Коммерциализация институтов
Что такое институты? Можно ли их коммерциализировать? Что из этого получается? А можно ли институционализировать коммерческую деятельность? Что в этом случае получается? Какой новый взгляд на эти понятия необходим для повышения эффективности государственного управления?
1. Основные определения
Институт. Термин "институционализм" впервые употребил Уолтон Гамильтон, определивший институт как свод социальных обычаев. В составе институтов Дуглас Норт, выдающийся экономист-теоретик, выделяет три главных составляющих:
- формальные правила (конституции, законы, административные акты, официально закрепленные нормы права);
- неформальные ограничения (традиции, обычаи, договоры, соглашения, добровольно взятые на себя нормы поведения, неписаные кодексы чести, достоинства, профессионального самосознания и пр.);
- механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.).
Институты создаются людьми. Люди развивают и изменяют институты. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на поддержание обмена и производства (трансакционные и трансформационные операции). Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени. Они являются ключом к пониманию исторических перемен [1].
Основоположником теории институционализма считается Торстейн Веблен (1857-1929), утвердивший гипотезу, согласно которой поведение хозяйствующего субъекта продиктовано инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей. Институты, по Т.Веблену, это "привычный образ мышления, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго". Иными словами, к институтам относятся различные правила и стереотипы поведения, часть из которых закреплена в виде правовых норм и общественных учреждений [2].
На основании сказанного ясно, что государство является главным институциональным агентом, а структура государства представляет набор соответствующих институтов. Это положение позволяет сделать вывод, что институты были всегда, начиная с ранних стадий существования человечества. Заслуга Т.Веблена состоит в открытии для науки такого явления как институт и использовании его для теоретического обоснования социально- экономических процессов в обществе.
Коммерциализация. Под коммерциализацией понимается:
- подчинение деятельности целям извлечения прибыли;
- широкое использование коммерческих начал в экономике, расширение количества коммерческих организаций;
- первый этап на пути к приватизации государственного предприятия; на этом этапе управляющие государственным предприятием несут ответственность за финансовые результаты деятельности предприятия, а государство прекращает предоставление дотаций на покрытие убытков от хозяйственной деятельности [3].
Коммерциализация – это превращение чего-либо в источник дохода, в предмет наживы (коммерциализация спорта, коммерциализация культуры) [4].
Коммерциализация выступает основным мотивом экономической конкуренции, так как важно не только победить конкурента, но и получить дополнительный доход от этой победы, например, за счет монополизации соответствующего рынка.
Следует отметить, что коммерциализация может давать как положительный эффект, так и отрицательный. Если мы коммерциализируем результаты научных исследований, разработанных оригинальных технологий, то тем самым осуществляем инновации в различные сферы деятельности. Коммерциализация социальной жизни общества в большинстве случаев приводит к негативным последствиям, так как нарушает общепринятые нормы.
Процесс – это:
- ход, развитие какого-нибудь явления; последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь;
- любой вид движения, модификация, преобразование, перестройка или "эволюция", короче говоря, любое изменение данного логического субъекта во времени, касается ли оно изменения его места в пространстве или же речь идет о модификации его количественных или качественных аспектов;
- чтобы называться таковым, процесс должен включать в себя следующие составляющие: 1) логическое подлежащее – единицу, т.е. то, что изменяется или находится в процессе; 2) временные отношения; 3) пространственные отношения; 4) направление изменения;
- переход объекта или явления из состояния с одними характеристиками (на входе) в состояние с другими (на выходе), изменения, происходящие с объектом, на который направлено действие. Процесс – это, по сути, синоним термина "движение", применяемого к изменяющимся параметрам, характеристикам и структуре объекта или явления;
- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы (ISO 9000:2005);
- преобразование входов в выходы под действием управления с использованием механизма (ресурсов).
2. Определение понятий «процесс» и «институт»
Приведенные формулировки процесса позволяют релевантно определить его элементы, в частности для обеспечения его воспроизводства. Рассмотрим модель процесса, схематично представленную на рис.1.
Модель включает блок под названием "процесс", стрелку "вход", направленную в блок, стрелку "выход", направленную из блока, стрелки "управление 1", "управление 2", приложенные к верхней стороне блока и стрелки "механизм 1", "механизм 2", приложенные к нижней стороне блока. Нотация элементов принята в соответствии с требованиями международного стандарта функционального моделирования IDEF0 [5].
Рис. 1 Вывод понятия института из процесса
Модель работает следующим образом. На "вход" процесса поступает исходная величина (объект, состояние, параметр), которая преобразуется в "выход" в соответствии с внутренними процедурами (операциями) процесса, а также при помощи внешнего "управления" и с использованием "механизмов". В модели может быть несколько элементов управления и несколько механизмов. Особенностью представленной модели является то, что элементы процесса "управление 2" и "механизм 2" взаимосвязаны между собой логически и образуют новый элемент процесса – институт. Институт в модели является неотъемлемой частью процесса, так как сформирован из его элементов.
В данном случае понятие институт представляет собой синергетическую комбинацию управления и механизма в системе, поддерживающей данный процесс.
Например, один из важнейших современных институтов общества – институт собственности, предназначенный для осуществления хозяйственной деятельности, включает:
- в качестве управления – право собственности, задекларированное в гражданском законодательстве, хозяйственном кодексе и других законодательных актах;
- в качестве механизма – государственные учреждения, охраняющие право собственности физических и юридических лиц, систему правосудия, определяющую факты нарушения прав собственности и принимающую решение о восстановлении этих прав.
Данный пример отражает еще одно важное свойство института – системность, которое распространяет его на все процессы в экономической системе.
Отсюда следует вывод, что синергетически связанные элементы процесса, такие как "управление" и "механизм" при определенных условиях могут формировать интегрированную процессную структуру – "институт", выходящую за пределы данного процесса, соответствующую по своим признакам социально-экономическому феномену, имеющему массовый устойчивый характер. В результате получаем новое, процессное понятие института: Институтом называется интегрированная структура, состоящая из элементов "управление" и "механизм" группы процессов экономической системы, которая, поддерживая указанные процессы, обеспечивает функционирование этой системы.
Особенностью нового процессного понятия института является возможность его декомпозиции на "управление" и "механизм", которые сохраняют устойчивую логическую связь. Отсюда следует, что для утверждения в обществе каких-либо правил, обычаев, необходимо не только их определить и утвердить, но и подготовить соответствующие механизмы (ресурсы) для их поддержания.
3. Сопряжение понятий института и процесса
Мы получили два логически зависимых понятия "институт" и процесс", которые соотносятся друг с другом как причина и следствие. В результате, процесс может существовать только при наличии соответствующего института. Однако институт – это не просто интегрированные "управление" и "механизм" данного процесса, его действие также распространяется и на другие процессы. Например, упомянутый институт собственности поддерживает как процессы производства в экономической системе, так и процессы распределения, обмена и потребления. То есть институт по сравнению с процессом занимает более высокий уровень в иерархии системы, однако при этом сам состоит из отдельных обобщенных элементов процесса.
Следовательно, институт включает не просто "управление" и "механизм", а исключительно интегрированное управление и интегрированный механизм, охватывающие все процессы экономической системы. Отсюда получаем, что в любом процессе существуют как частные элементы "управление" и "механизм", так и эти же элементы, объединенные в институты.
В результате сопряжение понятий института и процесса происходит на уровне интеграции элементов процесса в институтах и в распространении (дезинтеграции) их действия на группу процессов. В данном случае свойство дезинтеграции выступает как некоторая обратная связь, обеспечивающая устойчивость институтов в экономической системе.
Полученные выводы свидетельствуют о том, что все экономические процессы в системе поддерживаются сопряженными с ними институтами. Вместе с тем некоторые процессы могут содержать определенное количество элементов, не входящих в действующие институты.
4. Сущность коммерциализации института
Рассмотрим классический пример отношений – коррупцию, состоящую в том, что в экономической системе, включающей субъекты, объекты, процесс, институт происходит изменение хода процесса за счет коммерциализации института в интересах каких-либо субъектов системы. Модель коммерциализации института представлена на рис.2.
В системе имеем основной процесс, включающий вход, выход, управление 1, механизм 1, который поддерживается институтом через управление 2 и механизм 2. Институт имеет жесткую структуру, распространяющуюся на данный процесс и на другую группу процессов. Институт может изменяться в определенных пределах под институциональным воздействием. В модели присутствует также дополнительный процесс – "коммерциализация", имеющий возможность влиять на параметры института.
Проанализируем дополнительный процесс "коммерциализацию", который на вход получает воздействие, например, "административный ресурс", а на выходе производит "институциональное воздействие". Для данного процесса "управлением" являются цели и задачи коммерциализации, а "механизмом" – структура, принимающая решение по корректировке института. В результате действия процесса коммерциализации административный ресурс (договоренность, взятка, социальное давление, политическое влияние и др.) преобразуется в институциональное воздействие, которое "переключает" институт из комбинации "управление 2"–"механизм 2" (в схеме процесса стрелки зачеркнуты) на комбинацию "управление 3"–"механизм 3", выгодную для отдельного субъекта, чем достигаются цели и задачи коммерциализации. В рамках действующего института новые элементы процесса дают возможность опосредованно влиять на выход основного процесса и параметры экономической системы. Таким образом, получаем ситуацию, при которой коммерциализация институтов может существенно влиять на функционирование государства в целом, что стало результатом реализации изначально заданной коррупционной схемы.
Рис.2. Процесс коммерциализации института.
В результате получаем нештатную работу института по обслуживанию частных интересов и, соответственно, низкую эффективность основных экономических процессов. Коммерциализация институтов на практике также находит свое воплощение в политическом лоббировании интересов определенных групп государственными чиновниками и др.
Рассматривая под данным углом зрения состояние застоя в экономике бывшего СССР можно выявить значительные искажения институтов планирования (нарушение отчетности, приписки, оппортунистическое поведение участников плана и др.), которые явились следствиями процесса коммерциализации. Можно утверждать, что коммерциализация институтов планирования была основным фактором, дискредитировавшим государственное управление в СССР и приведшим к разрушению социалистического строя.
5. Оппортунизм как форма коммерциализации действующих институтов
В современной экономической науке под оппортунизмом понимают: "следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post" (О. Уильямсон) [6].
Отличительной чертой оппортунизма является то, что ради достижения целей частного уровня разрушается общественно-полезный результат. Например, во время выборов отдельные кандидаты в депутаты часто выступают с явно популистскими, несбыточными программными заявлениями, что может существенно повлиять на мнение электората. В дальнейшем эти, уже избранные депутаты не в состоянии реализовать свои пустые обещания, и общественная система несет невосполнимые потери, так как в процессе выборов были отвергнуты более конструктивные программы других кандидатов. Такой оппортунизм способен полностью разрушить социально-экономическую систему, основанную на вполне работоспособных институтах.
Решение данной проблемы в рамках процессного подхода может быть получено по следующим направлениям.
1) Ограничение действия данного института в процессах экономической системы. Примером может служить институт монархии в Великобритании, при которой власть королевы ограничена до сугубо представительских функций. В результате сколько-нибудь заметного влияния на экономическую систему страны данный институт практически не оказывает.
2) Создание внутри процессов элементов, блокирующих коммерциализацию институтов. Блокировки коммерциализации институтов состоят в регуляторных запретах определенных видов деятельности, существенно влияющих на социально-экономическое положение общества, например, запрет продажи земли в частную собственность, а также создания соответствующих механизмов.
3) Формирование в системе дополнительных институтов контроля над коммерциализацией основных институтов. По данному направлению необходимо отметить эффективные меры государственного контроля над доходами граждан. Любой процесс коммерциализации в своем итоге порождает изменение доходов (основной мотив коммерциализации) участников этого процесса. Дополнительный институт государственного контроля при определенных условиях может сделать коммерциализацию основных институтов экономически невыгодной для участников.
4) Применение новых механизмов и вспомогательных процессов регулирования коммерциализации институтов. Как показывает опыт бизнес - моделирования, коммерциализация дает максимальную результативность применительно к результатам процесса, его выходу (стрелка, выходящая из блока). Например, проведена НИР, результатом которой стала разработка материалов с новыми свойствами. Коммерциализация результатов данной НИР представляет собой создание условий, при которых новые свойства полученных материалов при использовании в других процессах (например, в промышленности) дадут экономический эффект. То есть мы получаем каскад процессов, в котором коммерциализация выхода первого процесса усиливает входы последующих. Коммерциализация других элементов процесса (стрелок, входящих в блок) ведет к дополнительным трансакционным издержкам, а значит, к снижению общей эффективности процесса. В результате коммерциализация институтов как интегрированных структур элементов управления и механизма с точки зрения процессного подхода заведомо должна приводить к снижению их эффективности.
6. Концепция "наоборот"
Представим гипотетическую систему, которая не имеет институтов вообще, все экономические трансакции производятся с максимальной коммерциализацией и наивысшей степенью оппортунизма. В результате получаем свободную, неограниченную конкуренцию и свободное формирование отношений между экономическими субъектами (к чему нас призывают зарубежные консультанты).
Пример – классическая история обманутых дольщиков. Изначально участники проекта собрали средства на строительство многоквартирного дома, нашли подрядчика и процесс, как говорится, пошел. Однако по мере продвижения строительства (при наличии инфляции) выясняется, что первоначальная сметная стоимость дома оказалась заниженной, что потребовало дополнительных вкладов дольщиков. В данном случае имеем оппортунизм увеличения цены со стороны подрядчика, но дольщики идут на это, так как знают, что стоимость жилья поднимется еще выше и они все равно будут в выигрыше. Далее оказывается, что подрядчику невыгодно вообще достраивать данный дом, так как у него уже имеются более поздние контракты, где сметы строительства рассчитаны по новым завышенным нормам, что обеспечивает более высокую прибыль. Строительство приостанавливается, дольщики возмущены, но институт по-прежнему не работает. Проходит время, и появляются более богатые потенциальные дольщики, которые предлагают застройщику еще повысить стоимость строительства первого дома для чего вернуть деньги первым дольщикам и продолжить строительство уже по более высоким ценам. Такое оппортунистическое поведение застройщика вызывает реакцию первых дольщиков, и они начинают блокировать территорию строительства, пытаются обращаться в институты власти (которые по условиям задачи отключены) и т.д., вплоть до бегства застройщика. В результате получаем остановку строительства.
Следующий пример – выпуск продукции в рыночных условиях, при котором присутствует значительная доля аутсорсинга. По законам рынка свободная конкуренция снижает цену продукции и такой выпуск должен приносить дополнительную прибыль. Однако в реальных условиях этого не происходит, так как начинает работать оппортунизм или процесс коммерциализации отдельных составляющих производства (аутсорсинга). В результате стоимость конечной продукции растет, а конкурентоспособность в рыночных условиях падает. Возникает дилемма: продолжать выпуск на прежних условиях или скупить (заместить) предприятия аутсорсеров в единой скоординированной институциональной структуре. Второй подход, как правило, оказывается более предпочтительным, так как обеспечивает плановый выпуск продукции, защищен от неблагоприятной конъюнктуры, улучшает структурные взаимосвязи участников выпуска. В результате получаем обратный процесс – институционализацию коммерческих отношений субъектов хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что в глобальной экономике институционализация производства постоянно растет. На рынок развитые страны выпускают только продукцию с максимальной степенью переработки (долей добавленной стоимости), что позволяет им прогнозировать экономические отношения и создавать необходимые институты.
Рассмотрим процесс формирования института, представленный на рис.3.
Рис.3. Процесс формирования института.
На схеме имеем процесс "Формировать институты", который под действием конкуренции с привлечением ресурсов системы из несвязанных элементов формирует институт, в состав которого входят "управление", "механизм" и "интеграция". Выход "интеграция" представляет собой способы соединения выходных элементов "управление" и "механизм" для достижения синергетического эффекта в составе института. В результате мы получили институт, используемый в группе процессов, который снижает уровень коммерциализации в экономической системе.
Анализ показывает постоянное повышение доли и роли институтов в экономических системах развитых стран и обратный процесс для стран развивающихся. Однако при этом существует еще дополнительная проблема эффективности институтов. Например, такие страны как Украина и Российская Федерация в процессе экономических реформ потеряли устойчивость институционального поля, в результате чего коммерциализация институтов выросла до огромных размеров, и создала "теневую экономику". Различные экспертные оценки показывают долю теневого сектора на Украине порядка 40-60%, что недопустимо для нормального функционирования экономической системы. Это указывает на имеющую место неработоспособность существующих институтов стран с переходной экономикой.
В результате рассмотренной концепции, доказана возможность и необходимость существования обратного процесса, при котором агенты коммерциализации с целью сокращения трансакционных издержек стремятся институционализировать оппортунистические интересы и приводить экономическую систему в некоторое состояние институционального равновесия.
7. Выводы
На основании проведенного исследования получены следующие научные результаты.
Проанализированы понятия институт, коммерциализация, процесс. В результате получено новое определение института как интегрированной структуры элементов "управление" и "механизм" процесса. Особенностью института является то, что он, хоть и состоит из элементов процесса, выполняет "надпроцессную" функцию, то есть обеспечивает все процессы в экономической системе. В результате обнаружено, что всякий экономический процесс находится под воздействием институтов системы, а также специфических элементов управления и механизмов, присущих именно данному процессу.
Предложен новый системный подход к процессу коммерциализации институтов, в результате которого исключается возможность манипулирования элементами основного процесса, управлением и механизмом во внесистемных интересах каких-либо лиц. Получен вывод о недопустимости коммерциализации институтов, так как это снижает эффективность всех процессов экономической системы.
Предложено объяснение причин развала системы централизованного планирования в СССР, где основной причиной является коммерциализация институтов.
Рассмотрено оппортунистическое поведение субъектов в экономической системе, которое является одним из проявлений процесса коммерциализации. Предложен ряд направлений процессного подхода по снижению уровня коммерциализации институтов, раскрывающих логику функционирования институтов.
Проанализирована альтернативная задача – институционализации коммерческой деятельности, доказана ее эффективность в структурировании экономической системы. Разработан процесс формирования институтов экономической системы, позволяющий проектировать необходимые институты с заданной степенью устойчивости к коммерциализации. Рассмотрена возможность оценки равновесного состояния структуры экономической системы, включающей процессы институционализации и коммерциализации экономической деятельности.
Литература
- Мельников С. Институциональный механизм регионального управления. – Электронный источник (Режим доступа: http://transeconom.boom.ru/lections/html/instit.html).
- Розмаинский И. Институционализм. Электронный источник (Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/em/34412939.html).
- Коммерциализация. – Электронный источник (Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_ekonomslov/kommercializacija-23562.html).
- Коммерциализация. Словарь Кузнецова. – Электронный источник (Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_kuznec/kommercializacija-141154.html).
- РД IDEF 0 – 2000. Методология функционального моделирования IDEF0/ Руководящий документ. М.: Издание официальное.
- Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. СПб.: Лениздат, СЕУ Пресс. 1996.
Написать комментарий
Государство, в целях своего сохранения, обязано предоставить всеобщее высшее образование. Если оно отказывается обеспечить даже среднее...