Малый и средний бизнес в ВТО
В Центральном доме предпринимателя 15 февраля 2012 года прошла Международная конференция «Модернизация и инновации как стратегия успешной интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО». «Капитал страны» узнал у ведущих экспертов об опыте стран по вхождению в ВТО. Что было сделано в плане его освоения?
Скажите, изучался ли опыт других стран в поддержке малого и среднего бизнеса, и как он тиражируется у нас в России?
Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ: Да, мы, конечно, изучали опыт стран членов ВТО. Я могу сказать, что основной акцент в поддержке делается на предоставление профессиональных консалтинговых и маркетинговых услуг, которые помогают бизнесу выходить на рынки. Речь, как правило, идет не о направлении прямых субсидий, а профессиональной деятельности, которая помогает компаниям изучать те рынки, на которые они выходят. С точки зрения маркетинга, с точки зрения законодательства, прав интеллектуальной собственности. И помогает им большое количество региональных фондов, которые во всех странах мира действуют. Мы с прошлого года, в рамках программы Минэкономразвития России начали и такие проекты. Сейчас 26% фондов содействуют экспорту. Вокруг них формируется поле профессионалов. Они начинают предлагать свои услуги малым и средним предприятиям, но по нашему мнению, развитие таких компетенций это ближайшая наша задача.
Андрей Мурга, депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по финансовому рынку: Конечно же, мы смотрим мировой опыт, и я сегодня приводил пример Италии, где, в общем-то, основа государства это малый и средний бизнес. Там нет природных ресурсов, т.е. все закупается и потом экспортируется. Поэтому работают мощнейшие механизмы лоббирования и поддержки, причем не в виде субсидий, а в виде системы консула, системы продвижения, системы банков, которые экспортные кредиты обеспечивают. Самое главное это знание рынка. То, что сегодня не хватает нашим предпринимателям это знание особенности работы на зарубежных рынках. Это включает переговорные процессы, законодательство, документы, ответственность и проч.
Игорь Филькевич, специалист по мировой экономике и глобализации, Комитет РСПП по торговой политике и ВТО: Хотелось бы отметить, что если брать международный опыт, то весьма интересна Япония, которая, имея 99% малых предприятий, активно использует, так называемую, JETRO (Japan External Trade Organization) – торговую компанию, которая продвигает продукцию малого бизнеса на все рынки, т.е. практически через эту компанию движется 70% продукции. Она активно действует и у нас проводит семинары с "Опорой" и с "Деловой Россией" по данной проблематике – содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Константин Евстюхин, заместитель директора департамента развития и регулирования внешней экономической деятельности Минэкономразвития РФ: Хотел добавить, у нас не только использовался опыт, но и используется. У нас в части поддержки модернизации и инновационного развития экономики по линии торговых представительств постоянно идет работа по аналитическому и информационному сопровождению. И мы издаем тематические брошюры по специфике поддержки, по законодательным особенностям, которые сейчас существуют в странах. Потому что это все живая деятельность, не замороженная, и мы ее активно распространяем и по профильным ведомствам, и для бизнеса, и выкладываем на нашем сайте. Т.е. это, в общем, постоянная работа по адаптации, учету, изменению, корректировкам раннее принятых решений.
Российские банки готовы оказать поддержку предприятиям, ориентированным на экспорт, заявляет заместитель председателя «Внешэкономбанка» Михаил Копейкин. Недавно созданное дочернее предприятие ВЭБ, Агентство по страхованию экспортных кредитов, займется разработкой специальных продуктов для малого и среднего бизнеса.
Как сообщил корреспонденту ИА "ТПП-Информ" на пресс-конференции Михаил Копейкин, на поддержку МСБ уйдет примерно 10% выделенного бюджета агентства, который сейчас составляет 30 млрд рублей. С каждым годом сумма будет увеличиваться.
Кроме того, ВЭБ уже в течение нескольких лет открывает кредитные линии в ведущих мировых банках – в общей сложности на 1 млрд евро. На эти деньги закупается оборудование или предоставляются гарантии организациям, кредитующим малый и средний бизнес. Другая 100%-ная дочка ВЭБ – «МСП-Банк» – реализует государственную программу Минэкономразвития и кредитует небольшие компании уже в течение нескольких лет. Объем ежегодной поддержки вырос с 9 млрд рублей в 2007 году до 170 млрд к началу февраля 2012 года. Портфель кредитов малому и среднему бизнесу Глобэкс-банка и Связь-банка составил 40 млрд рублей. В целом объем кредитных портфелей по группе Внешэкономбанка оценивается в 200 млрд рублей. И если во время кризиса кредитование предоставлялось сегменту МСБ в целом, то сегодня, по словам Михаила Копейкина, акценты сместились в пользу инновационных предприятий.
В течение прошлого года гарантии покрыли сумму в 100 млн евро, примерно столько же было направлено на финансирование модернизации российских предприятий. Кроме того, вскоре ВЭБ и немецкий KFW создадут совместный фонд по поддержке малого и среднего бизнеса, продукция которого имеет спрос на западных рынках. Предполагается, что поддерживать фонд будут как банки, так и сами бизнесмены, занимающиеся инновациями.
Главное, что мешает нашим предпринимателям, – это незнание мирового рынка, на который им предстоит выйти. Особенно важно это и потому, что иностранные партнеры высказывают все больший интерес к сотрудничеству.
Написать комментарий