18 ДЕК, 12:52 МСК
USD (ЦБ)    102.9979
EUR (ЦБ)    108.3444


Дело о врачах, на которых повесили убийство

18 Мая 2011 9718 11 События и факты
Дело о врачах, на которых повесили убийство

Год назад, 19 мая 2010 г. силовым отрядом милиции были задержаны медбрат и санитар больницы Святой Преподобномученицы Елизаветы города Санкт-Петербурга. Следствие подозревало медицинских работников в совершении преступления годовалой давности. По многим признакам дело представляется сфабрикованным. Остается ли возможным признание ошибки и оправдание невиновных врачей?

Хроника следствия

История громкого дела началась в отделении экзогенной терапии Елизаветинской больницы, фактическом лазарете для пациентов с алкогольным и наркотическим отравлением, 13 февраля 2009 года, когда в больничных стенах умер некто Николаев. Позднее выяснится, что Николаев, поступивший в отделение с алкогольной интоксикацией, ушибленной головой и раной на лбу вовсе не тот, за кого его приняли. После опознания было установлено его настоящее имя – Капытин Н.В., а через три дня при вскрытии тела обнаружились дополнительные травмы в области живота, в виде перелома ребер левого бока и сломанного носа. Без особых промедлений 18 февраля по заведенному порядку было возбуждено уголовное дело.

В первом заключении судебно-медицинской экспертизы трупа от 18 марта 2009 отмечается два важных факта: «следует полагать, – пишет медицинский эксперт Катков И.Д., – что все повреждения были нанесены в один короткий промежуток времени». И добавляет в конце: «Высокая концентрация этилового алкоголя в крови (3,45%) указывает на то, что незадолго до поступления в больницу Николаев Н.В. употреблял алкоголь в большом количестве, обычно подобная концентрация у живых лиц соответствует тяжелому отравлению алкоголем, при котором может наступить смерть».

Убедительность выводов и обыкновенность повода то тормозили следствие по делу, то внезапно растормаживали. За короткий срок оно в общей сложности четыре раза приостанавливалось из-за отсутствия обвиняемых, но не заставляло долго ждать своего возобновления, будто подталкиваемое чьим-то корыстным интересом. На момент 16 июля 2009 года сотрудники больницы Юрков и Шакуров – позднее главные фигуранты – рассматривались еще как свидетели и давали первые показания, охотно помогая следствию. Сотрудничество же других работников затянулось и перешло в пособничество стороне обвинения под давлением следствия. Такой пример показывает врач Ковалева, в чье дежурство скончался Копытин, вероятно, вследствие ее халатного отношения и вовремя не обнаруженных скрытых травм. Теперь Ковалева, исправив записи в журнале приема, дает нужные показания для выстраивания стройной обвинительной линии.

Еще один оборот сходящему на нет бездоказательному делу дала поступившая в больницу 5-го января 2010 пациентка Захаренко О.П., поведение и состояние которой было обозначено в медицинской карте: «Больная агрессивна. Двигательно расторможена. Продуктивному речевому контакту не доступна. Вертикально не удерживается. Самостоятельно встала со стула – упала с высоты собственного роста, ударилась лицом об пол. Состояние оглушения». Выписавшись, Захаренко зафиксировала ушибы в травмпункте: «В правой и левой орбитальной области гематомы. В области тыла левой кисти отек, гематома. В области правого локтевого сгиба гематома». Из ее жалоб следовало, что она подверглась избиению санитаром с рыжими волосами, но среди подозреваемых таких нет как не было. В беспристрастном постановлении дознавателя травмпункта ущерб здоровью был оценен всего лишь как легкий вред.

18 мая 2010 года сформировалась следственная группа по делу Капытина во главе с Белизеевой Е.Ю. Этот день можно считать переворотным для вялотекущего и затянувшегося процесса. Уже утром следующего дня были взяты под арест работники Елизаветинской больницы, Юрков и Шакуров. Незамедлительно последовала кассационная жалоба от адвокатов задержанных. Причем во время ее рассмотрения юристам стало очевидным нежелание следственной группы работать с защитой, ведь она занималась тщетным выбиванием показаний из арестованных. Так было проигнорировано ходатайство об ознакомлении адвокатами задержанных с актом вскрытия и судебно-медицинской экспертизой. Спустя два месяца, 19 июля 2010 года вышло постановление Выборгского суда об изменение меры пресечения на подписку о невыезде с сохранением права на работу в медицинских учреждениях. Юркова и Шакурова освободили прямо в зале суда. Но следствие на этом не прекратилось, явно усугубившись в поисках дополнительных свидетелей и деталей. Адвокаты до сих пор требуют от него беспристрастности и скорейшей передачи дела в суд.

Когда рушатся мечты

История одного из обвиняемых, Игоря Юркова, особенно пронзительна. Следователь Белизеева дважды отправляла медбрата Елизаветинской больницы на медкомиссию экспертов-психиатров, с которой он возвращался, обремененный неизменным заключением: «выявлены такие психологические особенности как не конфликтность, высокий уровень самоконтроля, жизнерадостность, достаточная гибкость в контактах с окружающими». Видимо, положительных характеристик сослуживцев, однокурсников и друзей, бросившихся отстаивать репутацию того, в добропорядочности и законопослушности которого не было сомнения, явно не хватило, чтобы составить социальный портрет и определить круг общения.

Отца Игоря – врача Геннадия Александровича Юркова, отдавшего служению своей профессии 40 лет жизни, можно представить в качестве идеала для подражания и достойного главы врачебной династии. Последние 30 лет он работает участковым врачом общей практики в академическом городке Специальной Астрофизической Обсерватории Российской Академии Наук. В свете этого понятен сделанный некогда Игорем непреклонный выбор стать медиком. К 27-ми годам за плечами у молодого специалиста осталось пять лет работы фельдшером и два года медбратом в известной больнице. Среди пациентов отделения, в котором Игорь оказывал первую помощь, всегда сохранялся высокий процент асоциальных элементов – бомжей и буйных. За суточное дежурство на одного врача и двух медбратьев, но чаще медсестер, приходилось от 20-ти до 40-ка больных. Это лишало возможности равно заботиться о каждом, но это не значит, что работа выполнялась недобросовестно.

В день задержания, 19 мая 2010 года, Игорю по злой иронии судьбы предстоял первый экзамен на сессии в педиатрическом институте. Сдать ее он не смог, и был отчислен, пока без права восстановления. Причиной послужило идущее следствие, буквально отравляющее жизнь родным и близким подследственного. Мать Юркова, Елена Фаас, рассказывает: «следователь Белизеева вызывает на допрос владельца квартиры, которую Игорь снимает с женой, грудным ребенком и сестрой, и который вообще не имеет никакого отношения к делу, и заявляет хозяину квартиры, что Юрков серийный убийца и его надо немедленно из квартиры выгнать».

Но по-настоящему сокрушительным ударом по будущей карьере Юркова и его коллеги Шакурова оказался обрушившийся шквал материалов в СМИ о деле врачей-убийц, раздутом донельзя. Не последнюю роль в этом сыграла строгий следователь Белизеева, которая позволяла себе делать публичные заявления о незавершенном следствии с далеко идущими и предвзятыми выводами налево и направо. В частности она бездоказательно сообщила журналистам, что медбратья, будучи в увесистой обуви избивали пациентов больницы, отрабатывая приемы каратэ. «При этом ей даже не приходит в голову, – говорит мать Юркова, – что на работе медперсонал находится в сменной обуви и спецодежде, что Игорь никогда не занимался никакими видами борьбы и просто не знает приемов карате, а единственный спорт, ему нравящийся – горные лыжи».

Год назад, когда сына арестовали, отец Игоря обратился в письме к президенту Российской Федерации, Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Нужно ли говорить, что врачу в академ. городке ответа не поступило? Как и всем участникам этих событий по гражданскую сторону баррикад, родным Игоря Юркова остается надеяться только на предстоящий суд, который бесконечно откладывается. В нем они видят последний шанс отстоять свою правоту по неприкрыто фабрикуемому делу. Тем более есть мнение, что у липового дела о врачах-убийцах имеются неявленные заказчики, в чьих интересах таким образом сместить руководство больницы и получить доступ к богатому источнику государственного финансирования. Звучит невероятно, но принимать в расчет приходится и не такие домыслы и фантазии, потому что как знать?

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
18.03.2017 0 0
Саида Ченцова:

Мы все переживали ужас,слава богу,все позади.Но не позади эти бесчестные следователи,которые ломают судьбы неповинных людей.Воздастся им. Игорь-наш ученик,человек честный,смелый,справедливый.Досталось ему.Сначала приезжий бандит полоснул его по руке,что закрыло ему доступ в хирургию,потом этот позорный наговор. Все бывшие ученики поддерживали его и все рады,что он может продолжать учиться.

С
25.08.2015 0 0
Светлана Толопа:

Я всю жизнь прожила в поселке Нижний Архыз, если потребуется под присягой могу сказать, что более чистого и доброго человека, чем Г.А Юрков я не знаю,благодаря Ему многие люди осталисьживы! Он всегда воспитывал своих детей в доброте и милосердии к людям,учил их быть честными и справедливыми!Никогда не поверю в виновность Игоря!Это полный бред и чушь! Он НЕВИНОВЕН!

1
01.11.2013 0 0
1:10:2013 9:00Муслимат Адамовна:

Я никогда не поверью Юрков виновным он такой отзывчивый всегда рад помогать пациентам он настоящий медработник ОН НЕВИНОВЕН

М
29.07.2011 0 0
максим:

Статья в целом правильная, но вот поганить имена врачей, которые стали обвиняемыми только потому, что не стали давать ложные показания против среднего медперсонала - это со стороны Игоря Юркова или его защиты - скотство. Особенно учитывая, что он как раз и есть лицо "активно сотрудничающее со следствием". Встречу - в лицо плюну так, что никакая ЧЛХ не отмоет.

Т
23.05.2011 1 1
Тамара Князева:

Я долгие годы жила в поселке, где работал и работает Геннадий Александрович Юрков, бескорыстие которого и преданность профессии может служить образцом для любого медицинского работника. И своего сына он воспитал порядочным,честным, готовым прийти на помощь человеком, что и побудило Игоря пойти по стопам отца в медицину. Я, конечно, не являюсь судом присяжных, но свой голос без сомнений и промедлений ставлю под вердиктом НЕ ВИНОВЕН(!).

Б
21.05.2011 0 0
Борис Константинович:

Если прокуратура не находит необходимым проявить свои должностные обязанности необходимо обратиться в следственный комитет,в подмосковье это иногда помогает. Впереди-выборы, задумайтесь, господа.

В
20.05.2011 0 0
Владимир Михайлович:

Я знаком с Геннадием Александровичем Юрковым и его сыном Игорем. Они – высокопорядочные медицинские работники, для которых бескорыстная помощь больным естественна, как сама жизнь. Скорее можно поверить, что они отдали свои руки на отсечение, чтобы спасти больного. Поэтому НЕ ВЕРЮ! Ни одному обличительному слову в их адрес. СК нужно повышать свой профессионализм и чистить ряды от недобросовестных сотрудников преследующих честных людей.

Л
19.05.2011 0 0
Лев Пустильник:

Столь серьезный набор нарушений всех мыслимых статей кодекса следователем Белизеевой и крайне пристрастная позиция неоднократно откровенно озвучиваемая ее в ходе бесед с администрацией больницы (см. их открытое письмо в Интернете) и допрашиваемыми обвиняемыми и свидетелями, вынуждает предполагать заведомо заказной характер раскручиваемого дела. Понятно, что собственно Белизеева здесь не более чем исполнитель заказа, иначе надзорные органы в следовательском комитете давно уже подняли бы вопрос о недопустимости ведения следствия со столь грубыми нарушениями. Но они молчат, а СК Питера вывешивает на своем сайте информацию о "разоблачении банды врачей-убийц" в Елизаветинке с формулировками почти дословно копирующими тексты начала 50-х годов в период печально известного "дела врачей" ("компетентными органами установлено, что, вступив в преступный сговор с целью нанесения вреда здоровью советского народа, ..."). Единственное объяснение этому беззаконию - борьба крупной мафийно-коррупционной группировки, имеющей доступ к СК, за доступ к гиганстским (многомиллионным) потокам бюджетных и коррупционных денег, прокачиваемым через больницу этого класса. И в этой многоходовке использование обвинения медбратьев и врачей в убийстве и наклеивание на нынешнее руководство больницы и контролирующие его структуры бирки "врачей-убийц" с дальнейшей раскруткой и заменой "скомпрометировавших себя адиминистраторов" на "более достойных" - версия более чем правдоподобная. Судьбы невинных ребят в данном контексте никого не интересуют, для следователя Белизеевой все они "щепки", "отходы производства" в построении служебной карьеры любой ценой. Единственная надежда на спасение невинных ребят у меня связана не со справедливостью российского суда (с этим деломи уже лет сто напряженка), а с возможным вмешательством (втихую) конкурирующих груп (мафий), ищущих возможности разобраться с СК, залезшим на чужую территорию. В этой схватке бульдогов под ковром следователь Базеева очень легко сама может оказаться "щепкой", как садящиеся сейчас надолго подмосковные прокуроры. И все-таки очень хочу надеется, что совместные усилия адвокатов, честной прессы и паханов из обижаемой Питерским СК мафии, крышующей Елизаветинку, ребят все же удасться спасти. Дай им Бог сил выдержать весь тот кошмар, который на них обрушился. А для читателя, готового броситься на защиту чести работникоа Питерского СК, я очень посоветовал бы съездить к служебной стоянке автомобилей работников комитета и оценить (в сотнях тысяч долларов) стоимость припаркованных Лексусов и Бентли, и прикинуть сколько лет на следовательскую зарплату должен горбатиться каждый из работников СК дабы приобрести столь необременительный символ настоящего хозяина жизни ( в том числе и чужой жизни, в частности жизни невинно гнобимых ребят-медбратьев).

Ю
19.05.2011 2 0
Юркова Елизавета Геннадьевна:

Никогда не задумывалась, как страшно попасть в руки наших правоохранительных органов. Видимо, если к ним попадаешь, то вырваться практически невозможно, не важно, виновен ты или нет. Теперь мне страшно не только за брата, но и за своего пятилетнего сына. Ведь каждый из нас может случайно перейти кому-то дорогу...

Ч
19.05.2011 0 0
Чумак Галина Викторовна:

К сожалению, в статье не отражено, что по просьбе адвокатов было получено независимое заключение (по экспертизе трупа Капытина и заключению экспертов по запросу следователя) на кафедре судебной медицины и правоведения в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И.П.Павлова. Консультативное заключение сделано доцентами кафедры судебной медицины Петровым И.П.( стаж работы - 25 лет) и Горшковым А.Н.(стаж работы-25 лет). Цитирую только некоторые выводы из обширного и профессионального Заключения, такие как: « - наличие медицинских противоречия между результатами проведенных исследований и сделанными на их основе выводами; - использование для ответов на вопросы медицинского характера результатов технических экспертиз. - неполнота исследования; - отсутствие необходимых обоснований выводов А самое главное, Заключение специалистов университета указывает на одномоментность получения всех травм пострадавшим Капытиным, и что это произошло до поступления в больницу. Данное Заключение не было присоединено к делу следователем Белизеевой Е.Ю. Выводы, из подробного и обстоятельного Заключения, являются основанием для назначения повторной судебно-медицинской экспертизы. Адвокаты Юркова просили следователя Белезееву назначить еще одну независимую экспертизу, но получили отказ. Мне кажется, что это ещё раз говорит о «заказном» деле, когда в очередной раз мы так и не узнаем заказчиков, а исполнителей у нас всегда много

С
19.05.2011 0 1
Сергей:

Пропасть между власть имущими и народом становится все более непреодолимой.

Показать еще комметарии (4)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more