Госзакупки как стимул для инноваций
Одна из проблем модернизации экономики состоит в недостаточном спросе на инновационную продукцию. Между тем, сформировать этот спрос можно, в том числе, и за счет госзакупок. Почему же этот, казалось бы, очевидный способ до сих пор используется весьма слабо? Об этом говорили участники II Обнинского инновационного форума, состоявшемся 19-20 мая 2011года.
Госзакупки могут стать серьезной поддержкой инноваций
На госзакупки - т.е., на удовлетворение потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товарах и услугах - тратится от 40 до 60% расходной части бюджета, отметила заместитель начальника управления государственного заказа министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области Марина Фондикова.
При этом доля инновационной продукции в общем объеме госзаказов сегодня весьма незначительна, считает заместитель губернатора Калужской области и министр информационного общества и инноваций Максим Шерейкин. Так, по итогам 2010 г., Калужская область купила инновационной продукции всего на 60 тыс. руб. Конечно, это довольно условный показатель, поскольку четкого определения и критериев инновационности до сих пор нет. Тем не менее, целевого индикатора по модернизации государственного сектора экономики и закупке инновационной продукции до недавнего времени не прослеживалось подчеркнул замгубернатора.
Одной из причин этого можно было бы считать ограниченность бюджета - из-за этого многие бюджетные предпочитают сэкономить и покупать не уникальную инновационную продукцию, а устаревшую, но дешевую. Однако инновационная продукция экономически все же более выгодна. Она может быть более дорогой при покупке, но лучше окупается при использовании, считает Максим Шерейкин.
Законы о госзакупке и о защите конкуренции несовершенны
Закупку качественной, инновационной продукции во многом ограничивают непродуманные статьи ФЗ-94 (о госзакупках) и ФЗ-135 (о защите конкуренции).
Конечно, решающее слово остается за заказчиком - именно он формулирует техническое задание на то, что он хочет закупить. Однако, по требованиям ФЗ-94 и ФЗ-135, техническое задание должно быть сформировано не под конкретное оборудование или услуги, а под некую группу товаров. Между тем, инновационная продукция нередко является уникальной, так что подобрать ей аналогов невозможно. Запрос же на данную конкретную уникальную продукцию может вызвать обвинения в коррупции, пояснила Марина Фондикова.
Аукцион как форма госзакупок при всех своих достоинствах (открытость и оперативность) имеет серьезный недостаток: товары рассматриваются только по цене. Учитывая требование о необходимости делать заказ не под конкретный товар, а под группу товаров, и то, что торги проходят в режиме онлайн, возможно падение цены в ущерб качеству, поскольку проверка качества требует все же некоторого времени.
При проведении закупок сложной техники (напр., медицинской) возможно (и даже предпочтительно) использовать не аукцион, а конкурс. Но даже по условиям конкурса, наибольшее количество баллов набирает не самый качественный, а самый дешевый товар. К инновационной продукции такой подход не может быть применим. При ее закупке больший вес должен иметь не критерий цены, а критерий качества и квалификации.
Прогнозирование потребностей
Государственные и муниципальные органы должны постоянно заниматься планированием и прогнозированием потребностей и закупок. Если будут сформулированы потребности в определенной продукции или услугах, то предприниматели начнут ее производить.
Между тем, в этой сфере не хватает квалифицированных специалистов. Кроме того, процессы планирования - так же, как и заключения и исполнения контрактов, управления активами, которые получатся в результате закупочной деятельности - все они практически не урегулированы законодательно, хотя и затрагиваются и в бюджетном, и в гражданском кодексе, отметила Марина Фондикова.
По решению Минэкономразвития, в ряде российских регионов проводится эксперимент по построению федеральной контрактной системы. В этом эксперименте участвует и Калужская обл. Первые результаты эксперимента будут подведены в конце 2011 г.
Необходимо менять порядок бюджетного финансирования
По действующей система финансирования, лимиты бюджетного финансирования должны быть использованы до конца 4-го квартала. В противном случае, неосвоенные средства просто "сгорают", и в следующем году объем выделяемых бюджетных средств уменьшается. Лихорадочное освоение остатков бюджета в конце года приводит к тому, что вопросы качества при госзакупках уже не учитываются.
Нехватка квалифицированных кадров
Нехватка грамотных специалистов мешает на всех уровнях: от планирования необходимых инновационных продуктов до их эффективного использования. Нередко, например, уникальная медицинская техника впустую простаивает в районных больницах: или потому что предназначена для лечения и диагностики специфических заболеваний - и разумнее было бы установить эту технику в центральных медицинских учреждениях - или потому что в районных больницах просто не знают, как этой техникой пользоваться.
Поэтому при покупке инновационной продукции надо заранее оценить, где и как она будет использоваться. Для внедрения инноваций необходимо повышение квалификации специалистов во всех отраслях.
Мотивация заказчиков
С учетом всех выше перечисленных факторов, заказчик мало заинтересован в покупке инновационной продукции. Ему гораздо проще купить что-нибудь привычное, известное и дешевое.
Одним из способов мотивации могло бы стать установление квоты по закупке инновационной продукции, считает Марина Фондикова. Однако для этого необходимо ввести четкие термины и критерии оценки инновационности товаров и услуг. Это также помогло бы заказчикам доказать обоснованность своего заказа, смягчив давление ФЗ-94 и ФЗ-135.
Нужны не специальные технические задания, которые должен разрабатывать каждый отдельный заказчик, а нужна новая техническая политика по каждому направлению, заявил представитель компании "Уником", разрабатывающей современные дорожные покрытия. Он пояснил, что, например, в дорожной отрасли сейчас сформированы определенные требования, которые предъявлены всем участникам рынка. По его мнению, такой подход необходимо внедрить во всех сферах. Регионы должны выстраивать свою техническую политику таким образом, чтобы конкуренция среди компаний шла именно по качеству, а не по цене.
Нужна объективная информация
И заказчики, и производители страдают от отсутствия объективной информации: заказчики не знают, какая инновационная продукция есть на рынке, а производители не знают о нуждах заказчика.
Инновационные компании должны идти от реальных потребностей медицины, образования и т.д. Нельзя сделать продукт, а потом его продвигать, считает заместитель губернатора Брянской области Александр Горшков.
По его мнению, не нужны отдельные реестры инновационных продуктов и отдельные правила по их закупке - это все почва для коррупции. Критерии инновационности товара просты: он должен давать либо новые свойства, либо удешевление цены, либо стоимости владения. При этом разница в цене между инновационным и обычным товаром должна быть адекватной.
На госзакупки - т.е., на удовлетворение потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товарах и услугах - тратится от 40 до 60% расходной части бюджета, отметила заместитель начальника управления государственного заказа министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области Марина Фондикова.
При этом доля инновационной продукции в общем объеме госзаказов сегодня весьма незначительна, считает заместитель губернатора Калужской области и министр информационного общества и инноваций Максим Шерейкин. Так, по итогам 2010 г., Калужская область купила инновационной продукции всего на 60 тыс. руб. Конечно, это довольно условный показатель, поскольку четкого определения и критериев инновационности до сих пор нет. Тем не менее, целевого индикатора по модернизации государственного сектора экономики и закупке инновационной продукции до недавнего времени не прослеживалось подчеркнул замгубернатора.
Одной из причин этого можно было бы считать ограниченность бюджета - из-за этого многие бюджетные предпочитают сэкономить и покупать не уникальную инновационную продукцию, а устаревшую, но дешевую. Однако инновационная продукция экономически все же более выгодна. Она может быть более дорогой при покупке, но лучше окупается при использовании, считает Максим Шерейкин.
Законы о госзакупке и о защите конкуренции несовершенны
Закупку качественной, инновационной продукции во многом ограничивают непродуманные статьи ФЗ-94 (о госзакупках) и ФЗ-135 (о защите конкуренции).
Конечно, решающее слово остается за заказчиком - именно он формулирует техническое задание на то, что он хочет закупить. Однако, по требованиям ФЗ-94 и ФЗ-135, техническое задание должно быть сформировано не под конкретное оборудование или услуги, а под некую группу товаров. Между тем, инновационная продукция нередко является уникальной, так что подобрать ей аналогов невозможно. Запрос же на данную конкретную уникальную продукцию может вызвать обвинения в коррупции, пояснила Марина Фондикова.
Аукцион как форма госзакупок при всех своих достоинствах (открытость и оперативность) имеет серьезный недостаток: товары рассматриваются только по цене. Учитывая требование о необходимости делать заказ не под конкретный товар, а под группу товаров, и то, что торги проходят в режиме онлайн, возможно падение цены в ущерб качеству, поскольку проверка качества требует все же некоторого времени.
При проведении закупок сложной техники (напр., медицинской) возможно (и даже предпочтительно) использовать не аукцион, а конкурс. Но даже по условиям конкурса, наибольшее количество баллов набирает не самый качественный, а самый дешевый товар. К инновационной продукции такой подход не может быть применим. При ее закупке больший вес должен иметь не критерий цены, а критерий качества и квалификации.
Прогнозирование потребностей
Государственные и муниципальные органы должны постоянно заниматься планированием и прогнозированием потребностей и закупок. Если будут сформулированы потребности в определенной продукции или услугах, то предприниматели начнут ее производить.
Между тем, в этой сфере не хватает квалифицированных специалистов. Кроме того, процессы планирования - так же, как и заключения и исполнения контрактов, управления активами, которые получатся в результате закупочной деятельности - все они практически не урегулированы законодательно, хотя и затрагиваются и в бюджетном, и в гражданском кодексе, отметила Марина Фондикова.
По решению Минэкономразвития, в ряде российских регионов проводится эксперимент по построению федеральной контрактной системы. В этом эксперименте участвует и Калужская обл. Первые результаты эксперимента будут подведены в конце 2011 г.
Необходимо менять порядок бюджетного финансирования
По действующей система финансирования, лимиты бюджетного финансирования должны быть использованы до конца 4-го квартала. В противном случае, неосвоенные средства просто "сгорают", и в следующем году объем выделяемых бюджетных средств уменьшается. Лихорадочное освоение остатков бюджета в конце года приводит к тому, что вопросы качества при госзакупках уже не учитываются.
Нехватка квалифицированных кадров
Нехватка грамотных специалистов мешает на всех уровнях: от планирования необходимых инновационных продуктов до их эффективного использования. Нередко, например, уникальная медицинская техника впустую простаивает в районных больницах: или потому что предназначена для лечения и диагностики специфических заболеваний - и разумнее было бы установить эту технику в центральных медицинских учреждениях - или потому что в районных больницах просто не знают, как этой техникой пользоваться.
Поэтому при покупке инновационной продукции надо заранее оценить, где и как она будет использоваться. Для внедрения инноваций необходимо повышение квалификации специалистов во всех отраслях.
Мотивация заказчиков
С учетом всех выше перечисленных факторов, заказчик мало заинтересован в покупке инновационной продукции. Ему гораздо проще купить что-нибудь привычное, известное и дешевое.
Одним из способов мотивации могло бы стать установление квоты по закупке инновационной продукции, считает Марина Фондикова. Однако для этого необходимо ввести четкие термины и критерии оценки инновационности товаров и услуг. Это также помогло бы заказчикам доказать обоснованность своего заказа, смягчив давление ФЗ-94 и ФЗ-135.
Нужны не специальные технические задания, которые должен разрабатывать каждый отдельный заказчик, а нужна новая техническая политика по каждому направлению, заявил представитель компании "Уником", разрабатывающей современные дорожные покрытия. Он пояснил, что, например, в дорожной отрасли сейчас сформированы определенные требования, которые предъявлены всем участникам рынка. По его мнению, такой подход необходимо внедрить во всех сферах. Регионы должны выстраивать свою техническую политику таким образом, чтобы конкуренция среди компаний шла именно по качеству, а не по цене.
Нужна объективная информация
И заказчики, и производители страдают от отсутствия объективной информации: заказчики не знают, какая инновационная продукция есть на рынке, а производители не знают о нуждах заказчика.
Инновационные компании должны идти от реальных потребностей медицины, образования и т.д. Нельзя сделать продукт, а потом его продвигать, считает заместитель губернатора Брянской области Александр Горшков.
По его мнению, не нужны отдельные реестры инновационных продуктов и отдельные правила по их закупке - это все почва для коррупции. Критерии инновационности товара просты: он должен давать либо новые свойства, либо удешевление цены, либо стоимости владения. При этом разница в цене между инновационным и обычным товаром должна быть адекватной.
Написать комментарий