Россия и инвестиции: карта – не территория
С недавних пор Россия ищет не свое лицо, а подходящий интерфейс. Потому что давно понятно, что модернизацию и реиндустриализацию можно осуществить только при наличии инвестиций и инноваций. Производить инновационные продукты без техники и технологий невозможно, а на это нужны инвестиции. Как Россия решает это противоречие?
Вырисовывается замкнутый круг, в котором модернизация зависает между недостатком инвестиций и отсутствием инноваций. Российскую апорию разрешить настолько трудно, что у страны точно высокая температура никак не сбивается жар из-за крайне неблагоприятного инвестиционного и бизнес рейтинга. Тому способствуют низкие показатели по малому и среднему бизнесу, высокий отток капитала и в довершении всего - набирающая обороты политизация населения.
Как следствие эти процессы отпугивают многих потенциальных инвесторов. Правда, на последней конференции Adam Smith, которая была посвящена инвестициям и регионам иностранцы неосознанно повторяли слова помощника Президента РФ Аркадия Дворковича, сказанные в интервью Ларри Кингу о том, что пока в России мало зарубежных компаний, но когда будет много, все ниши окажутся заняты. В России все непросто, соглашаются бизнесмены, но если все было бы очень просто, то все известные компании уже обосновались бы здесь. Странно только, что иностранный бизнес и российская власть, имея все предпосылки сойтись легко и на взаимовыгодных условиях, так как их обоих совершенно не интересует социальное развитие - одних по природе, других в силу природы, почему-то никак не найдут общий язык.
Первый приходящий на ум вариант выхода из положения мог быть найден в привлечении ресурса административной власти для выполнения первоначальной задачи, то есть внедрения инновационного подхода непосредственно в инвестиционные предложения. Стоило мысли мелькнуть в правительстве, как моментально по всей стране активизировалась кипучая деятельность по изучению территории государства, его просторов и богатств. Не исключено, что это последняя по времени попытка обновить картографию местности, где бизнес еще возможен. Все бы было хорошо, если б чиновники учли одно популярное в семиотике утверждение, которое им совсем не просто осмыслить: карта никогда не является территорией.
Тем не менее, минэкономразвития представило интерактивную карту российского пространства сопряженного с инвестиционными проектами, разбросанными по ней тут и там. Новообразованное Агентство по привлечению инвестиций в Татарстане поставило себе целью изведать каждую пядь земли региона и все ценное для себя на ней отметить. Наконец ТПП РФ объявили о планах создания инвестпроводящей инфраструктуры. И это капля в море подобных прецедентов. В новом чиновничьем словаре синонимы «транспарентность», «прозрачность» и «открытость» по частоте употребления в этой ветке политического дискурса бьют все рекорды. Таким образом, первая тенденция налицо: чтобы получить инвестиции надо самим вложиться и на правительственном и неправительственном уровнях и для этого уже прилагаются немалые усилия. Инвесторы же едко отмечают - помощи нет, но и проблем нет. Иначе, сама помощь в России может вырасти в проблему навязчивой власти. Куда проще на этой территории проторить свой путь самому.
Но все чаще заходит разговор о том, что схемы привлечения инвестиций и услуги по их осуществлению должны иметь свою цену и что частные лица вполне могли бы облегчить задачу государства, бюрократия которого явно видит свой бизнес в устроении встречи инвестора и предпринимателя. Другой вопрос, что наблюдается некий коммуникационный разрыв между администрациями и инвесторами. Плохо организованная страна никак не выработает отлаженного механизма контактирования и работы с инвесторами. Иностранные бизнесмены вынуждены вести переговоры с администрациями, чем и нарушается общепринятая модель работы бизнеса с бизнесом (B2B), исключающая лишнее вмешательство с третьей стороны. Тогда как в прогрессивных странах вырабатывают оптимальные условия для успешной коммуникации между бизнесом и покупателями (B2C), в России подчеркивают свою недоразвитую переходность и раздают номера губернаторских телефонов. Неработающие административные институты подменяются прямым контактом, тем самым выстраивается отсталая модель бизнес и власть (B2G). Но и без нее при нынешней высоте барьеров и неимоверной коррупции - никуда.
Тут же возникает еще одна аберрация. Региональные власти не то, что не умеют подавать инвестпроекты, они их пишут в угоду себе, впадая в кромешный солипсизм и совершенно не учитывая интересы и нужды инвесторов. Акцентируемые потребности региона уже называют «тиранией выбора», но именно на них, по мнению ведомств, палат и министерств должны стоять региональные власти. Инвестор же обычно не видит в этих акцентах бизнеса и клюет не на туристические прикрасы, а на реальные истории успеха.
Усугубляется все тем, что во власти никто не верит в собственные предложения и это считывается иностранными предпринимателями на раз. Понукаемые высшими эшелонами власти чиновники в регионах развели общероссийское болото, в котором не отличишь одну область от другой и тем более не поймешь преимущества того или иного региона перед другим. Российская действительность такова, что все стремятся достичь больших результатов малыми затратами, не привлекая крепких профессионалов в рабочую команду, не формируя ее вовсе и не особо заботясь об инвестиционном активе, информации о нем и о его продвижении.
Эти соображения высказал Влад Лукиан, Управляющий партнер Strategy Links, на конференции Adam Smith. После его выступления раздались одобрительные аплодисменты, потому что бизнес-сообщество из первых докладов и собственных интуитивных прозрений уже знало: чтобы отбить инвестицию даже в благоустроенной западной стране нужно трудиться минимум пятилетку и обязательно мыслить историями. Историями успеха, а не вечно ядовитыми памфлетами, слаженно возникающими на больших российских просторах то тут, то там. По всей карте.
P.S
Институт Адама Смита провёл 31 октября - 1 ноября 2011 года в Москве Российский Региональный Форум: «Новая индустриализация» - глобальный вызов российских регионов. Привлечение инвестиций для модернизации экономики».
Как следствие эти процессы отпугивают многих потенциальных инвесторов. Правда, на последней конференции Adam Smith, которая была посвящена инвестициям и регионам иностранцы неосознанно повторяли слова помощника Президента РФ Аркадия Дворковича, сказанные в интервью Ларри Кингу о том, что пока в России мало зарубежных компаний, но когда будет много, все ниши окажутся заняты. В России все непросто, соглашаются бизнесмены, но если все было бы очень просто, то все известные компании уже обосновались бы здесь. Странно только, что иностранный бизнес и российская власть, имея все предпосылки сойтись легко и на взаимовыгодных условиях, так как их обоих совершенно не интересует социальное развитие - одних по природе, других в силу природы, почему-то никак не найдут общий язык.
Первый приходящий на ум вариант выхода из положения мог быть найден в привлечении ресурса административной власти для выполнения первоначальной задачи, то есть внедрения инновационного подхода непосредственно в инвестиционные предложения. Стоило мысли мелькнуть в правительстве, как моментально по всей стране активизировалась кипучая деятельность по изучению территории государства, его просторов и богатств. Не исключено, что это последняя по времени попытка обновить картографию местности, где бизнес еще возможен. Все бы было хорошо, если б чиновники учли одно популярное в семиотике утверждение, которое им совсем не просто осмыслить: карта никогда не является территорией.
Тем не менее, минэкономразвития представило интерактивную карту российского пространства сопряженного с инвестиционными проектами, разбросанными по ней тут и там. Новообразованное Агентство по привлечению инвестиций в Татарстане поставило себе целью изведать каждую пядь земли региона и все ценное для себя на ней отметить. Наконец ТПП РФ объявили о планах создания инвестпроводящей инфраструктуры. И это капля в море подобных прецедентов. В новом чиновничьем словаре синонимы «транспарентность», «прозрачность» и «открытость» по частоте употребления в этой ветке политического дискурса бьют все рекорды. Таким образом, первая тенденция налицо: чтобы получить инвестиции надо самим вложиться и на правительственном и неправительственном уровнях и для этого уже прилагаются немалые усилия. Инвесторы же едко отмечают - помощи нет, но и проблем нет. Иначе, сама помощь в России может вырасти в проблему навязчивой власти. Куда проще на этой территории проторить свой путь самому.
Но все чаще заходит разговор о том, что схемы привлечения инвестиций и услуги по их осуществлению должны иметь свою цену и что частные лица вполне могли бы облегчить задачу государства, бюрократия которого явно видит свой бизнес в устроении встречи инвестора и предпринимателя. Другой вопрос, что наблюдается некий коммуникационный разрыв между администрациями и инвесторами. Плохо организованная страна никак не выработает отлаженного механизма контактирования и работы с инвесторами. Иностранные бизнесмены вынуждены вести переговоры с администрациями, чем и нарушается общепринятая модель работы бизнеса с бизнесом (B2B), исключающая лишнее вмешательство с третьей стороны. Тогда как в прогрессивных странах вырабатывают оптимальные условия для успешной коммуникации между бизнесом и покупателями (B2C), в России подчеркивают свою недоразвитую переходность и раздают номера губернаторских телефонов. Неработающие административные институты подменяются прямым контактом, тем самым выстраивается отсталая модель бизнес и власть (B2G). Но и без нее при нынешней высоте барьеров и неимоверной коррупции - никуда.
Тут же возникает еще одна аберрация. Региональные власти не то, что не умеют подавать инвестпроекты, они их пишут в угоду себе, впадая в кромешный солипсизм и совершенно не учитывая интересы и нужды инвесторов. Акцентируемые потребности региона уже называют «тиранией выбора», но именно на них, по мнению ведомств, палат и министерств должны стоять региональные власти. Инвестор же обычно не видит в этих акцентах бизнеса и клюет не на туристические прикрасы, а на реальные истории успеха.
Усугубляется все тем, что во власти никто не верит в собственные предложения и это считывается иностранными предпринимателями на раз. Понукаемые высшими эшелонами власти чиновники в регионах развели общероссийское болото, в котором не отличишь одну область от другой и тем более не поймешь преимущества того или иного региона перед другим. Российская действительность такова, что все стремятся достичь больших результатов малыми затратами, не привлекая крепких профессионалов в рабочую команду, не формируя ее вовсе и не особо заботясь об инвестиционном активе, информации о нем и о его продвижении.
Эти соображения высказал Влад Лукиан, Управляющий партнер Strategy Links, на конференции Adam Smith. После его выступления раздались одобрительные аплодисменты, потому что бизнес-сообщество из первых докладов и собственных интуитивных прозрений уже знало: чтобы отбить инвестицию даже в благоустроенной западной стране нужно трудиться минимум пятилетку и обязательно мыслить историями. Историями успеха, а не вечно ядовитыми памфлетами, слаженно возникающими на больших российских просторах то тут, то там. По всей карте.
P.S
Институт Адама Смита провёл 31 октября - 1 ноября 2011 года в Москве Российский Региональный Форум: «Новая индустриализация» - глобальный вызов российских регионов. Привлечение инвестиций для модернизации экономики».
Написать комментарий
Economeis are in dire straits, but I can count on this!
А инноваций не только опережающих, но и догоняющих дефицит в силу того, что прошла масштабная деиндустриализация страны, и как следствие разрушения системы развития массового технического творчества. Юристам, управляющим страной, этого не понять. Ибо они ничего не изобретали и не внедряли. Демагогия же вокруг якобы инновационного прорыва через Сколково выглядит потешной, ибо в стране есть несколько десятков аналогичных научно-внедренческих центров, на развитию которых должного внимания не уделяется. Все тонет в популистской инновационной демагогии. Надо же, руководители страны вдруг обнаружили, что в России еще живо сельхозмашиностроение, которое производит приличные кукурузоуборочные комбайны. Но их в стране по словам производителей слабо покупают, как и другую технику. Может послушать этих производителей. Пока же слушаем предвыворные байки.