Крестьянский фронт против ВТО
Какую цель преследуют митинги против ВТО? Почему к ним присоединяется крестьянский фронт? Потеряем ли мы в очередной раз «крестьянскую Россию»? И готово ли наше правительство реагировать на требования реальных производителей? Что планируют Соединенные Штаты делать в условиях открывающегося аграрного рынка России?
Исключительно политические резоны, стоящие за вступлением России в ВТО, подчеркивались многочисленными отраслевыми лоббистами в ходе бесконечных пресс-конференций, круглых столов и форумов. Минэкономразвития России организовывало консультационные группы, создавало видимость работы по смягчению последствий для отдельных производственных секторов, и было готово вносить корректировки в соглашение с ВТО до последнего момента. Время вступления называлось идеальным и долгожданным, а условия постоянно сравнивались с китайскими «веригами», причем на контрасте отмечалась их сравнительная мягкость.
И, тем не менее, перегибов избежать не удалось: в редакцию «Капитала страны» поступил пресс-релиз о «Крестьянском ходе на Москву», который состоится 1 июня 2012 года. Целью «хода» объявлена просвещенческая идея – рассказать, что называется от первого лица – «крестьянства» – действующему правительству о предполагаемых последствиях вступления в ВТО для сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. Митинг, предположительно, у Госдумы, хотя окончательно место еще не согласовано с московской мэрией, пройдет ровно за месяц до ратификации соглашения, но вероятность того, что ему удастся сорвать подписание, к сожалению, равняется нулю.
В Минэкономразвития изначально придерживались мнения, что все, что нас не убивает – делает нас сильнее. Поэтому обращение к депутатам пусть и убедительного плача Ярославны вряд ли повлияет на политическое решение. Как и НЭП в 20-х, ВТО воспринимается номинальными «крестьянами» в качестве «судьбоносного шага» для России. Но большим упущением, как и во всех попытках избежать удушья ВТО, кажется то, что на митинге никакие требования не будут озвучены – руководители аграрных хозяйств хотят всего лишь, чтобы депутаты услышали их мнение. Своеобразным бунтом они собираются вывести на размышления законодательную власть, пригрозив при этом крестьянским кулаком. Но за всем этим, похоже, стоит обычный торг.
Сельское хозяйство в России всегда субсидировалось из бюджета. К слову сказать, государственная поддержка отрасли широко распространена в Европе: Евросоюз тратит $107 млрд. в год при сравнимых посевных площадях с Россией. Однако после вступления в ВТО Россия не сможет выделять субсидии больше установленного лимита в $4,4 млрд. Это и беспокоит отрасль, которая на негативных ожиданиях теряет немалый объем от привычных инвестиций. По данным Ассоциации «Росагромаш», в первом квартале 2012 года крестьяне закупили 500 комбайнов и 3000 тракторов, тем самым установив самый низкий показатель за последние десять лет. Причина тому – неопределенность и замешательство традиционных инвесторов.
Пожалуй, главными ошибками правительства в вопросе присоединения к ВТО можно считать растущую неопределенность, отсутствие адекватных прогнозов и, как следствие, невозможность экономического планирования. Все перечисленные пункты являются ключевыми для инвестиционной деятельности. И то, что при хорошем природном климате сельское хозяйство пострадает от ухудшившегося инвестиционного, министерские чиновники должны были предвидеть в своих докладах.
Дополняет мрачную картину и увеличение банками процентных ставок по аграрному сектору вкупе с сокращением объемов выдаваемых кредитов – еще одно «судьбоносное» последствие волнений перед вступлением в ВТО. Все это говорит о том, что возможность вступления ударила по отрасли, вероятно, не меньше, чем ударит непосредственно само вхождение в ВТО. Но о трудностях переходного периода почти никто не говорит. Организатор митинга и председатель Политического совета МОД «Крестьянский фронт» Василий Мельниченко поводом для проведения предстоящей акции называет отсутствие «реальных мер поддержки для сельхозтоваропроизводителей».
«У нас нет технологического арсенала, у нас очень дорогие энергоресурсы, тяжелые климатические условия, загублены многие важнейшие направления сельского хозяйства, в том числе семеноводство, поэтому мы не можем конкурировать с ЕС и другими странами. Тем не менее, мы можем быть самодостаточными и производить высококачественную продукцию», – считает Василий Мельниченко.
Примерно об этом же и теми же словами говорили участники прошлогоднего «Меркурий-клуба», когда ВТО еще не была столь актуальной темой. Зюганов выступал за увеличение субсидий, Жириновский за переориентацию российского рынка на отечественную продукцию. И во всем этом уже проглядывала основная проблема российского сельского хозяйства – неконкурентоспособность.
В отсутствие государственного протекционизма отрасль получит сильнейший урон, несмотря на то, что Россия стала вторым поставщиком пшеницы в мире в 2011 году. Барак Обама в своей последней президентской речи к Конгрессу призвал американских производителей воспользоваться вступлением России в ВТО и освоить открывшийся рынок. Находящиеся в перманентной конкуренции и в рамках давно разделенного рынка фермеры непременно откроют Америку в России. Но что при этом произойдет с самой Россией, прогнозов кроме как ужасающих, нет.
Написать комментарий