22 ДЕК, 11:15 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Молодые ученые России: награды, проблемы и перспективы

10 Апреля 2012 9701 1 Наука и технологии
Молодые ученые России: награды, проблемы и перспективы

3 апреля 2012 г. в Российской академии наук состоялось вручение наград лауреатам ежегодного Конкурса для студентов и молодых ученых по итогам 2011 года. Над чем же работают сегодня молодые российские ученые, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают? Как они оценивают состояние российской науки и ее перспективы?

1. Престижная награда

 

Как пояснил ученый секретарь Комиссии РАН по работе с молодежью д.ф.-м.н. Сергей Мисюрин, чтобы поддержать и поощрить талантливых молодых исследователей, Российская академия наук вот уже на протяжении многих лет ежегодно проводит конкурс научных работ по 19 основным направлениям естественных, технических и гуманитарных наук. Победители конкурса награждаются медалями академии наук и денежными премиями. 19 лучших работ молодых ученых награждаются премиями по 50 тыс. рублей, и 19 лучших студенческих работ – премиями по 25 тыс. рублей. Награда РАН – пусть и относительно скромная по размерам – является своего рода путевкой в жизнь. Работы оценивают лучшие российские ученые, таким образом, молодые исследователи сразу получают определенный статус в научном мире и официальное признание того, что их работа имеет важное значение для науки и практики.

В 2011 г. на конкурс было представлено 758 научных работ из большинства регионов и ведомств России. Многие работы были коллективными. Всего в конкурсе приняло участие 884 человека, из них 308 оказались студентами, причём даже первых курсов, а 576 – молодыми учёными. Среди последних 311 человек являются кандидатами и 17 человек – докторами наук. "Конкурс был большим: более 20 претендентов на одну номинацию. Получено много замечательных результатов", - уточнил вице-президент РАН, академик Валерий Козлов, вручавший награды победителям. "Доля молодых учёных в системе РАН увеличивается, - отметил он. - Сегодня уже четверть сотрудников нашей академии являются таковыми".

 

2. Наука и практика

 

По итогам конкурса 2011 года наградами отмечены исследования как фундаментального, так и прикладного характера. Например, в области экономики премия присуждена Арсену Арутюнову, сотруднику Института проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, за цикл работ "Управление развитием сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса России", где исследуются межотраслевые потоки – между агропромышленным и топливно-энергетическим комплексами. Ученый выразил надежду, что результаты и выводы, представленные в работе, заинтересуют сотрудников Минсельхоза и помогут продвижению России по пути "неоиндустриализма".

В области физиологии награжден коллектив сотрудников Института медико-биологических проблем РАН – кандидаты биологических наук Ольга Григорьева, Юлия Гершович и Павел Гершович – за цикл работ "Клеточные механизмы воздействия микрогравитации: модели in vitro". "In vitro" (лат. "в стекле") означает, что эксперименты проводились "в пробирке", т.е. вне живого организма. Тем не менее, данные, полученные в ходе исследований, могут иметь и определенное практическое значение. Они позволят разработать новые методы исследования противовирусного иммунитета космонавтов непосредственно во время космического полета и помогут в создании средств медицинского контроля на различных этапах длительных экспедиций.

Работа доктора физико-математических наук, сотрудника ГАИШ МГУ Игоря Чилингаряна "Открытие и исследование компактных эллиптических галактик", удостоенная награды в области общей физики и астрономии, имеет фундаментальную направленность. Однако ее достоинством являются не только полученные результаты, но и метод, который при этом использован. Он позволяет изучать и открывать астрономические объекты, не проводя специальных наблюдений и экспериментов, а используя уже имеющиеся данные, которые есть в открытом доступе – на основе их систематики и автоматического анализа. В астрономии такой подход является острейшей потребностью, поскольку объем данных благодаря работе космического телескопа Хаббл возрос в сотни, если не в тысячи раз – без автоматического анализа здесь просто не обойтись (напомним космический телескокп "Хаббл" выведенный на орбиту земли 24 апреля 1990 года космическим кораблем  Шаттл «Дискавери» STS-31, практически изменил все представление о Вселенной, существовавшее ранее). Однако этот подход применим и в любых других науках – очевидно, что при накопленном сегодня объеме информации на первый план выходит умение ее анализировать.

В области физикохимии и технологии неорганических материалов награды были удостоены сотрудники МГУ им. М.В.Ломоносова кандидаты химических наук Алексей Гаршев, Ольга Иванова и Кирилл Напольский – за работу "Новые полифункциональные оксидные наноматериалы и нанокомпозиты: механизмы формирования, структура и свойства". Как и большинство исследований по наноматериалам, эта работа имеет практическое приложение: позволяет по заданным параметрам получить строго определенные частицы – нужной формы и размера и с нужными свойствами.

Медалью была отмечена также работа кандидата технических наук Сергея Яковенко из Тихоокеанского океанологического института им. В.И.Ильичева Дальневосточного отделения РАН "Разработка технических средств для изучения динамики и трансформации волновых полей геосфер". Он представил итог коллективного труда ученых института – уникальный лазерный измеритель, который фиксирует малейшие колебания земной коры. По степени измерения сейсмической активности с ним не сравнится сегодня ни один зарубежный аналог, отмечают специалисты. С помощью этого прибора станет легче предсказать вероятность, высоту и скорость цунами.

 

3. Как живется сегодня молодым ученым

 

По оценкам самих лауреатов, положение российских ученых за последние пять лет изменилось в лучшую сторону: улучшилась материально-техническая база, повысились зарплаты молодым ученым – они примерно соответствуют прожиточному минимуму. Впрочем, прожить на такую зарплату по-прежнему весьма проблематично, аспирантская же стипендия и вовсе носит символический характер – 2 тыс. рублей. Однако сегодня появилось больше возможностей для получения грантов – особо на них не пороскошествуешь, но обеспечить нормальное существование для своей семьи вполне возможно. Положение молодых научных сотрудников Алексей Гаршев описал поговоркой "Сколько крыса набегала, столько и заработала" – именно так определяют жизнь молодых ученых в Англии, где зарплаты их тоже невелики. Тем не менее, многие проблемы у нас остаются нерешенными: например, иногородние аспиранты сталкиваются с проблемой жилья после завершения аспирантуры, отмечает Ольга Григорьева.

Положение молодых ученых различается в зависимости от сферы их деятельности. По мнению Арсена Арутюнова, в сфере прикладных наук за последние годы произошел колоссальный скачок в том, что касается количества грантов, в фундаментальных же науках над этим надо еще много работать, особенно это касается поддержки наименее защищенной части научного сообщества – самых молодых ученых и аспирантов, которые только-только пришли в науку, и у них нет еще ни поддержки, ни публикаций, они никому не известны.

Похожую точку зрения высказал и Игорь Чилингарян, который считает, что в фундаментальной науке ученые в последние годы четко почувствовали "перетягивание одеяла на нанотехнологии". Особенно это ощутили биологи: эта сфера всегда очень хорошо финансировалась, но и исследования здесь – одни из самых долгих и дорогостоящих. Впрочем, сами биологи, возможно, не сильно этим обеспокоены: Ольга Григорьева отмечает, что количество молодых сотрудников в их институте за последние годы заметно возросло.

В качестве действенного метода поддержки молодых ученых Игорь Чилингарян отметил гранты Президента России. В течение двух лет молодые кандидаты наук получают по 600 тысяч рублей ежегодно, а доктора наук – по миллиону. При этом конкуренция на получение гранта между докторами наук в разы меньше, чем между кандидатами, поскольку молодых докторов (т.е. тех, кто защитил докторскую до 35 лет) в России намного меньше. Не желая тратить силы и время на преодоление административных барьеров, большинство ученых предпочитают озаботиться получением докторской степени уже после 40 лет – когда эти рутинные хлопоты можно будет поручить кому-нибудь из подчиненных. Интересно, что на Западе, особенно в Штатах, которые часто приводят России в пример, бюрократии на порядок больше, чем у нас, отмечает Игорь Чилингарян, работающий сегодня по контракту в Гарварде. Однако там всеми бюрократическими согласованиями занимаются специальные секретари, и ученых они почти не затрагивают.

Что же касается президентских грантов, то молодому доктору получить его вполне реально – что Игорь доказал на собственном примере. Свой грант он использовал для поддержки молодых ученых ГАИШ. По условиям, в заявке должны быть указаны не менее трех соисполнителей – в его заявке их шестеро: четыре аспиранта и два кандидата наук. Обычно получатели грантов тратят эти средства себе на зарплату. Поскольку у Игоря как сотрудника Гарварда необходимости в этом сейчас нет, все эти два миллиона будут потрачены на зарплаты соисполнителей и оплату поездок на конференции.

 

4. Мобильность или предательство?

 

За последние годы возможностей для выезда за рубеж у российских ученых стало гораздо больше. "В нашей лаборатории всегда создавались условия для того, чтобы молодые ученые могли посещать международные конференции и проходить стажировки", - отмечает Ольга Григорьева.

Игорь Чилингарян считает, что с прошлого года зарубежные поездки стали для российских ученых менее доступны. Раньше в РФФИ (Российском фонде фундаментальных исследований) была система travel-грантов. Аспирант или даже студент при условии, что его доклад принят на какой-то международной конференции, мог написать заявку в РФФИ – независимо от руководителя или от кого-либо еще – и получить небольшое финансирование – 30-50 тыс. рублей, и этого хватало на поездку фактически в любую страну мира. В прошлом году этот вид конкурса был отменен. Теперь аспирантов, студентов и молодых кандидатов могут посылать только руководители грантов РФФИ, а руководители обычно хотят ехать сами.

Впрочем, сегодня общаться с зарубежными учеными можно и оставаясь дома – Интернет предоставляет для этого прекрасные возможности. Игорь Чилингарян, например, таким образом сотрудничает с коллегами из Австралии. По его мнению, общению и мобильности мешают не столько технические, сколько психологические проблемы – в частности, многие российские ученые не уверены в своем английском. На самом же деле, о языке не стоит так сильно беспокоиться, поскольку в Штатах, например, 50-70% ученых – не американцы, и назвать их английский хорошим никак нельзя.

Учеба или стажировка за рубежом – это хороший опыт, считает Игорь. И для этого сегодня есть много возможностей. "Существуют, например, гранты postdoc. Это временный контракт для молодого ученого, который только что защитил диссертацию, на срок от года до пяти лет – в зависимости от места. В подавляющем большинстве случаев эти контракты открыты для всех, там нет никаких ограничений на гражданство или место проживания. Конечно, на получение этого контракта есть конкурс – нужны публикации и рекомендации других ученых, но в принципе, получить такой контракт – фактически в любую страну – вполне реально. И большинство известных молодых ученых – по крайней мере, в астрофизике – как раз прошли через систему postdoc.

К сожалению, в некоторых академических институтах к тем, кто уезжает работать по такому контракту, относятся чуть ли не как к предателям. Между тем, большинство ученых уезжает именно на время, остаться насовсем за рубежом после postdoc'а очень непросто. Конечно, тут все зависит о человека, и те, кто хочет там остаться, обычно находят для этого возможности".

Впрочем, как отмечает Игорь Чилингарян, в последние несколько лет среди российских ученых и студентов растет число тех, кто нацелен на отъезд, лет десять назад их было заметно меньше. Что же касается тенденции по возвращению в России, то судить о ней пока рано, придется подождать несколько лет.

 

5. Российская наука: уровень и востребованность

 

Уровень российской науки по-прежнему достаточно высок. "Космическая биология и медицина, например, в нашей стране всегда были на самом высоком уровне в связи с тем, что мы являемся ведущей космической державой. Сейчас наша страна в этой области ничуть не сдала своих позиций", - считает Ольга Григорьева. Правда, в ряде отраслей Россия уже не в числе первых. В экономике, например, лидируют Китай и США.

В астрофизике позиции России неоднозначны, отмечает Игорь Чилингарян. В том, что касается теории, Россия по-прежнему сильна. Российских ученых с удовольствием повсюду приглашают. Николай Иванович Шакуро из ГАИШ является, например, автором одной из самых цитируемых статей за всю историю астрофизики. Однако в том, что касается наблюдений, т.е. экспериментальной части, то Россия уже сильно отстает, хотя у нас есть все же пара десятков ученых, пользующихся авторитетом на мировом уровне. Что же касается моделирования – создания моделей и просчитывания их на суперкомпьютерах – то тут Россия отстала уже почти безнадежно. Это отставание было сформировано в 90-е годы, когда не было доступа к технике. Теперь же, хотя у нас и есть мощные суперкомпьютеры, но не сформировалась школа численного моделирования на должном уровне. В России есть некие группы, которые что-то считают, но они публикуют статьи почему-то исключительно в российских журналах, и поэтому на Западе о них никто не слышал.

В области физикохимии и технологии неорганических материалов российская наука достаточно сильна, но совершенно не востребована ни на родине, ни за рубежом, с сожалением отмечает Алексей Гаршев. "Мы можем понять все, что делают за границей, у нас есть все оборудование. Однако то, что мы делаем, должно находить применение. Но никаких дивидендов от применения наших разработок иностранными компаниями мы не получим: либо они будут применять их бесплатно, если эти разработки будут в открытом доступе, либо эти компании вообще не будут пользоваться патентами, которые мы имеем. Российские же компании не заинтересованы в применении наших разработок, поскольку выход от их внедрения будет получен только лет через пять, а вкладывать деньги сейчас и ждать так долго никто не хочет. Все заводы, построенные в 50-60-е гг., остались примерно на том же уровне, и никто из руководителей не заинтересован в том, чтобы что-то менять. Поэтому сейчас многие наши молодые коллеги сами пытаются организовать компании, которые бы выпускали уже конечный продукт. Фактически перед нами сейчас стоит альтернатива: или самим организовывать новое производство, или работать "в стол".

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
13.01.2014 0 0
Сергей Голубев:

Очень позитивная статья. Только объективен ли этот позитив? Пока не будет возможностей для практического применения результатов исследований - не будет и науки. Как альтернативу грантам можно рассматривать сервисы финансовой поддержки научных исследований, вроде http://labfranep.com/ , но о них пока мало кто знает.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more