ПМЭФ-2011: смотреть на таможенный союз!
Перспективы развития СНГ обсудили на Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ-2011). Пути мировой интеграции ведут страны СНГ к более крупному наднациональному образованию – Евразийскому союзу. Насколько реальна такая новая конструкция глобального регулятора? Каковы ее перспективы?
Участники круглого стола сошлись во мнении, что пути мировой интеграции ведут страны СНГ к более крупному наднациональному образованию - Евразийскому союзу. В рамках такого союза будет возможно создание единой валюты и экономики. Директор департамента международного сотрудничества правительства РФ, Татьяна Валовая, не исключает, что если интеграционные процессы будут идти с темпами последних трех лет, то в 2020 году Евразийский союз может воплотиться из концепции в геополитическую действительность.
Как это ни странно, но именно мировой кризис подтолкнул ускорение интеграции. 1 января 2010 года осуществлена идея единого таможенного союза, от которого на данном этапе ждут первых результатов. Уже к 1 июля планируется убрать последние барьеры на границе России и Казахстана. Именно из-за сближения в трудную минуту одним из спикеров круглого стола СНГ было названо "сообществом на плохую погоду" в пику Европейскому союзу, который в последнее время все больше превращается в "сообщество на хорошую погоду".
В целом участники обсуждения были настроены позитивно, хотя материальная основа интеграции до сих пор крайне зыбкая. Директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, Андрей Спартак, настаивал на донорской роли России в осуществляемой интеграции. На фоне взаимопомощи энергоносителями и прямых инвестиций со стороны России, оборот общей торговли между странами СНГ составляет в 2010 году менее 20% от общей торговли каждой страны.
В этой области у России основной интерес - стратегический, но выгоды от интеграции всегда являются зонами риска. Тем более, что экономические субсидии могут в перспективе демотивировать страны СНГ.
Против такого взгляда на роль России в формировании общей наднациональной надстройки высказался министр экономического развития и торговли Республики Казахстан, Кайрат Келимбетов. По его мнению, вопрос об энергоносителях - ключевой вопрос. Но речь ни в коем случае не идет о донорстве. В том числе он сказал, что сегодня нужно задавать вопросы по устойчивости модели экономической интеграции Европейского союза и воздержаться от ее идеализирования, как это было 20 лет назад. К тому же, многие страны СНГ пока объективно не могут отвечать за единую и скоординированную макроэкономическую экономику. Келимбетов отметил, что интеграция на пространстве СНГ уникальна и что действительно, сначала нужно было размежеваться, чтобы объединяться на понятных принципах, которые сейчас как раз и формулируются. Какими бы ни были успешными прототипы, считает Келимбетов, "надо не на Европейский союз смотреть, а на таможенный".
Как это ни странно, но именно мировой кризис подтолкнул ускорение интеграции. 1 января 2010 года осуществлена идея единого таможенного союза, от которого на данном этапе ждут первых результатов. Уже к 1 июля планируется убрать последние барьеры на границе России и Казахстана. Именно из-за сближения в трудную минуту одним из спикеров круглого стола СНГ было названо "сообществом на плохую погоду" в пику Европейскому союзу, который в последнее время все больше превращается в "сообщество на хорошую погоду".
В целом участники обсуждения были настроены позитивно, хотя материальная основа интеграции до сих пор крайне зыбкая. Директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, Андрей Спартак, настаивал на донорской роли России в осуществляемой интеграции. На фоне взаимопомощи энергоносителями и прямых инвестиций со стороны России, оборот общей торговли между странами СНГ составляет в 2010 году менее 20% от общей торговли каждой страны.
В докладе Андрея Спартака определялась своеобразная цена интеграции. Наряду с очевидными преимуществами - углубленным экономическим сотрудничеством, единым рынком сбыта, трудовыми ресурсами и транспортной инфраструктурой, есть и существенные проблемы. Объективное сужение материальной базы стран СНГ ведет к их медленной экономической модернизации, а помощь России напрямую приводит к экономической стагнации у стран-партнеров. Также некоторые из стран СНГ имеют завышенные ожидания по развитию межгосударственных программ и подразумевают определенные бонусы в обмен на согласие вести конструктивный диалог и участие.
В этой области у России основной интерес - стратегический, но выгоды от интеграции всегда являются зонами риска. Тем более, что экономические субсидии могут в перспективе демотивировать страны СНГ.
Против такого взгляда на роль России в формировании общей наднациональной надстройки высказался министр экономического развития и торговли Республики Казахстан, Кайрат Келимбетов. По его мнению, вопрос об энергоносителях - ключевой вопрос. Но речь ни в коем случае не идет о донорстве. В том числе он сказал, что сегодня нужно задавать вопросы по устойчивости модели экономической интеграции Европейского союза и воздержаться от ее идеализирования, как это было 20 лет назад. К тому же, многие страны СНГ пока объективно не могут отвечать за единую и скоординированную макроэкономическую экономику. Келимбетов отметил, что интеграция на пространстве СНГ уникальна и что действительно, сначала нужно было размежеваться, чтобы объединяться на понятных принципах, которые сейчас как раз и формулируются. Какими бы ни были успешными прототипы, считает Келимбетов, "надо не на Европейский союз смотреть, а на таможенный".
Написать комментарий