Агентства регионального развития: куда двигаться?
В последнее время вектор политики смещается в пользу регионов. Однако действенных механизмов «раскручивания» региональной экономики пока не создано. Таким механизмом в передовых странах выступают агентства регионального развития. Но как их создать в России, чтобы они были по-настоящему работоспособными? На какой основе их следует создавать?
1. Усиление региональной политики
Последние 5-7 лет пробивал себе дорогу новый тренд в развитии страны – усиление роли региональной политики. Стало совершенно очевидно, что спасение регионов – дело рук самих регионов; федеральная власть не в состоянии эффективно управлять развитием территорий. Ситуация особенно обостряется тем обстоятельством, что регионы России настолько сильно дифференцированы по всем социальным и экономическим параметрам, что никакой единой политики в отношении них не может быть в принципе.
В этих условиях стало усиливаться, если так можно выразиться, региональное самосознание. Представители региональной власти начали переосмысливать слабые и сильные стороны своих территорий и формировать более изощренную политику регионального развития. Все это выразилось в нарастании конкуренции регионов за инвестиционный ресурс. Результатом этого стало налаживание диалога между бизнесом и властью, между инвесторами и региональными администрациями. Наиболее заметным проявлением этой тенденции стало формирование по всей стране региональных инвестиционных форумов (РИФ), на которых власть и капитал могли бы вести более откровенный разговор по поводу запуска новых бизнес-проектов. Тем самым РИФы превратились в своеобразные центры притяжения прямых инвестиций. Однако при всех своих положительных результатах РИФы являются всего лишь промежуточным институтом регионального развития. Это связано с тем, что форумы сами по себе могут дать лишь начало старту различным проектам, но не способны объединить их в эффективный экономический комплекс, поступательное развитие которого заранее согласовано; форумы не в состоянии выступить в качестве планирующих и координирующих органов. Данная миссия должна быть возложена на такой конечный (финальный) институт развития, как агентства регионального развития (АРР). И хотя в стране уже создана колоссальная, продолжающая расширяться сеть РИФ, выступающая в качестве основы для формирования сети АРР, говорить об институте таких агентств пока можно лишь гипотетически.
2. АРР и эффект инвестиционного мультипликатора
За рубежом АРР уже довольно хорошо зарекомендовали себя. Их целью является не только привлечение инвестиций в регион, но еще экспертиза и отбор наиболее перспективных проектов, которые могли бы впоследствии потянуть за собой остальные отрасли региональной экономики. Иными словами, речь идет о том, что осуществленные инвестиции должны привести к созданию неких производств, которые в свою очередь в будущем создадут спрос на другие виды продукции и за счет этого позволят развиваться другим, смежным отраслям экономики. Следовательно, речь идет о «включении» эффекта мультипликатора инвестиций, порождающего цепочку спроса на новые виды производств. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в Великобритании величина мультипликатора инвестиций составляет 4,5 (при включении в расчеты будущих доходов она возрастает до 6,4), в Австралии – 4,5, а в Канаде – 2,9.
Чтобы отечественные АРР стали полноценными институтами развития они должны взять на себя функцию планирования регионального развития. К сожалению, эта компетенция после распада СССР была утрачена и сегодня ее надо воссоздавать практически с нуля. Более того, даже в Советском Союзе было развито в основном централизованное планирование, тогда как для деятельности АРР требуется региональное планирование, опыт в котором в современной России чрезвычайно ограничен.
Следует отметить, что сегодня уже создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое, будучи центральным общероссийским ведомством, должно искать наиболее перспективные проекты в регионах. Однако уже сейчас понятно, что без помощи региональных структур типа АРР федеральное АСИ не сможет эффективно справиться с возложенной на него миссией. Тем самым спрос на АРР уже есть даже со стороны специализированных федеральных ведомств, однако алгоритм их создания по-прежнему остается непонятным.
3. АРР и бизнес-объединения: путь к интеграции
Опыт развитых стран показывает, что АРР представляют собой весьма специфическую и «тонкую» административную конструкцию. С одной стороны ведущую роль в ней играют представители регионального бизнеса, с другой – представители федеральной и региональной властей. Кроме того, деятельность АРР предполагает учет интересов местного сообщества (населения). Обеспечение неформального сотрудничества таких трех общественных групп представляет собой нетривиальную задачу. Создание какого-либо нового органа с новым названием, скорее всего, приведет лишь к значительным дополнительным издержкам, росту бюрократии и сомнительному результату. Как же тогда следует действовать?
На наш взгляд, на сегодняшний день имеет место явное недоиспользование возможностей бизнес-объединений. Среди них, прежде всего, следует отметить Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ, которая имеет свои отделения почти во всех регионах страны, а также свои представительства во многих странах мира. Помимо этого ТПП РФ включает в свой состав Деловые советы, представляющие собой компактные структуры, действующие на основе двусторонних соглашений в каждой из двух стран. При этом ТПП РФ по самой своей сути является неправительственной организацией, которая, тем не менее, имеет очень тесные связи практически со всеми уровнями и ветвями власти. Это означает, что ТПП РФ представляет собой практически готовую площадку для создания на ее основе сети АРР. Сегодня многие региональные ТПП возглавляются чиновниками (например, действующими депутатами), некоторые – представителями бизнеса. Подобная практика может быть легко перенесена на дополнительное подразделение в составе ТПП, которое и будет представлять собой АРР. Так как функции АРР несколько шире, чем ТПП, то это потребует усиления уже существующей интеграции власти и бизнеса в рамках ТПП.
Такой способ создания АРР позволит подключить власть к проблеме стратегического планирования экономики региона без избыточного давления с ее стороны.
Альтернативной площадкой для АРР могла бы выступить общероссийская общественная организация «Деловая Россия», которая, будучи крупным бизнес-объединением, также создала свои представительства во многих регионах и наладила тесные контакты с властью. Не исключено, что АРР могли бы формироваться на базе объединенных ресурсов и усилий ТПП РФ и «Деловой России»; целесообразно подключить к этому процессу и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
На наш взгляд, было бы целесообразно воспользоваться существующими региональными сетями влиятельных бизнес-объединений для создания такого нового института, как АРР. Это привело бы к тройной выгоде: укрепило бы позиции самих бизнес-объединений; дало бы стране новый действенный институт развития; еще больше укрепило бы связь регионального бизнеса и региональной власти.
Написать комментарий
Евгений Всеволодович, здравствуйте. Статья правильная, регионы надо развивать и подтягивать. В настоящее время города, поселения и т.д. соревнуются друг с другом за место на рынке-выработалась шахта, сдулось единственное предприятие в маленьком городке-что делать местному сообществу? В тех же США более 200 городов-призраков, всё брошено, люди покинули населенный пункт. Видимо принцип "избавляйся от лишнего" имеет смысл и на таком уровне-уровне признания перспективы либо отказа в ней целому населённому пункту. Это должно быть подконтрольно государству, может быть тому-же АРР-помочь людям покинуть неперспективное место жительства вместо бессмысленного "дотирования".