Новые идеи обустройства России: ищем то, что лежит на поверхности
В преддверье парламентских и президентских выборов по регионам России разъезжают экспертные группы. Они собирают и напрягают местный интеллектуальный бомонд для поиска новых идей по решению стоящих перед страной проблем. А, может, для ликвидации застоя вполне подойдут старые методы наведения порядка?
1. Все время в непрерывном поиске новых идей
Памятен приезд в воронежский регион экспертной бригады во главе с Г.А.Сатаровым, помощником тогдашнего Президента РФ Б.Н.Ельцина. Разъезжая по регионам, эта и другие бригады экспертов собирали при поддержке местной администрации профессуру университетов с целью поиска национальной идеи. Известно, что деятельность этих экспертных групп не привела к искомому результату, удовлетворяющему всех. Помог А.Солженицин, который сформулировал национальную идею: «сбережение народа». Против этой формулировки, судя по всему, никто не возражал, но и делать крутой разворот к реализации такой стратегии в стране не спешили.
Результат известен: численность населения России сокращается, сельские населенные пункты исчезают. Численность населения, например, в Воронежской области за последние восемь лет уменьшилась на 1,8%. Это результат все усиливающегося давления на кошелек граждан через рост цен на энергоресурсы, услуги ЖКХ, продукты питания и многое другое.
В итоге, с начала 2009 года в стране расходы населения уже перестали превышать доходы граждан [1]. По данным Росстата, реальная зарплата граждан страны в первые два месяца 2011 года сократилась, в то время как капиталы российских миллиардеров против итогов рейтингов Forbes прошлого года возросли вдвое. По опубликованным данным, в крайней нищете в России живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц. В нищете также пребывают 27,8% граждан с доходом от 3422 до 7400 рублей в месяц. В бедности – 38,8% населения с доходом от 7400 до 17 тысяч рублей. «Богатыми среди бедных» являются 10,9% с доходом от 17 до 25 тысяч рублей. На уровне среднего достатка живут 7,3% с доходом от 25 до 50 тысяч рублей. К состоятельным относятся граждане с доходом от 50 до 75 тысяч рублей. Их число составляет 1,1%. К гражданам, не испытывающим недостатка в деньгах, относится лишь 0,3% населения страны [2]. По данным ВЦИОМ, нищета все больше вытесняется из городов в сельскую местность, и эта тенденция может быть охарактеризована как генеральная для современной России [3].
Особенно пострадало село. Оно отброшено в развитии на десятилетия назад. Усугубились негативные явления доперестроечного периода, возникли и прогрессируют новые – безработица, массовая бедность, недоступность образования, медицинской помощи, культурных, торговых, бытовых услуг, социально-психологический стресс, порожденный отступлением от ранее завоеванных позиций, неуверенность в завтрашнем дне, "отсутствие света в конце туннеля", нравственная деградация. Уменьшились масштабы деятельности потребительской кооперации, уходят из сел в районные и областные центры медицинское, бытовое, культурное обслуживание, школы – все то, что давало и заработок, и смысл жизни. Безработица среди сельских жителей в 1,6 раза выше по сравнению с ее уровнем среди горожан. Росстат фиксирует такую картину: среди сельских жителей доля так называемой застойной безработицы (это когда человек не может найти занятие по году и более) существенно выше, чем среди городских. Правда, данные о безработице в России противоречивы: правительство говорит о ее снижении, а по данным газеты «Аргументы и факты» №10 от 9-15 марта 2011 года она в начале 2011 года увеличилась. Повышение с 1 апреля 2011 года тарифа на газ на 9,4%, цен на автогорючее также будет работать на обнищание граждан страны. Ибо за ростом цен на энергоресурсы дорожают и продукты первой необходимости.
И вот, накануне парламентских и президентских выборов в Воронеж заехала очередная московская бригада экспертов (ранее были и другие, подрядившиеся на разработку региональных стратегических документов) во главе с ректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярославом Кузьминовым, возглавляющим экспертное сообщество, включающее 21 экспертную группу по ключевым вопросам стратегии развития России. Это сообщество привлечено к обновлению Стратегии–2020 по поручению Председателя Правительства РФ В.В.Путина. Задача состояла в создании в Воронежском регионе экспертной площадки с целью уточнить видение проблем и перспектив развития страны, обсудить в том числе региональный аспект, рассмотрев стратегические ориентиры с точки зрения практики действий областных властей, включая и муниципальный уровень, сделать так, чтобы областная стратегия Воронежской области гармонично вписывалась в федеральную Стратегию–2020.
2. Чего мы достигли в результате таких мозговых штурмов, и какие проблемы уже выявлены?
Задумка, безусловно, как всегда перед выборами достойная. Однако следует обозначить два важных, на мой взгляд, момента, влекущих за собой практические действия.
Во-первых, подобные задачи ставятся не впервые. И в предыдущие годы в регион в период выборных кампаний заезжали разные экспертные группы с целью выработки за хорошую плату стратегий и доктрин развития региона. Разработанные «варягами» стратегические документы, безусловно, имея хороший научный стиль и красивую упаковку, отличались, на мой взгляд, слабым использованием конкурентных преимуществ региона, изобиловали предложениями и программами лозунгового характера и завершались оглашением запредельно завышенных конечных результатов. Оно и понятно, ибо в процессе разработки этих документов местный интеллектуальный бомонд если и принимал, то лишь формальное участие [4]. Сегодня, видимо, поставлена задача устранить этот недостаток. Ибо планируемое к реализации гармоничное вписывание региональной стратегии развития в федеральную целесообразно поручать местным специалистам – и не на общественных началах, если мы хотим организовать ответственную разработку этих документов.
Во-вторых, за эти годы в обществе и среди специалистов выработалось достаточно убедительное для большинства граждан видение ключевых проблем и направлений развития страны. Среди них можно назвать: борьба с коррупцией, точнее преодоление криминально-коррупционного стиля управления в стране; отказ от преимущественно сырьевой модели развития и поворот к инновационной экономике на базе современных технологических укладов; создание рабочих мест за счет подъема собственного производства и проведения неоиндустриализации страны и т.д.
Но вот беда – период от трескотни по этим поводам к практическому решению проблем неприлично затянулся. Безусловно, в разных сферах экономики подвижки происходят, но существенным тормозом являются интересы конкретных людей среди бизнесменов, чиновников, правоохранителей и даже работников образования. Масштабы прямо-таки паучьей алчности, хамства, дебилизма не только в нынешних федеральных и региональных структурах, но и на местах, вплоть до неприметных менеджеров в сфере обслуживания населения, уже миновали зону безопасности для их сохранения в нынешнем виде. Уже все инструменты решения стоящих проблем известны из собственного и международного опыта, а мы тратим время на поиски и уточнения какого-то нового видения и особых методов работы.
3. Как решение проблем зависает в бытовой сфере
Возьмем, например, сферу ЖКХ. Я проанализировал поборы с собственников жилья всего по одному 240-квартирному дому общей жилой площадью в 14216 кв. метров, в Воронеже. Беглый расчет показал, что система ЖКХ, обслуживающая этот дом (ТСЖ «Омега» + теплогенерирующая компания ТГК-4 + Водоканал), помимо того, что установлено тарифами и счетчиками расхода, под разными предлогами собирает с жильцов еще 168 рублей с квадратного метра, что выливается в 2 млн. руб. поборов в год. Такова оценка масштабов жульничества нынешней системы ЖКХ лишь на примере одного 240-квартирного дома в Воронеже. В пересчете на город получится (умножьте 168 на 59000000) пугающая цифра поборов – из 59 млн. квадратных метров жилья Воронежа значительная часть обслуживается новоявленными ТСЖ. При такой доходности (все по К.Марксу!) за счет поборов с собственников жилья действующая ныне система ЖКХ будет их воинственно защищать, нарушая законы, обходя инструкции, давая взятки контролирующим структурам и т.п.
Опубликовал я это все безобразие с подробностями технологии изъятия средств собственников жилья [5]. В этой статье была показана роль в рассмотрении заявлений граждан всех контролирующих и правоохранительных органов. Результат практически нулевой. Поборы и грубейшие нарушения законодательства о ЖКХ при пассивной позиции местной администрации и контролирующих органов (а скорее, с соучастия в поборах населения) продолжаются до сих пор. Складывается впечатление, что председатель ТСЖ «Омега» рассматривает руководство ТСЖ в качестве собственного бизнеса, а не как работу по найму у собственников жилья. Отсюда стратегия на «накручивание», навязывание собственникам жилья незаконных и полузаконных платежей с тем, чтобы полученную таким образом разницу (незаконную прибыль) использовать для собственных нужд (премии, завышение смет по трудовым договорам, «откаты» и т.д.). В то время как эту компанию нанимали для экономии средств собственников жилья, повышения качества управления домом, накопления средств для капитальных ремонтов и устранения аварий и других форс-можорных обстоятельств. Но не за этим они пристроились к деньгам собственников жилья.
Увы, с подобным жульничеством сейчас живет вся страна (на этот счет было множество телевизионных дискуссий и выступлений прессы, но воз и поныне там). Да и президент страны недавно отметил жульнический характер нынешнего ЖКХ. Вот пример реакции местных властей: воронежские власти в одной из своих отписок даже подчеркивают: «если граждане не желают проявлять свои активные гражданские позиции, данные им федеральным законом, то это не является виной органов власти» (см. письмо Управы Ленинского района г.Воронежа от 30 декабря 2010 г. №2298). Согласен, если органы власти не видят свою задачу в контроле за соблюдением ФЗ о ЖКХ и принимают активное участие в процветании подобного жульничества, кормятся от него. Однако не уверен, что с подомным тезисом региональной власти будет согласен Президент РФ. Прошла информация что не согласен.
Волюнтаризм в накручивании цен за услуги ЖКХ приводит (как это было показано в одной из недавних программ НТВ в рубрике «Жиреют 1») к тому, что в стране месячная зарплата командующими уборщиками и дворниками доходит до 98 тыс. рублей, а командующим домом – до 500 тыс. рублей (профессор вуза в нашем регионе для сведения получает не более 25 тыс. рублей в месяц). Зачем, спрашивается учиться, идти в науку? В нашем случае, по наблюдениям жильцов дома, безработный сын председателя ТСЖ «Омега» за год приобрел иномарку. В июне 2011 года инициативная группа собственников этого дома разослало всем собственникам квартир следующее обращение: «Вы получили бланки голосования заочного собрания. Оценка работы ТСЖ «Омега» по году – баланс по коммунальным платежам отрицательный (долг 500 тыс. руб.). Иными словами, мы с вами банкроты! По итогам года ревизия хозяйственной деятельности не проводилась. Смета расходов на 2011 год составлена без достаточного обоснования. Итоги 2010 года, смета расходов и план работы на 2011 год на расширенном заседании правления не рассматривались. Наши деньги уходят «на ветер». Для поиска путей выхода из создавшегося положения необходимо срочно провести расширенное заседание правления и открытое собрание собственников». Понятно почему ТСЖ сегодня банкрот: деньги расходуются в значительной мере как личный фонд председателя ТСЖ, работа с задолжниками не ведется, законодательство о ЖКХ грубо попирается.
В то же время бороться с коррупцией в этой и других сферах оказывается можно. Всего-то нужно, например, посмотреть зарплаты и доходы, размеры личного имущества служащих систем коммунального обслуживания (от ТСЖ до энергопоставляющих организаций), проверить обоснованность договоров и смет. Иначе говоря, принять меры против жуликов. Наши чиновные структуры пока их защищают, отбиваясь отписками, а то и вовсе причисляют недовольных к категории склочников. Над гражданами хозяева услуг просто смеются. Так, директор Воронежского филиала ОАО «Квадра» Николай Назаров, собрав журналистов на пресс-конференцию по поводу роли теплогенерирующей компании в росте тарифов, сделал упрёк жильцам: «многие из них до сих пор чувствуют себя не хозяевами домов, а равнодушными иждивенцами, готовыми платить за всё, что начисляют им коммунальные чиновники». Вот они и начисляют, сколько им нужно для бездонного обогащения. Председатель ТСЖ «Омега» систематически оскорбляет собственников жилья, применяя ненормативную лексику. А власть потворствует этому.
Есть, правда, отдельные примеры реальной борьбы с коррупцией. Так, 04.06.2011 по НТВ был показан сюжет о доходах и приобретениях прокуроров, налоговиков и прочих чиновних структур, крышевавших игорный бизнес в Московской области. Об этом еще ранее заговорили и другие средства массовой информации, но генеральная прокуратура упорно не желала вешать это пятно на свой «мундир», всячески затягивая проверку фактов. Следственный Комитет проявил твердость. И результат налицо. А показанные по НТВ картинки движимого и недвижимого имущества этой группировки, уходящей в регионы, наглядно свидетельствовали, что их приобретения на несколько порядков превышали их официальные доходы. Скажем, только на свадьбу дочери одного из чиновников было потрачено, вдумайтесь, 5 миллионов долларов. В общем у новой «элиты» отключены все «тормоза», что является следствием функционирования в стране криминально-коррупционной системы управления. В Воронеже, до того как Следственный Комитет начал расследование прокурорского крышевания игорного бизнеса, по данным Интернета действовало 38 казино, которые кто-то тоже крышевал. Не знаю как по городу Воронежу в целом, но по месту моего жительства действующие два казино были недавно ликвидированы. Значит, можно бороться с коррупцией, если бороться, а не болтать о борьбе.
4. Применение известных методов наведения порядка в производственной сфере
Речь идет о поворотах к инновационному пути развития, неомодернизации и создании собственного производства. Не буду здесь делать масштабные обобщения, ибо свое видение путей решения некоторых проблем в данных сферах изложил в большой статье «Для модернизации России центра Сколково недостаточно» [6]. По данной проблематике сегодня продолжаются дебаты и прочие «идеологические бои» как на федеральном, так и на региональном уровнях, причем во всех сферах экономики: сельском хозяйстве, машиностроении, транспорте, образовании и т.д. Пишутся концепции, доктрины, программы, даже разрабатываются проекты конкурентоспособного развития в регионах и на отдельных предприятиях, институтах. В общем, замахи зачастую «рублевые», а практические действия, по сути, «копеечные»: многое тонет в волоките, требует преодоления консервативной позиции, а порой, наталкивается на непримиримые интересы людей, которым удобно годами через суету и имитацию конструктивной деятельности изображать эффективную работу, по сути, ориентируясь на реализацию собственных корыстных целей.
Мне ближе образование. Поэтому возьму для примера один из пяти воронежских госуниверситетов. Ситуация там, думаю, характерная для региональных вузов, которые уже с начала реформ работают в условиях недостаточного бюджетного финансирования и привыкли выживать поодиночке, используя все имеющиеся возможности, в том числе и не популярные.
В решении стоящих перед вузом проблем сегодня важно исходить из понимания, что вуз ныне не только государственное учреждение, но и субъект рыночной экономики, вынужденный приспосабливаться к колебаниям спроса и предложения на рынке образовательных услуг, заботиться о своей финансовой устойчивости, искать резервы, с одной стороны, повышения качества образовательных услуг, с другой - сокращения непроизводительных затрат. Взгляд на университет как на социальный институт, обеспечивающий население только образовательными услугами, канул в историю. Современный университет – это научно-образовательное сообщество, которое способно генерировать новые знания, использовать их для подготовки специалистов, распространять, превращать в готовый коммерческий продукт и удовлетворять потребность в нем людей, экономики и социальной сферы страны. То есть современный университет в качестве одного из основных направлений должен активно развивать инновационную деятельность. Традиционные университеты с их привычными способами деятельности, сложившимися в прошлом веке, не справляются с новыми вызовами времени и вынуждены под влиянием внешних факторов проводить преобразования, искать инновационные стратегические решения, производя радикальные изменения, которые в итоге приводят к превращению их в университеты инновационного типа.
Опираясь на новое мышление, Правительство РФ издало Постановление от 9 апреля 2010 г. №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», в котором дана установка на создание технопарков и прочих инновационных структур при университетах. Воронежский агроуниверситет в условиях необходимости освоения технологий выживания и развития накопил через реализацию пилотного проекта конкретный опыт использования внебюджетного финансирования для своего развития [7-10]. Это направление как раз и не поддерживалось консервативными группировками на некоторых факультетах, несмотря на то, что вопреки этой консервативной позиции при поддержке прежнего ректора В.Е.Шевченко (покинувшего по возрасту этот пост в 2004 году) на заработанные внебюджетные деньги при университете создан региональный экспоцентр «Агробизнес Черноземья», реализован пилотный проект первого в стране агротехнопарка, выработана концепция развития Воронежского агротехнополиса «Центрально-Черноземная продовольственная долина».
Специалистами по инновационному развитию подчеркивается, что основным проводником изменений в вузе являются люди, поэтому обязательным компонентом любого управленческого проекта должны быть программы повышения квалификации, тренинги, мастерские, мозговые штурмы, любые мероприятия, направленные на объединение персонала университета, на коллективную работу ума, на формирование единого понимания задач, функций и миссии университета, которая может быть реализована только через грамотное, квалифицированное управление организацией.
Отсюда важнейшим инструментом обеспечения соответствия выдвигаемым внешней средой требованиям к университетам является формирование структуры управления вузом, позволяющей гибко реагировать на изменения во внешней среде и соответствовать потребностям работодателей в содержании и качестве образовательных услуг. Чем и занялся нынешний состав ректората и Ученого совета, практически единодушно проголосовав за конструктивные изменения в своей управленческой структуре.
Решение о настоящей реструктуризации университета не являлось неожиданным. Еще три года назад (до выборов нынешнего ректора) на апрельском 2008 года Ученом совете Воронежского агроуниверситета единогласно принята стратегия его развития до 2015 года. Вот, дословная выдержка из этого документа: «Ученый совет, среди прочих проблем, констатирует наличие серьезных проблем в управлении вузом:
- Практически полное отсутствие значимых в масштабах страны или региона научных разработок.
- Отсутствие системы эффективного менеджмента и низкое качество работы административного аппарата».
Для нового ректора вынесенный Ученым советом вуза вердикт о качестве управления вузом является руководством к действию. В развитие упомянутого решения Ученый совет после выбора нового ректора создает комиссию, которая вносит проект настоящей реструктуризации всех факультетов, не только имеющего более 5000 студентов (контингент сравним с численностью студентов в крупном воронежском вузе) экономического, на базе которого созданы два факультета экономического направления: экономики и менеджмента, бухучета и финансов. Укрупняются в связи с потерей контингента факультеты ветеринарной медицины и зоотехники, агрономии и агрохимии, гуманитарно-правовой, осуществляется перезакрепление некоторых специальностей за другими факультетами.
Предложения о реструктуризации экономического факультета ВГАУ поступали давно, начиная с 2004 года, но их принятие всячески тормозилось нынешним руководством факультета, которое и в настоящее время спровоцировало около 100 (из 5000 студентов, обучающихся на специальностях, закрепленных за этим факультетом) своих студентов на протестные действия против решения Ученого совета, осуществив тем самым неприемлемый Трудовым Кодексом РФ метод воспитания путем осуществления психологического насилия над обучающимися. Это было сделано путем запуска некоторых страшилок: студент якобы не получит нужной специальности, вместо диплома получит справку, ухудшатся условия трудоустройства, ибо региональный работодатель знает только бренд экономфака. Оболванивание студентов и их родителей поддержали и некоторые журналисты местных изданий.
Пришлось долго разъяснять студентам, журналистам и Интернет-хулителям этого решения Ученого совета и ректората, что изменения в структуре вуза не влекут за собой какое-либо изменение обязательств вуза перед студентом, изложенным им в заявлении и договоре с ректором вуза при поступлении, тем более ущемления предусмотренных законодательством об образовании в стране прав студентов. Студент избирает специальность, проходит обучение по программе в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой специальности, и получает известную ему с первого дня обучения квалификацию (экономист, экономист-менеджер, инженер, агроном, ветеринарный врач, юрист и т.д.). В дипломе об окончании вуза нет упоминания о факультете, который осуществлял административное руководство реализацией образовательной услуги. Записывается лишь наименование вуза, полученные специальность и квалификация. Прикрепление специальностей и кафедр к факультетам является внутренним делом вуза и осуществляется в целях обеспечения эффективного управления вузом и организации учебного процесса. Обучение ведется специализированными кафедрами – как закрепленными за данным факультетом, так и другими факультетами данного вуза.
Таким образом, опасения студентов, что изменение названия факультета повлечет за собой неполучение избранной специальности и квалификации, а тем более справки вместо диплома, ухудшит условия восприятия работодателем бренда учебного заведения, являются беспочвенными. Введение студентов в заблуждение имело место из-за недобросовестности руководства реструктурируемых факультетов, их стремления сохранить свои управленческие должности и привычный стиль работы, изменение которого и является одной из целей реструктуризации управленческой структуры.
Изложенная выше реструктуризация осуществляется в интересах инновационного развития университета. Дело не только в экономическом факультете. Обстановка застоя и деградации в последние годы сформировалась на большинстве факультетов этого вуза. Будучи членом Ученого совета, я наблюдал, как в своих отчетах деканы при их переизбрании были беспомощны в формулировании стратегии и программ развития своих факультетов. Говорилось в основном о том, что будут ходить на работу, кого-то воспитывать, нацеливать и активизировать коллектив на движение к прогрессу. Выдвигались другие подобные лозунги, похожие на призывы властей к праздникам. Но когда к этим начальникам обращались с предложениями реализовать проекты такого движения вперед, то в лучшем случае все заканчивалось одобрением инициатив, но самого движения в подавляющем большинстве случаев не было. Все забалтывалось, откладывалось на потом. Для реализации этих проектов необходимо было брать на себя новые обязанности, работать. А настроение было просто ходить на работу, стимулировать языком, активизировать, выполнять текущие операции, кормится от имеющихся возможностей. В общем, в вузе создалась тупиковая ситуация, для преодоления которой необходимо было введение свежих сил (новой крови).
Одобренная Ученым советом ВГАУ реструктуризация как раз и нацелена на ликвидацию застойных образований (групп и персон влияния) в течение ряда лет сложившихся на факультетах, не осуществляющих своевременно необходимые маневры (разработка и реализация программ и проектов развития), диктуемые требованиями рынка аграрного образования и научного обеспечения технологического развития АПК. Осуществляемая в университете реструктуризация, безусловно, влечет за собой смену управленческой номенклатуры, кормящейся от этого застоя в ущерб созданию новых возможностей для остального коллектива агроуниверситета. Занявшие ключевые позиции мастера подковерной борьбы против развития, расставив на ключевые позиции факультета своих людей, царствовали в свое удовольствие – подавляя многие инициативы, требующие активизации деловой жизни; травили несогласных с их политикой людей; плодили «научных инвалидов»; «тащили» учебную нагрузку на себя для поддержания нужных им людей и подразделений; советовали «высунувшимся вперед» не проявлять активности, работать как все и многое другое, что складывало нездоровую обстановку на факультете. Люди, преподаватели и вспомогательный персонал, видя как идет травля инакомыслящих, боялись открыто говорить о художествах групп и персон влияния.
В результате предложения по проведению ресурсонаполняющих и фондообразующих программ и проектов развития вуза в лучшем случае забалтывались, ибо этой устоявшейся у власти и обороняющейся бездействием от прогресса факультетской номенклатуре было хорошо: у них лично все было, сложившиеся потоки доходов и престижное положение их удовлетворяли. Но такая иждивенческая позиция способствовала лишь ускоренной деградации университета, на что и было обращено внимание Ученого совета.
Вот новый ректор со своей командой и предприняли попытку разорвать этот деградационный круг, сменить обремененную бездействием и интригами номенклатуру более молодой, а значит более активной. Единственно, что можно сказать ректору в упрек, так это заметная медлительность и осторожность в проведении необходимых изменений в вузе.
Аналогичные действия заметны и по стране в целом. Стало очевидным, например, что в погоне за престижными депутатскими креслами политически ангажированные граждане, перебегая из одной политической партии в другую, в конечном итоге, образовали депутатский корпус, занятый преимущественно политической трескотней по поводу заботы о качестве жизни граждан, а фактически укреплением криминально-коррупционной системы управления страной, кормлением от законодательного лоббирования интересов олигархического бомонда. В.Жириновский, скорее всего, говорит правду, что имеющуюся у него собственность он получил в дар. Спрашивается, за какие заслуги?
Несколько лет назад я прочитал в местной газете «Коммуна» заявление одного из депутатов Госдумы, по-моему, его фамилия Муравьев, который решил отдать депутатскую зарплату в пользу «бедных и сирых» взамен нового избрания депутатом Госдумы. Пришла мысль, что этот человек отказывался от малого во имя получения чего-то большего. Это большее было от лоббирования законодательных актов в интересах криминально-коррупционных структур, которые наверняка предлагали избранникам народа достойные гонорары за нужное им голосование. Похоже, чтобы разорвать этот порочный круг коррумпированных депутатов введением в него свежих сил В.В.Путин и вышел с инициативой создания «Народного фронта», представители которого разбавят образовавшееся застойное депутатское сообщество. Да и памятна статья Президента РФ Д.А.Медведева «Россия вперед», где он говорит о консервативной и застойной позиции отечественного бизнеса. Короче, мысли высказываются, а эта сообщество пока продолжает править страной.
Возвращаясь к нашему примеру, считаю необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство. Судя по анонимным откликам в Интернете, неприятие вызывают и усилия ректора, связанные с повышением эффективности, продуктивности, производительности в деятельности ректората, факультетов, кафедр, обслуживающих подразделений вуза. Здесь тоже имеются серьезные недоработки. Как видно из отчета ректората за 2010 год, затраты на оплату труда и стипендии в университете превышали 65% от общих расходов, причем динамика расходов по этой статье имела положительную тенденцию. Это много при средних затратах по этой статье в других вузах в 40-50%. С одной стороны, это неплохо, с другой – при усилении этой тенденции сокращаются возможности университета в модернизации и техническом переоснащении учебного и научного процессов, создании инновационных формирований (малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, хозрасчетных подразделений и т.п.). Сегодня на развитие материальной базы вуза остается менее 2% имеющихся средств, остальное идет на коммунальные и другие виды текущего жизнеобеспечения деятельности. Этого явно недостаточно для нормального развития вуза.
В то же время, проведенный анализ показал, что повышенные затраты на оплату труда в университете не всегда оправданы. Например, оказалось, что в вузе оформлено много людей на должности слесарей-сантехников, электриков, дворников, вахтеров и т.п., которые лишь числятся таковыми, являясь по сути «подснежниками». Когда возникла потребность в их услугах, этих людей физически не оказалось на месте, зато из кассы деньги регулярно уходили. Какое решение ректор должен был принять? Естественно сократить эти должности.
Или, например, целое подразделение вуза (институт повышения квалификации и инноваций) в ущерб основной занимался непрофильной деятельностью, нанося экономический и моральный ущерб вузу. Так, на территории этого подразделения действовал ночной клуб, структура по оказанию интимных услуг (сауна), в помещениях подразделения было зарегистрировано и снимали офисы 29 не относящихся к университету малых коммерческих предприятий. При этом в кассу вуза от них не поступала арендная плата, оплата электроэнергии, коммунальных услуг. Значительная часть выручки от проживания в гостинице в кассу также не поступала. В корпусе общежития-гостинницы зарегистрированы и постоянно живут, незаконно занимая комнаты, превращенные в квартиры, посторонние люди, руководство подразделения и их родственники и знакомые, естественно, не платя ни за что.
Эти и другие нарушения всплыли в ходе работы комиссии. Какое решение нужно было принять? Ректор и провел реструктуризацию: лишил это подразделение финансовой самостоятельности, упорядочил штатное расписание, назначил новое руководство. Нарушители предпочли уволиться всей командой, но это их право. Подобное нерациональное использование собственности университета имеет место до сих пор во многих подразделениях и на факультетах вуза. Ряд мер уже принят. Над устранением других непроизводительных затрат руководство вуза работает. Понятно, что виновные в этих нарушениях распространяют анонимно в Интернете информацию о гонениях со стороны администрации, и даже обвиняют во всевозможных «зверствах», по причине которых увольняются целые подразделения. Но ведь это наведение элементарного порядка, иначе все растащится и разворуется. Отсюда, прежде чем высказывать обиды, нужно посмотреть на себя в «зеркало».
Очевидно, что такое использование собственности и применение интеллектуального потенциала вуза не может иметь место бесконечно. Вот по решению Ученого совета во ВГАУ и начат процесс преодоления застоя. Безусловно, для многих, привыкших к застойному стилю работы, это проходит болезненно. Но что поделаешь, подобные процессы бесконфликтно не идут. Да и меры известны из учебников по управлению, они лежат на поверхности и не требуют для обнаружения научного поиска и разработки стратегий развития.
5. Подводя итоги
Безусловно, произошедшие крутые перемены в жизни нашего общества требуют не только предвидения хода дальнейшего развития событий, выработки надежных, научно обоснованных путей выхода из образовавшихся тупиков, но и широкого применения известных методов наведения порядка. Сегодня облаченных в красивые документы идей, мнений, концепций, стратегий развития на всех уровнях управления накоплено немало. Почему же мы далеко не ушли в реализации этих хороших идей, потоками падающих на нас из уст множества образованных людей. Вероятнее всего потому, что вся наша практическая деятельность больше походила на митинги, а не на поступательное движение к достижению общественно значимых целей. На всяких форумах, совещаниях пришлось услышать массу прекрасных задумок, но, освободившись от митинговых иллюзий и снова войдя в мир реального бытия, многие, вернувшись домой, обнаружили, что домашний «очаг погас», а приготовленное на нем кто-то растащил и «жирует» на этом.
Эти кто-то посредством разных манипуляций сконцентрировали в своих руках огромные богатства и забыли о своих обещаниях, мол, будь они у власти, то использовали бы все это эффективнее прежних правителей и с большей пользой для общества. А те, которые поверили их речам и даже разрабатывали очередные доктрины, стратегии и программы, возвратившись к своим «домашним очагам», чувствуют себя обманутыми и обобранными, ибо эти богатства и ресурсы общества повернуты далеко не на обслуживание интересов большинства граждан.
Против необходимости поиска свежих идей возражений быть не может. Тем не менее, в стране необходимо наведение элементарного порядка в рамках уже апробированных и сформулированных в различных кодексах (трудовом, административном, уголовном и других) идей обустройства нормальной жизни. А это означает, что на всех уровнях управления хозяйством необходимо непрерывно и методично наступать на интересы людей, которые противоречат здравому смыслу, нормам поведения в цивилизованном обществе, способствующим разрушению нашей страны.
Да и правящей партии не мешало бы задуматься по поводу организации цивилизованного сожительства со своим народом. На заседании Госсовета России 27 декабря 2010 года глава Башкортостана сообщил, что опросы общественного мнения в республике выявили такую картину: лишь 1,5% населения озабочены ухудшением межэтнических отношений. Остальные граждане республики озабочены проблемами своих доходов, рабочих мест, коррупцией, усилением экономического пресса со стороны тарифов на энергоресурсы, поборов ЖКХ и т.д., то есть обычными житейскими проблемами, проблемами выживания.
- «Аргументы и факты», №39, 29.05.2010.
- Попова Н. Конфискация in rem: свет в конце туннеля?// «Аргументы недели», №47, 02.12.2010.
- Балацкий Е.В. Постсоциалистический бизнес: противоречия развития и результаты функционирования// «Капитал страны», 22.10.2010.
- Белоусов В.И. Региональные стратегии: формальность или действенность// Экономист, 2010, №9.
- Белоусов В.И. Товарищества собственников жилья: территория жульничества// «Капитал страны», 16.08.2010, 17.08.2010.
- Белоусов В.И. Для модернизации России центра Сколково недостаточно// Территория и планирование, 2011, №2.
- Белоусов В.И., Белоусов А.В. О путях повышения инновационной активности в аграрном секторе экономики региона// Экономист, 2009, №7.
- Белоусов В.И., Шевченко В.Е. Университетский комплекс: инновационный проект// Высшее образование в России, 2003. №6.
- Белоусов В.И., Белоусов А.В., Шевченко В.Е. Черноземная продовольственная долина» как основа продовольственной безопасности России// «Капитал страны», 21.04.2010.
- Шевченко В.Е., Белоусов В.И. Возрождение черноземов в контексте продовольственной безопасности// «Экономист», 2010, №5.
Написать комментарий