О неизбежном популизме и коррупции в путинской России
То, что Путин в третий раз займет президентский пост уже не вызовет сколько-нибудь сильных внутренних потрясений, но внешние потрясения за срок его будущего шестилетнего президентства вполне возможны. Почему Россия не избавится от сырьевой зависимости, коррупции и невозможных обещаний? И куда все это нас рано или поздно заведет? Что будет с инвестициями?
В мировой экономике распределение ролей между странами таково, что однажды полученные компетенции могут смениться только с глобальным перераспределением труда между странами. В нынешнем веке ставка делается на развивающиеся страны блока БРИК, но Россия даже среди фаворитов остается исключительно сырьевой базой, а ее забюрократизированная terra incognita – белым пятном на карте. Об этом свидетельствуют инвестиционные потоки, не меняющие своих русел. И даже если некоторые из них устремляются и проходят по российской территории, то держатся они фарватера, всячески снижая риски.
За январь месяц Россия, кое-как попавшая в установившийся тренд инвестирования в развивающиеся экономики с момента ослабления интереса инвесторов к этим рынкам в 2011 году, получила $1 млрд из $14 в общей сложности поступивших в качестве инвестиций. По данным EPFR Global, это позволило занять 5-ю позицию в списке. Причиной тому инвесторы называют государственный капитализм, выраженный в коррумпированном контроле узкой прослойки власти за ресурсами и процветающей коррупции.
Устоявшаяся политико-экономическая система позволяет без напряжения воли и сверхусилий инертно существовать. Подобный тип общественного бытия, ярко выраженные черты которого наблюдались в нулевые годы, называется российской стабильностью. Ее отцом и идеологом является кандидат в президенты Владимир Путин. Он же, по сути, и укрепил контрольные полномочия власти, изгнав кровопийц олигархов. Расплатиться за это пришлось возросшей коррупцией, которую помимо внутреннего устройства подстегнули увеличившиеся государственные доходы.
Когда Путин пришел к власти, цена на нефть держалась в районе $29 за баррель, сегодня она равняется $125, а бюджет балансируется на отметке $109. И в моменты неожиданного удорожания, как например, сейчас, российская нефтяная индустрия зарабатывает дополнительно от $35 до $105 млн в день. Естественно, конъюнктурную прибыль можно откладывать, создавая резервный фонд или рассчитывая на нее, раздавать предвыборные обещания. Министерство финансов уже критиковали за недопустимость столь оптимистичных в отношении цен на нефть расчетов. Тем более что Россия, наверное, единственная страна, профицитный бюджет которой может по пересчету стать дефицитным из-за поправки на коррупцию.
В итоге подмятые правительством ликвидные секторы экономики как то экспортные нефть, газ, металл и финансы оказываются с одной стороны до определенной степени недоступными, а с другой – недостаточными для иностранных инвестиций и неспособными их в себя вобрать. Отсюда вытекает запрос на требующие политической воли экономические реформы, которые позволят покончить с сырьевой зависимостью. Также обязательно нужно поддержать высокий уровень потребления (долговременная стабильность без роста ведет к его снижению) и развить отсталые секторы экономики для привлечения инвестиций. Все это будет гарантировать устойчивость к внешним потрясениям, стабильный рост ВВП и нивелирование привязки госбюджета к цене на нефть.
Сегодня, в период президентской кампании, Путин раздает щедрые обещания и, похоже, надеется при их выполнении балансировать бюджет при цене нефти $130 за баррель. Потому что по разным подсчетам расходы увеличатся на 4,8-5,1 трлн рублей при 10-триллионном бюджете. За 6 лет с 2012 по 2018 годы расходы на бюджетников планируется поднять с 300 млрд рублей до 1,3 трлн. В Центре макроэкономических исследований Сбербанка высчитали, что в среднем бюджетные расходы будут расти на 0,85% ВВП в год. Такое положение ставит под угрозу баланс бюджета и повысит дефицит от 0,5% до 3% ВВП.
Конечно, понижающуюся цену на нефть можно будет компенсировать за счет наращивания рекордно небольшого госдолга в 10% ВВП и быть своему слову хозяином. Но по предвыборным намерениям Путина становится понятно, что такое в действительности популизм. Если попытаться сформулировать, то это когда всем непременно на время будет хорошо, а потом резко и безальтернативно плохо. С экономической точки зрения путинская бюджетная политика имеет серьезный недостаток – отсутствие приоритетов.
Поднимать всем всё и вся, дотировать во что только можно и субсидировать от А до Я недопустимо даже в глубокой растерянности. Приоритетные задачи четко обозначили бы вектор экономического развития, если бы они были в программных статьях, а, следовательно, в голове у Путина. Но у России свой путь – она будет вкладывать в зарплаты бюджетникам вместо того, чтобы сделать упор на улучшение, строительство и развитие инфраструктуры. Поэтому бюджет в соответствие с популистскими обещаниями будет уходить как вода в песок и ничего не изменится. Коррупция останется на прежнем уровне, сырьевая зависимость не будет преодолена, и инвестиции продолжат обходить нас боком. Потому, наверное, что Россия эта путинская.
Также читайте:
Путин, массовый психоз и теория малых дел
Новому президенту придется иметь дело с новой Россией
Почему Путин не пойдет на военный компромисс
За январь месяц Россия, кое-как попавшая в установившийся тренд инвестирования в развивающиеся экономики с момента ослабления интереса инвесторов к этим рынкам в 2011 году, получила $1 млрд из $14 в общей сложности поступивших в качестве инвестиций. По данным EPFR Global, это позволило занять 5-ю позицию в списке. Причиной тому инвесторы называют государственный капитализм, выраженный в коррумпированном контроле узкой прослойки власти за ресурсами и процветающей коррупции.
Устоявшаяся политико-экономическая система позволяет без напряжения воли и сверхусилий инертно существовать. Подобный тип общественного бытия, ярко выраженные черты которого наблюдались в нулевые годы, называется российской стабильностью. Ее отцом и идеологом является кандидат в президенты Владимир Путин. Он же, по сути, и укрепил контрольные полномочия власти, изгнав кровопийц олигархов. Расплатиться за это пришлось возросшей коррупцией, которую помимо внутреннего устройства подстегнули увеличившиеся государственные доходы.
Когда Путин пришел к власти, цена на нефть держалась в районе $29 за баррель, сегодня она равняется $125, а бюджет балансируется на отметке $109. И в моменты неожиданного удорожания, как например, сейчас, российская нефтяная индустрия зарабатывает дополнительно от $35 до $105 млн в день. Естественно, конъюнктурную прибыль можно откладывать, создавая резервный фонд или рассчитывая на нее, раздавать предвыборные обещания. Министерство финансов уже критиковали за недопустимость столь оптимистичных в отношении цен на нефть расчетов. Тем более что Россия, наверное, единственная страна, профицитный бюджет которой может по пересчету стать дефицитным из-за поправки на коррупцию.
В итоге подмятые правительством ликвидные секторы экономики как то экспортные нефть, газ, металл и финансы оказываются с одной стороны до определенной степени недоступными, а с другой – недостаточными для иностранных инвестиций и неспособными их в себя вобрать. Отсюда вытекает запрос на требующие политической воли экономические реформы, которые позволят покончить с сырьевой зависимостью. Также обязательно нужно поддержать высокий уровень потребления (долговременная стабильность без роста ведет к его снижению) и развить отсталые секторы экономики для привлечения инвестиций. Все это будет гарантировать устойчивость к внешним потрясениям, стабильный рост ВВП и нивелирование привязки госбюджета к цене на нефть.
Сегодня, в период президентской кампании, Путин раздает щедрые обещания и, похоже, надеется при их выполнении балансировать бюджет при цене нефти $130 за баррель. Потому что по разным подсчетам расходы увеличатся на 4,8-5,1 трлн рублей при 10-триллионном бюджете. За 6 лет с 2012 по 2018 годы расходы на бюджетников планируется поднять с 300 млрд рублей до 1,3 трлн. В Центре макроэкономических исследований Сбербанка высчитали, что в среднем бюджетные расходы будут расти на 0,85% ВВП в год. Такое положение ставит под угрозу баланс бюджета и повысит дефицит от 0,5% до 3% ВВП.
Конечно, понижающуюся цену на нефть можно будет компенсировать за счет наращивания рекордно небольшого госдолга в 10% ВВП и быть своему слову хозяином. Но по предвыборным намерениям Путина становится понятно, что такое в действительности популизм. Если попытаться сформулировать, то это когда всем непременно на время будет хорошо, а потом резко и безальтернативно плохо. С экономической точки зрения путинская бюджетная политика имеет серьезный недостаток – отсутствие приоритетов.
Поднимать всем всё и вся, дотировать во что только можно и субсидировать от А до Я недопустимо даже в глубокой растерянности. Приоритетные задачи четко обозначили бы вектор экономического развития, если бы они были в программных статьях, а, следовательно, в голове у Путина. Но у России свой путь – она будет вкладывать в зарплаты бюджетникам вместо того, чтобы сделать упор на улучшение, строительство и развитие инфраструктуры. Поэтому бюджет в соответствие с популистскими обещаниями будет уходить как вода в песок и ничего не изменится. Коррупция останется на прежнем уровне, сырьевая зависимость не будет преодолена, и инвестиции продолжат обходить нас боком. Потому, наверное, что Россия эта путинская.
Также читайте:
Путин, массовый психоз и теория малых дел
Новому президенту придется иметь дело с новой Россией
Почему Путин не пойдет на военный компромисс
Написать комментарий
Одно название статьи говорит за себя:"О популизме и коррупции". Примерно то же самое, как о нежности к детям и убийстве детей. И в этом российский примитивизм. Злом считается коррупция, что более, чем верно, и злом считается популизм, т.е. политика направленная в интересах громадных масс общества. Как будто автор сидит на небесах и судит о популяции муравьёв: не гоже, если некоторые из муравьёв будут подворовывать, и не гоже, если масса других не перестанет погибать с голоду. После таких сентенций говорить не о чем, можно жалеть страну, где цифры экономики важнее жизни народа. Это "придумали" либералы, которые под свою демагогию уничтожили великую державу. И это повторяют двадцать лет, так и не догадавшись о том, зачем эти "либералы" придумывали чушь. Сравнивать страны только по росту ВВП просто неприлично. Давно в экономике определились параметры, которые позволяют объективно судить. Среди них - коэффициент Джини. Чем он больше, тем в стране меньше "популизма", т.е. тем больше людей работающих, но живущих предельно необеспеченно. И если взять не рост ВВП, а оба параметра: рост ВВП и коэффициент Джини, то очень многие страны-чемпионы, успешные в экономическом отношении, окажутся странами-угнетателями своего собственного населения. Россия - среди них. Надо поосторожнее говорить и об иностранных инвестициях - это далеко не всегда благо. Если кто-то строит завод на свои деньги в чужой стране, да ещё так, что эта чужая страна никогда не сможет делать продукцию сама, без помощи инвестора, то это означает лишь временное создание рабочих мест для этой страны, и постоянную передачу полученной прибыли, и немалую, в чужую страны-инвестор. СССР делал иначе: покупал заводы под ключ, учил своих людей в командировках за границу осваивать технологии и оборудование, потом выпускал то, что нужно стране, а сами заводы и технологии КЛОНИРОВАЛ, и строил сеть клонов в своей стране. Прибылью с "инвестором" не делился. Россия, громадная часть ресурсов которой превращается в валюту, плачется, что заграница не хочет строить в России заводы за свои деньги. А свою валюту Россия просто транжирит,в том числе и на коррупцию. Вот о чём должны писать патриотично настроенные специалисты, а не о том, что "всем станет лучше", а правительству "хуже". Такое в стиле: "А верёвку и мыло принести с собой?". Оксанов.
У Путина только одна цель - власть любой ценой. Поэтому он пользуется основным приёмом жулика - обещай, обещай, обещай... до следующих выборов!