21 НОЯ, 21:01 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Новые тенденции на рынке региональных форумов

30 Мая 2012 9665 0 Экономика
Новые тенденции на рынке региональных форумов

Несмотря на то, что феномен региональных форумов является относительно молодым, уже возникают новые тренды в их функционировании. Каковы они? Как региональные форумы связаны с построением региональных брендов? Как регулируются отношения между операторами форумов? И какие фильтры необходимы для самих форумов?

        Последние полтора десятилетия в стране формируется совершенно новый и во многом нетрадиционный рынок – рынок региональных форумов. Сегодня это движение уже набрало такую силу, что можно говорить о сформировавшемся самостоятельном институте, который выступает в роли заметного оператора распределения инвестиционных потоков между регионами. На площадках форумов реально аккумулируются большие по региональным меркам капиталы, которые «связываются» посредством значимых бизнес-проектов. Отрицать полезность подобных мероприятий уже невозможно.

        Однако за последнее время наметились и некоторые «экзотические» тенденции в развитии рынка региональных форумов, которые условно можно разделить на количественные и качественные.

 

1. Количественные сдвиги

 

        Главным количественным итогом развития рынка региональных форумов стал стремительный рост региональных площадок взаимодействия бизнеса и власти, которые приобретают форму форумов. Можно сказать, что региональные форумы сегодня растут как грибы после дождя. На сегодняшний день никто не знает, сколько действующих форумов уже существует в стране. Это связано, во-первых, с отсутствием какого-либо учета данного явления, а, во-вторых, с постоянным возникновением новых форумов. По нашим грубым оценкам, их число в настоящий момент достигает нескольких десятков, но не превышает сотни. Но совершенно точно можно утверждать то, что рост числа региональных форумов продолжится и дальше.

        В настоящее время многие регионы начинают организовывать свои форумы. Некоторые регионы по некоторым причинам пока не осмеливаются на такой шаг и предварительно «тренируются» на проведении региональных конференций и круглых столов. Любопытно, что даже «смелые» регионы, которые берутся на организацию форумов зачастую не готово к этому и делает это в значительной мере вслепую. Однако уже 1-2 мероприятия приводят не только к лучшему пониманию миссии и организационных нюансов проводимого мероприятия, но и к росту «аппетита» – начинается работа над формированием других форумов и разворачивается своеобразная экспансия инвестиционных мероприятий. Все это позволяет говорить о перспективности рынка региональных форумов.

 

2. Качественные изменения

 

        С течением времени в движении форумов стала проявляться своеобразная специализация. Первую группу составляют региональные инвестиционные или деловые форумы, которые ориентированы на обсуждение конкретных проектов и заключение деловых договоров, результатом чего становится реальный приток инвестиционных ресурсов в экономику региона. С таких форумов данное движение начиналось, такими оно и должно заканчиваться. Однако такой уровень прагматизма не всегда выдерживается, в связи с чем уже сформировалась вторая группа мероприятий – информационные или диалоговые форумы. На этих встречах происходит обмен мнениями по разным актуальным вопросам развития экономики региона, иногда разворачиваются дискуссии и полемика.

        Надо сказать, что диалоговым форумам пока трудно дать однозначную оценку. С одной стороны, постоянный диалог бизнеса и власти совершенно необходим и он является предварительным этапом в последующем налаживании чисто деловых отношений, подкрепленных финансовыми потоками, с другой – разговорный жанр проводимых встреч часто ведет к потере времени, денег и сил, заканчиваясь потерей всяческого смысла инициируемых дискуссий. Особенно явно деструктивность диалоговых форумов просматривается в смещении структуры участников в пользу представителей науки и СМИ. В настоящее время можно смело утверждать, что действенных методов по «фильтрации» диалоговых форумов пока не придумано.

 

3. Операторы форумов и их значение

 

        Проводимые форумы являются мероприятием, интересным не только для власти, бизнеса и СМИ, но и для их операторов, т.е. лиц и организаций, которые непосредственно занимаются организацией форумов, включая формированием повестки форума, числа и состава участников, тем их выступлений и т.п. От «качества» оператора форума во многом зависит и «качество» самого форума. Между тем во многих регионах зачастую отсутствуют свои, региональные операторы, обладающие необходимыми опытом, культурой и социальными связями. В этой связи региональным властям целесообразно опираться на помощь операторов из других регионов. Однако, чтобы осуществить правильный отбор из числа потенциальных операторов, необходимо организовать их самих в виде небольшого и специфического рынка. Только в этом случае бюджеты форумов, выделяемые региональными властями, не будут впустую потрачены на бесконечные политические дискуссии.

        К сожалению, формат селекции операторов региональных форумов пока не определен даже на неформальном уровне. В основном их отбор ведется стихийно – путем персональных договоренностей без учета реальных альтернатив. Данный момент существенно затрудняет эффективное функционирование, прежде всего, «молодых» и «неопытных» форумов. Сказанное особенно актуально для первых шагов проводимых форумов, так как его неадекватные результаты могут привести к «гибели» многих хороших начинаний.

 

4. Форумы как элемент регионального бренда

 

        Развитие движения региональных форумов вплетено в более общий процесс – формирование брендов регионов. Привлечение инвестиций предполагает создание регионом позитивного имиджа; в противном случае «мутный» образ региона отпугнет не только иностранного, но и отечественного инвестора. Соответственно, чем сильнее и благоприятнее бренд территории, тем больше к ней доверие со стороны потенциального инвестора.

        Формирование региональных брендов представляет собой довольно сложный и неоднозначный процесс, который охватывает массу нестандартных методов и механизмов пропагандирования региональных преимуществ. Для этого, например, регионы включаются в масштабный проект «Сказочная карта России», на которой наносятся места символического рождения разных сказочных, былинных и литературных героев, ставших популярными в народе. Уже сейчас готовится еще один проект подобного рода – «Вкусная карта России», на которой будут обозначены места символического рождения разных блюд, претендующих на статус национальных. Все это придает не только виртуальный культурный «вес» регионам, но способствует притоку туристов.

        Наряду с такими имиджевыми акциями туристического типа регионы используют формирование делового бренда путем проведения инвестиционных форумов. Сегодня можно констатировать, что любой регион, активно выстраивающий свой бренд, просто обязан иметь свой инвестиционный форум. Без наличия у региона такого форума его бренд будет неполным и в каком-то смысле неполноценным. Данный факт предполагает разработку довольно тонкой политики брендирования региона в смысле начала запуска и периодичности проведения форумов. На наш взгляд, нельзя начинать строить бренд региона с запуска инвестиционного форума, также как нельзя и слишком медлить с его созданием. Балансировка потребностей региона и его готовности к освоению следующего этапа брендинга является искусством, которое в настоящее время многие регионы России активно осваивают.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more