Развитие бизнеса в условиях децентрализации
В период затяжной экономической рецессии западных стран в России все чаще звучит мысль, что малый и средний бизнес должен быть основой экономики и гарантом социального благополучия. На III ежегодной конференции «Развитие малого и среднего бизнеса», проводимой деловой газетой «Ведомости», обсуждали проблемы развития бизнеса.
По статистике сектор малого и среднего бизнеса на сегодняшний день занимает 27% от российской экономики. Цифра небольшая, если учесть средний показатель лидирующих капиталистических стран во главе с США. Там частное предпринимательство составляет половину от экономики, соответственно поддерживает правовой порядок и образует большую часть бюджета. Тем не менее, существующую четверть российской экономики подают с большим оптимизмом. Конечно, есть, куда расти, и к чему стремиться. Именно таким образом настроены 54% предпринимателей, если судить по опросу банка «Уралисиб». И только 4% считают сложившуюся ситуацию безутешной.
Сегодня у бизнеса и у государства с бизнесом три основных проблемы. Это регулирование деятельности малых и средних предприятий, включенность бизнеса в экономические цепочки и социальный фактор. Чтобы было понятнее, модель постиндустриальной экономики предполагает высвобождение большого числа трудовых резервов за счет модернизации производств. Как считают эксперты, это создаст благоприятные условия в первую очередь для малого бизнеса.
К 2020 году ожидается, что доля малых и средних предприятий в отношении к ВВП удвоится. Следовательно, будет расти сфера услуг и на первый план выйдет проблема кадров. Но сегодняшнее положение не обнадеживает: все больше малых предприятий сдают нулевую отчетность. Похожая ситуация складывается и в пенсионном фонде.
Поэтому подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий нужно в корне менять. Надо ввести и практиковать добровольные формы перехода на налоговое обложение. Также предложить выбор налогового режима предпринимателю и легализовать упрощенным патентованием укрывающихся от налогообложения. Решение этого вопроса может вывести из тени достаточно большое число предпринимателей, которые по тем или иным причинам не видят смысла в оформлении лицензии. Для этого потребуется патентовать все виды оказываемых населению услуг. Другое дело, что за увеличением количества предприятий ни в коем случае нельзя снижать качество. Потому что иначе не будет производиться высокая добавленная стоимость.
С утверждением последних изменений в налоговом законодательстве вышло так, что для крупного бизнеса отчисления сократили на 22%, тогда как для малого бизнеса они в общей сложности увеличились на 5%. Хорошей же новостью для бизнеса оказалось увеличение финансирования на государственном уровне поддержки малого и среднего предпринимательства. Размер поддержки составил 22-23 млрд рублей, что значительно больше, нежели аналогичные субсидии в период кризиса.
Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ, говорит, что сейчас уровень финансирования программ адекватен тому уровню бизнеса, который поддерживается регионами. Потому что поток средств государства меняет свою идеологию. Это же прямым образом согласуется с тенденцией к децентрализации и снижению федерального контроля, задаваемой с верхушки вертикали власти.
Новая идеология в отношении малого и среднего бизнеса идеально воплощена в пропутинском Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Андрей Никитин, его директор, говорит о трех направлениях развития агентства. В первую очередь это создание национальной системы квалификации компетенции. То есть совмещение требований трудовых ассоциаций с образованием. Во-вторых, это разработка ряда проектов, которые были бы направлены на вовлечение наиболее талантливых в средний бизнес. К слову говоря, АСИ изначально отсекло малое предпринимательство и проекты с емкостью вложений ниже 300 млн рублей. Наконец, социальные инициативы, которые позволили бы создавать в социальной среде возможности для бизнеса. Мы будем создавать возможность, чтобы бизнес пришел в социальную среду, подчеркивает Никитин.
Также предполагается, что получившие бразды правления регионы станут конкурировать за инвестиции. Это подтолкнет их к разработке инвестиционных стратегий, инвестиционного меморандума, предоставлению гарантий защиты прав инвестора и выделению прямых каналов связи с руководством региона. Собственно, всего того, о чем так много говорят, и что называется ручным управлением, которое почему-то не работает. Чиновники хорошо отчитываются за создание условий, они не умеют отчитываться за результат. Нужно отчитываться за предприятия и ресурсы, считает вице-премьер Свердловской области Алексей Багряков. Стоит надеяться, что пока не завершится окончательная децентрализация власти регионы научаться работать как с инвестициями, так и с малым и средним бизнесом. Удваивать статистику кому-то ведь нужно.
Сегодня у бизнеса и у государства с бизнесом три основных проблемы. Это регулирование деятельности малых и средних предприятий, включенность бизнеса в экономические цепочки и социальный фактор. Чтобы было понятнее, модель постиндустриальной экономики предполагает высвобождение большого числа трудовых резервов за счет модернизации производств. Как считают эксперты, это создаст благоприятные условия в первую очередь для малого бизнеса.
К 2020 году ожидается, что доля малых и средних предприятий в отношении к ВВП удвоится. Следовательно, будет расти сфера услуг и на первый план выйдет проблема кадров. Но сегодняшнее положение не обнадеживает: все больше малых предприятий сдают нулевую отчетность. Похожая ситуация складывается и в пенсионном фонде.
Поэтому подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий нужно в корне менять. Надо ввести и практиковать добровольные формы перехода на налоговое обложение. Также предложить выбор налогового режима предпринимателю и легализовать упрощенным патентованием укрывающихся от налогообложения. Решение этого вопроса может вывести из тени достаточно большое число предпринимателей, которые по тем или иным причинам не видят смысла в оформлении лицензии. Для этого потребуется патентовать все виды оказываемых населению услуг. Другое дело, что за увеличением количества предприятий ни в коем случае нельзя снижать качество. Потому что иначе не будет производиться высокая добавленная стоимость.
С утверждением последних изменений в налоговом законодательстве вышло так, что для крупного бизнеса отчисления сократили на 22%, тогда как для малого бизнеса они в общей сложности увеличились на 5%. Хорошей же новостью для бизнеса оказалось увеличение финансирования на государственном уровне поддержки малого и среднего предпринимательства. Размер поддержки составил 22-23 млрд рублей, что значительно больше, нежели аналогичные субсидии в период кризиса.
Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ, говорит, что сейчас уровень финансирования программ адекватен тому уровню бизнеса, который поддерживается регионами. Потому что поток средств государства меняет свою идеологию. Это же прямым образом согласуется с тенденцией к децентрализации и снижению федерального контроля, задаваемой с верхушки вертикали власти.
Новая идеология в отношении малого и среднего бизнеса идеально воплощена в пропутинском Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Андрей Никитин, его директор, говорит о трех направлениях развития агентства. В первую очередь это создание национальной системы квалификации компетенции. То есть совмещение требований трудовых ассоциаций с образованием. Во-вторых, это разработка ряда проектов, которые были бы направлены на вовлечение наиболее талантливых в средний бизнес. К слову говоря, АСИ изначально отсекло малое предпринимательство и проекты с емкостью вложений ниже 300 млн рублей. Наконец, социальные инициативы, которые позволили бы создавать в социальной среде возможности для бизнеса. Мы будем создавать возможность, чтобы бизнес пришел в социальную среду, подчеркивает Никитин.
Также предполагается, что получившие бразды правления регионы станут конкурировать за инвестиции. Это подтолкнет их к разработке инвестиционных стратегий, инвестиционного меморандума, предоставлению гарантий защиты прав инвестора и выделению прямых каналов связи с руководством региона. Собственно, всего того, о чем так много говорят, и что называется ручным управлением, которое почему-то не работает. Чиновники хорошо отчитываются за создание условий, они не умеют отчитываться за результат. Нужно отчитываться за предприятия и ресурсы, считает вице-премьер Свердловской области Алексей Багряков. Стоит надеяться, что пока не завершится окончательная децентрализация власти регионы научаться работать как с инвестициями, так и с малым и средним бизнесом. Удваивать статистику кому-то ведь нужно.
Написать комментарий