осуществляемые правительством в течение предыдущего десятилетия вопреки всем доводам специалистов и общественности: закрытие малокомплектных, и особенно сельских, школ, постепенный переход к платной медицине и образованию, оболванивающая нацеленность всего школьного образования на ЕГЭ и т.д.
Время для опробования магических методов руководства сегодня не самое подходящее, поскольку убаюкивающая сила магии сохраняется лишь благодаря высоким ценам на нефть. Стоит им опуститься, и никакие заклинания уже не спасут ни страну, ни правительство. Однако готовности к реальному решению реальных задач в первых указах президента, увы, не видно.
Написать комментарий
Надоело ваше враньё в интернете претендующие на аналитику
На фоне обнищания Россия по количеству милиардеров впереди планеты всей. Поэтому полностью поддерживаю плакат вывешенный на мосту в Белоруссии по случаю приезда Путина, посылающий его на ...